Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок предупреждения и проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве

Современное правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России

Новые институты несостоятельности в современной России ввел Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который устанавливает и регулирует:

ü основания для признания должника несостоятельным (банкротом);

ü порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);

ü порядок и условия проведения процедур банкротства;

ü иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Согласно ст. 65 ГК РФ по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом) юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает для регулирования со стороны государства сферы несостоятельности (банкротства) уполномоченные органы, орган по контролю (надзору), регулирующий орган.

Уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ, муниципальных образований. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам определена Федеральная налоговая служба.

Орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» в качестве такого органа установлена Федеральная регистрационная служба, которая Указом Президента РФ от 25.12.2008 г. № 1847 переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» регулирующим органом в случаях, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено Министерство экономического развития Российской Федерации.

Регулирующий орган утверждает федеральные стандарты или в случае их несоответствия требованиям закона о банкротстве, других федеральных законов выдает мотивированный отказ в их утверждении не позднее чем в течение 60 рабочих дней с даты представления федеральных стандартов национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Утвержденные федеральные стандарты подлежат опубликованию регулирующим органом и вступают в силу по истечении 10 дней с даты их опубликования.

Важная роль в становлении института банкротства отведена арбитражному управляющему как специалисту по антикризисному управлению.

Арбитражный управляющий - гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую законом о банкротстве профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством РФ, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов.

В зависимости от вида процедуры банкротства выделяют следующие категории арбитражных управляющих:

· временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения;

· административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления;

· внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий;

· конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий.

Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

Обязательными условиями членства в саморегулируемой организации являются следующие требования, предъявляемые к арбитражному управляющему:

ü наличие высшего профессионального образования;

ü наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией;

ü ­сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

ü отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

ü отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным законом о банкротстве требованиям, внесение установленных саморегулируемой организацией взносов, в том числе в компенсационный фонд.

Объектами обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего являются имущественные интересы арбитражного управляющего, не противоречащие законодательству РФ, связанные с его обязанностью возместить убытки лицам, участвующим в деле о банкротстве, или иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть заключен со страховой организацией, аккредитованной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, на срок не менее чем 1 год с условием его возобновления на тот же срок. Минимальный размер страховой суммы по договору составляет 3 млн. р. в год.

Дополнительно внешний и конкурсный управляющие должны заключить договор обязательного страхования своей ответственности в течение 10 дней с даты утверждения арбитражным судом(заисключением дела о банкротстве отсутствующего должника и должника, балансовая стоимостьактивовкоторого не превышает 100 млн. р.). Размер страховой суммы по указанному договору определяетсявзависимости от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетнуюдату,предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства. Договоробязательногострахования ответственности арбитражного управляющего продлевается на следующийсрок, еслиарбитражный управляющий не уведомил страховщика об отказе от его продления не позднеечем за одинмесяц до истечения срока действия этого договора.

Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных,административных, внешнихили конкурсных управляющих арбитражные управляющие:

ü которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам(например, лицо, которое входит в одну группу лиц с должником или является аффилированным лицом долг руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, главный бухгалтер а также родственники вышеперечисленных лиц);

ü которые полностью не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей в ранее проведенныхпроцедурах банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законнуюсилусуда;

ü в отношении которых введены процедуры, применяемые в деле обанкротстве;

ü которые дисквалифицированы или лишены права занимать руководящиедолжности и (или)осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии сфедеральными законами;

ü которые не имеют заключенных договоров страхованияответственности на случай причиненных убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, является основанием для его отстранения арбитражным судом от их исполнения по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве. В связи с нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации, требований федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности он может быть исключен из саморегулируемой организации.

Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.

Размер фиксированной суммы вознаграждения установлен в зависимости от вида процедуры, применяемой в деле о банкротстве: временный управляющий — 30 тыс. р., административный управляющий -15 тыс. р., внешний управляющий — 45 тыс. р., конкурсный управляющий - 30 тыс. р.

В случае освобождения или отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве вознаграждение ему не выплачивается с даты его освобождения или отстранения.

Арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов или мотивированного ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, вправе увеличить размер фиксированной суммы вознаграждения в зависимости от объема и сложности выполняемой арбитражным управляющим работы.

Собранием кредиторов может быть установлено дополнительное вознаграждение арбитражного управляющего, которое выплачивается ему за счет средств кредиторов, принявших такое решение, или причитающихся им платежей в счет погашения их требований.

Сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего выплачивается ему в течение 10 календарных дней с даты завершения процедуры, которая применяется в деле о банкротстве и для проведения которой был утвержден арбитражный управляющий. Сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего зависит от балансовой стоимости активов должника, которая определяется на основе данных бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

В соответствии с ФЗ РФ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» в институте банкротства появилась такая структурная единица, как саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение следующих обязательных требований:

· соответствие не менее чем 100 ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

· участие ее членов не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;

· наличие компенсационного фонда;

· наличие разработанных и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

· создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, функции и компетенция которых соответствуют установленным законом о банкротстве требованиям.

Ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляется органом по контролю (надзору).

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана по запросу регулирующего органа предоставлять отчеты о процедурах банкротства, проведенных арбитражными управляющими, являющимися членами саморегулируемой организации.

Для формирования согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования их деятельности саморегулируемые организации арбитражных управляющих вправе создавать объединения саморегулируемых организаций и быть их членами.

Объединение саморегулируемых организаций, в составе которого более чем 50% всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, вправе приобрести статус национального объединения саморегулируемых организаций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эпоха Древнего Рима | Правовые процедуры признания должника несостоятельным
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.