Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление. Индивидуальные особенности мышления связаны с его само­стоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной




Индивидуальные особенности мышления связаны с его само­стоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, широтой, по­следовательностью, быстротой.

Самостоятельность мышления характеризуется умением ста­вить новые задачи и разрешать их, не прибегая к помощи других.

Критичность мышления — способность субъекта познава­тельной деятельности не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явле­ния.

Гибкость мышления — умение быстро изменять свои действия при изменении ситуации деятельности, готовность быстро пере­ключаться с одного способа решения задач на другой.

Глубина мышления проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, раскрывать причины явлений, определять про­блему, предвидеть возможные последствия действий.

Широта мышления — способность охватывать большое количе­ство вопросов.

Последовательность мышления — умение придерживаться ло­гической последовательности при вынесении суждений, их обосно­ванность

 

Среди всех видов способностей наиболее исследованными мож­но считать интеллектуальные.

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Существуют модели интеллекта, предло­женные Ч. Спирменом, Л. Терстоуном, Г. Гилфордом, Г. Айзенком, Д. Хорном и др.

Относительно обусловленности уровня интеллекта генетичес­кими особенностями и влиянием среды были получены весьма неоднозначные и противоречивые результаты.

Одно из наиболее репрезентативных исследований коэффи­циента интеллекта было основано на данных призыва на военную службу в Дании. В процессе этого исследования все мужчины не­зависимо от годности к службе выполняли тест по оценке интел­лекта. Корреляция результатов тестирования среди родных де­тей, выросших вместе, составила 0,52, у родных детей, выросших в разных семьях, — 0,47, для сводных братьев и сестер, выросших порознь, этот показатель не превышал 0,22, а для приемных детей, выросших в одной семье, — 0,02. Таким образом, результаты данно­го исследования указывают на высокую наследуемость интеллекта.

С другой стороны, можно вспомнить яркие исследования, ка­сающиеся экспериментального изучения средовых влияний на интеллектуальные способности — от экспериментов с животными, воспитывающимися в обогащенной или обедненной среде до изу­чения приемных детей и воспитанников детских домов. В данном контексте заслуживают внимания и попытки экспериментальной проверки гипотезы психолога Стэнфордского университета (США) Р.Зайонца. Изучая многодетные семьи, этот автор предположил, что уровень интеллекта детей имеет тенденцию уменьшаться по мере возрастания количества старших братьев и сестер ребенка, особен­но, если в семьях по 5-7 детей, по причине недостаточной возмож­ности общаться со старшими вследствие их загрузки домашними делами по обустройству детей.

Многочисленные исследования, направленные на поиск факто­ров, относящихся к средовым влияниям, детерминирующим осо­бенности интеллектуальных способностей, позволяют выделить такие из них, как — наличие или отсутствие внутриутробных ин­фекций, полноценное питание, хорошие санитарно-гигиенические условия, грудное вскармливание, усыновление приемных детей

интеллектуальными и обеспеченными родителями и т.д. Есть и неожиданные — например, родительская депривация, то есть лише­ние родительского попечения в раннем возрасте из-за утраты роди­теля. Удалось установить, что наряду с неблагоприятными послед­ствиями (эмоциональные расстройства, асоциальное поведение и т.д.), ряд таких детей оказывается способным продуктивно пере­жить одиночество, находя прибежище в размышлениях и чтении. Сказанное выше подтверждает статистика. Среди выдающихся де­ятелей науки и искусства 28% в раннем детстве потеряли родителей (или одного из них), среди них — 22% нобелевских лауреатов, 41% выдающихся ученых, 45% премьер-министров Британии.

В целом, по мнению ряда исследователей, изучение психоге­нетики интеллекта приводит к выводам о более низкой, чем пред­полагалось ранее, наследуемости интеллекта, и о более высокой обусловленности вариативности показателей средой. Подчеркива­ется превалирование следующих факторов — общесредовых осо­бенностей, общесемейной среды, социально-экономического ста­туса, интеллекта родителей и т.д. Данные средовые влияния могут приводить к варьированию коэффициента интеллекта в размерах 20-25 пунктов. То есть, имея определенную генетическую обуслов­ленность, интеллектуальные способности колеблются в указанных пределах в зависимости от средовых влияний; как только качество среды улучшается, уровень коэффициента интеллекта возрастает до верхней границы диапазона, и наоборот.

Проведена также серия исследований, направленных на выяв­ление взаимосвязи между 1) определенными индивидуально-психологическими особенностями и 2) уровнем интеллектуального развития и успешностью выполнения тестов на интеллект.

Так, В. М. Русалов провел ряд исследований с целью нахожде­ния зависимости между такими показателями темперамента как темп, эргичность, пластичность и успешностью выполнения тес­тов на интеллект. Данная зависимость была выявлена только у по­дростков, а также у лиц со сниженным интеллектом.

Были предприняты также попытки выявить зависимость между успешностью выполнения тестов на интеллект и уровнем тревож­ности. В ряде исследований была получена положительная корре­ляция между уровнем тревожности и успешностью выполнения интеллектуальных тестов. Иными словами, при возрастании уровня

На сегодняшний день при изучении факторов, связанных с воз­никновением одаренности и талантливости, учение столкнулись с весьма противоречивыми данными. С одной стороны, концепция генетической обусловленности одаренности не находит достаточно убедительного подтверждения. Потомки гениев, как правило, ни­чем не отличаются от обычных людей, то есть их необыкновенные качества не связаны с наследственными задатками (вспомним рас­хожее выражение — «на детях гениев природа отдыхает»). С другой стороны, воздействия внешней среды, связанные с возникновени­ем особой одаренности, также не удается идентифицировать точно. Причем влияние хорошей среды наиболее сомнительно там, где под сомнением и влияние хорошей наследственности.

В рамках дифференциальной психологии весьма активно обсуж­дается и вопрос о компенсации способностей, причем один из первых данную проблему поднял Б. М. Теплов. Им был указан социальный аспект компенсации. Так, Б. М. Теплов отмечал, что нет плохих и хо­роших типологических особенностей, каждая их них в разных ситу­ациях может иметь и положительное, и отрицательное проявление, соответственно, и человек, неспособный к одному виду деятельнос­ти, может быть способным к другому. Люди с разными задатками могут добиваться одинаково высоких социальных достижений (в различных областях культуры, искусства, спорта и т.д.) за счет ком­пенсации одних способностей другими. Но это не тот вид компенса­ции, который обеспечивает одинаковые достижения людей в одном и том же виде деятельности, что достигается благодаря психофи­зиологическим механизмам компенсации, иллюстрацией действия которых может служить, в частности, компенсация недостаточной выносливости нервной системы высокой ее чувствительностью. В случае психофизиологической компенсации недостаточное разви­тие или выраженность одной способности может быть восполнено другой, связанной с ней — недостаточное распределение внимания компенсируется быстротой восприятия, недостаточная дифферен-цированность мышечно-двигательных ощущений — концентрацией внимания и быстротой двигательных реакций. Это истинные ком­пенсации. К этому же виду можно отнести и случаи, когда равная выраженность у разных людей какой-либо комплексной (сложной) способности определяется различной проявленностью у них более частных способностей, являющихся компонентами первой.

Еще одним видом компенсации, как подчеркивал Б. М. Теп­лов, выступает обеспечение эффективности деятельности зна­ниями, умениями, опытом. Например, отсутствие абсолютного музыкального слуха компенсируется наличием определенных приобретенных умений и навыков.

А в школе В. С. Мерлина проблема компенсации способнос­тей изучалась в связи с выработкой индивидуального стиля дея­тельности. В его школе одинаковая продуктивность деятельности субъектов с разными задатками определялась стилем деятельности, при выработке которого может происходить компенсация недоста­точно выраженных способностей и качеств определенными спосо­бами деятельности.

По мнению Е. П. Ильина, если требования деятельности к че­ловеку максимальные, когда от человека требуется проявление максимальных возможностей, вряд ли можно говорить о возмож­ности полной компенсации неразвитых способностей (иначе все люди были бы одинаково одаренными во всех видах деятельности). Если же ведущие для данной деятельности способности выражены неярко, то компенсация может обеспечить средний уровень успеш­ности деятельности.

РЕЗЮМЕ:

Генетические и средовые (особенности обучения, воспитания, профессиональной деятельности) факторы детерминируют следу­ющие индивидуальные особенности познавательных психических процессов:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.