Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночные субъекты инновационной деятельности




Рыночные субъекты инновационной деятельности — это большей частью малые предприятия, к которым принадлежат: венчурные, обслуживающие, инжиниринговые фирмы, проектные бригады, фирмы «спин-офф». Кроме того, А. Ю. Юданов предлагает четыре типа компаний, название которых зависит от типа реализуемой стратегии: виоленты, комутанты, патиенты, експлеренты.

Виолентная (силовая) стратегия характерная для фирм, которые действуют в сфере стандартного производства. Фундаментальный источник сил - массовое производство продукции среднего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности. Примеры: автомобили «Тойота», «Шевроле», холодильники «Сіменс», «Электролюкс», сигареты «Мальборо», «Кемел» и др.

Патиентная (нишевая) стратегия типичная для фирм, которые стали на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция. Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с главными корпорациями. Эти фирмы называют «хитрыми лисами» экономики. Для отечественных фирм эта стратегия может быть полезной как предпринимательская философия. Она призывает не бороться открыто с главными корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. В дальнейшем в патиентов могли бы превратиться много отечественных больших предприятий, в том числе бывшие оборонительные.

Комутантная (соединяющая, объединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как в патиента), а за счет индивидуализации услуги. Они получили название «серых мышей». Повышенная гибкость комутантов дает возможность им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе. Комутантная стратегия характерная для многих частных украинских фирм.

Эксплерентная (пионерская) стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка, это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений. Среди подобных фирм первопроходцы в выпуске персональных компьютеров (ЕППЛ), «Зенит», «Осборн» и др. Сила эксплерентов обусловлена внедрениям принципиальных нововведений, они пользуются начальным присутствием на рынке. Эксплеренты в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех.

С точки зрения стратегий самой рисковой является стратегия эксплерентов, так как им приходится решать двойную задачу. Тем не менее на частичном улучшении тяжело удержаться на рынке. Исследование Ж. Ж. Ламбена показывают, что главным фактором успеха новых товаров на рынках является повышение их качества. Например, в 1993 г. 58 % прибыли американским компаниям дали новые товары. Но еще раз напоминаем, что фирму можно определить по типу стратегии только в том случае, когда она специализируется на одном виде товара или выполняемой услуги. Если фирма производит несколько видов товара, то относительно каждого из них она может применять разнообразные стратегии. В этом случае нивелируется риск в целом по фирме. Здесь уместно напомнить русскую поговорку: «Нельзя класть яйца в один корзину».

Кроме того, в мировой практике рассмотренные инновационные предприятия принадлежат, как правило, к малым фирмам. Критерии отнесения к малым фирмам в каждой стране свои. Это объясняеться особенностями развития экономики, ее структурой, национальными традициями. Например, в США к малым относят предприятия численностью до 99 человек; в Японии в сфере услуг — это свыше 5 человек, в других областях — не больше 20. Малые организационные формы очень удобные структуры для инновационного бизнеса, практически для всех инноваций в общем, и на отдельных стадиях инновационного процесса.

Следует обратить внимание еще на одну организационную форму создания и реализации инноваций — венчурную.

Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, которые специализируются на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Этот бизнес распространен в США, Западной Европе, Японии. Как правило, венчурные фирмы не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам — эксплерентам, патиентам, комутантам. Венчурные фирмы могут быть дочерними больших фирм.

Создание венчурных фирм предусматривает наличие таких компонентов:

— идеи инновации - нового изделия, технологии общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;

— рискованного капитала для финансирования.

Итак, на современном этапе развитие малого предпринимательства объясняется такими факторами:

1) внедрением во все сферы экономики разнообразных видов микроэлектронной техники, которая не нуждается в больших производственных площадях и стартовых инвестициях, но дает возможность резко упростить и здешевити коммуникационные связи, процесс принятия эффективного управленческого решения (технологический аспект);

2) принятием государствами законодательных актов по налоговым и другим льготам малому предпринимательству (правовой аспект);

3) государственной и внебюджетной поддержкой финансирования рискованного венчурного бизнеса (финансовый аспект);

4) гибкостью и адаптивностью малых фирм к требованиям рынка в связи с небольшим количеством их сотрудников (чем меньшая система, тем более простое управление) и достижениями научно-технического прогресса (управленческий прогресс);

5) повышением интеллектуального уровня научных сотрудников и их стремления к свободе в творческой деятельности (психологический аспект);

6) высшей (до двух раз) эффективностью конечных результатов инновационной деятельности малых фирм и более скорой отдачей инвестиций сравнительно с большими компаниями и корпорациями (экономический аспект).

Рядом с факторами развития малых фирм действуют также факторы, которые сдерживают роста их количества. К ним принадлежат такие:

· большой риск инвестирования в связи с малой (иногда единичной) номенклатурой товаров, которые выпускаются, или выполняемых услуг. При провале на рынке этого товара фирма обанкротится. Невозможно провал одного товара компенсировать успехом другого;

· значительные трудности в отладке производства из-за отсутствия необходимого производственного потенциала, слабая инфраструктура фирмы и ее защищенность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.