Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности

Деятельность есть способ существования и развития социальной действительности, проявления социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Ее основные черты: сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер.

По разным основаниям деятельность подразделяется на практическую и духовную (они дополняют друг друга); экономическую, социальную, политическую и т.д.; классовую борьбу, национально освободительное движение и др.; прогрессивную и реакционную; положительную и отрицательную; законную и незаконную; моральную и аморальную; творческую и нетворческую и т.д.

В специальных (частных) социологических теориях категория деятельности конкретизируется, операционализируется с учетом сфер деятельности, ее социальных форм и т.д. Так, к примеру, в сфере здравоохранения такой деятельностью является работа по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека; в сфере образования – обучение, подготовка и переподготовка кадров; в сфере науки – научно-исследовательская деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию объектных знаний о явлениях и процессах, протекающих в природе и обществе; в сфере культурно-досуговой – организация отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности; в силовых структурах общества – деятельность по защите от внешних враждебных сил, по поддержанию порядка внутри страны и т.д.; в пенитенциарной системе – деятельность по осуществлению наказаний и исправлению (позитивной социализации) наказуемых; в сфере бытового обслуживания – оказание непроизводственных и производственных услуг отдельными людьми, соответствующими учреждениями и предприятиями.

Особой формой деятельности является социальная работа, которая выступает в трех видах: научная, учебная и практическая.

Как вид практической деятельности социальная работа отличается спецификой своих объектов и субъектов (о чем речь ниже). В зависимости от объекта, на который направлена эта деятельность, социальная работа интерпретируется в узком (объект – группы и слои населения, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации) и широком (объект – все население, различные сферы жизнедеятельности) смысле.

В целом социальная работа представляет интегрированный вид деятельности, обусловленный главным ее объектом – человеком как органическим единством его биологического, психологического и социального компонентов. Цель социальной работы – удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (и прежде всего социально уязвимых) слоев населения с учетом социального положения, специфики их социальных проблем.

Основные компоненты социальной работы.

Социальная работа как общественный феномен и особый вид деятельности включает в себя целый ряд компонентов: объект, субъект, содержание, функции, средства, цели и управление. Они органично, тесно взаимосвязаны между собой, образуя своеобразную социальную систему.

Прежде чем анализировать сущность и содержание объектов и субъектов социальной работы, кратко осветим содержание других вышеуказанных компонентов. Это позволит более конкретно и полно охарактеризовать ее объекты и субъекты.

Важнейшим компонентом социальной работы является ее содержание, которое определяется разнообразными функциями: информационной, диагностической, прогностической, организационной, психолого-педагогической, управленческой, а также функцией оказания практической помощи (в скобках отметим, что этот перечень функций не всегда совпадает у разных авторов).

Социальная работа осуществляется с помощью разнообразных средств (предметов, орудий, действий), которые позволяют достичь цели этой деятельности. Многообразие средств, среди которых деловые связи, личные контакты, слова, приемы психотерапии, личное обаяние, а также телефон, специальные учетные бланки и т.д., - обусловлено многообразием функций социальной работы, ее объектами.

Управление как компонент социальной работы (прежде всего практической) включает анализ и оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание социальных работников.

Важнейшим компонентом социальной работы является ее цель как удовлетворение потребностей и интересов клиентов. Это общая цель может быть конкретизована с учетом ее составных частей (подцелей): усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы: создание условий, в которых клиенты могут максимально проявить свои возможности и получить все полагающееся им по закону; адаптация и реабилитация клиентов в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения со стороны окружающих.

Как цель, так и другие компоненты социальной работы, определяются спецификой тех, на кого они ориентированы (т.е. объекты), и теми, кто их реализует (субъекты).

Субъекты социальной работы. Естественно, что рассмотренные объекты социальной работы могут быть и являются в той или иной степени и субъектами социальной работы.

Однако если учитывать главное, что объектами социальной работы являются и те, кто нуждается в помощи, поддержке, социальной защите, и под субъектами - тех, кто оказывает эту помощь, поддержку, осуществляет защиту, то перечень и характеристика таких субъектов является иной, чем объектов. К тому же нужно учитывать, что социальная работа должна рассматриваться с учетом всех его видов (компонентов), а не только практической деятельности по социальной защите людей.

Исходя из этого и обозначим собственно субъекты социальной работы.

В этом смысле в качестве субъектов социальной работы выступают люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать и решающие те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы.

Их можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе с учетом составных частей социальной работы: практической деятельности, науки и учебного процесса.

1. Прежде всего - это организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся:

- государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играет Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

- различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков; центры психологической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;

- администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д.

и их подразделения.

2. Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

Примерами негосударственных благотворительных организаций в России могут служить, в частности, Московский Дом милосердия, благотворительный фонд «Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь» (г. Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург), «Алтай-СПИД» и др.

В настоящее время в стране благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организаций». Закон обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности, установление налоговых льгот.

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных выше субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторов - управленцев и исполнителей, практических социальных работников, оказывающих непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающих социальную защиту клиентов, представителей рассмотренных выше объектов социальной работы.

По некоторым данным, в мире насчитывается около 500 тысяч профессиональных социальных работников (в России – в пределах 50 тыс. чел.). Количество не дипломированных специалистов, но занимающихся профессионально социальной работой, значительно больше, особенно в тех странах (в том числе в России), в которых относительно недавно введена новая профессия - социальный работник.

Нет точных данных, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах. Но число это велико (принято считать, что один социальный работник обслуживает 10-15 человек).

Социальные работники - особая группа тружеников, которая должна обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.

4. В качестве четвертого субъекта социальной работы можно рассматривать преподавателей, а также тех, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений. К ним относятся руководители практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.

При этом обучающиеся также могут выступать в качестве субъектов на всех основных этапах учебного процесса: самостоятельное изучение литературы, написание докладов, курсовых, дипломных работ и т.д., выполнение целого ряда работ во время прохождения практики, начиная со второго курса.

5. Важным субъектом социальной работы являются ее исследователи. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы.

Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, сеть диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики.

Не будет лишним заметить, что в России практически создано уже несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др.

Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы в целом, уделяют особое значение отдельным ее направлениям.

От профессионализма социальных работников, представленных различными субъектами, применяемых технологий и их реализации зависит и отдача социальной работы, ее эффективность.

Общая характеристика объектов социальной работы. Прежде всего отметим логичность рассмотрения этих двух компонентов именно в такой последовательности. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что субъекты, несмотря на всю их важность, являются в определенной мере производными от объектов. На самом деле, объекты социальной работы главным образом возникают, формируются объективно под влиянием социально-экономических условий жизни в том или ином обществе. Субъекты же, хотя и возникают под влиянием тех же объективных условий, тем не менее являются явлением надстроечным, формируются политическими и другими социальными институтами.

Далее. Выдвижение на первый план объектов предопределяется их характеристиками, теми задачами, которые необходимо решать, исходя из стоящих перед объектами проблем.

Субъекты же, те же социальные службы, формируются, организуются на этой основе. Именно поэтому представляется нецелесообразным рассмотрение некоторыми авторами этих компонентов социальной работы в такой последовательности «субъекты-объекты».

Второе методологическое суждение состоит в том, что характеристику субъектов социальной работы необходимо рассматривать с учетом всех аспектов ее, т.е. социальной работы и как практического вида деятельности, и как науки, и как учебного процесса. Ибо все они являются видами деятельности, тесно связанными, одного и того же феномена общественной жизни. Именно под таким углом зрения анализируются, пожалуй, впервые, субъекты в учебнике «Теория социальной работы».

В связи с этим дадим краткое философско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект». Объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, но и выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Субъект же - это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.

Подчеркнем здесь три момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной работе. Во-первых, это их различие, во-вторых, органическое взаимодействие, связь; в-третьих, возможность перехода друг в друга, возможность меняться местами.

Далее, надо иметь в виду, что понятие «объект» может соотноситься с понятиями и «субъект» и «предмет». Объектно-субъекные отношения характеризуют главным образом социальную работу как практический вид деятельности.

Когда же рассматриваем социальную работу как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект рассматривается как определенный вид практической социальной действительности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента индивида, семьи, общности, группы, сферы жизнедеятельности), либо (чаще всего) закономерности социальной работы.

При анализе социальной работы как учебного процесса объектом (преимущественно) выступают студенты, слушатели, а субъектом - преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей).

В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население. Это объясняется тем, что жизнедеятельность людей, всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

Надо иметь также в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере его жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно. Богатый нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией. Здоровый может быть бедным, не имеющий возможностей реализовать свои разнообразные здоровые установки. В любой семье могут обостриться межсупружеские или родительско-детские отношения. Всегда в защите нуждаются дети, подростки, старики. Особенно это характерно для условий кризисного состояния общества.

Т.е. каждый человек нуждается в той или иной степени в поддержке, помощи, защите. Вместе с тем, население структурировано по различным основаниям. И в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые оказались в сложной жизненной ситуации, когда они либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы. Поэтому при понимании социальной работы в ее непосредственном, узком значении под объектами имеют в виду именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

При рассмотрении данного вопроса надо расширить толкование объекта, данное выше. То есть брать объект во всем его объеме, интерпретируя его с точки зрения общенаучной, философской и предметно-социологической. В этом смысле уместна его интерпретация как, во-первых, философской категории, обозначающей объективную реальность, внешний мир, существующий вне нашего сознания и независимо от человека; во-вторых, как предмета, явления, на который направлена человеческая деятельность; в-третьих, предприятие, учреждение, место деятельности, нахождения.

Поскольку социальная работа является такой отраслью знания, в которой значительное место занимает эмпирический, прикладной компонент, то важным является толкование объекта с точки зрения социологического исследования как носителя той или иной социальной проблемы, как конкретной области социальной реальности, сферы деятельности субъекта общественной жизни.

С учетом сказанного определим группы объектов социальной работы и дадим им краткую содержательную характеристику.

Прежде всего о группах населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность тех групп населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

В Федеральном Законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (декабрь 1995г.) дается, на наш взгляд, приемлемое с научной точки зрения определение трудной жизненной ситуации. В 4-й статье Закона она интерпретируется как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность отдельного человека или семьи (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малоо6еспеченность, безработица, вынужденная миграция, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), из которой они не могут выйти самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства.

Таких групп, которые оказались в кризисных условиях России в трудной жизненной ситуации, достаточно много. Попробуем дать классификацию этих объектов, используя различные основания.

Прежде всего, одним из оснований выделения групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является состояние их здоровья. Состояние, которое не позволяет им в полной мере или вообще решать самостоятельно свои жизненные проблемы. Одной из таких групп являются граждане - инвалиды (как взрослые, так и дети). К ним примыкают лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний. Ясно, что эта группа населения оказалась в трудной жизненной обстановке в результате потери (в той или иной степени) здоровья, вследствие того, что полученная доза облучения не позволяет в полной мере заниматься производительным трудом и требует постоянного лечения.

К этим группам близки и специально выделяемые семьи, в которых имеются дети-инвалиды.

По первому основанию (состояние здоровья) выделяются также группы (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.

Другим основанием групп населения, испытывающих жизненные трудности, является служба и труд в экстремальных социальных условиях, таких, как войны. По этому основанию выделяются участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны. Их жизненная ситуация усугубляется как уже преклонным возрастом, так и, конечно, состоянием здоровья этих людей. К ним непосредственно примыкают вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и мирное время. Сюда же можно отнести бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей.

В качестве третьего основания можно определить пожилой, пенсионный возраст людей (шире - их пенсионное состояние), в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации. Сюда относятся одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям).

Четвертым (достаточно широким) основанием выделения групп людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, может быть девиантное поведение в его различных формах и видах. К этим категориям относятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики.

В качестве пятого основания можно рассматривать трудное, неблагополучное положение различных категорий семей. В связи с этим, в эту группу населения, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, можно отнести: семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей.

Следующим основанием выделения групп населения может быть особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.). На этом основании выделяют детей из детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевших или оставшихся без попечения родителей детей; безнадзорных детей и подростков.

В качестве основания выделения групп населения, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, может быть бродяжничество, бездомность. Это - лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы. Еще одним основанием может служить положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии. В связи с этим выделяют группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находившихся в отпуске по уходу за ребенком.

Наконец, последним (девятым по счету) основанием может служить правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и в последствии реабилитированных.

Предложенная группировка не является единственной. Можно, вероятно, дифференцировать указанные группы людей (в соответствии с теми или иными основаниями) более конкретно или, наоборот, выделяя более широкие категории. Это зависит от целей и задач исследования, решения практических задач.

Второй важнейшей группой объектов социальной работы являются различные сферы жизнедеятельности людей. В этом случае под социальной работой понимать следует главным образом ее широкое толкование как решение не только повседневных проблем, но и решение, предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и др. проблемы социализации человека, групп, общностей).

Сферы жизнедеятельности как объекты социальной работы весьма многообразны. Среди них важнейшими являются: сфеpa производства, производственной и социальной инфраструктуры. Это сфера включает в себя среду, обстановку, процесс создания материальных и других благ; комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство, а также население; материально-вещественные элементы, обеспечивающие условия жизнедеятельности в обществе - в производственной, политической и духовной сферах, в семье и быту; городские и сельские, а также промежуточные формы расселения.

С точки зрения социальной политики и социальной работы в этой сфере жизнедеятельности людей важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производительных сил, виды производства (промышленного и сельскохозяйственного и др.), насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.; сфepa здравоохранения - система государственных, частных и смешанных предприятий и учреждений, осуществляющих мероприятия по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека; сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовки и переподготовки кадров, начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями, а также соответствующую инфраструктуру; сфера науки - область жизнедеятельности, осуществляемая научно-исследовательскими институтами и лабораториями, научными центрами, конструкторскими бюро и другими учреждениями, коллективами и отдельными учеными и направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о явлениях и процессах, протекающих в природе и обществе; сфера культуры включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей); культурно-досуговая сфера - часть нерабочего времени, используемая для отдыха и развлечения (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д.), творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой и спортом, а также вся инфраструктура организации отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности; силовые структуры общества включают в себя армию, военный флот, пограничные части, милицию (полицию), ОМОН и другие силовые подразделения, осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны.

Сюда же включается, естественно, вся инфраструктура силовых подразделений, призванная обеспечить выполнение соответствующих функций указанных силовых структур; пенитенциарная система - это исправительно-трудовые учреждения, в которых отбывают наказание люди, совершившие правонарушение или преступление, а также деятельность по осуществлению наказаний и исправлению (позитивной социализации) наказуемых; социально-этническая среда - в широком смысле это общественнополитическая система в целом, в которой функционирует (действует, развивается) социально-этническая общность: общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества (сообщества); в узком смысле означает непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей: семьи, семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального и социально-этнического характера; сфера бытового обслуживания населения - часть сферы обслуживания, оказание непроизводственных и производственных услуг (ремонт жилья, химчистка вещей, пошив и ремонт одежды, обуви, автотехобслуживание, прокат, услуги бань, парикмахерских, прачечных, фотоателье, ремонт бытовой техники и т.д.) соответствующими учреждениями и предприятиями.

В каждой из этих сфер как объектов социальной работы с учетом их специфики решаются (должны решаться) вопросы по созданию нормальных условий труда и отдыха, оказания медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защиты работающих в этих сферах людей, и всех групп, слоев населения, связанных прямо или косвенно с этими сферами. В конечном счете речь идет о создании (путем осуществления социальных мероприятий) нормальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации людей, их различных групп и слоев, отдельных личностей.

Человек как субъект и объект социальной работы в системе субъект-субъектных и субъект- объектных отношений. Главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек. Однако не всегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разными этапами его возрастного развития: человек - дитя, молодой человек - юноша (девушка), взрослый человек, пожилой человек. Ясно, что на первом и последнем этапах он выступает прежде всего в качестве объекта социальной работы, хотя в определенной ситуации и на разных этапах старости он может также быть субъектом (воспитателем, помощником, организатором, советчиком и т.д.).

Уже дети в старшем возрасте также могут выполнить роль субъекта (члена каких-либо организаций, помогающих старшим людям и маленьким детям, организаторы спортивных, оздоровительных и других мероприятий и т.д.).

У молодого и взрослого человека шансы стать объектом или субъектом социальной работы примерно равны. Однако именно во взрослом состоянии, как правило, люди могут выполнить роль субъекта в социальной сфере, что предопределяется их зрелостью, получением образования, соответствующей профессии, специальности, участием в трудовой и общественной деятельности.

В то же время надо иметь в виду, что человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое (физиологическое и психическое) и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении. Именно эти стороны (компоненты качества) человека обусловливают его положение и в качестве объекта, и в качестве субъекта. Так, как больной (с неизлечимыми и трудноизлечимыми болезнями), перенесший психологический шок - он объект социальной работы. В то же время, имея знания и овладевая умениями, человек этот может выступать и субъектом. Не говоря уже о специалистах (врачах, психиатрах и т.д.).

Как объект человек имеет дело с социальными проблемами (трудоустройством, оформлением пенсионных и иных дел, помещением престарелых в дома-интернаты и т.д.).

Но он же их может и сам решать (целиком или частично), тем самым выступая в роли субъекта.

Роль субъекта социальной работы человек выполняет в качестве родителя в семье, члена трудового коллектива, той или иной организации и т.д.

Роль субъекта или объекта человека предопределяется его «личностью», т.е. совокупностью социально значимых качеств. И здесь следует учитывать, что человеку вообще, как известно, присуще диалектическое единство общего (общечеловеческого, родового), особенного (формационного, социально-классового) и единичного (индивидуального) способов существования. И от того, как и в каких условиях реализуется эти способы существования, человек выступает преимущественно либо объектом, либо субъектом, порой органически соединяя эти две роли. При этом роль субъекта может носить профессиональный, либо непрофессиональный характер.

Что касается семьи и групп населения как объектов социальной работы, то обратим лишь внимание на то, что являясь объектами, указанные группы могут в той или иной мере выполнять также роль субъектов, т.е. помогать самим себе хотя бы частично решать возникающие (возникшие) социальные проблемы.

Рассмотренные компоненты социальной работы объединены в целостную систему.

Социальная работа как практическая деятельность имела место всегда, с самого начала формирования человеческих сообществ, принимая различные формы на разных этапах функционирования и развития человеческого общества. Ныне она выступает преимущественно в форме профессиональной деятельности. Это означает, что она осуществляется субъектами, имеющими соответствующее образование на постоянной, систематической основе.

Тема эффективности организации социальной деятельности – предмет пристального внимания многих научных дисциплин, как, впрочем, и социальной практики. Так, в технических науках эффективность измеряется с помощью коэффициента полезного действия, надежности, в экономике – с помощью затрат, прибыли, производительности труда, в кибернетике – с помощью регулируемости, негэнтропии и т.п. Дискуссии о критериях, способах измерения соответствующей деятельности продолжаются на протяжении многих десятилетий.

Что касается социальной работы, то она всегда нуждалась в объективной оценке, тем более помощь, оказываемая клиентам специалистами социальных служб. Соответствующие требования выдвигаются сегодня, как и вчера, с разных сторон: правительственных инстанций, субъектов государственного и негосударственного секторов социальной поддержки населения, самих клиентов социальных служб.

Обзор работ по анализируемой тематике, осуществленный К. Вуд в конце 70-х гг. ХХ в., позволил ей сделать вывод о неэффективности социальной работы. В большинстве исследований, как постулировала К. Вуд, отсутствовали: 1) четкие характеристики программ помощи; 2) проблем клиента; 3) условий, в которых приходилось их решать. Полагая, что в подобных случаях оказание помощи было недостаточно квалифицированным, исследователь сочла возможным сделать соответствующий вывод о неэффективности социальной работы. Наряду с этим она сформулировала ряд принципов, на которых основывается успех работы с клиентом: 1) тщательный анализ проблемы и 2) тех факторов, которые способствуют и препятствуют ее возникновению, а также решению данной проблемы; 3) умение поставить задачи; 4) обсудить с клиентом условия контракта; 5) спланировать действия; 6) наконец, оценить достигнутый клиентом прогресс.

Анализируя вклад К. Вуд в изучение эффективности социономической деятельности, заметим, что в современной теории и практике социальной работы представлено множество моделей соответствующей деятельности. Причем, «эффективность» (в переводе с латинского языка) – «результат чего-либо». «Критерий» же (в переводе с греческого) – «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо».

Однако трактовка термина, перевод его с одного языка на другой не есть научное определение понятия. В этой связи обратимся к ряду научных подходов, в рамках которых и определяется анализируемый нами предмет: эффективность социальной работы. Подчеркнем, что литература, в которой осуществляется анализ данного предмета, написана с разных идеологических и профессиональных позиций.

2. Пожалуй, объединяющим началом для разноообразных подходов к измерению эффективности социономической деятельности является признание того факта, что процесс оценки эффективности социальной работы – достаточно сложная задача. Действительно, цели и задачи социономической деятельности многообразны и всеобъемлющи. Поэтому нелегко их перевести на язык объективных, формализованных показателей. И это будет, во-первых. Во-вторых, нестрого определяемая технология социальных услуг с трудом поддается точной стандартизации и измерению. В-третьих, на конечный результат потребителя социальных услуг – клиента – влияет множество факторов, смазывающих картину реальной эффективности социальной работы. В-четвертых, конечный результат сложно измерить, так как изменению в поведении человека трудно дать количественную оценку или определение. В-пятых, итоговую оценку не всегда легко интерпретировать, ибо неоднозначные выводы часто подвержены противоположным толкованиям.

Важно иметь в виду и другое. Определение критериев эффективности социальной работы связано с системой ценностей, а она у специалистов – приверженцев разных научных традиций – не одинаковая. Причем сами ценности, исповедуемые профессионалами, гораздо сложнее, чем те схемы и упрощения, которые используются этими профессионалами. Более того, ценности меняются со временем, что не менее важно учитывать как при выборе критериев оценки социономической деятельности, так и при оценке этой деятельности. Учитывая вышесказанное и в силу того, что социальная работа зарождается, получает развитие в первую очередь как практика, проанализируем те из утвердившихся в науке подходов, которые представляют значимость с точки зрения практики социальной работы.

Для приверженцев наиболее общего из интересующих нас подходов, назовем его универсальным, характерна трактовка эффективности организации как такого абсолютного свойства системы, которое не зависит от специфики организации и, прежде всего, от ее назначения и целей. При этом в качестве одного из ключевых понятий используется «упорядоченность», под которой понимается проявление организованности анализируемой системы.

Считается, что если организация функционирует на основе предписаний и правил, то имеет место высокий уровень ее упорядоченности, эффективности. Заметим, что организация в нашем случае – это и социальная служба, и типичный ее клиент: семья, которая – из ряда «не собственно организаций», скажем так, оперируя терминологией А.И. Пригожина.

Оппоненты такого видения эффективности организации подчеркивают, что само по себе применение правил не гарантирует ни высокой эффективности, ни оптимизма. Несомненно, в организации имеются правила, предписывающие процессы, приводящие к низкой ее эффективности. Однако зададимся вопросом: «Что такое правила, предписания, стандарты организации?» Это – результат обобщения лучшего опыта, оформленного в соответствующем виде: в виде норм и стандартов. Но пока данный процесс обобщения осуществлялся, жизнь организации – живой системы – не стояла на месте.

Иными словами, любое правило, любой стандарт организации – своего рода ее «вчерашний день». Как постулировал в этой связи М. Сипорин, существует профессиональная обязанность действовать, насколько возможно, в соответствии с принципами профессиональной деятельности. При этом профессионалу положено знать, когда и как, в какой мере могут быть сделаны исключения из правил. «Нет более бездумного человека, – подчеркивал в этой связи другой ученый, – чем тот, кто сводит всю свою деятельность к применению и осуществлению ранее изданных директив.

Не менее распространенным к измерению эффективности является целевой подход. Как пишет Х. Хендрик, определение организационных целей (что само по себе очень важно) может существенно помочь в выборе критериев организационной эффективности, поскольку некоторые критерии являются прямым отражением этих целей. Согласно данному подходу, «эффективность организации» – понятие относительное, связанное с ее назначением и целями. В этой связи эффективной можно считать лишь ту организацию, которая успешно осуществляет свои цели, когда затраты и результаты, то есть ее входы и выходы, являются удовлетворительными. Иными словами, не достижение целей организации означает ее неэффективность. Однако, как замечают оппоненты анализируемого подхода, достижение цели – довольно сложный критерий эффективности. Поскольку любая организация – многоцелевая общность, очевидно, что, оценивая ее эффективность по этому критерию, необходимо принять во внимание достижение всех ее целей. Но далеко не все цели организации могут быть измерены.

Перед любой организацией стоит, как минимум, три группы целей. Причем зафиксированные в таблице цели являются базовыми. Наряду с ними в организации имеется множество вторичных, производных целей, и далеко не все из них могут быть переведены на язык формализованных показателей.

Сам факт множественности целей, стоящих перед организацией, проблематизирует определение ее эффективности с помощью целевого подхода. К тому же, подчеркнем это вновь, далеко не все цели организации могут быть операционализированы. Действительно, одно дело измерить «цели-задания» (планы, поручения, даваемые организации более высокими структурами), и совершенно другое – измерить «цели-системы» (равновесие, стабильность, целостность, устанавливаемые системой управления).

В последнее время исследователи все чаще предлагают оставить в покое чересчур общий вопрос об эффективности работы с клиентом и обратить внимание на конкретные формы вмешательства, в связи с различными категориями клиентов, находящихся в разных условиях и разном окружении. Иными словами, практика ставит более конкретные вопросы, касающиеся действенности социальной работы. При этом подчеркивается, что типичным клиентом социальных служб остается семья. Однако важно иметь в виду, что она представлена разными типами – нуклеарными и многопоколенными семьями, семьями в повторном браке, семьями с одним родителем и другими.

Вместе с тем влияние переменных величин на конечный результат – эффективность социальной работы – пока еще занимает мало места в социономических исследованиях. Однако все чаще раздаются предложения включить в критерии эффективности работы с клиентом социальной службы следующие:

1) характеристика социального работника – его умение вести диалог, пол, этническая принадлежность, уверенность в себе и способность сопереживать;

2) характеристика клиента и восприятие клиента социальным работником – его (или ее) привлекательность, готовность к изменениям, вера в свои силы;

3) условия работы – помещение, наличие приемной, расположение социальной службы (в «спальном районе»).

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что хотя изучение эффективности социальной работы еще не привело к созданию всеобъемлющего набора алгоритмов такой работы, тем не менее, сделаны важные шаги. По мере того как объем исследований станет расти и они затронут сферы, пока остающиеся «в задних рядах научного автобуса», будет возрастать и качество социальных услуг.

При отсутствии стандартов деятельности организации невозможно установить, выполняется ли работа персоналом достаточно эффективно (например, если уровень «х» является средним, то «х + у» – высоким, а «х - у» – неудовлетворительным). Если нет стандарта, то любое изменение деятельности будет необъяснимым. Даже тогда, когда сравнение проводится между условиями А и Б, желательно знать, остаются ли более низкими показатели эффективности Б в рамках стандарта. Отсутствие стандарта затрудняет анализ всех данных, полученных при исследовании деятельности организации.

Вместе с тем стандарты являются промежуточной переменной, которая, в свою очередь, связана с организационной эффективностью как конечной зависимой переменной. В этой связи нас стандарты интересуют не сами по себе, а как средство повышения эффективности социальной работы.

Если специалист хочет разработать стандарты, – пишет Д. Мейстер, – он должен начать с критериев, поскольку наиболее правильная последовательность будет следующей:

1) определение критериев;

2) определение показателей, которые делают данные критерии конкретными и точными;

3) установление стандартов, которые скоординированы с показателями.

Итак, критерии эффективности социальной работы – то, что предшествует стандартам. Стандарты конкретизируют и более точно определяют критерии количественно. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом. В этой связи важно уточнить, что мы будем рассматривать в качестве данного объекта. Это могут быть образцы социальных услуг, предоставляемых клиентам социальных служб, это могут быть нормы, правила, требования различного характера. Иначе говоря, имеет смысл вести речь о стандартах социальной работы как профессии, о стандартах практики социальной работы и т.п.

Возможно, на данном этапе развития социальной работы в России имело бы смысл сосредоточить внимание на выработке стандартов по обслуживанию клиентов социальных служб. Тем более именно клиент – фундамент организации, поддерживающий ее существование, дающий ей работу. Более того, в случае с социальными службами проблема клиента приобретает особое звучание, коль скоро все свои знания, навыки и умения социальные работники, согласно своему Этическому кодексу, призваны направлять на оказание помощи клиенту в его развитии.

Разработка стандартов социальной работы – логический, строгий процесс интеллектуальных открытий, творчества. На всех этапах этого процесса используется комплекс процедур. Думается, что разработке даже самых «простых» стандартов может помочь системный подход. Заметим, что системная модель – это, по существу, традиционная модель решения проблемы. В общем она состоит из четырех этапов: 1) формулировка проблемы; 2) разработка возможных альтернативных решений; 3) испытание и отбор одной или нескольких альтернатив; 4) внедрение. Первый этап включает в себя определение требований к стандарту, второй – определение системы стандарта в целом и проектирование этой системы, третий – проверку проекта, и четвертый – внедрение.

Опасно полагать, что компоненты системы изолированы друг от друга. Взаимодействия всегда существуют, даже если они не установлены. В этой связи специалист призван считаться с возможными эффектами взаимодействия.

Разработка стандартов – это процесс последовательных приближений. Для этого имеется ряд оснований: 1) очевидно, что одни и те же вопросы и виды деятельности возникают и выполняются на различных этапах разработки стандартов; 2) может случиться, что требуемый анализ не был проведен ранее или появилась новая информация, которую следует проанализировать. Иногда «разработчики» не могут найти верное решение, и тогда процесс разработки стандартов идет по принципу «отрежь и примерь», то есть решение предлагается, рассматривается и отвергается. Специалисты снова прилагают усилия, решение снова отвергается, и так до тех пор, пока проект не начнет приближаться к своей окончательной форме.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что определение точных количественных стандартов социальной работы представляет ряд трудностей. При выводе конкретных стандартов целесообразно использовать специалистов своего дела, поскольку в конечном счете это субъективная оценка. В этих целях нередко применяется экспертный опрос. Однако и в таком случае мы сталкиваемся с рядом проблем, блестяще описанных К. Роджерсом. В процессе оценивания мы очень редко позволяем себе понять, какой смысл имеет наше утверждение для оцениваемого субъекта, его действий. Стремление же понять другого, его поступки связано с большим риском. Понять другого – это значит в конечном счете изменить себя. Но мы все боимся изменять себя, постулировал К. Роджерс. Причин тому – большое множество. Обратим в этой связи внимание лишь на тот факт, который был проанализирован еще несколько сотен лет тому назад в «Государе» Н. Макиавелли: «Надо сказать, – писал выдающийся государственный деятель XVI века, – что ничего нет труднее для воплощения и более сомнительного с точки зрения успеха, чем порождение нового». В этой связи очень важным представляется вовлечение в процесс разработки стандартов персонала оцениваемых организаций. Доброжелательность при выслушивании их мнений, чувство локтя обычно обеспечивают то, что стандарты будут созданы вовремя и удовлетворят предъявляемым к ним требованиям, а их использование будет длительным источником гордости и удовлетворения всех разработчиков.

Что касается содержательных характеристик анализируемых стандартов, то специалисты социальных служб «все крепче уверовали в то, – как пишет З. Бауман, – что секрет их успехов и неудач должен и может быть найден в букве процедурных правил и правильном толковании их духа».

Когда же процедурные вопросы превалируют над нравственными и начинают служить ключом к успеху в работе (а многие социальные работники сугубо прагматичны, ориентированы на быстрый успех), то наиболее очевидным и легко реализуемым последствием становится побуждение уточнить правила и сделать их менее расплывчатыми, дабы сузить диапазон возможных толкований; сделать решения, принимаемые в каждом конкретном случае, совершенно определенными и предсказуемыми.

Вместе с упованием на эти меры возникает мнение, что если случатся сбои, то они будут списаны на нерасторопность, халатность, недальновидность работников социальных служб и их руководства, при этом вся вина ляжет на них. Такая постановка вопроса подталкивает специалистов социальных служб к поиску собственных недостатков и объяснению своими неудачами или недостатками социальной политики в целом той волны критики, которая всегда имеет место относительно деятельности социальных служб. Такая критика неизбежна уже в силу того, что большая часть вопросов, входящих в проблемное поле социальной работы, – из ряда нерешаемых: они в системе наших ценностей, которые у нас – разные.

В этой связи, завершая рассмотрение вопроса об эффективности социальной работы в целом, стандартах социономической деятельности как промежуточной переменной относительно ее эффективности, отметим: какие бы внешние характеристики социальная работа ни имела, она остается этическим жестом принятия ответственности за судьбу и благосостояние других людей. Причем чем слабее эти другие, тем выше ответственность соционома за них. Двойственность и неясность не могут быть искоренены из социальной работы, ибо ее основы – не технологические, а нравственные стандарты. Но именно над ними, утверждает З. Бауман, нависла угроза.

Нет ничего рационального в принятии на себя обязательств в том, чтобы заботится о других и вообще быть нравственным в прагматически настроенном обществе. Может быть, отчасти именно этим и обусловлен интерес практиков к технологическим (процедурным) – не нравственным стандартам социономической деятельности? Думается, данная тема заслуживает проведения по ней дискуссии.

В силу сказанного возникает серьезный вопрос: что же держит социальных работников в их профессии, где много неопределенностей и большая доля ответственности за судьбу тех, кто наиболее уязвим и ущемлен в современном обществе? Более того, известно немало факторов, мешающих социальной работе претендовать на высокий статус:

- профессия эта преимущественно женская;

- обслуживает она в основном низшие слои общества;

- социальные работники часто придерживаются нетрадиционных взглядов на социальную патологию;

- бытовой характер проблем не способствует профессиональному авторитету специалистов данного профиля;

- большинство социальных работников не имеют высшего образования;

- важность социальной работы для благополучия общества не является чем-то само собой разумеющимся.

Отвечая на подобного рода вопросы, некоторые специалисты констатируют, что только сама нравственность и может поддержать себя. Лучше проявить заботу; чем «умыть руки», лучше быть солидарным с другими в их несчастье; чем выразить безразличие, лучше быть нравственным, даже если это не делает людей более богатыми. К сказанному добавим: соционома держит в его профессии самостоятельность сделанного им выбора в пользу социальной работы, чувство «локтя», а также тот смысл, которым наполняется жизнь специалиста в результате его взаимодействия с клиентом. В самом деле, можно ли описать те чувства, которые возникают в душе соционома, когда клиент смотрит на него с благодарностью, если не с восхищением и любовью? Если, прощаясь, клиент с улыбкой и уверенной походкой уходит из социальной службы? Мы обретаем уверенность, растет наш профессиональный уровень благодаря таким редким, но регулярно происходящим превращениям, поскольку знаем, что есть и наша заслуга в избавлении людей от ненужных страданий.

Правомерно утверждать, что труд социального работника оптимален при наличии для этого достаточных оснований. Такой вывод можно сделать при сопоставлении или выборе альтернативы. Данное сравнение возможно, если будут решены две проблемы: первая— что принимается выразителем оптимальности и по какому признаку, правилу производится сопоставление или выбор.

Выбор критериев оптимальности практической деятельности социального работника является важнейшим этапом ее оптимизации. От его точности в существенной мере зависят ход и результат всей социально-психологической работы.

Критерий (от греч. средство для суждения) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки. Критерий выражает сущностные изменения объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Это средство— необходимый инструмент оценки, но сам он оценкой не является. Вместе с тем выбор критерия во многом определяется практическими интересами, заключающимися в достижении компетентной, максимально результативной и в то же время приоритетно наиболее значимой для социального работника деятельности. В этом случае он может быть представлен как научно обоснованная «модель», характеризующая сущность профессиональной деятельности практического социального работника, совокупность знаний о ней, через которую она максимально выражена, или же как сумма знаний о реальных достижениях и возможностях оптимизации этой деятельности.

При выборе критериев оптимальности профессиональной деятельности социального работника важно исходить из ее сущности. Вполне справедлива точка зрения, что существует всего один критерий как принцип определения степени значимости, уровня развития конкретного признака, на основании которого производится оценка совокупного труда. При этом значения критерия выступают мерилом его оптимальности, определяющей уровень соответствия труда данному признаку. Здесь важно профессиональную деятельность рассматривать в совокупности всех реальных взаимосвязей и отношений.

Критерии, которые синтезированы в интегральный признак, можно по отношению к этому критерию считать частными критериями. При этом важно отметить, что смысл как интегрального, так и частного критерия не изменяется. Принципиальное значение имеет возможность создания интегрального критерия как совокупности некоторых частных. Основанием для этого, как показали исследования, является общий системообразующий признак.

В качестве такого признака обоснованно принимается цель.

Целью для конкретной сферы труда выступают его ожидаемые продукты. Причем достижение этой цели каждым субъектом труда обеспечивается своими способами и средствами. Профессиональная деятельность социального работника и является той технологией, которая оптимизирует всю архитектонику труда и тем самым определяет вклад социального работника в решение общей задачи коллектива, а также достижение личностно значимых целей или решение жизненных проблем, приведших клиента к социальному работнику.

Сфера профессиональной деятельности социального работника охватывает три компонента: достижение основной цели, дополнительной и собственно цели социального работника. Это обусловливает выбор соответствующих критериев — общего и частных. 0бщий или интегральный критерий соотнесен с общей целью профессиональной деятельности социального работника — создание эффективного социально-психологического сопровождения труда и жизни, которое обеспечивает желаемое влияние на решение трудовых и жизненных проблем.

Более конкретные критерии по отношению к интегральному применимы к социальному работнику как субъекту своей деятельности и своей жизненной стратегии. Для конкретных оценок в каждом критерии используются соответствующие показатели. Критерии и показатели выполняют здесь специфичные, только им присущие функции. В совокупности они составляют критериальную оценочную базу деятельности практического социального работника. Следовательно, целесообразно рассматривать критерии и показатели как самостоятельные составляющие единого оценочного блока, находящиеся в определенной взаимосвязи.

Критерии профессиональной деятельности социального работника тесно связаны и непосредственно определяют выбор необходимых показателей. Оценка реальной практической деятельности предполагает выбор наиболее целесообразных показателей, позволяющих выразить (измерить) степень соответствия ее результатов предъявляемым требованиям с учетом влияния всех детерминантов. В общем случае показатели оптимальной профессиональной деятельности выступают в роли инструмента оценки, а критерий — как мерило, с помощью которого реализуется принятый подход оценивания.

В деятельности результативно работающих социальных работников сложилась определенная система использования избранного нами критерия и соответствующих ему показателей. Проведенный анализ вопросов, связанных с разработкой и применением критериев и показателей оптимальной профессиональной деятельности практического социального работника, позволил заметить, что их использование обеспечивает выбор наиболее приемлемой стратегии практической деятельности, а также объективное, всестороннее и конкретное ее оценивание.

Представленные положения и выводы в значительной степени позволяют учесть основные реальные условия и факторы труда и жизни различных субъектов, непосредственно профессиональной деятельности социального работника, которая осуществляется в общем контексте его совокупного труда. Они дают возможность проводить как оценку, так и самооценку данного вопроса.

Конкретное использование критериев и показателей оптимальной профессиональной деятельности практического социального работника находит выражение в признаниях его клиентов, при различных проверках и аттестации, а также в ходе непрерывного самооценивания. Оценивание осуществляется компетентными субъектами, уполномоченными на его проведение.

В соответствии с разработанной критериальной оценочной базой (предложенная система критериев и показателей оптимальной деятельности социального работника) они наполняют ее конкретным содержанием, отражающим специфику практических задач сферы, в рамках которой практический социальный работник выполняет свои функции. Важная особенность всех проверок, аттестации или оценивания заключается в смещении акцентов на непосредственную социально-психологическую деятельность с клиентами в сфере их труда и жизни. Это позволяет освободить практического социального работника от излишнего «бумаготворчества». Вместе с тем обязательная отчетность необходима.

В работе по изучению, контролю и оцениванию деятельности практического социального работника надо обратить особое внимание на его умение выделять наиболее актуальные проблемы и правильно сосредоточивать усилия на их решении. Системно она должна вестись с различными категориями клиентов и особенно с так называемыми «группами риска». Важно учитывать также реальное отношение клиентов, в том числе и административных лиц, к труду практического социального работника: модели, алгоритму, технологии, конкретным приемам и методам, средствам и т.п., применяемым им для достижения намеченных целей.

Социальный работник конкретной социально-психологической, психолого-акмеологической службы или определенной образовательной, управленческой, производственной и иной сферы труда активно участвует в решении всех вопросов жизнедеятельности, организует ее социально-психологическое сопровождение. Он решает вопросы оптимизации своей профессиональной деятельности, уделяя особое внимание совершенствованию профессиональной компетентности и повышению уровня социально-психолого-акмеологической культуры всех категорий обслуживаемой сферы и непосредственно клиентов, обратившихся к нему за помощью.

При аттестации или оценке практической деятельности социального работника изучению и контролю подлежат конкретные вопросы. Основными из них являются следующие.

1. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности;

2. Результативность социально-психологической работы и роль социального работника в ее организации;

3. Соответствие условий и возможностей для проведения эффективной социально-психологической работы;

4. Реальное социально-правовое, организационное и материальное обеспечение профессиональной деятельности непосредственно социального работника.

Рассмотрим подробнее каждый из вопросов. Определение уровня компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности коллектива, жизнедеятельности клиента включает проверку:

а. соблюдения этического кодекса работы социального работника;

б. временных нагрузок социального работника во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности;

в. системы личного участия социального работника в работе с различными категориями клиентов (человек—семья—коллектив);

г. эффективности системы взаимодействия социального работника с другими должностными лицами по организации и проведению социально-психологической работы, коммуникабельности во взаимоотношениях с другими социально-психологическими службами;

д. степени учета информации социального работника при принятии управленческих решений; в случае правильных результатов в работе социального работника и своевременном предоставлении им информации соответствующим должностным лицам, оставляемой ими без внимания, или 50%-ном преобладании временных затрат социального работника во внепрофессиональной сфере - проанализировать причины неконструктивной позиции руководителей;

е. участия социального работника в работе различных комиссий и выполнения функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей;

ж. самосовершенствования и овладения продуктивными технологиями социально-психологической работы. Всестороннее изучение и оценка результативности социально-психологической работы и роли в ней практического социального работника охватывает следующие вопросы:

а. эффективность социально-психологического сопровождения труда и жизни клиентов в их целостном контексте, а также при целевой работе с ними в соответствии с общими задачами, потребностями в рамках функциональных обязанностей;

б. действенность осуществления поддержки развития и реализации творческого потенциала клиентов и оказание им помощи в решении различных проблем;

в. организация и результативность социально-психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных и инновационных формах социального просвещения и консультирования;

г. соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выводов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентность должностных лиц при реализации;

д. организация и эффективность социально-профилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни социальных субъектов; т.е. компетентность и результативность социально-коррекционной и социально-реабилитационной работы, степень включенности элементов социальной реабилитации в сферу социально-бытовой практики: спортивно-оздоровительные мероприятия, организацию досуга и др.

Анализ и оценка соответствия условий и возможностей проведению эффективной социально-психологической работы осуществляются по следующим вопросам:

а. материально-техническая база социально-психологической работы и степень ее соответствия имеющимся возможностям;

б. наличие, состояние и система работы объектов социально-психологической работы:

• лаборатории ПФО при участии практического социального работника;

• учебно-методического кабинета социально-психологической работы;

• центра социальной консультации в той структуре, где практический социальный работник выполняет свои функции;

• комнаты социально-психологической релаксации;

в. наличие учебно-методического фонда социально-психологической работы в библиотеке, на рабочих местах, в личном пользовании клиентов.

Определение реальной социально-правовой, организационной и материальной обеспеченности профессиональной деятельности практического социального работника предполагает проверку:

а. наличия рабочего кабинета, сейфа для хранения документов,

учетно-отчетной документации;

6. наличия и корректности ведения учетно-отчетной основной документации, включающей:

• планы работы практического социального работника (перспективный, месячные и профессионального совершенствования);

• результаты психодиагностики, акты (карты) обследования и составления социально-психологических портретов клиентов;

• ежемесячные справки-доклады о проделанной работе и другие необходимые документы;

' оперативные информационные сообщения о состоянии дел, проблемах и т.п.;

• рекомендации должностным лицам и другим категориям клиентов, а также требования по организации социально-психологической работы;

• систему взаимодействия с должностными лицами по организации социально-психологической работы;

• учебно-методические материалы и разработки для социального просвещения и консультирования. По результатам проверки, оценивания или аттестования деятельности практического социального работника составляется акт проверки с анализом положения дел в организации и проведения социально-психологической работы. В выводах и заключениях отмечается уровень ее соответствия критериям и показателям эффективности. Особое внимание обращается на всестороннюю характеристику профессиональной компетентности социального работника и его пригодность к выполнению должностных функций. Даются рекомендации по совершенствованию социально-психологической работы с учетом передового опыта в этой области.

Подводя итог сказанному относительно критериев эффективности социальной работы, подчеркнем, что они всегда условны. Они сильно зависят от ограничений, связанных с приоритетами социальной службы, которые, в зависимости от ее материально-технической базы, финансовых возможностей, особенностей персонала и этапа развития как социальной службы, так и ее клиента, могут быть разными, и многого другого. Поэтому ценность используемого спе

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессионализм труда специалиста социальной сферы | Средства массовой информации в психосоматическом развитии личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.229 сек.