Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав административного правонарушения




Состав административного правонарушения - это совокупность установленных законом объективных и субъективных признаков, наличие которых характеризует деяние как административное правонарушение (проступок). При помощи такой характеристики как состав административного правонарушения, существует возможность получить его общую характеристику.

Элементами административного правонарушения являются:

1. Объект.

2. Объективная сторона.

3. Субъект.

4. Субъективная сторона.

Объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которым нанесен вред административным правонарушением. Другими словами, это то, на что направлено административное правонарушение.

Виды объектов:

- общий - все общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Согласно с определением административного правонарушения общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленный порядок управления;

- родовой - группа однородных общественных отношений, урегулированных нормами административного права. Например: общественные отношения в сельском хозяйстве, в отрасли охраны природы, на транспорте и тому подобное;

- непосредственный - конкретные общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Речь идет о непосредственном объекте административного правонарушения - общественных отношениях в сфере охраны окружающей среды, которой наносится вред за счет определенных противоправных действий. В то же время такое правонарушение характеризуется и общественной опасностью.

Объект административного правонарушения следует отличать от предмета правонарушения, под которым понимают конкретные объекты вещественного мира (вещи), относительно которых совершено правонарушение (автомобиль, наркотические средства и тому подобное).

Объективная сторона административного правонарушения – это внешние признаки и обстоятельства, которые характеризуют административное правонарушение.

Признаки объективной стороны административного правонарушения.

1. Обязательные:

а) деяние (действие или бездеятельность). Этот признак, описан в общих признаках административного правонарушения, он сводится к совершению определенных действий или констатации бездеятельности;

б) вредные последствия - негативные изменения, которые имеют место в результате совершения правонарушения. Обычно указанные изменения касаются прежде всего объекта административного правонарушения. Исходя из наличия или отсутствия материальных вредных последствий различают два вида административных правонарушений: с материальным составом и с формальным составом. К первому виду относят такие, для которых обязательным элементом является наступление материальных вредных последствий (например, повреждение газопроводов во время осуществления работ, где материальным вредным следствием является поврежденный газопровод. В свою очередь, ко второму виду относят правонарушения, для которых факт наступления материальных вредных последствий не является обязательным; для них сам факт совершения правонарушения свидетельствует о наступлении вредных последствий (например, нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, предусмотренное ст. 164 КУоАП, может и не повлечь материальных вредных последствий по причине выпуска качественной продукции, товаров, предоставления услуг, в то же время это - административное правонарушение с формальным составом, поскольку вредные последствия формально заключаются в осуществлении хозяйственной деятельности без государственной регистрации или лицензии);

в) причинная связь между деянием и вредными последствиями. В первую очередь касается административных правонарушений с материальным составом, где необходимо четко установить, что деяние предшествовало наступлению вредных последствий и между ними есть причинная связь.

Обобщающим примером, который характеризует объективную сторону административного правонарушения, может быть изготовление, приобретение, хранение или реализация фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий (ст. 177-2 КУоАП), где деяние характеризуется изготовлением, приобретением, хранением или реализацией отмеченного, вредные последствия - потенциальная угроза здоровью людей, которые будут употреблять такие напитки или изделия, а причиннная связь - это установление обстоятельств появления вредных последствий. В то же время следует отметить, что указанный пример - административное правонарушение с формальным составом, где достаточно зафиксировать факт деяния, независимо от того, успел ли кто-то употребить указанные напитки или табачные изделия.

2. Необязательные (факультативные):

а) место совершения правонарушения. Имеет значение в таких случаях, как, например, уничтожение или повреждение саженцев в лесах (ст. 66 КУоАП), где должно быть установлено, что правонарушение совершено именно в лесу;

б) время совершения правонарушения. Важный признак в случаях, скажем, нарушения порядка или сроков представления информации о детях-сиротах и детях, которые остались без опеки (забота) родителей (ст. 184-2 КУоАП), где важно обстоятельство - сроки (время) предоставления такой информации;

в) средства совершения административного правонарушения. Является обстоятельством, которое важно установить в таких случаях, как, например, создание условий для организации и проведения с нарушением установленного порядка собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций (ст. 185-2 КУоАП), где отмечено, что административным правонарушением является предоставление должностными лицами с отмеченной целью помещений, транспорта, технических средств (которые в известной мере и являются средствами совершения административного правонарушения);

г) обстановка совершения правонарушения. Имеет значение для правильной квалификации такого правонарушения, как, например, гадание в общественных местах: важным обстоятельством является факт осуществления гадания именно в общественном месте.

Субъект административного правонарушения - это лицо, которое совершило административное правонарушение. Субъектом административного правонарушения может быть физическое лицо, которое достигло 16-летнего возраста, и юридическое лицо независимо от формы собственности.

Виды субъектов административного правонарушения:

- общие (им присущи все признаки субъекта);

- специальные (им присущи, кроме общих признаков, определенные дополнительные - иностранцы и лица без гражданства, должностные лица, военнослужащие, несовершеннолетние и некоторые другие).

Субъективная сторона административного правонарушения -внутрішнє (психическое) отношения субъекта правонарушения к совершенному деянию и его вредным последствиям.

Признаки субъективной стороны:

1. Вина - психическое отношение лица к совершенному деянию и его вредным последствиям.

Это - обязательный признак субъективной стороны, которая проявляется в форме умысла или неосторожности.

Умысел имеет место в правонарушении тогда, когда лицо, которое его совершило, осознавало противоправный характер своего действия или бездеятельности, предусматривало ее вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Лишь с умыслом могут быть совершены такие административные правонарушения, как самовольное использование транспортных средств, машин или механизмов или хранения транспортных средств в неустановленных местах или совершения насилия в семье.

Неосторожность имеет место в правонарушении тогда, когда лицо, которое его совершило, предусматривало возможность наступления вредных последствий своего действия или бездеятельности, но легкомысленно рассчитывало на их ненаступление или не предусматривало возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предусмотреть. Это может быть уничтожение или повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем.

2. Мотив - осознаваемая причина, которая побуждает лицо к совершению правонарушения.

3. Цель - ожидаемый результат, желаемые последствия, которых стремится достичь лицо совершением правонарушения.

В практической деятельности нередко возникают ситуации, которые вынуждают осуществлять квалификацию того или иного правонарушения. При этом особую значимость приобретает отделение административных правонарушений от преступлений, поскольку иногда они имеют много общих признаков. Скажем, такое явление, как мелкое хулиганство, которое в ст. 273 действующего КУоАП определяется как нецензурное ругательство в общественных местах, обидчивое цепляние к гражданам и другие подобные действия, которые нарушают общественный порядок и покой граждан, достаточно непросто отличить от хулиганства как преступления, что в ст. 296 Уголовного кодекса Украины определяется как грубое нарушение общественного порядка с мотивами явного неуважения к обществу, которое сопровождается особенной дерзостью или исключительным цинизмом. Казалось бы, отличия не настолько значительные, однако в первом случае (административное правонарушение) речь идет о взыскании в виде штрафа от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан, или исправительных работ, или административного ареста сроком до пятнадцати суток. В то же время в случае совершения хулиганских действий как преступления к правонарушителю могут быть применены штраф от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан, или арест сроком до шести месяцев, или ограничение свободы сроком до пяти лет.

Статья 9 КУоАП определяет приоритет уголовной ответственности над административной. Это достигается за счет того, что административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КУоАП, наступает, если эти нарушения по характеру не тянут за собой в соответствии с законом уголовной ответственности.

Относительно отличий административных и дисциплинарных правонарушений следует отметить, что критериев отличия - несколько. Основные из них - два. Во-первых, административные правонарушения посягают на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, а дисциплинарные - на правила трудовой (служебной) дисциплины. Во-вторых, субъект административного правонарушения не находится в служебной зависимости от органа (должностного лица), которое осуществляет привлечение к ответственности, а в случае дисциплинарного правонарушения такая зависимость существует, поскольку дело рассматривает, обычно, руководитель правонарушителя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.