Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преобразования в сфере собственности




В переходной России

Формирование основных экономических институтов

В ноябре 2002 г. Европейский Союз официально признал Россию страной с рыночной экономикой и утвердил поправки к антидемпинговому и антисубсидийному законодательству ЕС. Предложение перевести Россию в категорию стран с рыночной экономикой последовало за заявлением, сделанным Председателем Европейской Комиссии Романо Проди на саммите ЕС-Россия в мае 2002 г., и является признанием значительного прогресса, достигнутого Россией в соблюдении рыночных принципов. Решение ЕС — это признание существенного прогресса, достигнутого Россией после того, как вопрос о рыночном статусе экономики был поднят в 1998 г. Обычно этот статус предоставляется исключительно странам-членам ВТО. Таким образом, предоставление этого статуса до вступления в ВТО является отражением того, что Россия проделала большой путь на пути к членству в ВТО.

Для России объявление рыночного статуса символично с политической точки зрения и является дальнейшим шагом в избавлении от багажа «холодной войны» в сфере экономики.

Перечислив основные политические аспекты российской «рыночной экономики», рассмотрим экономическую сущность этого термина и попытаемся ответить на вопрос: ДействительноI ли созданную в 1990-е гг. систему экономических институтов в России можно назвать рыночной?

Если серьезно подойти к основным критериям оценки, опирающимся на стандартную систему макроэкономических показателей (рост номинального ВВП, темпы инфляции, уровень безработицы, дефицит государственного бюджета, величину государственного долга, количество банков и т.д.), которой пользуются международные институты, в частности, Всемирный банк, для анализа ситуации в той или иной стране, то очевидно, полученные выводы не отражают реальной картины. С точки зрения неоинституциональной теории, качественный анализ вновь созданных институтов должен опираться на исследование как формальных правил (законов, указов, постановлений), так и неформальных норм, которые являются решающим фактором в определении вектора развития переходной экономики (а он может быть не всегда направлен в сторону

эффективности экономической системы).

Таким образом будут рассмотрены основные экономические институты, появившиеся в России за последние 10-15 лет.

Начало рыночной трансформации во всех постсоциалисти­ческих странах было связано, как правило, с проведением широкомасштабных реформ в сфере отношений собственности1. Это обуславливалось тем, что в первые годы строительства рыночной экономики была популярна идея о том, что лидирующее поло­жение частного сектора повысит эффективность экономики и ускорит рост производства.

Как было рассмотрено выше, эффективные институты по­являются в обществе, которое имеет встроенные стимулы к созданию и закреплению эффективных прав собственности. Создание института частной собственности в переходной экономике в условиях отсутствия сопутствующих ему институтов (конкурентных рынков, рыночного механизма регулирования цен, эффективных собственников, института банкротства и т.д.) изначально обрекало данную реформу на затяжное и не всегда успешное развитие.

Остановимся на основных институциональных причинах фиаско приватизационных реформ.

Традиционно выделяют следующие этапы приватизации:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.