Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия информатики




Роль неформальных институтов в российской экономике

Структурные реформы

Структурные преобразования экономической системы России предполагали решение двух глобальных, но взаимосвязанных задач. Первая заключалась в переводе значительного числа предприятий ВПК на выпуск товаров народного потребления, обновлении основных фондов большинства промышленных предприятий. Вторая — институциональная реформа. Решение обеих задач в комплексе позволило бы создать конкурентоспо­собные рынки.

Теоретически модель структурных преобразований можно описать следующим образом. Технологические реформы в военно-промышленном комплексе предполагали, прежде всего, увеличение производства товаров народного потребления за счет сокращения доли военной продукции, а, следовательно, насыщение рынка недостающими товарами и восстановление баланса между спросом и предложением. Обновление большей части основных фондов должно способствовать увеличению ВВП и созданию долгосрочных тенденций для экономического роста экономики. Переход к рыночной экономике был связан с ликвидацией распределительной системы управления, которая сопровождалась как изменениями в правовой сфере (принятие законов, направленных на легализацию прав частной собственности и части теневого сектора, создание институтов рыночной экономики, либерализацтю призводства и торговли,тразвитие малого и среднего бизнеса, создание рыночного налогового законодательства и т.д.), так и изменение в сфере производства (переход к рыночной культуре производства). Эти мероприятия теоретически могли бы привести к созданию конкурентной экономики. Однако на практике все обстояло иначе.

Для большинства промышленных предприятий резкое изменение среды функционирования стало катализатором проявления ряда проблем, накопившихся в течение длительного периода устойчивого состояния хронического дефицита. Среди такого рода проблем – экстенсивный характер развития, который проявляется в стремлении вовлечь в оборот всебольшее количество ресурсов, росте материало- и капиталоемкости продукции; пренебрежении к интересам потребителей в результате отсутствия спросовых ограничений; слабой восприимчивости к инновациям; низкой эффективности капитальных ложений.

Как было рассмотрено выше, для российской экономики характерна целая цепь институциональных ловушек, основа которых заложена прежней командно-административной системой, но выход из которых достаточно сложен, несмотря на быстрое изменение внешней институциональной среды. Речь идет, прежде всего, о мягкой бюджетной политике, торговле кредитами, неденежных формах расчетов и т.д.

С точки зрения неоинституциональной теории институт неденежных расчетов1 может рассматриваться как источник неформальных ограничений, направленных на уменьшение не­определенности по поводу:

—определения обменных пропорций сделок внутри интервала торговли между сторонами;

—правил изменения обменных пропорций в связи с возможными колебаниями относительной ликвидности.

Правила неденежных расчетов не кодифицированы и, следовательно, не признаются на официальном уровне, но их неформальный характер ни в коей мере не уменьшает их эффективности в структурировании системы неденежных сделок. Формальные нормы экономического законодательства запрещают, ограничивают или предписывают определенное поведение участников бартера, но только для целей налогообложения и учета. Неофициальные институты бартера достигают того же результата с помощью неявного регулирования отношений в гораздо более широкой сфере, поэтому они более гибко и адаптивно учитывают индивидуальные различия в ликвидности товаров и услуг.

Проблема конкурентоспособности обмениваемой продукции не играет в данном случае большой роли: данная продукция, в конечном счете, все равно будет обменена на другую, столь же неконкурентоспособную внутри неэффективного сектора российской экономики, и цикл его воспроизводства замкнется. Таким образом, бартер представляет собой очередную «институ­циональную ловушку».

Как явление, бартерные отношения получают широкое рас­пространение в периоды высокой инфляции и высокого риска неплатежей, что было характерно для российской экономики в 1992—1997 гг. Однако к 1997 г. темпы инфляции в России резко сни­зились и технологии денежных расчетов усовершенствовались. Но это не привело к повсеместной ликвидации бартера. Таким образом, наглядно проявляется эффект path dependence — снижение уровня инфляции и уменьшение трансакционньгх издержек денежных форм расчетов не вернули систему в прежнее состояние.

Неформальные правила при осуществлении неденежных расчетов эффективно предотвращают возможные конфликты между участниками этих сделок, которые не могут обсуждаться на официальном уровне (например, споры о величине скидок при налоговых зачетах или поставке продукции в рамках оплаты промышленных векселей). Неформальные правила не столько дополняют формальное законодательство, сколько независимым образом определяют весь ход неденежных сделок.

Специфика России в том, что бартерные отношения приняли всеобщий характер. Доля бартера в поставках промышленной продукции быстро возрастала: согласно опросам предприятий — с 22 % в 1996 г. до 42 в 1997 г. и до 52-54 % в 1998 г. По некоторым оценкам, в мае 1999 г. примерно 70 % продукции поставлялось без использования официальных дензнаков.

Хотя использование бартера и клиринга формально соот­ветствует рыночной экономике, в переходной наблюдаются следующие отличия в применении этих инструментов:

— бартерные обмены и денежные контракты подразумевают

различные цены;

— клиринговые соотношения используются в качестве вы­нужденного решения проблемы взаимных неплатежей.

Среди институциональных причин существования неденежных форм расчетов следует выделить следующие:

— мягкие бюджетные ограничения в сочетании с жесткой монетарной политикой;

—отложенную реструктуризацию нежизнеспособных компаний (именно бартер дает возможность продолжать хозяйственную деятельность неэффективным предприятиям);

—попытки избежать закрытия неплатежеспособных предприятий по техническим, социальным или политическим причинам;

—практика неявного субсидирования неэффективных производителей и т.д.

В высококонцентрированной и монополизированной эконо­мике со структурными дисбалансами и отсталыми технологиями эти причины приводят к образованию особого состояния экономики, так называемой «ригидной» экономики. В этом состоянии производители подвержены воздействию устойчиво высоких издержек выпуска, которые не могут быть преодолены за счет имеющихся внутренних или внешних капитальных ресурсов. Сочетание низкого платежеспособного спроса с высокими про­изводственными издержками означает запретительно высокие издержки осуществления прямых денежных продаж. Поэтому для совершения обменов в ригидной экономической среде необходимо применение специальных форм неденежных расчетов.

Институт неденежных расчетов довольно сложным образом влияет на величину трансакционных издержек при бартерных сделках. Хотя величины трансакционных издержек при осуществлении неденежных сделок отличаются от трансакционных издержек денежных соглашений, соотношение между отдель­ными компонентами этих величин не может быть в точности предсказано заранее. В частности, в условиях переходной экономики издержки поиска денежных контрактов могут оказаться значительно более высокими, чем в случае бартерных обменов. Предконтрактные издержки находятся на одном уровне, поскольку контракты заключаются внутри одного и того же круга участников. Издержки перехода прав собственности также ос­таются одними и теми же, независимо от оплаты контракта.

В то же время издержки защиты от оппортунистического поведения для участников бартера могут значительно вырасти, поскольку на предпочтения и относительные цены обмениваемых благ существенное влияние оказывает меняющаяся конъюнктура рынка. Поведение агентов с возрастающей ликвидностью их продукции может рассматриваться как оппортунистическое только в случае стратегического манипулирования доступной им информацией или сознательного искажения их намерений. Издержки оппортунизма в случае неденежных расчетов могут быть объединены с издержками изменения свойств обмениваемых благ, поскольку они имеют общий источник происхождения, а именно исчисление параметров неравной ликвидности.

Наконец, издержки измерения в бартерных обменах всегда превосходят соответствующие величины затрат в денежных соглашениях, поскольку эта составляющая трансакционных издержек включает специфические затраты на измерение отно­сительной ликвидности, которое осложнено неопределенностью по поводу ее будущих колебаний. Даже если текущее значение параметра относительной ликвидности оказывается внутри интервала торговли, приемлемого для обоих агентов, участники обменов не могут заранее точно предсказать изменение этого параметра в будущем и, следовательно, не располагают надежной информацией относительно возможных угроз их соглашению. Поэтому, даже если переговоры ведутся хорошо информиро­ванными экспертами (что минимизирует риск оппортунизма в определении текущих параметров сделки), обсуждение пер­спективных бартерных контрактов может быть длительным и

безуспешным.

Это означает, что институт неденежных расчетов понижает издержки обмена в переходной экономике довольно специфическим образом. Он облегчает вступление в обмен, если принять во внимание привлечение дополнительных обменных ресурсов, а именно ликвидности торгуемых благ, которая служит частичным замещением недостающих денежных средств. Но взамен этот институт повышает величину издержек измерения отно­сительных цен, что приводит к возрастанию общей величины трансакционных издержек.

Пример института неденежных расчетов в переходной эконо­мике явно показывает, что неформальные нормы способствуют кооперации партнеров по решению проблемы ликвидности обмениваемых благ и участию в распределении выигрышей от бартерного обмена, независимо от контроля третьей стороной.

Государство не заинтересовано в легализации этих правил, однако никакое правительственное вмешательство не может обеспечить более эффективное регулирование неденежных обменов, чем неформальные формы учета относительной ликвидности. Институт неденежных расчетов с его неформальной структурой правил исчисления ликвидности и санкций против нарушения этих правил делает излишним внешнее вмешатель­ство в ход неденежных сделок.

Более того, государство не заинтересовано во введении стро­гих санкций за осуществление неденежных расчетов, поскольку в этом случае оно потеряет гибкий, неформальный инструмент поддержки неплатежеспособных предприятий. Расширенная бюджетная система выступает в качестве наиболее влиятельного участника неденежных расчетов (в основном, через систему налоговых зачетов).

Таким образом, роль института неденежных расчетов сводится к перераспределению суммарных издержек между эффективными и неэффективными производителями, что, в конечном счете, приводит к накоплению чистой задолженности промышленного сектора перед расширенной бюджетной сис­темой и населением.

Если в народном хозяйстве существуют предприятия и даже сектора экономики, которые потребляют больше, чем производят, то, очевидно, должен быть тот, кто компенсирует разницу — это эффективно работающий сектор, доходы от продажи природных ресурсов, займы, получаемые российским правительством от различных международных финансовых институтов.

Бюджет вынужден принимать в зачет налоговых обязательств предприятия его собственную продукцию. Руководители предприятия, помимо частичного решения проблем сбыта, получают возможность снижать реальный уровень налогообложения для своего производства.

Оплата налогов продукцией — одна из форм государственной поддержки неэффективных предприятий, при этом, чем выше ставки налогообложения (при неизменной доле бартера в рас-

четах), тем существеннее эта поддержка, а чем меньше, тем, как

это ни кажется парадоксально, степень поддержки государством

неэффективных производств — меньше.

Таким образом, за широким использованием бартерных схем в действительности стоит налоговая дискриминация эффективно

работающих предприятий.

В рассматриваемом контексте проблема налогового бремени приобретает иной смысл. Дело не только в высоком уровне общего налогового бремени, хотя по отдельным позициям на­логовые ставки не превышают уровень, установленный в запад­ных и восточноевропейских странах, а с января 2001 г. введена «плоская шкала» налогообложения доходов физических лиц со ставкой 13%.

Дополнительные проблемы заключаются в следующем:

- российская налоговая система достаточно сложна, ее действие опосредуется огромным количеством подзаконных актов, которые превращают фактически каждого хозяйственного агента в арушителя;

- для различных хозяйственных субъектов налоговая нагрузка различна (чем эффективнее и честнее ведется хозяйственная
деятельность, тем выше реальное налогообложение, и наоборот).

Неформальная институционализация выражается в распро­странении специфических «серых» схем, позволяющих уйти полностью или частично от налогов. Среди «серых» схем следует

выделить следующие:

—использование льготных режимов налогообложения;

—задержки платежей или неплатежи;

—использование предприятий-однодневок и т.д.

Участники данных схем балансируют на грани законных и

незаконных действий, и их действия, как правило, подкрепля­ются коррупционными соглашениями на различных уровнях государственных структур. В большинстве случаев без подобных соглашений становится невозможным получение льгот, кредитов (по очень низким или завышенным процентам, в зависимости от цели получения кредита), осуществление неэквивалентных обменов (бартерных обменов или систем взаимозачетов по за­вышенным или заниженным ценам) и т.д.

Нарушения в сфере налогообложения принимают чуть ли не всеобщий характер.

Положение ухудшается тем, что государство не имеет эф­фективной промышленной политики, которая создавала бы благоприятные условия для экономического роста. Наоборот, деятельность государства в экономике зачастую ограничивается перераспределительной функцией имеющихся ресурсов от луч­ше хозяйствующих предприятий к худшим. За счет первых не только собираются налоги, но и происходит дотирование неэффективных предприятий, которые налоги не платят. Все это приводит к сокращению эффективно хозяйствующих производств, расширению нелегальной хозяйственной деятельности.

Российский директорат быстро уловил институциональную особенность современной промышленной политики: неэффективные производства находятся под защитой государства, эффективные защищаются от государства. Промышленная политика фактически сводится к налоговой политике с крайне ограниченным временным горизонтом — контрольными цифрами текущего квартала. Понятно, что в этих условиях можно решать задачу изъятия средств у сильного и передачу их слабому, но никак не проблему создания долгосрочных условий промышленного роста.

Более того, в конкретных российских условиях снижение уровня налогообложения означает, что величина финансовых ресурсов, перераспределяемых от эффективных предприятий неэффективным и фактически используемых для консервации, а не для декларируемого развития этих производств, уменьшится, что, при прочих равных, может только создать дополнительные условия для развития эффективных производств. Иными словами, в рамках проводимой в настоящее время бюджетной политики увеличение доли перераспределения ресурсов через государственный бюджет только затрудняет переход экономики на траекторию подъема. В случае же отказа от промышленной политики в ее современном виде проблема роли и методов го­сударственного регулирования экономики подлежит специальному обсуждению с учетом целевых установок конкретной стра­тегии развития экономики.

Сложность ситуации заключается также в том, что негативные количественные изменения, накапливаясь, переходят в новое качественное состояние. Возникает цепь «институциональных ловушек», приводящих к тому, что дальнейшее развитие начинает идти не в сторону рынка, а в направлении к псевдорыночным формам и воспроизводству нетрадиционных отношений.

Российская экономика оказалась заложницей собственной неэффективности: не обладая адаптационными свойствами и не умея функционировать в рыночных условиях, быстро разрушив прежние плановые принципы организации, она выработала новые, отнюдь не рыночные законы собственного существования. Их суть — в создании условий для поддержания неэффективных производств в открытой экономике.

В экономике возникают условия устойчивого воспроизводства предприятий, существование которых в «классической» рыночной экономике невозможно по институциональным причинам.

Система экономических отношений, возникающих в «ин­ституциональной ловушке», несмотря на свою противоречи­вость, достаточно устойчива по определению. Вырваться из нее российская экономика может только путем реструктуризации собственной основы, а именно реструктуризации неэффективного производства. Нельзя сказать, что реструктуризации неэффективных производств уделяется мало внимания, скорее наоборот — любая из многочисленных экономических программ говорит именно об этом. Действительно, в России с 1993 г. принят довольно полноценный (если сравнивать с западными аналогами) «Закон о несостоятельности (банкротстве)».

Можно говорить о том, что фактически создана система формальных правил, предусматривающих процедуру банкротства; санкционирующий и правоприменительный механизмы: Фе­деральное агентство по делам о несостоятельности с довольно широким кругом полномочий и квалифицированными кадрами; суды; конкурсные управляющие и т.д.

Однако, несмотря на то что в 1998 г. по данным Госкомстата убыточными были объявлены 55,2 % российских предприятий, из 1500 предприятий военно-промышленного комплекса — 400, их приватизация во многих случаях запрещена. В Едином госу­дарственном реестре на 1 января 1999 г. было зарегистрировано 2,7 млн хозяйственных субъектов, за 1998 г. было возбуждено только 4573 дела о банкротстве.

Некоторые западные и отечественные экономисты нередко упрекали российских реформаторов в нерешимости ввести в действие ряд формальных норм и правил, стимулирующих раз­витие рыночных институтов, в частности, институт банкротства предприятий, что, по их мнению, способствовало бы росту эф­фективности сменивших собственника предприятий.

Однако в создавшихся условиях банкротство одного из пред­приятий могло бы вызвать волну банкротств и окончательно развалить и без того деградировавшее производство, поскольку многие из них были фактически должны друг другу, образовы­вая замкнутые цепочки задолженности. Неудивительно, что первоначальная редакция закона существенно ограничивала возможность банкротства, а кредиторы не стремились возбуждать дела о банкротстве, поскольку и сами были должниками. Вторая версия закона была значительно более жесткой. Законодатель стремился укрепить платежную дисциплину, создав дополнительное давление на менеджеров.

В период реформ в условиях нестабильности институциональной структуры положение предприятий может в большей мере зависеть от случайных обстоятельств, чем от качества менеджмента. Поэтому особое значение приобретает государственная промышленная политика, направленная на то, чтобы не допустить банкротства фирм или даже целых отраслей, имеющих стратегическое значение, но испытывающих временные трудности.

А пока между государственными органами и руководством предприятий действуют неписаные, но жестко выполняемые правила поведения. Суть их сводится к тому, что нынешняя промышленная политика, проводимая государством, не ставит руководство предприятий перед необходимостью повышать эффек­тивность своей деятельности, предприятия же, в свою очередь, не производят в массовом порядке сокращение численности занятых. В рамках существующей институциональной модели ни одна из сторон не может вести себя по-другому.

До тех пор, пока в России существуют условия, позволяющие функционировать неэффективным производствам, рассчитывать на долгосрочный экономический подъем не приходится.


Список используемых источников

1. Вольчик, В.В. Курс лекций по институциональной экономике [Электронный ресурс] / В.В. Вольчик. – Электрон. Текстовые дан.. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2008. Режим доступа: http://www.ie/boom.ru, свободный.

2. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / под ред. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА – М., 2010. – 416 с.

3. Одинцова, М.И. Институциональная экономика: учеб. пособие / М.И. Одинцова; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 2-е изд. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 397с.

Во второй половине 20 века человечество вступило в новый этап своего развития. В этот период начался переход от индустриального общества к информационному. Процесс, обеспечивающий этот переход, получил название информатизации.

Информатизация – это процесс создания и всеобщего применение информационных средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание такого уровня информированности всех членов общества, какой необходим и достаточен для кардинального улучшения качества труда и условий жизни в обществе. При этом информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

Научным фундаментом процесса информатизации общества является учебный предмет информатика – техническая научная дисциплина о процессах сбора, хранения и переработки информации. Рассмотрим основные понятия информатики.

Сигналы и данные. Мы живем в материальном мире, состоящем из физических тел или полей, которые постоянно изменяются и взаимодействуют друг с другом. Эти взаимодействия сопровождаются обменом веществом и энергией. Каждый такой обмен имеет определённые внешние проявления, которые называются сигналом. Выработка сигналов сопровождаются появлением следов взаимодействий, в результате чего возникают определенные изменения свойств взаимодействующих объектов. Это явление называется регистрацией сигналов. Так образуются данные – зарегистрированные в каком-нибудь виде сигналы.

Информация и её носитель. Поскольку каждое изменение свойств определяется какой-нибудь особенностью события, в результате которого был выработан сигнал, то каждое данное несет определенные сведения, позволяющие что-то узнать об этих событиях. Так, анализ предметов, найденных в результате археологических раскопок, позволяет с достаточной достоверностью воссоздать особенности быта людей живших когда-то на этом месте; изучив следы на земле, опытный охотник-следопыт сможет подробно рассказать, что за животное здесь прошло, было ли оно спокойно или его потревожили, здоровое оно или больное и многое другое. Подобные сведения, полученные в результате переработки данных, называются информацией.

Иными словами, информация является некоторым связующим звеном между материальными объектами и нематериальным человеческим сознанием, благодаря которому люди получают возможность узнавать окружающий мир.

Следует подчеркнуть, что информация – категория нематериальная, и для своего существования и распространения в материальном мире нуждается в какой-либо материальной основе. Материальный объект или среда, которые служат для регистрации или передачи данных называют материальными носителями информации. Носителем информации могут быть весьма разнообразные предметы, в том числе и человеческая память. Достаточно длительное время в истории человечества универсальным носителем информации являлась бумага. В настоящее время широко используются магнитные носители, в которых чередуются намагниченные и ненамагниченные участки. Намагниченный участок соответствует 1, а ненамагниченный – 0.

Как было сказано, благодаря материальному носителю информацию можно хранить и передавать на расстояние. При этом хранение информации связано с некоторой характеристикой носителя, которая не меняется с течением времени. Например, намагниченные области поверхности диска или написанные на бумаге буквы могут сохраняться в неизменном виде произвольное длительное время. Передача же информации – наоборот, связана с характеристикой, которая меняется с течением времени. Например, это может быть изменение амплитуды и частоты звуковых колебаний (так информация передаётся посредством человеческой речи) или изменение напряжения и частоты колебаний переменного тока в электрических проводах (так информация передается по телефону или телеграфу) и т.д. Последовательность сигналов, порождённая изменением во времени состояния носителя информации называется сообщением.

Алгоритм и знание. Однако, имея данные или сообщение, не всегда можно извлечь из них информацию. Например, прослушав передачу радиостанции на незнакомом языке, мы получаем данные в результате прослушивания, но не получаем информацию, т.к. никаких сведений мы из передачи не извлекли. Это произошло потому, что нам не известен язык, на котором велась передача. Иными словами, мы не знаем метода преобразования полученных данных в известные нам понятия. Следовательно, информация – это продукт взаимодействия данных и подходящего (адекватного) к ним метода переработки. В информатике такие методы называются алгоритмами.

Информация, полученная в результате переработки данных, воспринимается людьми, для которых эта информация предназначается – пользователями информации. В результате восприятия информации пользователи могут повышать свою осведомленность о чем-либо, т.е. они вырабатывают знания. Знание – такая форма развития осведомленности о каком-нибудь объекте или явлении, которую можно употребить с пользой для себя и окружающих. В результате получения новых знаний люди могут применить их на практике и разработать более совершенные средства воздействия на природу, изменяя ее для улучшения условий своей жизни.

Информационные процессы (кратко). Перечисленные понятия, их взаимосвязь и происходящие с ними изменения можно изобразить в виде схемы, приведенной на рис. 1.1.

 

 

 

 


В тех случаях, когда некоторое качество, характеризующее объект меняется с течением времени, используется термин «процесс». На схеме отражены основные изменения, происходящие с информацией, следовательно, эти изменения можно назвать информационными процессами. Какие же изменения могут происходить с нематериальной информацией? Очевидно, меняться может либо её содержание, либо материальная оболочка, посредством которой информация представлена. Поэтому различают два типа информационных процессов:

- изменение сообщений и данных с сохранением содержащейся в них информации;

- изменение сообщений и данных с преобразованием содержащейся в них информации.

К процессам первого типа относится передача информации в пространстве или времени (хранение информации). К процессам второго типа относятся создание информации, уничтожение информации и обработка с появлением новой информации или знания.

На схеме выделена область, определяющая место информатики в этом круговороте и составляющая ее предмет – процессы сбора, хранения и обработки данных. Часто вместе с перечисленными процессами рассматривают процесс передачи данных. Рассмотрим эти процессы подробнее.

 

1.2. Информационные процессы: подробности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.