Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В рыночной экономике




ФЕНОМЕН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ВВЕДЕНИЕ

Год

Нижний Новгород

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ИНФОРМАЦИЯ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

ЛЕКЦИЯ № 9

Чеботарев В.С.

 

 

Курс «Экономика»

 

Киреев Н. В.

 

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА:

 

Обсуждена и одобрена на

заседании кафедры

Протокол № от 2009г.

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение

1. Феномен предпринимательства в рыночной экономике.

2. Природа фирмы.

3. Информация, риск и неопределенность в экономике.

4. Экономическая теория инноваций.

Заключение

Литература

 

Как мы уже знаем, одним из разделов современной микроэкономики является теория фирмы. Она изучает поведение отдельно взятой автономной (т.е. относительно независимой) производственной единицы, объединяющей ресурсы для выпуска продуктов и услуг. Теория фирмы включает в себя три части:

· теория производства (была рассмотрена в теме 5);

· теория максимизации прибыли фирмой в условиях рынка (были рассмотрены в темах 6 и 7);

· трансакционная (институциональная) теория фирмы.

В данной теме рассматриваются во взаимосвязи трансакционная (институциональная) теория фирмы и экономическая теория рисков, неопределенности и инноваций. Частью теории инноваций является концепция предпринимательства как вида инновационной деятельности, осуществляемых фирмами. Именно инновационная деятельность фирм, нацеленная на прибыль, является основой технического прогресса и экономического роста в современной рыночной экономике.

Предпринимательство (предпринимательская способность) – один из четырех факторов производства, а именно – процесс осуществления новых комбинаций остальных факторов (земли, капитала и труда), связанный с неопределенностью и риском и нацеленный на получение экономической прибыли как факторного дохода. Другими словами, предпринимательство – инновационная деятельность на коммерческой основе. Она проявляется в процессе поиска новых возможностей для бизнеса, наиболее выгодных рынков сырья и сбыта продукции, рациональной организации производства в пространстве и во времени, использовании новых технологий и новых сфер вложения капитала, преодолении старых стереотипов и границ с целью получения прибыли. Юридическими признаками предпринимательства как вида деятельности (согласно Гражданскому Кодексу РФ) являются самостоятельность, систематичность и стремление к прибыли как основная цель.

Как и труд, предпринимательство – личный фактор производства. Однако предпринимательство отличается от труда и от прочих факторов наличием самостоятельности и риска.

Первое отличие – самостоятельность (независимость). Можно продать услуги труда, но невозможно продать свою предпринимательскую способность. Поэтому это неторгуемый фактор производства; рынок для него отсутствует. В этом отношении предпринимательство как фактор производства стоит особняком от других факторов.

Второе отличие – неопределенность и риск. Если, например, в небольшом частном магазине его хозяин – предприниматель – вместе со своим наемным работником стоит за прилавком, то внешние отличия в их физических и умственных усилиях отсутствуют. Однако зарплата наемного работника гарантирована договором и законодательством и он не несет риск убытков и банкротства магазина; с другой стороны, он несамостоятелен в своей деятельности и выполняет указания хозяина.

Таковы принципиальные различия между трудом и предпринимательством как факторами производства.

Следует разграничивать предпринимателей, собственников и менеджеров.

Предприниматели – новаторы, берущие на себя не диверсифицируемые и не страхуемые риски. В этом смысле предприниматель не есть формальный статус, а скорее функция (в отличие от собственников и менеджеров). Формально предприниматель является менеджером или собственником фирмы.

Собственники (совладельцы) – владельцы капитала, инвестированного в уставные капиталы фирм как юридических лиц.

Менеджеры – наемные работники, выполняющие указания собственников и предпринимателей.

В 1920–30-х г.г. в условиях массового производства и возрастающей рыночной концентрации произошла т.н. «революция менеджеров» – переход реальной экономической власти от собственников к менеджерам. Безусловно, это касается в основном крупных акционерных обществ.

Рис. 1. Экономическая прибыль как остаточный факторный доход

а) прибыль в производстве отдельной единицы товара (услуги)

Продажная –– Косвенный –– Cредние издержки = Прибыль (Pr)

цена (P) налог (AC) (убыток)

 

Основная –– Cредние издержки = Прибыль (Pr)

цена (P) (AC) (убыток)

б) общая прибыль фирмы за период времени

Выручка–брутто –– Косвенные –– Общие издержки = Прибыль (Pr)

(TR=P×Q) налоги (TC=AC×Q) (убыток)

 

Выручка–нетто –– Общие издержки = Прибыль (Pr)

(TR=P×Q) (TC=AC×Q) (убыток)

 

в) экономическая природа прибыли

 

Ценность Альтернативные Прибыль (Pr)

произведенных –– издержки = (убыток)

благ использования

(товаров или услуг) ресурсов

 
 

 

 


общий результат ценность всех использованных чистый результат

экономической факторов производства (кроме предпринимательской активности, предпринимательства), активности

оцененный рынком включая промежуточную продукцию

Современная экономическая теория предпринимательства (восходящая к Й. Шумпетеру) исходит из того, что в стационарной экономике (с неменяющимися потребностями, запасами ресурсов и технологическими знаниями) со сложившимся и не нарушаемым равновесием экономическая прибыль как факторный доход отсутствует. Возможна только бухгалтерская прибыль, включающая в себя «нормальную прибыль» (что рассматривалось в теме 6). Предприниматель, осуществляя ту или иную инновацию, нарушает сложившееся равновесие. В случае удачной инновации неравновесное состояние и порождает остаточный доход в виде экономической прибыли. Экономическая прибыль как факторный доход будет существовать до тех пор, пока данная инновация не будет освоена другими фирмами и не превратится в рутину. В этот промежуток времени экономика является динамичной. После превращения инновации в рутину экономическая прибыль исчезает, экономика опять становится стационарной – и так до следующего инновационного «возмущения» в экономической системе.

Таким образом, в рыночной экономике предпринимательство является не единственным, но главным генератором инноваций.

Соответственно экономическая прибыль – остаточный факторный доход, возникающий в процессе предпринимательской деятельности и вознаграждающий за инновационный риск. Рассчитывается как разница между выручкой и всеми издержками (включая неявные издержки) (рис. 1).

В бухгалтерском учете, аудите, финансах предприятий вместо средних издержек используется близкое понятие себестоимости средние бухгалтерские издержки (т.е. без учета неявных издержек).

Условия развития предпринимательства включают в себя три составляющие:

· адекватное законодательное обеспечение предпринимательской деятельности;

· благоприятный инвестиционный климат, во–многом обуславливаемый налоговым законодательством;

· развитость финансовой инфраструктуры – рынка ценных бумаг, банковской системы, венчурных фондов – облегчающих финансирование предпринимательской деятельности.

В современной рыночной экономике субъектами предпринимательства являются фирмы (как юридические лица в статусе коммерческих организаций) и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. И те, и другие – это фирмы в широком смысле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.