Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая теория инноваций




 

 

Инновация (нововведение) есть системный и сложноструктурированный процесс приложения научных, инженерно-технических, организационных и маркетинговых знаний, обладающий адекватным и специфичным инвестиционно-финансовым механизмом и «рождающий» некое усовершенствование, имеющее непосредственную практическую ценность, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии и, как следствие, приводящее к успеху на рынке. Инновации противостоят «рутинам».

Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Поэтому процесс инноваций можно рассматривать как основной аспект конкуренции предприятий в долгосрочном плане, а также как основной аспект конкуренции товаров на потребительском рынке. Экономисты-теоретики связывают принципиальное повышение роли нововведений в первую очередь с изменением характера конкуренции, с переходом от «статичной» конкуренции к «динамичной».

Следует отметить, что экономическая теория инноваций до сих пор в достаточной степени не разработана. В частности, до сих пор нет исчерпывающего ответа на вопрос, как новые технологии распространяются в организациях. Считается, что конечной финансово-экономической целью инноваций является получение «научно —технической ренты» —добавочной прибыли за монополию на знания. При этом теоретики всё чаще связывают инновационный процесс с концепцией «естественного жизненного цикла отрасли» и выделяют, соответственно, два этапа инноваций:

· создание (открытие) новшества (discovery);

· «диффузия» новшества – процесс его распространения («восприятия») и использования (реализации, implementation).

В целом инновации принято классифицировать по ряду признаков, некоторые из которых нужно считать фундаментальными. В первую очередь это касается классификации инноваций по степени новизны — распределения совокупности нововведений на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости в экономическом развитии. Понятие новизны инновации может относиться к продукту/технологическому процессу как в целом — в случае его абсолютной новизны – так и по отношению лишь к некоторым элементам продукта/процесса, изменяющим его функции и характеристики. С точки зрения новизны принято выделять следующие три типа инноваций.

Базисные (радикальные, революционные, пионерные) инновации. В их основе лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создавать системы (товары, машины, технологии, оборудование, и т.д.) следующих поколений. Базисные инновации реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники.

Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация, если речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях (радикальные инновации первого типа) либо на сочетании существующих технологий в новом их применении (радикальные инновации второго типа).

Интегрирующие (комбинаторные) инновации. Здесь результат достигается за счет использования оптимального набора ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий, оборудования). Интегрирующие инновации обычно реализуют мелкие и средние изобретения, они преобладают на фазах распостранения и стабильного развития научно-технического цикла. Это инновации, привносящие в уже имеющийся продукт (или технологию) некое новое качество.

Модифицирующие («рядовые», «улучшающие», «рационализирующие») нововведения. Согласно классификации «Руководства Осло», – «инкрементальные продуктовые инновации». Они направлены на относительно незначительные совершенствования продуктов, технологий, организационных структур и т.д. Согласно классификации Руководства Осло, они затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложного продукта).

С точки зрения сферы выделяют продуктовые, технологические, организационные и маркетинговые инновации.

В генерации и распространении (диффузии) инноваций громадную роль играют венчурные фирмы, венчурные фонды и техно–парки.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренная нами трансакционная (институциональная) теория фирмы вводит нас в такой важный раздел современной экономической теории, как институциональная экономика. Фирма – один из важнейших современных экономических институтов. В подробном рассмотрении нуждаются и другие экономические институты: собственность, контрактное право, рынок. Институциональной экономике посвящена следующая тема курса.

Литература:

1. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для ВУЗов / Пер. с англ. под ред. Н.Л. Фроловой. – М.: 2005.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т.т./Общая редакция В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2004.

3. Мацнов О. Венчурное предпринимательство: мировой опыт и отечественная практика // Вопросы экономики. 2006. № 5.

4. Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов // Вопросы экономики. 2007. № 5.

5. Поворин С. Некоронованные короли мирового бизнеса. – М.: 2003.

6. Сергиенко Я., Френкель А. Венчурные инвестиции и инновационная активность // Вопросы экономики. 2006. № 5.

7. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт, 2003.

8. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. / Общая редакция А.Г. Милейковского. – М.: Прогресс, 1982.

9. Экспертный институт – инвестиционный климат в России // Вопросы экономики. 2006. № 5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.