Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа фирмы




Итак, одним из основных экономических агентов рыночной экономики и главной предпринимательской единицей является фирма.

Термин «фирма» используется в двух значениях: в широком смысле – как «деловое предприятие» и в узком – как юридический статус делового предприятия (или его части).

Фирма в широком смысле – деловое (коммерческое) предприятие; организационно автономная (относительно независимая в решениях что, как и в каком количестве производить; где, кому и по каким ценам свою продукцию продавать), технологически и имущественно обособленная производственная единица, объединяющая факторы производства для выпуска товаров и услуг. Производство понимается широко – как экономическое производство, т.е. создание добавленной стоимости в материальных и нематериальных сферах. Необходимые ресурсы фирма покупает, а производимые блага продает, действуя в целях максимизации прибыли. Так понимается фирма в экономической теории. Фирма в этом смысле не обязательно является юридическим лицом. Она может быть представлена объединением юридических лиц или представлена индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица.

Фирма в узком смысле – деловое предприятие или его часть в статусе юридического лица (ключевой признак), обладающее организационным единством, имеющее обособленное имущество, несущее самостоятельную имущественную ответственность, выступающее в хозяйственном обороте (заключение сделок) от собственного имени и обладающее иными признаками юридического лица. Соответственно фирмой называют наименование делового предприятия или его части, под которым оно выступает в хозяйственном обороте. Так понимается фирма в гражданском праве.

В российском гражданском законодательстве термину «фирма» соответствуют термины «коммерческая организация» и «средства индивидуализации юридических лиц» (фирменное наименование и коммерческое обозначение).

Отметим, что сказанное принципиально отличается от трактовки термина «предприятие» в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Как мы знаем, в первом приближении существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и иерархия. Оба обуславливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Только в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором путем сознательной кооперации индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений.

Фирма в первом приближении разновидность иерархии (иерархического порядка), образуемая на контрактной основе; множество ассиметричных неизбирательных обменов, в которых координация деятельности индивидов осуществляется посредством команд. Работники фирмы добровольно жертвуют своей свободой в обмен на гарантированное вознаграждение и избавление от риска. Рынок предполагает обособление участников и их ресурсов, фирма их концентрацию. Таким образом, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами факторов производства.

Контракт – это совокупность правил, структурирующих в пространстве и во времени обмен между двумя (и более) экономическими агентами посредством определения обмениваемых прав и взятых обязательств и определения механизма их соблюдения.

В современной экономической теории выделяют три типа контрактов: классический, неоклассический и имплицитный.

Классический контракт – двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции за их нарушение. Классический контракт строг и юридически прост. Он предполагает, что отношения сторон четко определены и прекращаются после выполнения сделки. Он пытается учесть все возможные моменты. Никаких устных договоренностей, не зафиксированных в тексте договора, он не признает.

Однако весьма часто экономические контрагенты сталкиваются с неполнотой контрактации – изначально существующей невозможностью предвидеть все последствия заключаемой сделки, все вероятные разногласия и конфликты интересов в силу неопределенности будущего. Таким образом, мы приходим к понятиям неоклассического и имплицитного контракта.

Неоклассический контракт – долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Он напоминает скорее договор о принципах сотрудничества, чем строгий и законченный юридический документ. Для решения почти неизбежно возникающих разногласий стороны обращаются к выбранному ими арбитру, поэтому договор с самого начала приобретает тройственный характер. «Дух» договора здесь перевешивает его «букву», устные договоренности учитываются наряду с письменными.

Имплицитный (отношенческий) контракт – долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Его выполнение гарантируется взаимной заинтересованностью контрагентов. Для осуществления такого контракта и требуется иерархия, планомерный порядок.

При этом объединяемые в рамках фирмы ресурсы (активы) делятся – с точки зрения степени уникальности и пригодности для данного вида деятельности – на три типа:

· общие ресурсы(активы) – их ценность не зависит от нахождения в данной фирме; и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково;

· специфические ресурсы(активы) – приобретающие особую ценность в рамках данных контрактных отношений. Их ценность внутри фирмы выше, чем вне ее;

· интерспецифические ресурсы(активы) – взаимодополняемые уникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет быть адекватно использован на рынке или в рамках иной организации.

Примером инвестиций в специфические и интерспецифические ресурсы (активы) являются покупка фирмой–поставщиком специализированного узкопрофильного оборудования после заключения договора на поставку специальных комплектующих для нового выгодного покупателя. Другим примером является согласие работника на более низкую заработную плату в расчете на постепенный рост квалификации, овладение специфическими навыками с соответствующим ростом зарплаты, когда данные навыки имеют особую ценность именно в рамках данной фирмы.

Специфические и интерспецифические ресурсы (активы) увеличивают производительность, но соответствующие инвестиции нуждаются в защите. Это касается как инвестиций предпринимателей в реальный капитал, так и «встречных» инвестиций наемных работников в свой интеллектуальный капитал. У экономических агентов должны быть стимулы к инвестициям в такие активы – уверенность в том, что им удастся присвоить будущие доходы от них. В противном случае специфические активы приобретаться не будут. Очевидно, что в условиях неопределенности будущего классический контракт не дает такой уверенности. Необходимы иные формы контрактации, и в этом отношении фирма – крайний случай, самая плотная сеть взаимных прав и обязательств.

Таким образом, на более глубоком уровне и в рамках институциональной экономической теории под фирмой следует понимать коалицию владельцев интерспецифических факторов производства, связанных между собой сетью имплицитных контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Наличие таких ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции. С точки зрения правового регулирования фирму можно считать институтом.

Итак, в «естественных» рыночных условиях фирма возникает, когда трансакционные издержки внутрифирменной иерархической координации меньше издержек «горизонтальной» рыночной координации. В дальнейшем фирма будет расширяться до тех пор, пока снижаются трансакционные издержки и/или наблюдается возрастающая технологическая отдача от масштаба. В целом –пока суммарный эффект отдачи от масштаба (large scale return) (рассмотренный нами в теме 6) не станет убывающим. Как мы знаем, отдача от масштаба является ключевым понятием при максимизации прибыли в долгосрочном периоде и поиске оптимального размера фирмы.

Расширение фирмы часто имеет форму слияния или присоединения к ней других предприятий. Процедуры слияния и присоединения, имеющие юридические различия, объединяются экономическим термином интеграция. Объединение однородного производства (ранее конкурировавших в отрасли фирм) именуется горизонтальной интеграцией, объединение по «технологической цепочке» (с поставщиками и потребителями) – вертикальной интеграцией. Таким образом, горизонтальная интеграция есть централизация однородных трансакций, а вертикальная интеграция – процесс замещения трансакций на рынках ресурсов и конечной продукции внутрифирменными трансакциями. В рамках отрасли (отраслевого рынка) в целом сокращение количества конкурирующих фирм именуют рыночной концентрацией.

Именно такая трактовка фирмы позволяет объяснить многообразие современных фирм. Уникальность вступающих в контракт интерспецифических ресурсов объясняет специфику форм контрактов, лежащих в основе различных моделей фирмы.

Модель фирмы – это совокупность наиболее общих организационно–правовых принципов создания и функционирования фирмы. В отличие от организационно–правовой формы, правовая модель не является конкретным юридическим статусом фирмы и соответственно конституирует лишь ее некоторые ключевые организационно–экономические характеристики, а именно:

· характер имущественных (вещных) и обязательственных прав учредителей/участников, характер взаимоотношений между ними;

· объем имущественных прав самой фирмы (право собственности на имущество, право хозяйственного ведения или право оперативного управления);

· степень имущественной ответственности учредителей субъекта предпринимательства по его обязательствам;

· степень защиты интересов кредиторов (отчасти обусловленная предыдущими двумя характеристиками);

· разграничение полномочий между владельцами и менеджерами;

· возможные источники финансирования деятельности.

· возможность участия в тех или иных интеграционных процессах.

Организационно–правовая форма предпринимательской деятельности есть детализация статуса фирмы. Это конкретный юридический статус субъекта предпринимательства, представляющий собой определенную «модель» его существования (создания, управления и прекращения деятельности) и конституирующий его ключевые организационно–экономические характеристики.

Почти каждая модель фирмы есть обобщение нескольких конкретных организационно–правовых форм ее деятельности, «родственных» по отношению друг к другу. Другими словами, применительно к фирмам организационно–правовые формы их предпринимательской деятельности трактуются как разновидности более общих моделей фирмы. И если модели фирмы являются почти универсальными для большинства стран с рыночной экономикой и с родственными правовыми системами, то конкретные организационно–правовые формы деятельности фирмы определяются национальным законодательством и могут сильно варьировать от страны к стране.

Выделяют следующие семь моделей фирмы: частнопредпринимательская фирма (единоличное владение), коммерческое партнерство, корпоративная модель фирмы (корпорация), кооперативная модель (саморегулируемое предприятие), регулируемая фирма, государственная унитарная модель и некоммерческое (неприбыльное) партнерство.

Первые три модели –самые распространенные, поэтому уделим им особое внимание. Разница между этими тремя моделями – в том, разделены или объединены собственность и управление.

Частнопредпринимательская фирма (единоличное владение) – деловое предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела исключительно в собственных интересах, принимает все решения, присваивает всю прибыль и несет неограниченную (полную) ответственность по возникающим обязательствам. Собственность совершенно не отделена от управления. Выражаясь метафорически, Частнопредпринимательская фирма – это «путь в одиночку». Частнопредпринимательская фирма, как правило, не имеет статуса юридического лица. Имущество предпринимателя, используемое в производстве, юридически не отделено от его личного имущества как гражданина. Часто собственником такой фирмы является владелец наиболее важного и интерспецифического ресурса.

Несомненные достоинства такой модели – простота учреждения, низкие трансакционные издержки при небольших объемах производства и (самое главное) сильный экономический стимул. Недостатки модели – ограниченные возможности выхода фирмы на финансовый рынок и повышенный риск собственника, несущего неограниченную ответственность.

Таким образом, частнопредпринимательская фирма (единоличное владение) наиболее адекватна для мелкого (реже – среднего) бизнеса.

Коммерческое партнерство – объединение лиц для совместной предпринимательской деятельности под общим именем (с образованием юридического лица) с обязательным личным участием партнеров в делах фирмы. Количество партнеров ограничено, все или хотя–бы часть из них несут полную ответственность по обязательствам фирмы. Управляет фирмой один из партнеров (нет наемного директора фирмы). Часто каждый партнер имеет право принимать решения и заключать сделки от имени партнерства (фирмы) в целом; таким образом, собственность лишь частично отделена от управления. Отношения между партнерами характеризуются особой степенью доверия.

В российском гражданском законодательстве модели партнерства соответствует понятие хозяйственного товарищества (полные и коммандитные товарищества).

Партнерства широко распространены в НИОКР, в адвокатской деятельности, в искусстве.

Партнерства разделяют почти все достоинства единоличного владения. Кроме того, облегчен выход фирмы на финансовый рынок, доступ к финансовым средствам. Главный недостаток коммерческого партнерства – его размеры ограничены диапазоном доверия партнеров. Кроме того, существует потенциальная угроза распада партнерства при выходе из бизнеса хотя-бы одного партнера.

Корпоративная модель фирмы(корпорации) – объединение капиталов многих лиц без обязательного личного участия в управлении фирмой, собственность полностью отделена от управления. Суть корпоративной модели фирмы заключается именно в строгом разделении собственности и управления, которое обеспечивается институтом корпоративного права. В российском гражданском законодательстве корпоративной модели соответствует понятие хозяйственного общества.

Выделяют следующие классические черты корпоративной модели фирмы:

· долевой (паевой) характер уставного / складочного капитала;

· ограниченная ответственность участников (совладельцев) по обязательствам корпорации как юридического лица;

· распределение прибыли и голосов пропорционально с долями участников в уставном / складочном капитале;

· вход–выход из бизнеса осуществляется участником сугубо добровольно путем купли–продажи своей доли в уставном/складочном капитале (в открытой корпорации – любому дееспособному лицу). Таким образом, корпорация не обязана выкупать доли участников;

· автономия менеджмента в принятии текущих решений. Даже мажоритарные акционеры и владелец контрольного пакета не имеют право вмешиваться в текущее управление и давать указания менеджерам. В их компетенции – созыв общего собрания участников и переизбрание топ–менеджеров.

Выделим следующие основные достоинства корпоративной модели:

· корпорация наиболее устойчива к смене участников (совладельцев); корпорация в некотором смысле существует независимо от ее владельцев;

· наилучшие возможности крупномасштабного финансирования коммерческой деятельности путем как банковского кредитования (в условиях ограниченной ответственности участников величина уставного капитала фирмы становится главной гарантией обеспечения интересов кредиторов), так и через эмиссию ценных бумаг (для акционерных обществ);

· наименьшие риски совладельцев (кредиторы предъявляют претензии не к ним, а к корпорации в целом как юридическому лицу);

· широкая специализация управленческого труда;

· применительно к открытым акционерным обществам – возможность независимой сторонней оценки состояния дел и перспектив фирмы через котировку ее акций.

Основной недостаток корпоративной модели – широкий простор для злоупотреблений со стороны менеджмента, связанный с отделенностью собственности от управления, ограниченностью информации у мелких совладельцев (акционеров). Кроме того, во многих странах корпорации попадают под двойное налогообложение (сначала – налог на прибыль корпораций, затем – подоходный налог для физических лиц – получателей дивидендов).

Коммерческие партнерства и корпорации имеют одну общую черту –долевой характер уставного капитала –и поэтому объединяются термином компания.

В среднем и крупном бизнесе корпорации чаще всего представлены акционерными обществами.

Акционерное общество – это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников (акционеров) по отношению к фирме.

Применительно к акционерным обществам принцип ограниченной ответственности не только стимулирует предпринимательскую активность, но и делает возможным крупномасштабное финансирование коммерческой деятельности путем привлечения сбережений рядовых граждан через эмиссию акций. Ограниченная ответственность акционера делает эмиссию акций уникальным инструментом финансирования предпринимательской деятельности, способным в короткий срок привлекать сбережения тысяч лиц. Именно принцип ограниченной ответственности делает рядового акционера если не предпринимателем в прямом смысле слова, то по–крайней мере уверенным в себе инвестором.

На базе акционерных обществ могут возникать холдинги.

Холдинг (холдинговая структура) представляет собой совокупность акционерных обществ открытого типа, действующих как основное и дочерние или зависимые общества. Основное общество является владельцем контрольных пакетов двух и более дочерних обществ в целях управления их деятельностью. Вместо юридического термина «основное общество» в хозяйственной практике используются синонимичные термины «материнская компания» или «холдинговая компания».

Соответственно хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале (т.е. свыше 50 %) либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Зависимость дочерних компаний от холдинговой компании имеет явный, открытый характер.

С точки зрения характера активов основного общества выделяют два вида холдингов:

· промышленные холдинги (когда свыше 50 % активов представлено производственными, реальными активами);

· финансовые холдинги (когда свыше 50 % активов представлено ценными бумагами).

Целесообразность создания холдингов может быть продиктована следующими обстоятельствами:

· установление контроля над новыми сферами бизнеса, когда каждая дочерняя компания осваивает определенный рынок или его сегмент (территориальный, ассортиментный и т.д.);

· участие в достаточно рискованных инвестиционных проектах за счет использования т.н. «буферных» компаний из числа дочерних фирм;

· интеграция фирм – смежников (находящихся в одной «технологической цепочке») и проведение согласованной сбытовой и инвестиционной политики;

· оптимизация технологического процесса.

Холдинговая структура способна обеспечить оптимальный компромисс между централизацией управления и самостоятельностью отдельных хозяйственных единиц.

С одной стороны, через преобладающее участие в уставных капиталах дочерних фирм холдинговая компания обеспечивает централизованную координацию их действий, проведение общей политики, устранение конкуренции и дублирования опытно–конструкторских разработок, необходимый раздел рынков, оптимизацию общего технологического процесса.

С другой стороны, риск убытков и банкротства локализован на уровне отдельных хозяйственных единиц благодаря их статусу дочерних или зависимых обществ как самостоятельных юридических лиц. Банкротство одного дочернего общества не затрагивает положения остальных участников холдинга. Кроме того, самостоятельная финансовая отчетность дочерних и зависимых обществ принципиальным образом облегчает контроль за качеством их менеджмента. Финансовые потоки, доходы и затраты, генерируемые разными компаниями, не смешиваются друг с другом, поэтому однозначным критерием успешного руководства каждой отдельно взятой фирмой является ее рентабельность. При этом статус самостоятельного юридического лица дает менеджерам дочерней компании необходимую свободу действий. Их задача – обеспечить рентабельность дочерней фирмы, в противном случае они смещаются вышестоящей холдинговой компанией. Соответственно у «материнской» компании отсутствует необходимость в текущем контроле за руководством дочерних подразделений, во вмешательстве в их дела, в использовании каких–либо иных форм контроля за состоянием дел «на местах».

При полной вертикальной интеграции предприятий–смежников, т.е. их слиянии в одну фирму, подобная система невозможна. Опыт показывает, что даже предоставление функциональной автономии филиалам фирмы не дает достаточного результата. При больших масштабах деятельности холдинговая структура предпочтительней, чем многофилиальная структура управления в рамках одной фирмы.

В России, как и в других странах, в одних случаях холдинговые компании создаются в рамках одной отрасли. Например, нефтяные компании ОАО «Сибнефть»; в пищевой промышленности – ОАО «Красный октябрь» и ОАО Концерн «Бабаевский». Такие холдинги можно назвать горизонтально интегрированными.

В других случаях холдинговые компании создаются в результате межотраслевой интеграции – т.н. вертикально интегрированные холдинги. Например, ОАО «Лукойл», являясь одним из лидеров рынка добычи нефти, формирует нефтехимическую группу, участвуя в сфере нефтепереработки и машиностроения в России, Чехии, Румынии и на Украине. Одним из крупных приобретений данной холдинговой компании стала (в 2000 г.) американская заправочная сеть Getty. Другим примером образования вертикально интегрированныххолдингов является «сращивание» металлургических компаний с машиностроительными, охватывающее полную технологическую цепочку – от добычи сырья до производства конечной высокотехнологичной продукции. Это дает возможность устранить лишних посредников и оптимизировать производственный процесс. Так, крупнейший российский алюминиевый холдинг «Сибирский алюминий» приобрел контрольный пакет Павловского автобусного завода (ПАЗ), а затем установил контроль и над Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ). Предприятие черной металлургии «Северсталь» стало контрольным акционером Ульяновского автомобильного завода (УАЗ).

Целый ряд холдингов в России образован на базе упраздненных органов государственного управления – бывших министерства и главков министерств (например, РАО «ЕЭС», РАО «Газпром»).

Кооперативная модель (саморегулируемое предприятие) – самая «демократическая» модель; характеризуется обязательностью трудовой деятельности для всех членов и полным равенством их прав. Последнее означает принятие решений по принципу «один человек – один голос». Недостатки модели – возможное «проедание» капитала (и вызываемый этим «инвестиционный голод») и ограниченный выход на финансовый рынок.

Регулируемая фирма – частные фирмы, размер прибыли которых регулируется государством.

Государственная унитарная модель – когда имущество остается государственным, а фирма распоряжается им на ограниченных имущественных правах без разделения имущества на доли (вклады).

Менеджеры унитарных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний. Их деятельность не получает прямой рыночной оценки.

Некоммерческое (неприбыльное) партнерство – имущество имеет долевой (складочный) характер (как у корпораций и партнерств), но прибыль не является основной целью деятельности.

Частью института фирмы является процедура банкротства (которую тоже можно считать институтом).

Под несостоятельностью (банкротством) фирмы как юридического лица понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность фирмы-должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Банкротство – один из важнейших институтов рыночной экономики. В нем содержится процедура принуждения к прекращению деятельности неэффективных фирм с максимально возможным обеспечением соблюдения прав кредиторов. Таким образом, наличие законодательства по банкротству поощряет кредиторов давать деньги взаймы: снижается неопределенность, легче оценить степень кредитного риска. Сущность института банкротства – обеспечение справедливого распределения недостаточных средств должника между всеми его кредиторами.

Банкротство есть приемлемая и крайняя альтернатива обычным частным средствам судебной защиты интересов кредиторов, когда должник оказывается несостоятельным и имеет многочисленных кредиторов. В таких случаях конкуренция отдельных кредиторов, пользующихся своими индивидуальными средствами судебной защиты, будет:

· истощать ресурсы кредиторов;

· уменьшать ценность активов должника (разделив или преждевременно ликвидировав их);

· чревато предоставлением несправедливых преимуществ кредиторам, которым должник оказывает предпочтение.

Законодательства о банкротстве разных стран всегда содержат альтернативу ликвидации должника. В этом плане в мире наблюдаются две альтернативных правовых модели банкротства:

· с ориентацией на интересы кредиторов;

· с ориентацией на интересы должника (в целях сохранения производственного потенциала и рабочих мест).

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятий, регулируются в каждой стране специальным законодательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.