Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страх № 3. Я им наскучу




Страх № 2. Я потеряю контроль над группой.

Страх № 1. Я им не понравлюсь.

Функции преподавателя психологии и его роли

Деятельность преподавателей предполагает выполнение нескольких функций: обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской (Смирнов, 2001, с. 272); Переход к педагогической деятельности предполагает адаптацию к новым ролям:

 

От роли К роли
Подчиненного Руководителя
Реагирующего Инициатора
Слушателя Говорящего
Ведомого Лидера
Низкой ответственности Высокой ответственности
Члена группы Лидера группы
Мотивируемого Мотиватора
Отвечающего Спрашивающего
Оцениваемого Оценивающего
Учащегося Обучающего

Переходный период может быть связан с рядом «страхов», которые мы рас­смотрим более подробно. Конечно же, есть люди бесстрашные, никакие обстоя­тельства их не смущают. Для других необходимость стоять перед группой людей и сообщать им новую информацию может оказаться пугающей. Рассмотрим 5 «наи­худших сценариев» (Teaching Techniques, 1990), разработанных для того, чтобы


помочь молодым преподавателям понять, что 1) другие преподаватели сталкива­ются с теми же проблемами и 2) эти преподаватели выжили и достигли успеха.

 

Страх № 4. Меня поймают на глупой ошибке или я не буду знать ответа на во­прос студента.

Страх № 5. Некоторые студенты могут знать больше, чем я.

Лучший совет относительно поведения на занятиях, который дает Роджер До-миновски начинающим преподавателям, заключается в одном слове — «расслабь­тесь!» (Dominowski, 2002, р. 81). Естественно при этом предполагается, что препо­даватель хорошо подготовлен к занятию.

Ролевые позиции преподавателя

В отношениях со студентами преподаватель иногда выступает в разных ролях, что порождает некоторую неопределенность. Н. С. Пряжников и Е. Ю Пряжникова выделяют следующие ролевые позиции преподавателя психологии (2001, с. 305):

«Преподаватель — специалист в своей области». Эта позиция предполагает уважение к преподавателю и в то же время большую психологическую дистанцию и формальное профессиональное общение.

•«Преподаватель — верный друг». Эта позиция предполагает более нефор­мальное общение. Студент нуждается в доброжелательном и «все понимающем» старшем друге. Однако в данном случае может возникнуть проблема чрезмерного сокращения социальной дистанции между учителем и учеником, когда студенты вообще перестают воспринимать преподавателя как «специалиста».

«Преподаватель — психотерапевт». Некоторые студенты полагают, что по­скольку преподаватель является психологом, он в состоянии решить их личные проблемы или проблемы их знакомых. Иногда преподаватель сам (по неопытно­сти) соглашается взять на себя такую роль, но потом часто жалеет об этом. Задача преподавателя — иная, быть может, даже более сложная, чем задача психотерапев­та в традиционном понимании.

«Преподаватель — пример для подражания во всем». Это, по мнению Пряж-никовых, не самая худшая ролевая позиция; главное, чтобы было с чего брать


пример. Студент сильно переживает, когда вдруг обнаруживает, что любимый и почитаемый им преподаватель в чем-то несовершенен, а иногда и порочен. Это может стать причиной очередного «кризиса разочарования» у впечатлительного студента. На самого преподавателя это налагает особую ответственность, ведь очень трудно быть «идеальным» и «образцовым», да еще когда за тобой при­стально наблюдают «обожающие» и такие «доверчивые» глаза студента (или сту­дентки). В студенческих аудиториях такое «обожание» обычно не остается неза­меченным, что может стать причиной различных сплетен и подозрений.

«Преподаватель — объект насмешек». И школьники, и студенты часто нахо­дят удовольствие в том, что «перемывают косточки» своим учителям и преподава­телям. Это нормальное явление. Другое дело, что иногда обсуждение преподава­телей принимает грубую форму. Педагогами было замечено (цит. по: Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 306), что грубые насмешки и придирки обычно обращены к преподавателям, которые заслуживают этого (злые, некомпетентные, позволяю­щие себе приходить на занятия «навеселе» и т. п.). Что же касается преподавате­лей, которые по-своему любят студентов и знают свой предмет, то отношение к ним обычно самое хорошее, даже несмотря на явные недостатки в их поведении или одежде. Заметим, что так называемые студенческие анекдоты о преподавате­лях воспринимаются многими преподавателями без особых обид. Но самое пре­зрительное отношение у студентов (и у школьников) вызывают преподаватели, о которых можно сказать, что они «никакие» (им не интересны ни студенты с их проблемами, ни читаемый курс).

«Преподаватель — полицейский». Студентам с их неорганизованным свобод­ным временем иногда требуется строгий старший товарищ. Но студент все-таки уже взрослый человек и самое главное для него — поскорее научиться быть на­стоящим взрослым. Но при постоянном контроле и опеке со стороны преподава­теля это сделать очень сложно. Тем не менее некоторые студенты с радостью при­нимают таких «преподавателей-полицейских».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.