Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая сущность цены и ценового механизма




Основным ориентиром в рыночной экономике для сельскохозяйственных производителей является цена.

Цена занимает центральное место в системе стоимостных категорий таких как: финансы, кредит, заработная плата, налоги, прибыль, себестоимость, страхование. Она опосредует экономические отношения на всех стадиях расширенного воспроизводства: производство-распределение, обмен-потребление. Цена влияет а) на экономическую эффективность производства; б) на уровень реальной заработной платы; в) на возможности материального стимулирования труда; г) на себестоимость продукции, работ и услуг; д) на инвестиционную деятельность.

В экономической теории действует два взаимосвязанных подхода к цене и ценообразованию: 1-ый – в основе цены общественно-необходимые издержки; 2-ой – в основе цены полезность или ценность товара и цена устанавливается на основе спроса и предложения.

Для первого подхода цена определяется как денежное выражение стоимости. Т.е. стоимость – содержание, а цена – форма.

Для 2-го – это количество денег, получаемых и уплачиваемых за товар.

1. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обуславливается в основном степенью его полезности для покупателя;

2. Цена, которую назначает продавец, имеет в основе издержки;

3. Продукт признается на рынке как товар через цены. На конкурентном рынке взаимосвязь полезности и издержек формирует цену равновесия;

4. В цене наряду со стоимостью товара отражаются: соотношение спроса и предложения на товар, качество товара, инфляция, степень государственного регулирования цен, условия обмена, налоговая политика, конкуренция;

5. Собственно рыночная цена складывается как итог договоренности и согласований взаимных требований и уступок продавцов и покупателей;

6. В соответствии с теорией полезности графическое изображение кривой спроса определяет количество товара, на которое предъявляется спрос по разным ценам;

7. В свою очередь, теория издержек, определяет кривую предложения, которая указывает на количество предлагаемого товара в зависимости от цены.

Исходя из экономического назначения цены, она должна:

во-первых, покрывать индивидуальные издержки, т.е. себестоимость производства и реализации продукции;

во-вторых, обеспечивать сверх этого нормальный уровень рентабельности для расширенного воспроизводства.

Уровень рентабельности определяется по формуле:

Урент = * 100%

Следовательно, Цена = Себестоимость (полная) * (1+ ).

В формуле закладывается нормальный (оптимальный) уровень рентабельности.

На результаты производства в сельском хозяйстве оказывают влияние не только цены на продукцию отрасли, но и цены на промышленные средства производства и услуги для сельского хозяйства, а также паритет между этими группами цен.

Цены исходя из их сущности и назначения выполняют разнообразные функции: измерительная, учетная, балансирующая, стимулирующая, распределительная и перераспределительная, размещения и др. Функции цены – это совокупность свойств, которые объективно характерны для нее как экономической категории.

Например, стимулирующую функцию предпочтительно использовать для повышения качества, для увеличения выпуска новой продукции:

- такая цена необходима (в ней закладывается: более высокий уровень рентабельности и себестоимости);

- если стимулируется качество, его повышение, изменение или создание продукта с новыми качественными свойствами, то это требует повышенных затрат;

- чтобы покрыть дополнительные затраты, часть стимулирующей цены должна быть предназначена для этих целей;

- другая часть повышенной цены должна стимулировать производителя к улучшению качества;

- повышение качества должно быть экономически выгодно производителю.

Для обеспечения эффективности производства в сельском хозяйстве и продовольственной безопасности, должен действовать хорошо отлаженный ценовой механизм в системе АПК. Он включает:

- ценовые отношения,

- ценообразование,

- функции государства по регулированию цен,

- ценовую политику,

- систему цен.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.