Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фактическая себестоимость – это сумма издержек (затрат), произведенных организацией в ходе выполнения производственного плана в сложившихся условиях производства




Целью учета фактической себестоимости являются своевременное, полное и достовер­ное отражение фактических затрат, связанных с производ­ством продукции по всей номенклатуре, выявление отклонений от ожидаемых значений, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

6.4. Пути снижения себестоимости продукции.

Затраты, формирующие себестоимость, напрямую влияет на размер прибыли, получае­мой предприятием. Снижение себестоимости является основным фактором повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Снижение себестоимости и оптимизация ее структуры явля­ются важными направлениями в деятельности каждого машино­строительного предприятия.

В настоящее время, когда усиливается конкурентная борьба на внутреннем и внешних рынках сбыта, снижение себестоимости приобретает особенно большое значение. В связи с этим возрастает потребность в повышении качества внутрифирменного планирования, учета и изыскания резервов снижения себестоимости продукции. Этого можно достичь тремя основными путями: техническими, организационными и экономическими.

Смысл такого деления состоит в следующем:

‒ технические способы реализуются в более совершенных и производительных средствах труда;

‒ организационные - предполагают наиболее оптимальное сочетание во времени и в пространстве соединения средств труда, предметов труда и рабочей силы;

‒ экономические – воплощаются в создании мотивационных механизмов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при наименьших затратах, в альтернативных вариантах решения производственных задач.

Резервы или источники снижения себестоимости представляют собой неиспользованные возможности. Они подразделяются на две подгруппы – резервы, зависящие и не зависящие от предприятия. Внутрипроизводственные резервы выявляются в процессе аудита и анализа, причинами их существования могут быть объективные и субъективные факторы.Факторы снижения себестоимости классифицируются на внешние и внутренние, объективные и субъективные.

Факторы и пути снижения себестоимости. Важнейшие технико-экономические факторы, влияющие на уровень себестоимости продукции в машиностроении, можно раз­делить на четыре группы:

1) факторы, определяемые техническим уровнем производства;

2) факторы, определяемые уровнем организации производства, труда и управления;

3) факторы, связанные с изменением объема и номенклатуры выпускаемой продукции;

4) народно-хозяйственные и прочие факторы.

Первая группа факторов учитывает влияние научно-техничес­кого прогресса на снижение себестоимости продукции за счет внедрения новой техники, технологии и современного ресурсос­берегающего оборудования, механизации и автоматизации про­изводственных процессов, совершенствования конструкции и тех­нических характеристик изготавливаемых изделий, применения новых, более эффективных видов сырья, материалов, топлива, энергии, лучшего их использования. Снижение норм расхода ма­териалов и повышение производительности труда, достигаемые в результате технического прогресса, позволяют снизить себестои­мость за счет уменьшения затрат на материалы и заработную пла­ту с отчислениями от нее.

Вторая группа факторов влияет на снижение себестоимости продукции за счет улучшения методов организации производ­ства и труда, лучшего использования рабочего времени, сокра­щения технологического цикла производства и реализации про­дукции, совершенствования управления производством, сокра­щения на этой основе расходов на управление и др. При оценке влияния факторов этой группы следует учесть результаты умень­шения простоев и потерь рабочего времени. К этой же группе факторов относится улучшение использования основных произ­водственных фондов, приводящее к снижению затрат на амор­тизацию.

Третья группа факторов учитывает влияние изменения объема и номенклатуры выпускаемой продукции на себестоимость. Так, увеличение выпуска продукции на тех же производственных пло­щадях и оборудовании приводит к снижению себестоимости про­дукции за счет уменьшения доли постоянных расходов.

Четвертая группа факторов определяет влияние на себестои­мость изменения цен, тарифных ставок, транспортных тарифов, ставок налогообложения, уровня инфляции, процентных ставок по банковским кредитам и др. Факторы четвертой группы являют­ся внешними по отношению к машиностроительному предприя­тию.

Управление затратами с целью их снижения необходимо для получения максимально возможной прибыли при сложившемся уровне цен, улучшения финансового состояния предприятия, уменьшения риска банкротства и др. На предприятии должна быть разработана комплексная программа снижения затрат, учитыва­ющая все факторы, влияющие на себестоимость, и отражающая пути ее снижения. Программа может включать в себя:

а) мероприятия по обеспечению рационального использования сырья, материальных и энергетических ресурсов (внедрение безотходных и энергосберегающих технологий и прогрессивного ре­сурсосберегающего оборудования, совершенствование норматив­ной базы машиностроительного предприятия в области норм рас­ходования ресурсов, использование новых материалов, комп­лексное использование материалов и отходов, повышение каче­ства продукции, снижение процента брака и др.);

б) мероприятия, связанные с улучшением использования ос­новных средств (поддержание рациональной структуры основных средств, повышение качества технического обслуживания и ре­монта основных средств, обеспечение рациональной загрузки имеющихся мощностей, внедрение более производительного тех­нологического оборудования и др.);

в) мероприятия, связанные с улучшением использования тру­довых ресурсов (поддержание оптимальной структуры промышленно-производственного персонала, обеспечение роста его квалификации, применение прогрессивных систем и форм оплаты и стимулирования труда, обеспечение опережения темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста его оп­латы, совершенствование нормативной базы в области норм зат­рат труда, улучшение условий труда, повышение уровня механи­зации и автоматизации производственных процессов и др.);

г) мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства, труда и управления (рациональное использование концентрации, специализации, кооперирования, комбинирова­ния и диверсификации производства, внедрение достижений НОТ, совершенствование организационной структуры управления предприятием, разработка системы учета и управления затратами по центрам затрат и доходов, внедрение систем управленческого учета на предприятии, внедрение интегрированных автоматизированных систем управления предприятием и др.).

Реализации указанных мероприятий в комплексе позволяет добиться существенного снижения затрат и улучшения финансо­вого положения предприятия.

6.4. Основы ценообразования

Порядок и методы ценообразования. Для успешной реализации продукции предприятия необходи­ма разработка грамотной ценовой политики. Под ценовой политикой понимают деятельность руководства предприятия по установ­лению, поддержанию и корректировке цен на производимые то­вары, направленную на достижение целей предприятия.

Процесс ценообразования на предприятии начинается с постановки задачи (выбор цели) ценообразования. Как пра­вило, выделяют три основные цели:

‒ обеспечение выживаемости;

‒ максимизация прибыли;

‒ удержание рынка.

Обеспечение выживаемости (сбыта) и предотвращение банк­ротства — одна из главных целей предприятия, осуществляющего свою деятельность в условиях жесткой конкуренции. Увеличение сбыта за счет занижения цен возможно в случае эластичного спроса по цене. Предприятие может идти на снижение цен для ликвида­ции запасов продукции на складе. Цель, заключающаяся в макси­мизации прибыли, достигается за счет выбора таких цен, которые обеспечивают максимальное возмещение затрат и получение мак­симально возможной прибыли. Эту цель наиболее целесообразно ставить в краткосрочном периоде. При достижении цели, состоя­щей в удержании рынка, предприятие стремится сохранить ста­бильное положение на рынке за счет умеренной рентабельности продукции, принятия комплекса мер для предотвращения умень­шения сбыта, в частности проведения эффективной рекламной кампании и поддержания высокого качества и конкурентоспо­собности продукции.

В качестве целей ценовой политики также могут рассматри­ваться получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка, вытеснение конкурентов, ограничение потенциальной конкурен­ции, внедрение на рынке новой продукции (завоевание рынка) и др. Цель, заключающуюся в завоевании лидерства на рынке, обыч­но ставят перед собой крупные компании, обладающие существен­ными конкурентными преимуществами и имеющие репутацию производителей товаров высокого качества. Эти компании, как правило, имеют известные товарные знаки. Наличие у продукции известного товарного знака может обеспечить существенное по­вышение цены. Кроме того, высокие цены могут быть связаны с наличием у продукции принципиально новых функциональных возможностей или обеспечением высокого уровня послепродаж­ного обслуживания.

Выбор цели должен быть основан на оценке приоритетов дея­тельности предприятия, его положения на рынке и финансового состояния. Некоторые цели могут достигаться противоположны­ми путями. Например, повышение прибыли может быть обеспе­чено за счет увеличения цены единицы продукции, но общий объем прибыли возрастает и при росте сбыта, вызванном снижением цен. Ценовая стратегия может изменяться в зависимости от этапа жизненного цикла изделия.

Методы ценообразования. Существуют следующие мето­ды ценообразования:

‒ основанные на затратном подходе;

‒ «целевого ценообразования»;

‒ с ориентацией на цены лидера или на уровне существующих цен на аналогичные товары и услуги;

‒ с ориентацией на ценностную значимость товара;

‒ метод установления цены на основе результатов закрытых торгов;

‒ параметрические методы.

Основная идея методов, основанных на затратном подходе, зак­лючается в суммировании издержек производства и определен­ной прибыли, которую планирует получить предприятие. Среди методов данной группы выделяются следующие: «полные издер­жки + прибыль», «усредненные (за ряд лет) издержки + прибыль», «стандартные (нормативные) затраты + прибыль». При использо­вании указанных методов прибыль определяется исходя из уровня рентабельности данного вида продукции, т. е. в процентах от сум­мы издержек. Широкое распространение методов этой группы обусловлено, во-первых, их простотой, а, во-вторых, тем, что у производителей гораздо больше информации об издержках, чем о спросе. Методы, основанные на затратном подходе, могут успешно применяться при наличии на предприятии отлаженной системы учета затрат и правильном выборе нормативов рентабель­ности. К недостаткам данных методов относятся отсутствие учета динамики спроса, влияния конкурентов и их ценовой политики. Применение данных методов наиболее целесообразно при моно­польном положении предприятия на соответствующем рынке.

При целевом ценообразовании прибыль не устанавливается в процентном отношении к издержкам производства, а определя­ется на основе анализа безубыточности отдельно для каждого вида продукции.

К недостаткам методов данной группы также относится отсут­ствие учета спроса и специфики продукции.

Методы ценообразования с ориентацией на цены лидера или на уровне существующих цен на аналогичную продукцию или услуги используются преимущественно на тех рынках, где продаются однородные товары. На рынках с высокой степенью конкуренции предприятие имеет ограниченную возможность влияния на цены и вынуждено устанавливать цены на уровне цен конкурентов. При этом основная задача состоит в управлении издержками на самом предприятии, чтобы при сложившемся на рынке уровне цен обес­печить максимально возможную прибыль.

В настоящее время многие зарубежные компании (например, DuPont, Caterpillar) используют метод ценообразования с ориен­тацией на ценностную значимость товара. При использовании этого метода одним из основных факторов, влияющих на цену, является восприятие потребителем товара, имеющего для него определенную ценность. Цена должна соответствовать ощущае­мой потребителем ценностной значимости товара. Ценность то­вара для потребителя определяется его техническими характери­стиками, дизайном, надежностью, долговечностью, удобством и экономичностью в эксплуатации, престижностью, уровнем пос­лепродажного сервиса и т. п. Субъективная оценка потребителя заключается в том, что он определяет соотношение между цен­ностью определенного товара и его ценой и сравнивает данное соотношение с соответствующими соотношениями для анало­гичных товаров конкурентов. Использование этого метода требу­ет проведения тщательных маркетинговых исследований для по­лучения информации о мнении потребителей о продукции дан­ного типа.

Метод установления цены на основе результатов закрытых тор­гов применяется в том случае, когда потребитель имеет возможность выбора поставщика необходимой ему продукции. Потенци­альные поставщики назначают свои цены на закрытых торгах, и в конкурентной борьбе, как правило, побеждает тот, кто предлага­ет наилучшие для потребителя условия контракта.

В основе параметрических методов лежат установленные на ос­нове анализа статистических данных зависимости между ценами и основными параметрами продукции. Параметрические методы, как правило, исполь­зуются для товаров производственно-технического назначения, в особенности для технологического оборудования и транспортных средств. При использовании параметрических методов цена ново­го изделия определяется на основе корректировки цены базового изделия в данном параметрическом ряде. При корректировке учи­тывают новые потребительские параметры изделия.

К параметрическим методам относятся метод удельной цены, метод корректирующих параметрических коэффициентов, ценовой метод баллов и метод средневзвешенного параметрического индекса.

При использовании метода удельной цены цену изделия опре­деляют как произведение удельной цены на значение основного параметра изделия (например, мощности) в соответствующих единицах измерения (например, кВт). При этом удельная цена представляет собой частное от деления цены базового изделия на значение такого же основного параметра базового изделия. По­скольку цена определяется на основе только одного параметра, данный метод можно применять для ориентировочных оценок и в том случае, когда имеется один главный параметр изделия.

При использовании метода корректирующих параметрических коэффициентов цену нового изделия рассчитывают как произве­дение цены аналогичного изделия и корректирующих параметри­ческих коэффициентов. Каждый корректирующий параметриче­ский коэффициент определяют как отношение значений соответ­ствующего параметра нового изделия и изделия-аналога с учетом степени влияния данного параметра на цену.

При использовании ценового метода баллов выполняют следу­ющие действия:

‒ на основе экспертных оценок отбирают существенные пара­метры нового и базового изделий;

‒ каждому выбранному параметру присваивают определенное количество баллов;

‒ суммируют баллы для нового и базового изделий;

‒ определяют соотношение сумм баллов для нового и базового изделий;

‒ рассчитывают цену нового изделия путем корректировки цены базового изделия с учетом указанного соотношения.

Ценовой метод баллов целесообразно применять для установ­ления цен на изделия, параметры которых не поддаются количе­ственному соизмерению (например, дизайн, удобство и т.п.). Ос­новным недостатком метода является субъективность при при­своении баллов.

При использовании метода средневзвешенного параметрическо­го индекса цену нового изделия рассчитывают как произведение цены аналогичного изделия и средневзвешенного параметричес­кого индекса. Средневзвешенный параметрический индекс опре­деляют по формуле

где т — число оцениваемых параметров, Vt — коэффициент весо­мости /-го параметра, при этом сумма коэффициентов весомости равна 1; /)• и 1Ш( — значения /-го параметра соответственно для нового и аналогичного изделия. Основной недостаток данного метода заключается в субъективности присвоения весовых коэф­фициентов отдельным параметрам.

На выбор метода ценообразования влияют следующие факто­ры:

‒ конкретные условия рынка (степень монополизации, цено­вая эластичность спроса, круг потребителей и др.);

‒ характер реализуемой продукции (степень ее новизны, взаи­мозаменяемость с другими товарами, уровень патентной защи­щенности и др.);

‒ положение предприятия в соответствующей отрасли (финан­совое состояние, связи с другими производителями и др.).

Виды цен и скидок. Цена – денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара рабочее время. В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителями и потребителями, т. е. явля­ется механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и пред­ложением.

Рыночные цены денежное выражение рыночной стоимости товаров (работ, услуг), складывающихся под влиянием спроса и предложения, отражающее затраты на производство и реализацию продукции, учи­тывающее качество и конкурентоспособность продукции.

Цена рыночная – цена, по которой осуществляется купля-продажа товаров на соответствующем рынке.

Цены сопоставимые – цены, приведенные по величине к условиям опре­деленного периода, на определенную дату. Используются при сопо­ставлении объемов производства, товарооборота, других показателей в отдельные периоды, с тем чтобы избежать искажений, вносимых прежде всего инфляцией

Цены могут быть классифицированы по ряду признаков (Рис.6.1. Система цен и тарифов). По характеру обслуживаемого хозяйственного оборота цены на продукцию разделяют:

‒ на отпускные (оптовые) цены на промышленную продукцию;

‒ розничные цены;

‒ тарифы на платные услуги, оказываемые населению и пред­приятиям;


цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Рис. 6.3. Система цен и тарифов

Отпускные (оптовые) цены на продукцию пред­ставляют собой цены, по которым закупается и реализуется про­дукция предприятий в порядке оптового оборота. Отпускная цена промышленности представляет собой сумму оптовой цены пред­приятия, акциза и НДС. В случае если предприятие-потребитель приобретает продукцию не у предприятия-изготовителя, а у снабженческо-сбытовой организации, отпускная цена промышленно­сти включает в себя еще наценку снабженческо-сбытовой органи­зации и НДС, образованный в этой организации (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Формирование и структура цены

Элементы цены Вид цены
Себестоимость производства и реализации продукта + Прибыль изготовителя Оптовая цена изготови­теля
Оптовая цена изготовителя + Акциз НДС Оптовая цена отпускная (контрактная)
Отпускная цена + Издержки посредника + Прибыль посредника + НДС посредника Оптовая цена закупки
Цена закупки + Издержки торговли + Прибыль торговли + НДС торговли Розничная цена

 

Оптовая цена предприятия представляет собой сумму полной (коммерческой) себестоимости и прибыли, необходимой для финансирования ряда текущих расходов и развития предприятия. Оптовая цена предприятия используется для определения объема товарной и реализованной продукции, прибыли от реализации продукции, а также для учета и планирования производства, оп­ределения уровня затрат на 1 руб. товарной или реализованной продукции.

А кцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливается правительством Российской Федерации. В машиностроении подакцизными товарами являются легковые автомобили. Акцизы рассчитываются, как правило, в процентах от оптовой цены предприятия.

Налог на добавленную стоимость представляет собой налог, взимаемый с каждого акта купли-продажи, начиная со стадии производства и заканчивая продажей конечному потребителю. Данный налог оплачивается конечным потребителем товаров, работ и услуг и не затрагивает издержки и прибыль предприя­тий-производителей. Налог на добавленную стоимость рассчи­тывается в процентах от суммы оптовой цены и акциза для по­дакцизных товаров и в процентах от оптовой цены для осталь­ных товаров.

Наценки (оптово-сбытовые скидки) снабженческо-сбытовых организаций устанавливаются при реализации продукции с их участием. Наценки служат для возмещения издержек и формиро­вания прибыли снабженческо-сбытовых организаций. На рынке машин и оборудования в роли таких организаций выступают ди­лерские компании. Издержки дилерских компаний, торгующих технологическим оборудованием, могут включать в себя затраты на аренду и содержание офисных помещений и склада, оплату труда персонала, транспортные расходы, затраты на рекламу и услуги связи и др. Отпускные цены дилеров представляют собой сумму отпускной цены предприятия, наценки дилера и НДС, образованного в дилерской компании.

Розничные цены — это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению и предприятиям. Розничная цена представляет собой сумму отпускной цены промышленнос­ти, торговой надбавки (скидки) и НДС, образованного в торго­вой организации.

Торговая надбавка (скидка) служит для возмещения издержек торговых организаций и формирования прибыли в этих организа­циях.

Тарифы на платные услуги формируются как сумма затрат на оказание услуги (себестоимости услуги), прибыли и НДС.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, подразделяются на цены на экспортируемые товары и цены на импортируемые товары. На данные цены сильное влияние оказывают условия кон­трактов, цены на аналогичные товары на мировых рынках, экс­портные и импортные таможенные пошлины.

По степени регулируемости различают:

‒ свободные цены, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения без какого-либо государственного влияния. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения
сделки не связаны никакими обязательствами;

‒ договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглаше­нию сторон. При заключении договора (контракта) продавец и покупатель принимают на себя определенные обязательства;

‒ регулируемые цены, формируемые также с учетом спроса и предложения, но под контролем государства.

В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара различают:

‒ цену «франко-склад поставщика»;

‒ цену «франко-станция отправления»;

‒ цену «франко-склад потребителя»;

‒ цену «франко-граница» и др.

Система франкирования указывает на то, до какого пункта по пути движения товара от поставщика к потребителю поставщик возмещает транспортные расходы, которые соответствующим об­разом включаются в цену товара.

Цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке оплачивает потребитель. Цена «франко-склад потре­бителя» означает, что все расходы по доставке оплачивает постав­щик и они включены в цену.

Цены с учетом условий постав­ки, обслуживания, гарантий, скидок и др. Специальные условия поставки продукции и ее оплаты (например, рассрочка платежа или полная предоплата) могут приводить как к повышению, так и к снижению цен. Ценовые скидки разделяются на оптовые, бо­нусные, комплектные, сезонные, функциональные, сконто и прочие. Оптовые скидки зависят от размера партии товара, при этом процент снижения цены определяется размером партии. Бо­нусные скидки представляют собой скидки для постоянных поку­пателей. Комплектные скидки используются при комплектном при­ обретении товара, например, при приобретении станка с полным комплектом оснастки или приобретении сельскохозяйствен­ной машины с полным набором навесных орудий, при этом сто­имость комплекта меньше суммы цен входящих в комплект изде­лий, приобретаемых по отдельности. Сезонные скидки применяют­ся в период пониженного спроса на данную продукцию. Для ма­шиностроительной продукции данные скидки используются дос­таточно редко. Функциональные скидки предоставляются тем поку­пателям, которые берут на себя договорные обязательства по вы­полнению работ и оказанию услуг, способствующих сбыту дан­ной продукции. К таким работам и услугам относятся участие в рекламных акциях, мониторинг состояния приобретенного обо­рудования и предоставление данных мониторинга предприятию-производителю и др. Скидки сконто применяются при условии ускоренной оплаты товара.

 

Тема 7. Финансовая деятельность организации

7.1. Финансовый механизм и его элементы

Финансы предприятияэто система денежных отношений фир­мы, возникающих в процессе ее функционирования. Отличительной чертой этих отношений является то, что они представляют собой совокупность денежных поступлений и выплат.

Финансы предприятия выполняют следующие основные функции:

- формирование денежных фондов (доходы);

- использование денежных фондов (расходы);

- финансовое планирование;

- контрольную функцию;

- стимулирующую функцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.