КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социология Франкфуртской школы 3 страницаТеории социального влияния. Группа американских исследователей из университета Олбени - Дж. Тедещи, Р. Смит, Р. Браун и др. - разработала для описания и объяснения действий, обычно ассоциируемых с человеческой агрессией, принципиально новый подход, базирующийся на методологических позициях теории социального влияния, основанной на использовании понятия принудительная сила. Эти ученые коренным образом пересматривают статус самого понятия агрессия, считая, что оно не может относиться к какому-то одному конкретному виду человеческих действий, а является только своеобразной социальной этикеткой - ярлыком, используемым для обозначения тех действий, в которых главным способом социального влияния избрана принудительная сила. Анализ основного содержания теорий социального влияния показывает, что принудительная сила ассоциируется и отождествляется с агрессией лишь в тех случаях, когда имеется намерение причинить ущерб, а само действие может быть оценено как антинормативное. Таким образом, принуждение квалифицируется как агрессия, если оно не узаконено социальными нормами. Тем самым осуществляется радикальный переход от изучения глубинных внутриличностных динамик человеческого агрессивного поведения к пониманию и объяснению его как преимущественно социального феномена, рассматриваемого в контексте реальных общественных связей и отношений, и, соответственно, к использованию методов и средств познания, адекватных для описания такого круга явлений. Выявив непосредственную зависимость между частотой принудительных действий и спецификой экономической и политической организации общества, степенью узаконенное™ и использования в нем насильственных мер, Дж. Тедещи и его сторонники делают чрезвычайно важный вывод о необходимости поисков истоков насилия через изучение соответствующих социально-политических структур. Тем самым авторы теории социального влияния идут значительно дальше по сравнению с А. Бандурой, возлагавшим ответственность за существующие в обществе агрессивные нормы во многом на средства массовой информации, и прежде всего на телевидение. Несмотря на некоторую непоследовательность в трактовке понятия агрессия, рассмотрение ее по преимуществу в контексте межличностных связей и отношений, данная концептуальная схема заключает в себе ряд достоинств и весьма продуктивных моментов: а) в ней были содержательно осмыслены и отражены многие трудности и реальные проблемы собст- венно социологического этапа исследований агрессии, что во многом способствовало осознанию и формулировке новых исследовательских целей и практических ориентиров; б) осуществлен сравнительный анализ понятий агрессия и принудительная сила, подробно исследованы типы сценариев, обусловливающих выбор принуждения в качестве одного из межличностных взаимодействий в современном обществе, что особенно важно в плане практической разработки и осуществления эффективной системы мер по контролю и сдерживанию такого поведения, в) определенный прогресс достигнут в понимании и социологической интерпретации природы самой агрессии как преимущественно общественного феномена; это было достигнуто на основе приложения анализа ее истоков к рассмотрению социальных, экономических, политических и иных структур современного общества. Теории социального объяснения агрессии. Рассмотрение аналитического ряда социально-философских и социологических теорий человеческой агрессии, располагающихся по мере замещения объяснительных моделей биологического типа моделями социологическими, завершается теориями социального объяснения агрессии. При интерпретации феномена агрессии их авторы (М. Биллиг, Р. Добэш и др.) переносят акцент с описания психологической мотивации и других субъективных предраспо-ложенностей индивида на конкретные структуры современного западного общества. Данный подход, тяготеющий к предельной социологизации всего многообразия факторов, входящих в содержание понятия детерминант агрессии, является своеобразной противоположной инстинктивизму крайностью и соответственно располагается на другом от него конце аналитического ряда (вслед за теориями А. Бандуры и Дж Тедещи). Его возникновение можно, по-видимому, рассматривать в качестве специфической реакции на за-силие «идеологически нейтрального» или же «лояльного истеблишменту» образа современного исследования агрессии, выражения неудовлетворенности деятельностью работающих в этой области ученых и их нежеланием обратиться к решению ряда насущных проблем современного общества. Анализ основных разновидностей современных западных теорий человеческой агрессивности позволяет сделать выводы об их месте и роли в историко-социологической традиции середины - второй половины XX столетия. Теоретическое оформление разнообразных взглядов на проблему природы и сущности человеческой агрессии, существовавших в системе социального теоретизирования на протяжении более двух тысяч лет, происходит в конце XIX - начале XX столетия. К числу теорий, обладавших наибольшим потенциалом саморазвития, следует отнести инстинкти-вистские теории, начало которым было положено созданием психоаналитической теории 3. Фрейда и получило завершение в работах К. Лоренца, наиболее близких к современности. Историческая эволюция теорий агрессивности человека характеризуется тенденцией постепенного замещения объяснительных моделей биологического типа моделями подчеркнуто со- циологического характера. Данное обстоятельство обусловило пластичную трансформацию теорий человеческой агрессии в самоосознающую легитимную социологическую школу (как в контексте их места и роли в структуре социологического знания, так и по доминирующим процедурам выработки и концептуального оформления результатов исследований). Данная тенденция непосредственно реализовалась в появлении гаммы специальных объяснительных моделей, обозначаемых как срединные конструкты различных драйв-теорий. Данные модели и теоретические конструкты обеспечили существенный позитивный сдвиг в развитии социологической школы «человеческой агрессивности» и составили методологическую и концептуальную базу перехода к теориям более высокого ранга и к более активному использованию общенаучных методов познания, включающих эксперимент и полевые исследования. Однако в ряде ситуаций это в общем-то положительное явление сыграло и негативную роль, поскольку на определенном этапе развития школы «человеческой агрессивности» оттеснило на второй план изучение компонентов человеческого «Я», содействовало образованию эклектической комбинации и перекомбинации противоположных теоретических ориентации на основе переноса исследовательского интереса с внутриличностных моментов на различные внешние обстоятельства. Тем самым биологические и нейрофизиологические исследования выводились на периферию профессионального научного внимания. Реальный эвристический потенциал социологической школы «человеческой агрессивности» все еще не соответствует достаточно высокому уровню развития современной социологии, в силу чего значительная часть входящих в нее теорий не содержит представления об истинном масштабе проблемы и ее социально-философском статусе. Многие из концептуальных и прикладных разработок проблемы носят поэтому избыточно приватный характер либо, напротив, обладают избыточно высоким уровнем социального утопизма, более характерного для начала XX века, нежели его окончания. Тем не менее социологическое творчество в этой проблемной области демифологизировало восприятие существа самого вопроса, а также содействовало определению диапазона современных возможностей человечества в сфере контроля и сдерживания агрессии в целом.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |