Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет трудоемкости ТО и ремонта автомобилей 5 страница




Основы НОТ закладываются при проектировании предприятия, разработке планировочных решений путем рациональной расстановки оборудования и рабочих, проектирования и подбора прогрессивного технологического оборудования и оснастки и т. д. Представленные планировочные решения (рис. 7.14, 7.15, 7.16, 7.17, 7.18, 7.19.) выполнены с учетом требований НОТ и заимствованы из действующих типовых и индивидуальных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 8. Проектирование станций технического обслуживания автомобилей.

 

Особенности организации работ на СТОА.

Станции технического обслуживания автомобилей представляют собой многофункциональные предприятия, которые выполняют широкий спектр работ и услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей. В номенклатуру услуг СТОА могут входить следующие виды работ:

- уборочно-моечные;

- предпродажная подготовка автомобилей;

- гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

- послегарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

- диагностирование техсостояния автомобилей, агрегатов и узлов;

- антикоррозийная подготовка кузовов автомобилей;

- восстановительный ремонт автомобилей;

- капитальный ремонт агрегатов и узлов;

- продажа автомобилей, запчастей, материалов и принадлежностей;

- хранение автомобилей;

- техническая помощь на автодорогах;

- сервисное обслуживание водителей и пассажиров.

 

Потребителями услуг СТОА могут быть как физические, так и юридические лица, как правило, не имеющие собственной производственной базы для выполнения заказываемых услуг или находящиеся вдали от своей производственной базы.

Станции технического обслуживания автомобилей классифицируются в зависимости от их назначения, мощности, месторасположения и специализации (рис. 8.1.). По принципу назначения и размещения станции технического обслуживания подразделяются на городские и дорожные.

Городские станции обслуживания предназначены для обслуживания автомобилей физических и юридических лиц, расположенных в черте города.

Дорожные станции - для оказания технической помощи автомобилям и сервисных услуг водителям и пассажирам, находящимся в пути.

Рис. 8.1. Классификация станций технического обслуживания.

По размерам и производственной мощности станции обслуживания подразделяются на: малые (до 5 рабочих постов); средние (от 6 до 15 постов); большие (более 15 рабочих постов).

По характеру выполняемых работ городские станции могут быть фирменными, специализированными и универсальными. Фирменные станции, как правило, создаются заводами-производителями автомобилей для реализации и обслуживания своих автомобилей в данном городе или регионе. Специализированные станции обслуживают одну или несколько определенных марок автомобилей, обычно по договору с заводами-изготовителями или выполняют отдельные виды работ. В последние годы в городах России большое распространение получили небольшие, 2х-3х постовые станции, выполняющие отдельные виды работ, такие как мойка, замена масла, обслуживание и ремонт электрооборудования, топливной аппаратуры, тормозной системы, аккумуляторов, шин и т.д. Такие станции строятся отдельно или при АЗС и относятся к малым специализированным городским станциям. На универсальных станциях могут обслуживаться автомобили различных типов, марок и моделей. Универсальные станции могут быть созданы для обслуживания грузовых автомобилей и автобусов, для обслуживания легковых автомобилей или обслуживания всех типов автомобилей.

Дорожные станции целесообразно создавать как универсальные для устранения наиболее часто возникающих в пути неисправностей и выполнения обслуживаний малой трудоемкости. Кемпинги и мотели также можно отнести к дорожным станциям. Особое место среди дорожных станций в перспективе могут занять станции, обслуживающие междугородные и международные автоперевозки. Их целесообразно располагать на крупных междугородных и международных автомагистралях на расстоянии, соответствующем полусменной работе автомобилей (4-6 ч.). Такие станции могут выполнять следующие виды работ: мойка, заправка, хранение автомобилей, хранение и переработка грузов, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, сервисные услуги водителям и пассажирам (предоставление ночлега, питания, торгового обслуживания и т.д.).

Схема технологического процесса станции обслуживания представлена на рисунке 8.2. После мойки автомобиль поступает на участок приема и выдачи, где производится проверка агрегатов, узлов и деталей, как заявленных, так и не заявленных владельцем, особенно влияющих на безопасность движения. Причины неисправностей и объемы работ для их устранения уточняются при диагностировании автомобиля. Объемы, сроки выполнения и стоимость работ вносятся в наряд-заказ, причем, только те работы, на которые согласен владелец. После приемки, продолжительность которой в среднем составляет 20 -30 мин., автомобиль устанавливается на рабочий пост, а при их занятости временно направляется в зону ожидания или хранения.

Рис. 8. 2. Схема технологического процесса СТОА.

После выполнения всех необходимых работ автомобиль возвращается на участок приема-выдачи, где совместно с владельцем оценивается качество и соответствие выполненных работ наряд-заказу. При необходимости качество работ проверяется на участке диагностики.

 

Технологический расчет СТОА.

 

Потребность в услугах СТОА определяется количеством заездов автомобилей на выполнение обслуживаний и ремонтов. Количество заездов зависит от большого количества случайных факторов и носит вероятностный характер. На формирование количества заездов и объема работ на городских станциях влияет: количество автомобилей в городе; годовые пробеги и состояние парка автомобилей; условия эксплуатации; количество и суммарная мощность СТОА, расположенных в городе и многое другое.

Количество автомобилей, приходящихся на 1000 человек в России (67 ед.) пока еще очень мало по сравнению с экономически развитыми странами (400-600 ед.). Однако, возрождение и развитие экономики страны и рост благосостояния населения может привести к быстрому росту количества автомобилей и соответственно увеличению потребности в услугах СТОА. Регулярно увеличиваются и среднегодовые пробеги автомобилей, находящихся в частном пользовании. В среднем по России они сегодня составляют 16,5 тыс. км. Примерно 75 % автовладельцев в городах с населением более 50 тыс. чел. для поддержания своих автомобилей в технически исправном состоянии пользуются услугами СТОА. В настоящее время идет активное развитие сети станций технического обслуживания автомобилей, в перспективе ожидается его дальнейшее расширение.

Соответствие возможностей станции потребностям в обслуживании и ремонте автомобилей определяется их производственной мощностью и пропускной способностью. Производственная мощность станции оценивается количеством рабочих постов X.

Учитывая сложность выполнения расчетов необходимого количества рабочих постов станции при случайном характере поступления заявок и объеме выполняемых работ, для ориентировочной оценки вероятностного характера производства работ, как и при расчете количества постов АТП используется коэффициент неравномерности поступления заявок φ, который принимается в пределах 1,1-1,5. Большее значение коэффициента принимается для станций с меньшим количеством рабочих постов.

Количество рабочих постов ТО и TP городской станции можно определить из выражения:

где: ТП - трудоемкость постовых работ (чел.ч.);

Удельные трудоемкости ТО иTP, используемые при расчете постов не включает следующие виды работ, выполняемые на станциях: косметическая мойка и уборка автомобиля, выполняемая без последующих профилактичес­ких и ремонтных работ; работы по приемке и выдаче автомобилей; работы по антикоррозийной обработке автомобилей; предпродажная подготовка автомобилей при их реализации. Посты для выполнения этих работ X' li, рассчитываются для каждого вида отдельно по среднему количеству заездов и разовым трудоемкостям выполнения работ:

При выполнении уборочно-моечных работ, как самостоятельный вид услуг, количество заездов на выполнение этих работ принимается из расчета одного заезда через 800-1000км. или 16-20 заездов на один обслуживаемый автомобиль в год.

Количество заездов для антикоррозийной обработки принимается из расчета выполнения этих работ через 3 - 5 лет (d = 0,2 - 0,3).

Общее количество заездов на станцию при расчете потребного количества постов по приему и выдаче автомобилей принимается из расчета 2,2-2,3 заезда на один обслуживаемый автомобиль в год.

При реализации на станции автомобилей должен быть предусмотрен участок по их предпродажной подготовке. Объем этих работ и число постов определяется исходя из количества реализуемых автомобилей и разовой трудоемкости работ.

Нормативная трудоемкость ТО и TP корректируется в зависимости от числа рабочих постов станции и климатических условий

Коэффициент корректирования трудоемкости ТО и TP по климатическим условиям определяется так же, как и для АТП (табл. 5. 6.).

При использовании на постах специального оборудования или установок для выполнения комплекса работ (установки для механизированной мойки, окрасочно-сушильные камеры и т.д.), количество постов (Хм) рассчитывается исходя из производительности этого оборудования

Общая трудоемкость работ городской станции распределяется по видам работ в зависимости от числа рабочих постов, а доля работ, выполняемая на постах или производственных участках зависит от вида работ (Табл. 8.3).

Таблица 8.3.

Примерное распределение объема работ по видам и месту их выполнения на городском СТОА.

Виды работ Объем работ в % для СТОА различной мощности Объем работ в % по месту выполи.
до 5 постов от 6 до 10 от 11 до 20 от 21 до 30 более на постах в цеху и уч-ках
Диагностические             -
ТО в полном объеме             -
Смазочные             -
Развал и схождение колес             -
Ремонт и регулировка тормозов             -
Электротехнические              
По приборам системы питания              
Аккумуляторные              
Шиномонтажные   , 5          
Ремонт агрегатов и узлов              
Кузовные и арматурные -            
Антикоррозийные и окрасочн. -           -
Обойные -            
Слесарно-механические -         -  

 

Количество рабочих постов дорожных СТОА зависит от: интенсивности движения по автомобильной дороге; частоты схода автомобилей с дороги на выполнение обслуживаний и ремонтов; расстояния между станциями на дороге; средней трудоемкости одного заезда.

По данным Гипроавтотранс, из общего количества заездов на дорожные станции 70 % приходится на легковые автомобили, 25 % на грузовые и 5 % на автобусы. Годовая трудоемкость постовых работ при расчете количества постов дорожной станции для каждого типа автомобилей (Хд) определяется исходя из среднесуточного количества заездов автомобилей на СТОА (Nc), количества дней работы (ДР.Г.) и средней трудоемкости одного заезда(t cp).

Количество рабочих дней в году дорожных станций в действующих типовых проектах принимается равным числу календарных дней (365). Средняя трудоемкость одного заезда определяется по нормативам, приведенным в таблице 8.1. Среднесуточное количество заездов определяется из выражения:

Примерное распределение трудоемкости работ ТО и TP автомобилей по видам работ для дорожных станций приведены в таблице 8.4.

Таблица 8. 4.

Виды работ Объем работ в %
Диагностирование  
Техническое обслуживание  
Смазочные работы  
Регулировка углов установки колес  
Ремонт и регулировка тормозов  
Ремонт приборов системы питания и электрооборудования, подзарядка аккумуляторных батарей  
Ремонт узлов и агрегатов, слесарно-механическис работы  
Шиномонтажные работы  

 

Автомобиле - места ожидания и хранения.

Автомобиле - места ожидания – места в производственной зоне, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на рабочие посты. Общее число автомобиле – мест на производственных участках СТОА принимается 0,5 на один рабочий пост.

Автомобиле - места хранения - места, занимаемые в зоне хранения автомобилями, готовыми к выдаче и принятыми в ТО и ремонт. В холодных климатических зонах хранение осуществляется в закрытых помещениях, а в других климатических зонах на открытой стоянке под навесом.

Для городских станций общее число автомобиле - мест хранения принимается из расчета 3 автомобиле - места на один рабочий пост, а для дорожных станций - 1,5 автомобиле - места на один рабочий пост.

На территории, прилегающей к административному корпусу станции или участку приема и выдачи автомобилей рекомендуется также предусмотреть открытую стоянку для автомобилей персонала и клиентуры из расчета 7-10 автомобиле - мест на 10 рабочих постов.

При наличии на станции реализации автомобилей должны быть предусмотрены и автомобиле - места (Мр) для хранения реализуемых автомобилей:

Нормативы расстояний между автомобилями, между автомобилями и эле­ментами зданий в производственной зоне, а также местах ожидания и хранения при проектировании станций технического обслуживания автомобилей принимаются такие же, как и для АТП (табл. 5. 8., 5.9.).

Расчет числа производственных рабочих СТОА производится также, как и расчет производственных рабочих автотранспортных предприятий (гл. 5.).

Определение потребности в технологическом оборудовании осуществляется по табелю технологического оборудования в зависимости от производственной мощности станции, видов выполняемых работ, типов и марок обслуживаемых автомобилей. При подборе оборудования используются каталоги и проспекты производителей (продавцов) оборудования, а также другая справочная информация.

Расчет площадей производственных, складских и бытовых помещений и стоянок.

Площади СТОА по своему функциональному назначению подраз­деляются на:

· производственные (зона постовых работ, производственные участки);

· складские помещения;

· технические (трансформаторная, насосная, бойлерная и др.);

· административно-бытовые (конторские помещения, гардероб, душевые, туалеты и т.д.);

· помещения для обслуживания клиентов (клиентская, кафе, магазин для продажи автомобилей, запчастей, зоны хранения и т.д.).

Состав и площади помещений определяются мощностью станции и видами выполняемых работ. Площади производственных помещений рассчитываются по методике, принятой для АТП (гл. 5). Ориентировочно, при разработке технико-экономического обоснования проекта, площади производственных помещений могут быть рассчитаны по удельной площади, которая с учетом проездов принимается 40-60 м2 на один рабочий пост.

Площади складских помещений городских СТОА определяются по
удельной площади склада на 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей:
для склада запасных частей - 32 м2; агрегатов и узлов - 12 м2; шин - 8 м2;
эксплуатационных материалов - 6 м2; лакокрасочных материалов - 4 м2; кислорода и углекислого газа - 4 м2.

Площадь кладовой для хранения автопринадлежностей, снятых с автомобилей на период обслуживания принимается из расчета 1,6 м2 на один рабочий пост. Площадь помещения для хранения реализуемых запчастей и материалов составляет 10 % от площади склада запчастей. При организации на СТОА приема отработавших аккумуляторных батарей площадь кладовой для их хранения принимается из расчета 0,5 м2 на 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей.

Площади складских помещений дорожных СТОА определяются по укрупненным нормам из расчета 5-7 м на один рабочий пост.

Площади административно-бытовых помещений принимается из расчета: для конторских помещений 6 - 8 м2, бытовых - 2 - 4 м2 на одного работающего на станции.

Площадь помещения для обслуживания клиентов принимается из расчета: для городской станции 9 - 12 м2, для дорожной станции 6 - 8 м2 на один рабочий пост.

 

Оптимизация производственной мощности СТОА.

 

Вследствие влияния большого количества случайных факторов (сроки и количество поступающих заявок, виды выполняемых работ, трудоемкости и сроки выполнения заявок и т. д.), процесс технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТОА носит стохастический характер. Как показывают проведенные в МАДИ исследования, особенности функциониро­вания сложных систем, как СТОА, подверженных воздействию большого количества случайных событий лучше всего можно описать с помощью теории массового обслуживания.

В теории массового обслуживания все системы условно подразделяются на: системы с потерями, когда поступившая на обслуживание заявка не ожидает в очереди и в случае отсутствия свободного поста покидает систему; системы без потерь, когда поступившая заявка в случае отсутствия свободного поста ожидает в очереди и не покидает систему не обслуженной; смешанные системы, когда поступившая заявка в случае отсутствия свободного поста ожидает в очереди определенное время и покидает систему, если за это время не освободится пост. Для СТОА наиболее приемлемой является смешанная система с ограничением времени ожидания поста обслуживания.

Продолжительность времени ожидания зависит от характера и трудоем­кости заявки. Возможный разброс времени ожидания в долях от продолжительности обслуживания приведены в табл. 8.5.

 

Таблица 8. 5.

Характер работ % от общего числа заявок % от общей трудоемкости доля времени ожидания от продолж. работ
Обслуживание и мелкий ремонт (до 2-х ч.)     2-3
Ремонт (до одного дня)     1-2
Длительный ремонт     0,5-1

 

Особенностью выполнения расчетов параметров производственного процесса для СТОА, носящих случайный характер так же, как и для АТП является то, что их приходится вести в условиях множественной случайности, когда вероятностные расчеты выполняются одновременно с несколькими потоками взаимосвязанных случайных событий. Для СТОА это в первую очередь случайный во времени поток требований на обслуживание автомобилей и связанный с ним поток событий длительности обслуживания указанных заявок постами станции.

Входящий поток требований на обслуживание автомобилей наиболее точно описывается законом Пуассона. Вероятность Рк(t) появления (к) требований за время (t) при плотности потока требований () по закону Пуассона будет:

При оценке продолжительности обслуживания входящих в систему заявок практически приемлемые результаты можно получить, задаваясь показательным законом распределения. Функция распределения времени обслуживания F(t) при показательном законе имеет вид

Оптимизация производственных мощностей СТОА будет заключаться в выборе наиболее выгодных в экономическом плане параметров работы предприятия с учетом воздействия большого количества случайных факторов. Экономическая эффективность работы СТОА вероятно будет достигнута при обеспечении максимальных прибылей. При недостаточной производственной мощности станции входящий поток требований () будет превышать ее производительность (), что приведет к нарастанию очереди ожидающих обслуживание и потере части заявок на обслуживание, т.е. потере части дохо­дов и прибыли станции. При превышении производительности станции над входящим потоком требований мы можем предположить, что заявки будут обслуживаться своевременно и без потерь, однако это приведет к увеличению затрат на создание и содержание дополнительных постов. Таким образом, условие оптимизации станции технического обслуживания можно записать в следующем виде:

Исследовать сложные системы, на которые одновременно воздействуют множество случайных событий, зачастую описываемые различными законами, а тем более производить оптимизационные расчеты аналитическими методами крайне сложно. Для исследования и оптимизации таких систем может быть использован метод имитационного моделирования.

Имитационное моделирование позволяет, используя законы изменения случайных величин анализировать сложные стохастические системы. При имитационном моделировании СТОА оптимальный вариант определяется путем последовательного перебора числа производственных постов и количества рабочих. Из вариантов расчета выбирается тот, который позволяет обеспечить максимальную прибыль станции. Алгоритм решения задачи по оптимизации производственной мощности станции технического обслуживания автомобилей представлен на рис. 8.3. Моделирование системы с использованием приведенного алгоритма позволяет определить оптимальное количество постов для каждого вида технических воздействий.

В качестве исходных данных вводятся: среднесуточное количество требо­ваний на выполнение данного вида воздействия; среднее количество рабочих на посту; среднее время обслуживания одного автомобиля; приведенная плотность потока требований (); критическое количество автомобилей в очереди (т), при котором поступающие требования покидают систему не обслужен­ными; средний размер дохода от работы поста за единицу времени; средняя стоимость работы поста за единицу времени и т. д.

Моделирование входящего потока требований осуществляется путем ро­зыгрыша величины интервала времени поступления в систему очередного тре­бования (). Розыгрыш проводится на компьютере с использованием псевдо­случайных чисел (), вырабатываемых по специальной программе. Поступив­шее в систему требование направляется на посты обслуживания. Путем розыг­рыша определяется наличие свободного поста и в случае наличия, требование поступает на обслуживание. При отсутствии свободного поста требование нап­равляется в очередь ожидающих обслуживание и если в очереди находится максимально возможное количество автомобилей, то вновь поступившее требо­вание покидает систему не обслуженной. Продолжительность обслуживания поступившего на пост требования также определяется путем розыгрыша.

По продолжительности выполнения воздействий (трудоемкостей) опреде­ляются доходы, расходы и прибыль постов при выполнении данного вида воз­действий за определенный период времени. Затем с помощью вариатора расчеты повторяются для различного количества постов. По итогам всех расчетов компьютер выбирает вариант с максимальной прибылью и выдает соответствующие выходные данные.

 

Планировка станций технического обслуживания автомобилей.

 

Планировочное решение СТОА, так же как и для АТП, включает разработку генерального плана, компановочных планов зданий и планировку цехов и участков. Выбор планировочного решения определяется типом, назначением и производственной мощностью станции, типами и марками обслуживаемых автомобилей и видами выполняемых работ. В качестве основных нормативных материалов при выполнении технологических расчетов и разработке планировочных решений используются "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта", ОНТП, и соответствующие СНиПы.

Основными требованиями при разработке проектных решений станций являются:

- обеспечение минимальных затрат на строительство и эксплуатацию;

- соответствие планировки выбранной схеме производственного процесса и технологическому расчету;

- максимальное использование типовых проектных решений;

- унификация конструкторских и объемно-планировочных решений зданий;

- гибкость производственных процессов, возможность быстрой модернизации и реконструкции при изменении внешних условий;

- создание необходимых условий для клиентов и рациональное размещение клиентских, производственных и бытовых помещений;

- рациональное использование площади предприятия.

 

Генеральный план.

 

При разработке генерального плана СТОА необходимо предусмотреть, чтобы территория станции была изолирована от городского движения транспорта и пешеходов. Вне территории может быть размещена открытая стоянка автомобилей клиентов и персонала станции, АЗС и участок мойки и уборки автомобилей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.