Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каналы вертикальной мобильности. Миграция. 6 страница




 

27. В циклической концепции социальной эволюции НЕ рассматривается…

a) маятниковое движение b) движение по кривой

c) однонаправленное движение d) движение по синусоиде

 

28. Основной фактор развития общества, согласно работе И. Мечникова «Цивилизация и великие реки» – это __________ фактор

a) технологический b) географический

c) экономический d) культурный

 

 

7.3. Понятие и формы существования культуры

 

Справочная информация

При всем разнообразии современных определений этого понятия, в наиболее широком смысле под культурой понимают исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Часто акцент в изучении культуры делается на совокупности материальных и духовных ценностей. При таком подходе культура предстает в виде нематериальной культуры (создаваемый членами общества мир идей) и материальной культуры (созданные членами общества материальные ценности). Однако для социологии, в первую очередь, представляет интерес то, что в социальной системе культура воплощена в нормах и ценностях. Таким образом, культура рассматривается как регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействия между людьми. С другой стороны, без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью культурные образцы не только закрепляются, но и происходит их защита от доминирующего влияния других культурных систем.

При такой взаимозависимости границы культуры и общества неидентичны. Существуют элементы культуры, общие для разных обществ, общество может включать в себя разные культуры, в значительной степени отличающиеся друг от друга (например, наличие в обществе двух или более языков или нескольких религиозных верований). Тем не менее, можно сказать, что культура – это разделяемый членами общества, привычный образ жизни. Личность, вырванная в силу обстоятельств из привычной культурной среды, испытывает тяжелое состояние, называемое культурным шоком. Почему это происходит? Ведь он не перестает быть носителем культуры, то есть не лишается ее как таковой. По-видимому, дело именно в том, что в другой среде культура перестает выполнять какие-то важные для человека функции.

Какие же функции выполняет культура в обществе? Прежде всего, это коммуникативная функция, которая заключается в способности культуры обеспечивать взаимодействие индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей. Таким образом, культура организует жизнь общества в условиях существования у людей разнородных социальных интересов.

Другая, не менее важная функция – социализация, которая состоит в том, что благодаря культуре осуществляется приобретение социального опыта. В результате усвоения ценностей, верований, норм, идеалов происходит формирование личности, ее подготовка к выполнению социальных ролей.

Регулятивная функция культуры выражается в том, что она формирует наиболее важные духовные ориентиры, с которыми должен согласовывать свое поведение индивид.

Помимо этих, основных функций, существует и ряд других. Например, говорят о защитной функции культуры, креативной функции культуры, сигнификативной функции (функция приписывания значений и ценностей), нормативной функции и др.

При всем отличии многообразных культур, в них существуют общие компоненты, без которых культура не могла бы реализовывать свои многочисленные функции в жизни общества. К ним относятся символы, язык, ценности и убеждения, нормы и материальная культура, включая технологию. Такие черты культуры, присущие всем или почти всем обществам, называются культурными универсалиями.

Люди преобразуют элементы мира в символы – все то, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры.

Они обозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. Формы символов различны, например, жесты, позы или телодвижения, которые обладают социальной значимостью. Смысловая нагрузка символов различается как в разных обществах, так и в пределах отдельно взятого общества.

Самые важные символы содержатся в языке – системе символов, которая позволяет людям выражать себя, мир и общаться друг с другом. Роль языка настолько велика, что тезис Сапира – Уорфа – «люди воспринимают мир через культурную призму языка» – весьма убедителен. Язык гарантирует неразрывность культуры, обеспечивая культурную трансмиссию – процесс, посредством которого культура передается от поколения к поколению. Язык, в этом смысле – код, ключ от мудрости, знания, накопленного в веках и тысячелетиях. В этом процессе огромную роль играет язык как речь. А передачу культуры с помощью речи называют устной культурной традицией. Важно понимание языка как семиотической, знаковой системы. Ведь культура сохраняется и передается не только устной, письменной речью, но и такими системами знаков, как орнамент, система символов, использующаяся в оформлении жилища, одежды, орудий труда и т.д.

Ценности – это некие культурные стандарты, идеалы, которые разделяются большинством членов общества, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель, красоту, различают добро и зло. Каждое общество базируется на существовании таких ценностей, которые преломляются в типе личности, высоко ценимой в той или иной культуре. Очень четко тип русского человек выражается в описании рязанских князей, погибших в битве с монголами в «Повести о разорении Рязани Батыем»: «Были они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны, очами светлы, взором грозны, сверх меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, до государских потех охочи, ратному делу искусны, и перед братией своей и перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали, чистоту душевную и телесную соблюдали… А с погаными половцами часто бились за святые церкви и православную веру. А отчизну свою от врагов безленостно оберегали».

Ценности – это утверждения о должном с позиций культуры, то есть представляют собой принципы, лежащие в основе убеждений – определенных утверждений, которые люди считают истинными. Убеждения имеют в своем основании знания, которые имеют не только рациональную форму, но и форму верований. Наибольшее развитие верования получили в мифах и религиях, что оказало огромное воздействие на формирование мировых культур.

Регулирование поведением людей в соответствии с их ценностями и убеждениями опирается на культурные нормы. Культурными нормами называют образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении. Они предписывают нам, что мы «должны», что нам «следует», и чего мы «не должны» или чего нам «не следует» делать. Кроме того, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, того, как люди предполагают действовать. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку, придя в магазин, встаем в очередь, в библиотеке громко не разговариваем и не шумим. Осуществляя те или иные действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное.

Привычки. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Поведенческий образец становится обычаем только тогда, когда в силу длительного следования он становится поведенческим стереотипом, привычкой. Привычка является основным механизмом системы культурных норм.

Обычаи. В отличие от привычек обычаи – это массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений. Они формируются в ходе удачных и неудачных попыток различных социальных групп, общества и представляют собой набор образцов поведения, который помогает людям наилучшим образом взаимодействовать друг с другом.

Нравственные нормы (нравы). Некоторые обычаи оказываются наиболее важными, способствующими безопасности и социальному порядку в обществе. Их называют нравственными нормами, или нравами. Нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу социальный контроль поведения, что делает для этого индивида психологически трудным совершение запрещенных действий.

Часть обычаев составляют манеры – это внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Обычаи и традиции часто проявляются в обрядах и ритуалах.

Обряды и ритуалы – это символические коллективные действия, воплощающие в себе те или иные социальные идеи и вызывающие определенные коллективные чувства. Обряды и ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни и оказывают сильное эмоционально-психологическое воздействие на людей. Разные общества создают особые, уникальные ритуалы, связанные с одними и теми же событиями.

Институциональные нормы отличаются от простых обычаев и нравственных норм прежде всего тем, что они сознательно и тщательно разрабатываются. В результате устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им.

Например, институциональные нормы армии заложены в армейском уставе, олимпийского движения – в Олимпийской хартии, и т.д. Нормативные кодексы как этих, так и других институтов развиваются постепенно из обычаев и нравственных норм.

В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, законы – это формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.). Законы устанавливаются и санкционируются государством. Их обеспечение нередко требует применения мер государственного принуждения.

Также к культурным универсалиям относят те из культурных обычаев, которые присущи всем или почти всем обществам. Например, во всех культурах существует определенная форма семейной системы, ценности и нормы которой связаны с заботой о детях. Универсалиями являются институт брака, религиозные ритуалы и права собственности. Во всех культурах в той или иной форме содержится запрет инцеста (от лат. incestum – кровосмешение) – сексуальных отношений между близкими родственниками. Антропологи также говорят о существовании многих других культурных универсалий, в том числе искусства, танца, украшений, игр, обычаев дарить подарки, шуток и правил гигиены и т.д.

Многочисленные образы жизни в мире и внутри отдельного общества называются культурным многообразием. Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. Доминирующая культура – это сочетание основных элементов культуры, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

В то же время в обществе существуют субкультуры – определенные культурные комплексы, отличающие какую-либо социальную группу (например, социальную страту), то или иное сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное). Например, молодежь имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, – таким образом создается молодежная культура.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Они составляют контркультуру общества. Контркультура – это совокупность символов, ценностей и норм поведения, противостоящих доминирующей культуре и порождающих культурные конфликты. Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а воздержанность – ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм – ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ – недостойностью.

Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества.

Некоторые социологи выделяют такие виды культуры в современном обществе, как элитарная, народная (популярная) и массовая. Главный критерий такого разделения – принадлежность к тому или иному социальному классу. Обычно под «культурой» подразумеваются такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.

Элитарная культура ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. Ее элементы создаются профессионалами. Элитарная культура включает в себя изящное искусство, так называемую серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества.

Народная культура создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д. Фольклор – еще одно название народного творчества.

Массовая культура (феномен общества XX в.) создается профессионалами, однако она общедоступна и ориентирована на широкую аудиторию. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Это кино, печать, поп-музыка и мода. Распространяется в основном с помощью электронных носителей.

Культурная депривация – отсутствие соответствующих культурных ресурсов, например, языка и знания. Понятие использовалось для объяснения ограничений в образовании рабочего класса и детей этнических меньшинств. Оно имело особое влияние в конце 1960-х – начале 70-х гг. в США и в Великобритании. Проекты «Хедстарт» (США) и «Приоритетные сферы образования» (Великобритания) были разработаны для детей из рабочих семей ввиду отсутствия родительского внимания, неудачной семьи и соседей, а также неадекватного обеспечения соответствующим культурным опытом.

 

 

Обучающий тест

1. Система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям, называется …

a) физическим контактом b) культурой

c) групповым взаимодействием d) невербальным взаимодействием

 

2. Общие представления, разделяемые большей частью общества относительно того, что желательно, правильно и полезно, называются …

a) правами и обязанностями b) правами

c) запретами d) ценностями

 

3. Действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-либо другого, называются...

a) правилами b) физическим контактом

c) символами d) ценностями

 

4. Функция культуры, которая способствует получению знания об окружающем мире, обществе, прошлом и настоящем человечества, называется…

a) интегративная b) коммуникативная

c) адаптационная d) познавательная

 

5. Функция культуры, которая обеспечивает общение людей на всех уровнях, от межиндивидуального до уровня поколений, называется…

a) коммуникативная b) интегративная

c) адаптационная d) познавательная

 

6. Функция культуры, которая дает возможность индивиду ощутить свою принадлежность к группе через общие с группой ценности, символы, модели поведения, называется…

a) идентификационная b) дезинтегративная

c) познавательная d) изоляционная

7. Функция культуры, которая дает возможность индивиду приспособиться к своему географическому окружению, помогая ему решать проблемы выживания, называется…

a) идентификационная b) регулирующая

c) познавательная d) адаптационная

 

8. Функция культуры, которая определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек, называется…

a) адаптационная b) идентификационная

c) регулирующая d) познавательная

 

9. Культурная депривация характерна…

a) для детей рабочих b) для представителей среднего класса

c) для детей из бедных семей d) для социальной элиты

 

10. К характерным признакам массовой культуры не относится

a) коммерческая направленность b) широта охвата аудитории

c) анонимное авторство d) упрощенное содержание

 

11. Группа, члены которой принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, называется …

a) внутренней культурой b) субкультурой

c) человеческой культурой d) формальной культурой

 

12. Если нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходят в ощутимое противоречие с ценностями всего общества, то в этом случае формируется …

a) внутренняя культура b) формальная культура

c) неформальная культура d) контркультура

 

13. Доминирующая культура оказывает на процесс формирования личности следующее воздействие, а именно…

a) приводит поведение индивидов к базисному типу

b) ориентирует личность на протест

c) развивает индивидуальность личности

d) способствует проявлению активности личности

 

14. Элементами духовной культуры не являются …

a) религии b) науки

c) искусство d) навыки

 

15. Элитарную культуру не характеризует

a) ограниченная аудитория

b) ориентация на духовное развитие личности

c) стандартизация культурных образцов

d) сложность формы

 

16. Гламурные журналы, реклама, телевизионные сериалы относятся к _______ культуре

a) элитарной b) этнической

c) массовой d) народной

 

17. Празднование Масленицы, гадание на Святках, обряд «завивания берез» относятся к _________ культуре

a) народной b) массовой

c) элитарной d) популярной

 

18. Фильмы А. Тарковского и А. Сакурова, картины русских авангардистов, музыка А. Шнитке относятся к ________ культуре

a) элитарной b) популярной

c) народной d) массовой

 

19. «Блатная феня», шансон, распальцовка относятся к ________ субкультуре

a) криминальной b) профессиональной

c) молодежной d) богемной

 

20. Следующие слова и выражения: «башню снесло», «данс»,»по самые уши в шоколаде», «прикид», «ботаник» относятся к ______ субкультуре

a) профессиональной b) криминальной

c) молодежной d) богемной

 

21. Феномен, отличающий человека от животных, не передающийся по наследству, предполагающий обучение и передачу идей посредством символов, называется…

a) нормы b) культура

c) семья d) ценности

 

22. Значимость явлений и процессов, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной среде, называется…

a) нормами b) правилами

c) обычаями d) ценностями

 

23. Правила поведения, ожидания и стандарты, которые регулируют взаимодействия между людьми, называются…

a) ценностями b) обычаями

c) стереотипами d) нормами

 

24. Система ценностей и норм, отличающих культуру данной социальной группы от культуры общества в целом, не отвергая при этом культуру большинства, называется…

a) массовая культура b) контркультура

c) элитарная культура d) субкультура

 

25. Один из основных компонентов культуры, являющийся средством ее передачи на основе знаков и символов, называется…

a) ценность b) язык

c) норма d) обычай

 

26. Функция культуры, заключающаяся в ее способности концентрировать знания и опыт многих поколений людей с целью освоения окружающего мира, называется ______________________ функцией

a) коммуникативной b) идентификационной

c) регулирующей d) познавательной

 

27. Молодежная культура является примером…

a) субкультуры b) антикультуры

c) региональной культуры d) доминирующей культуры

 

28. Вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей и образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, называется…

a) субкультура b) контркультура

c) массовая культура d) элитарная культура

 

29. Вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на усредненный вкус, предполагающих коммерческий успех и распространяемых СМИ, называется…

a) контркультура b) массовая культура

c) элитарная культура d) субкультура

 

30. Функция культуры, позволяющая индивиду включаться в социальную жизнь, усваивать социальный опыт, знания, ценности и нормы, называется __________________________ функцией

a) интегративной b) адаптационной

c) социализирующей d) познавательной

 

7.4. Культура как фактор социальных изменений

Справочная информация

Культура не стоит на месте. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Например, изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями, и наоборот. Практически все важные изменения имеют как культурный, так и социальный аспекты, а потому к ним применяется термин «социокультурные изменения».

Диффузия (от лат. diffusio – распространение, рассеивание) представляет собой распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение. Она действует как внутри обществ, так и между ними. Диффузия возможна только в тех обществах, которые вступают друг с другом в тесный контакт. Очень часто группы намеренно увеличивают число контактов, чтобы усилить диффузию. Но иногда общество или группа стремится избежать диффузии и снижает число контактов (например, когда хотят избежать влияния нежелательной идеологии). Отсюда следует вывод, что диффузия носит селективный характер. Группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие.

Ассимиляция (от лат. assimilatio – уподобление) – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Амальгамизация (от лат. amalgama – сплав) – это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови». Как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, грани между группами стираются, и социальная структура больше не зависит от «чистоты крови».

Аккультурация (лат. acculturare – от лат. ad – к и cultura – образование, развитие)– процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Следует различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народа своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным. При этом, несомненно, аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.

Культурная аккомодация – вынужденное приспособительное освоение языка и ценностей другой культуры

Глобализация культуры. Социальные антропологи Бронислав Малиновский (1884–1942 гг.) и Альфред Р. Рэдклифф-Браун (1881–1955 гг.) в ходе своих полевых исследований наблюдали феномены культурного контакта, культурного столкновения и культурного конфликта. Эти явления особенно характерны для процесса глобализации, когда западная цивилизация проникает в местные культуры колониально зависимых стран. Местные нормы и ценности, обычаи и мораль, религиозные верования, модели семейной жизни, способы производства и потребления, похоже, исчезают под натиском современных западных институтов.

Данное обстоятельство вызвало две противоположные реакции. Одни антропологи стали говорить о «культурном империализме», который ведет к катастрофическим последствиям: уничтожению самобытности, утрате культурной автономии зависимыми обществами, культурному обеднению в целом. Другие начали проповедовать этноцентризм, превознося цивилизационную миссию Запада. О. Шпенглер утверждал, что каждая великая культура обладает собственной великой душой. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей. Как только цель достигнута и идея культуры осуществлена, культура «''коченеет'' и превращается в цивилизацию».

В настоящее время те же реакции вызывает растущая вестернизация (или даже американизация), в ходе которой разнообразие мировых культурных систем уменьшается, происходит коммерциализация культуры и насаждение масс-культуры. Все это приводит к «новому варварству». Глобальные масштабы унификации культуры определяются главным образом средствами массовой коммуникации, особенно телевидением. Кроме того, беспрецедентный размах путешествий и туризма в развитых странах также способствует распространению по всему свету образцов западной культуры. Различие культур остается, но их развитие оживляется под влиянием центра. Представители периферийной культуры выступают в качестве посредников: они отбирают импортируемую продукцию в соответствии со своими культурными вкусами и потребностями. Местные культурные ценности могут расширяться и обогащаться на этой новой основе. В итоге образуется то, что Ульф Ганнерс называл креолизацией (гибридизацией) культуры. Во всем мире все культуры представляют собой сложный синтез, они уже не однородны, как когда-то, поскольку между центром и периферией существуют исторически накапливающиеся взаимосвязи. Происходит не слияние культур в единое глобальное целое, а «диалог между ними».

П. Сорокин выделяет 3 исторических типа культуры. В основу своей культурно-исторической типологии он положил такой классификационный принцип, как соотношение в культуре материального и духовного начал. Чередование этих типов культуры подчиняется строгому закону: идеациональная культура сменяется идеалистической, а затем – чувственной. Этим историко-культурный цикл завершается.

Ориентация культуры на определенную ценность является основой ее типологии. Ценностью может выступать как чувственное, так и сверхчувственное начало, либо синтез того и другого.

В идеациональной культуре бог как сверхчувственное и сверхразумное начало признается истинной реальностью и высшей ценностью. Эта культура, по своей сути, религиозна. В ней преобладают духовные ценности, поклонение абсолюту, богу, идее. Такой культурой была культура брахманской Индии, буддистская культура, греческая культура архаического периода (VIII – VI вв. до н. э.), европейская средневековая культура V – XII вв.

Идеалистическая культура. Она выступает как промежуточная и переходная между идеациональной и чувственной культурами. В ней гармонично сосуществуют наука, философия, религия, искусство, а в искусстве уживаются реалистический, символический и аллегорический стили. Исходным принципом идеалистической культуры является признание того, что реальная действительность многообразна, в ней сочетаются чувственная и сверхчувственная стороны, идеациональные и сенситивные ценности. Расцвет идеалистической культуры приходится на золотой век античности (V – IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение.

Чувственная (или сенситивная) культура. Она является антиподом идеациональной. Эта культура существовала в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме (III в. до н. э. – IV в. н. э.), в последние эпохи птолемеевского и римского Египта. В Европе этот тип культуры сложился в XVI в. и продолжает свое существование в XX веке. В рамках чувственной культуры окружающий человека мир признается объективным и реально существующим. Постигается он посредством органов чувств. В чувственной культуре получают развитие естественные науки, поскольку они основываются на опытном, эмпирическом знании. Резко возрастает число научных открытий и изобретений. Например, в XIX в. в Европе было сделано больше научных открытий и технических изобретений, чем за все предыдущие эпохи, вместе взятые: 8527.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.