Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каналы вертикальной мобильности. Миграция. 9 страница




Ролевой набор – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Другое название – ролевая система. Оба термина одинаково употребимы в литературе. Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу. Между ролями существуют только взаимодействия, а между статусами – отношения.

Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными. правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация, Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

Ролевой конфликт – 1) ситуация, в которой индивид, занимающий определённый статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями; 2) необходимость удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Виды ролевых конфликтов.

Когда индивид играет несколько ролей, может возникнуть межролевой конфликт (например, женщина одновременно должна удовлетворять ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери);

Когда индивид определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связаны, определяют его роль иначе, возникает внутриролевой конфликт (например, учителя придерживаются определённого кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают требования, несовместимые с этим кодексом);

Внутриролевой конфликт: требования одной и той же роли противоречат друг другу (роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

Личностно – ролевой конфликт – конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Ролевые конфликты ведут к плохому выполнению или невыполнению соответствующей роли, а также психологическим переживаниям и стрессам индивида.

Способы разрешения ролевых конфликтов:

Рационализация ролей – усиление эмоционально-положительной реакции на одну роль и негативных эмоций по отношению к другой роли; 2) бессознательный поиск отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли;

Разделение ролей – временное «изъятие», «выключение» из сознания обязательств одной из ролей;

Регулирование ролей – 1) формальная процедура отказа от социальной ответственности за одну из ролей; 2) осознанный способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

Морфология роли включает в себя: 1) ролевую стратегию (способ пристройки к партнеру по общению); 2) ролевую задачу (цель, которой необходимо достичь в проблемной ситуации); 3) ролевую программу (систему целенаправленных, упорядоченных действий); 4) ролевые действия (средства достижения цели); 5) ролевую компетентность (знание об условиях действий); 6) ролевую свободу (возможное и недопустимое при исполнении роли); 7) ролевой настрой (психоэмоциональное состояние, соответствующее ситуации взаимодействия).

В структуре роли социологи выделяют ролевое предписание и ролевое ожидание – это то, что социальная система требует от личности, предписывает ей и ожидает от нее. И как итог ролевое поведение (исполнение), которое не всегда соответствует роли, ролевому ожиданию. В то же время само ролевое ожидание может быть противоречивым.

 

 

Обучающий тест

 

1. Вид внутриролевого конфликта, который характеризуется тем, что индивид вынужден исполнять социальную роль, нормативная основа которой не соответствует его убеждениям, желаниям, системе ценностей – это…

a) групповой конфликт

b) межличностный конфликт

c) конфликт интересов

d) конфликт объективной необходимости и субъективной желательности

 

2. Вид ролевого конфликта, который характерен для ситуации, когда индивиду, в силу обстоятельств, приходится выбирать между необходимостью выполнять служебные обязанности и прийти на помощь другу, оказавшемуся в беде – это …

a) классовый конфликт b) межличностный конфликт

c) конфликт принадлежности d) межролевой конфликт

 

3. При каком способе защиты от ролевого конфликта индивид перекладывает ответственность на других людей – в случае ______ ролей.

a) рационализации b) идентификации

c) регулирования d) интеграции

 

4. Студент пропускает занятия в вузе, устроившись на работу. При этом он уверяет себя, что в ходе практической деятельности получит больше знаний о своей будущей профессии, чем в процессе обучения. Способ защиты от ролевого конфликта, который проявляется в данном случае – это ________ ролей.

a) регулирование b) рационализация

c) объединение d) систематизация

 

5. Вид защиты от ролевого конфликта, когда индивид говорит себе «я не на работе» – это _______ ролей

a) объединение b) интеграция

c) ожидание d) разделение

 

6. Процедура самообмана и самооправдания характерна для способа преодоления ролевого конфликта, который называется _______ ролей

a) интеграция b) систематизация

c) стереотипизация d) рационализация

 

7. В современном обществе самый распространенный вид ролевого обучения – это _________ обучение

a) прерывистое b) повсеместное

c) одновременное d) непрерывное

 

8. Понятия «социальный статус» и «социальная роль» находятся в следующем соотношении –…

a) социальная роль есть разновидность социальных статусов индивида

b) социальный статус есть разновидность ролевого набора индивида

c) социальная роль представляет собой ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом индивида

d) социальная роль отражает номинальную позицию индивида, а социальный статус − ранговую

 

9. Студент из-за нехватки времени вынужден выбирать между подготовкой курсовой работы и подготовкой доклада. Данная ситуация относится к …

a) институциональному конфликту b) конфликту интересов

c) производственному конфликту d) групповому конфликту

 

10. Социальная роль − это …

a) система ожиданий по отношению к индивиду, который занимает определенный статус

b) совокупность действий индивида в определенных ситуациях

c) образец поведения

d) система психологических установок

 

11. Опытной процесс, в ходе которого роли идентифицируются и наполняются содержанием и изменяются по мере изменения системы координат − это _______ роли

a) конфликт b) утрата

c) ранжирование d) построение

12. В описанные Т. Парсонсом характеристики, присущие любой социальной роли входит …

a) инстинкты b) рефлексы

c) потребности d) формализация

 

13. Ролевая компетентность личности проявляется в том, что человек …

a) не смешивает социальные роли и быстро переключается с одной на другую

b) исполняет все социальные роли одновременно

c) знает обо всех видах социальных ролей

d) не знает о социальных ролях, но исполняет их правильно

 

14. Ситуацию, когда человек определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связан, определяют его роль иначе, можно назвать …

a) ролевым соперничеством b) ролевой конкуренцией

c) ролевой коммуникацией d) ролевым конфликтом

 

15. Термином «Меня» представитель символического интеракционизма Г. Мид обозначал…

a) отношение человека к обществу b) эмоции индивида

c) воспринятые индивидом оценки окружающих d) менталитет человека

 

16. Личность как деятельный субъект проявляется…

a) в душе b) в физическом развитии

c) в социальных связях и отношениях d) в менталитете человека

 

17. Теория, в которой утверждается, что деятельность человека осуществляется ради вознаграждения – это…

a) теория обмена b) марксистская социология

c) теория идеальных типов d) этнометодология

 

18. Утверждение о том, что поведение человека детерминировано бессознательными инстинктами, характерно для концепции…

a) социальной психологии b) структурно-функциональной парадигмы

c) психоанализа d) бихевиоризма

 

19. Поведение индивида с точки зрения феноменологии в первую очередь зависит от…

a) социальной структуры b) общественных институтов

c) личного опыта и повседневных ценностей d) национального характера

 

20. Ролевым конфликтом в социологии называют…

a) отсутствие выполняемых человеком социальных функций

b) явление большого количества социальных функций у одного человека

c) явления социальной маргинальности

d) противоречия, возникающие между функциями, выполняемыми одним человеком

 

21. Модель поведения, заданная социальной позицией личности, называется…

a) конформность b) социальный статус

c) социальная адаптивность d) социальная роль

 

22. Внутренний побудитель действия личности, обусловленный ее потребностями, интересами и ценностями, называется…

a) статус b) мотив

c) авторитет d) цель

 

23. Осознанная потребность, в которой отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, называется…

a) статус b) интерес

c) роль d) ценность

 

24. В структуру социальной роли личности НЕ входит…

a) ролевой конфликт b) ролевое поведение

c) ролевое ожидание d) ролевое предписание

 

25. Исходные побудители деятельности, отражающие объективные условия существования человека, называются…

a) функциями b) целями

c) потребностями d) ролями

 

26. Ролевые конфликты бывают…

a) региональные и локальные b) индивидуальные и групповые

c) относительные и абсолютные d) внутриролевые и межролевые

 

27. Основанием для классификации ролевых конфликтов может быть…

a) субъект b) интенсивность

c) цель d) территория

28. Социальным регулятором ролевого поведения личности выступает…

a) общественное мнение b) уровень образования личности

c) самосознание личности d) бессознательные подструктуры личности

 

29. Усвоение личностью правил ролевого поведения ведет к…

a) снижению ее конфликтности b) стереотипизации личности

c) повышению статуса личности d) повышению конфликтности личности

8.4. Общественное мнение
как институт гражданского общества

 

Справочная информация

Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

Общественное мнение влияет на поведение общества, на принятия политических решений.

Функции общественного мнения: 1) регулятивная – регулирование отношений между людьми, между личностью и коллективом, коллективом и обществом, обществом и личностью; регулирование экономических, социальных, политических, нравственных и других видов общественных отношений; 2) воспитательная – воспитание у каждого человека чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом («что скажут люди…») (но! Влияние общественного мнения на поведение и поступки человека может быть амбивалентным, т.е. двойственным, противоречивым – как положительным, так и отрицательным); 3) оценочная – выражение ценностного отношения масс к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной действительности, к деятельности официальных учреждений, должностных лиц; 4) контрольная – общественное мнение практически всегда по заинтересовавшему его вопросу занимает определенную позицию и стремится к тому, чтобы соответствующая деятельность официальных организаций и лиц отвечала этой позиции; 5) защитная – отстаивание своих интересов, защита жизненных прав и свобод; 6) консультативная – в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет, предложение, в которых содержатся те или иные способы разрешения назревших социально-политических, экономических, нравственных и других проблем (именно эта функция реализуется в ходе всевозможных опросов общественного мнения); 7) директивная – когда результатом функционирования общественного мнения выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие строго заданный характер (для этого устраивают плебисциты, проводят референдумы); 8) познавательная – синтез теоретического и обыденного сознания, выражающий гносеологическую (познавательную) природу общественного мнения; стремление субъекта общественного мнения к собственному осмыслению объектов действительности, затрагивающих его интересы и отличающиеся дискуссионным характером.

Субъектом общественного мнения являются человек, отдельные группы

Объект общественного мнения – на что направленно внимание общества это проблема или чья-то деятельность. Объектом общественного мнения являются конкретные темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или общественности

Общественное мнение возникает тогда, когда проблема актуальна для большинства населения, то, что связанно с переменами. Общественное мнение может существовать в виде слухов, доводов может высказываться виде жестких высказываний, в виде рекомендации, оценки. На общественное мнение может повлиять само событие, эксперты, СМИ.

В настоящее время общественное мнение является необходимым институтом гражданского общества – особого типа общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена.

Выделяются следующие факторы возникновения и функционирования общественного мнения:

1. общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т.е. затрагивающая социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни);

2. общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью, искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те вопросы, которые предполагают различия в оценках и характеристиках, т.е. заключают в себе момент дискуссионности;

3. для формирования общественного мнения необходимо наличие определенного уровня компетентности людей.

Сущность и содержание общественного мнения заключаются в следующем:

1. рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;

2. критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Его объектами становятся только те явления или факты общественной жизни, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего решения;

3. массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (достоверности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации людей компенсируют ее слухами или интуицией. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественное мнение;

4. этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, овладевшей массами части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощное средство общественного воздействия;

5. общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Образование общественного мнения подчиняется правилу нелинейного сложения – отдельное мнение может стать общим, некоторые мнения не войдут в общее мнение.

Специфика общественного мнения: 1) это конкретный вывод определенной общности людей по поводу тех или иных объектов, итог их мыслительной деятельности; 2) критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности; 3) массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности); 4) общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность; 5) оно представляет собой специфический продукт взаимодействия, соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Цель формирования общественного мнения – направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.

Типология общественных мнений: 1) по степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность); 2) по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов); 3) по различным видам признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.

Социально-психологические свойства общественного мнения: 1) оно отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества; 2) в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени; 3) оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия; 4) оно не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства; 5) ему присуще внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения); 6) сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство.

Факторы формирования общественного мнения: 1) социальные интересы людей; 2) различия в оценках, характеристиках тех или иных общественных явлений (дискуссионный характер проблемы); 3) уровень компетентности.

Структура общественного мнения: 1) субъекты (субъекты-создатели – «творцы» мнений, субъекты-носители – «лидеры» мнений, «массовая» публика – 90 % всех людей, имеющих мнения); 2) объекты (объекты-факты – тот или иной факт действительности, объекты-события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления – процессы); 3) рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте; 4) социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального; 5) общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.

Стадии развития общественного мнения: 1) зарождение – процесс выработки людьми своей оценки попавшего в поле их зрения объекта, определение по отношению к нему собственного, личного мнения; 2) формирование – преобразование (слияние) индивидуальных оценочно-ценностных суждений в групповые, коллективные, классовые, общественные; 3) функционирование – выполнение ряда присущих общественному мнению социальных функций.

Устойчивость функционирующего общественного мнения проявляется в следующем: 1) сохраняющемся интересе людей к его объекту; 2) страстной убежденности в правоте своей позиции; 3) стремлении к ее отстаиванию и защите, 4) преобразовании мнения в конкретные решения и практические действия.

Факторы, определяющие характер, содержание и степень влияния общественного мнения на социально-политические процессы в обществе: 1) уровень распространенности; 2) интенсивность; 3) достоверность; 4) стабильность.

Общественное мнение имеет свои каналы выражения: – поведение во время выборов (всех уровней. Псефология – это наука, изучающая выборы с помощью статистического анализа. Она использует различные околовыборные вещи, такие как: результаты экзит-поллов, статистику предыдущих лет, финансовые затраты на предвыборные кампании и так далее.); – участие в законодательной деятельности через референдумы, плебисциты, сходы, собрания и т.п.; – посредством средств массовой информации и коммуникации (включая и слухи); – митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения); – через лоббистские структуры и группы давления.

В силу противоречивости природы общественного мнения среди исследователей как западных, так и отечественных нет однозначной оценки этого феномена.

П. Бурдье утверждает, что общественного мнения не существует. Он считает, что центры по его изучению не «измеряют» общественное мнение, а фабрикуют артефакты, т.е. занимаются чем-то вроде «незаконных упражнений» в науке.

Л. Сабато отмечает, что опросы общественного мнения формируют определённый тип поведения.

Х. Тейлор считает, что опросы влияют не столько на общественность, сколько на политических лидеров в исполнительных и законодательных органах власти.

Тем не менее, большинство исследователей считают, что общественное мнение – это реальность, одна из форм массового сознания, и она требует глубокого осмысления.

К концу 20 века на Западе оформились три наиболее влиятельные концепции общественного мнения.

1) Ю. Хабермас считает, что его концепция рассчитана на сохранение господствующего хозяйственного механизма. Общественное мнение – инструмент в руках господствующих классов, оно всегда является официальным и выражается в прессе и других официальных источниках.

2) Н. Луман считает, что для существования общественного мнения необходим не субъект мнения, а набор необходимых тем. Тема, приковавшая внимание – содержание общественного мнения. Темы живут в обществе своей жизнью, их распространение подчинено своим, особым законам. Общественное мнение «привязывается» не к отдельным индивидам, социальным группам, а к темам. Это позволяет говорить о всех людях одинаково; оно охватывает всех и перед ним все равны. Эта концепция оторвана от субъекта, поэтому её критикуют за абстрактный характер. В ней принижена социальная сущность общественного мнения.

3) Э. Ноэль-Нойман. Концепция представляет собой статистико-психологическое направление в исследовании общественного мнения. Она опирается на демоскопию – научно-статистическую составляющую общественного мнения, в которой присутствуют количественные данные и усматриваются различия между ними. Критики обвинили Ноэль за то, что она не учитывала качества мнений. В ответ они получили следующее: демоскопия исходит из признания равенства всех граждан, для неё все люди равны. При таком подходе нельзя составить прогноз развития общественного мнения.

В современном представлении гражданское общество – это:

1. Совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и фиксирующих частные, групповые интересы.

2. Социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития, Государственная регламентация действует здесь только в порядке контроля за антисоциальными действиями.

3. Высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, исключая государственные и политические структуры.

Основополагающими признаками гражданского общества являются:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). Это – базисное условие свободы личности.

2. Наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества, законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

Гражданское общество не возникает сразу, для его становления и формирования необходимы определенные условия. Практика западных стран и общая теория гражданского общества позволяют выделить следующие наиболее универсальные или объективные условия формирования гражданского общества. Они таковы:

1. Гражданское общество создает само конкретно взятое общество притом двумя путями – через государства или вопреки ему. Через государство – это посредством определенных законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением со стороны государства общепринятых норм и процедур. Вопреки государству – путем создания массовых общественно-политических движений, средств массовой информации.

2. Обладание каждым членом гражданского общества конкретной собственностью в ее различных формах и право распоряжаться ей по своему усмотрению. По мнению западных исследователей данной проблемы – наличие собственности рассматривается как базовое условие свободы личности в гражданском обществе.

3. Важным условием формирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры. Она отражает все богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев граждан государства.

4. Высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности.

Гражданское обществоэто состояние общества, при котором человек – высшая ценность, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государство способствует развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, демократии и справедливости. При таком подходе можно назвать основные признаками гражданского общества следующие: свобода;открытость; плюрализм; правовой характер; самоуправляемость и саморазвитие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.