Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каналы вертикальной мобильности. Миграция. 5 страница





Раздел 7. Социальные изменения, культура
как фактор социальных изменений

 

7.1. Концепции и факторы социальных изменений

 

Справочная информация

Социальные изменения – одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

Перечислим основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины – истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины – колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины – конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины – привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…»

Попытки интерпретации социальной реальности как непрерывно длящегося социального изменения предпринимались социологами с давних времен. В настоящее время существует ряд теорий, по-разному понимающих сущность социальных изменений, их движущие силы и социальные последствия. Рассмотрим некоторые из этих теорий.

Теория социального конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф) основывается на том, что основным источником социальных изменений являются напряженные ситуации между конкурирующими группами. По мнению К. Маркса (его теория так же носит название революционной), источник изменения – классовая борьба, которая начинается в результате возникающих между социальными классами противоречий и в ходе их разрешения приводит к социальным изменениям. Р. Дарендорф утверждает, что 1) любое общество в любой момент своего существования претерпевает изменения; 2) любое общество в любой момент своего существования переживает конфликты; 3) любой элемент общества причастен к изменению; 4) любое общество основано на принуждении одних своих членов другими.

Эволюционная теория (О. Конт, Г. Спенсер) исходит из утверждения, что социальная эволюция (= социальное изменение) аналогична биологической и приводит к тому, что мир постепенно становится все лучше. При этом необходимо иметь в виду, что эволюция не обязательно предполагает прогресс, она осуществляется различными путями и идет во множестве различных направлений.

Теории циклических изменений (О. Шпенглер, А. Тойнби) исходят из того, что культура проходит через те же этапы, что и человек в своей жизни: период развития, зрелость, закат и смерть. По этому пути проходит большинство цивилизаций. Они возникают в ответ на некий «вызов» (А. Тойнби). Однако их развитие неуклонно идет к упадку и, в конце концов, к гибели.

Функционалистские теории (Т. Парсонс, У. Ф. Огборн). По мнению Т. Парсонса, общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, при этом, новые структуры должны быть более функционально приспособлены, чем предшествующие. Это и является фактором их изменения. У.Ф. Огборн проводит грань между материальной и нематериальной культурой и отводит роль источника социальных изменений изобретениям в сфере материальной культуры (инструменты, оружие, технологии). Нематериальная культура включает социальные ценности, нормы, убеждения, социальные структуры, в т.ч. законодательство, религию и семью, которые должны адаптироваться или реагировать на изменения, имеющие место в материальной культуре. Следует иметь в виду, что ни один отдельно взятый фактор не способен объяснить происходящие в обществе социальные изменения, поскольку в реальности множество сил сливается в сложном взаимодействии друг с другом. Именно взаимодействие придает обществу его динамический характер.

Системная теория исходит из понятия системы – объединения множества элементов в нечто целое, обособленное от того, что его окружает (на макроуровне – это общество в целом, на мезоуровне – отдельное государство, нация, на микроуровне – локальное объединение, ассоциация, фирма, семья и т.д.). Отсюда следует, что социальные изменения – это различия между состояниями одной и той же системы, которые возникают одно за другим во времени.

Виды системных изменений: 1) внутрисистемные, связанные с адаптацией к изменениям как внутри, так и вовне системы, но не затрагивающие ее сущности (например, медленная эволюция авторитарного политического режима от очень жесткого ко все более мягкому); 2) изменения самой системы, приводящие к ее полному перерождению и возникновению на ее месте принципиально иной системы (например, преобразование авторитарного режима в демократический).

Теория социального поля (П. Штомпка) вообще отрицает научность статического изучения общества, предполагает анализ событий, а не вещей, процессов, а не состояний. Общество есть процесс – постоянно длящийся, бесконечный поток событий. Общество в неизменном состоянии не существует и не может существовать. Оно существует не как жесткая система, а как мягкое поле взаимоотношений.

Теория «активного общества» (А. Этциони) разделяет социальные системы на активные и пассивные (пассивные лишь реагируют на изменения в среде, приспосабливаясь к ним; активные могут целенаправленным образом воздействовать на среду, в то же время изменяя собственную структуру). Активные системы способны создавать кибернетическую схему еще не существующего будущего и организовывать свои изменения в направлении будущего ее состояния. При этом активность социальной системы зависит от следующих факторов: 1) кибернетического (способности собирать, обрабатывать и использовать знания о реальности, а также ставить цели и принимать решения); 2) власти (способности ее осуществления, опирающегося на средства насилия и распределения материальных ресурсов); 3) согласия (имеющего место в демократических обществах). Идеал А. Этциони – «активное общество», совмещающее в себе высокую степень контроля (как в тоталитарных обществах) с высоким уровнем согласия (как в демократических обществах).

Структурная теория (Э. Тириакьян) разделяет понятия социальное изменение и социетальное изменение. Последнее представляет собой тотальную трансформацию институциональных структур, предполагающую «качественное изменение» (скачок) в функционировании общей модели организации, которое носит радикальный (революционный) характер. Социетальное изменение не случайно и не иррационально – оно закономерно возникает как реакция на напряжения внутри данной институциональной структуры. По своему содержанию и движущим силам социетальное изменение – это моральное (религиозно-моральное) изменение. Э. Тириакьян вывел индекс революционного потенциала (изменяется от «0», когда общество представляет собой «гомогенную моральную общность», до «1» – момента кризиса). Промежуточные интервалы предполагают промежуточные уровни социальной деструкции, например, при уровне дезорганизации 0,85 и выше происходит революция (контрреволюция), приводящая к неизбежному преобразованию социальной структуры.

Важнейшие виды социальных изменений: процесс, модернизация и прогресс.

Существуют две основные формы социальных процессов:

1. Линейные (направленные) – процессы, при которых ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой последующей стадии, а на более поздней выходит на более высокий (развитие) или более низкий (упадок) уровень (рост экономических показателей, снижение численности населения). В случае развития система последовательно совершенствуется (улучшается) – общество приближается к процветанию, разрешаются его внутренние противоречия, гармонизируется социальная жизнь людей и т.д.

Теории развития (девелопментаризма) предполагают неизбежность, необходимость и необратимость протекающих в обществе процессов. Отсюда следуют фаталистический и механистический взгляды на изменения, согласно которым они не зависят от человеческих действий, совершаются помимо людей и ведут к предопределенному финалу (все разновидности эволюционизма (от О. Конта до Т. Парсонса) и исторический материализм К. Маркса). Наиболее известные модификации девелопментаризма – теория модернизации) и теория социального прогресса.

2. Циклические – процессы, при которых любое состояние, в котором находится система на той или иной стадии, может возникнуть в будущем или уже когда-то случалось в прошлом (цивилизационные теории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина).

 

 

Обучающий тест

1. Теория социальной революции наиболее глубоко обоснована в социологии …

a) К. Маркса b) М. Вебера

c) Э. Дюркгейма d) О. Конта

 

2. Появление новых культурных и духовных ценностей как основную причину социальных изменений выделял…

a) Р. Миллс b) М. Вебер

c) Р. Дарендорф d) К. Маркс

 

3. Основной причиной социальных изменений считал прогресс в области производства…

a) К. Маркс b) М. Вебер

c) П. Бурдье d) П.Сорокин

 

4. Процесс преобразования социальной структуры общества называется …

a) социальная интеграция b) социальная станция

c) социальное изменение d) социальная статика

5. Фактор социальных изменений, заключающийся в изменении численности, структуры распределение народонаселения, называется …

a) экономический b) этнический

c) демографический d) экологический

 

6. Фактор социальных изменений, проявляющийся в борьбе людей за ресурсы и ценности, называется …

a) конкуренция b) агрессия

c) сотрудничество d) кооперация

 

7. Согласно концепции М.Вебера, фактор социальных изменений, который оказал определяющее влияние на формирование капиталистического общества− это…

a) ценности и нормы конфуцианства b) ценности и нормы буддизма

c) ценности и нормы ислама d) ценности и нормы протестантизма

 

8. Согласно концепции К. Маркса, фактор социальных изменений, который оказал определяющее влияние на формирование капиталистического общества − это…

a) развитие техники и технологий b) политическая раздробленность Германии

c) ценности и нормы протестантизма d) резкий рост народонаселения

 

9. Фактор, который стал решающим для формирования «общества массового потребления» − это …

a) внедрение генных технологий в сельском хозяйстве

b) конвейерное производство товаров

c) развитие космических технологий

d) развитие микроэлектроники

 

10. Фактор, который был необходимым условием перехода от традиционного общества к индустриальному − это …

a) неолитическая революция b) промышленный переворот

c) социальная революция d) информационная революция

 

11. Формированию капитализма в России способствовала отмена …

a) крепостного права b) «Жалованной грамоты дворянству»

c) «Жалованной грамоты городам» d) указа «О кухаркиных детях»

 

12. Процесс перехода от аграрного общества к индустриальному принял форму «догоняющей модернизации» в…

a) США b) Швеции

c) России d) Англии

 

13. Фактор социальных изменений, который способствовал тому, что в Англии произошла одна из первых в Европе буржуазных революций − это то, что в этой стране раньше, чем в других сформировался …

a) «средний класс» b) пролетариат

c) люмпен-пролетариат d) класс буржуазии

 

14. «Столыпинские реформы» должны были привести к…

a) демократизации политического строя

b) формированию «среднего класса» на базе мелких землевладельцев

c) развитию тяжелой промышленности

d) формированию социального слоя «рантье»

 

15. Катализатором первой русской революции (1905-1907 гг.) стало …

a) недовольство дворянства b) рост городского населения

c) поражение России в русско-японской войне d) убийство П.А. Столыпина

 

16. Экономику в качестве источника социальных изменений рассматривал – …

a) М. Вебер b) П. Лавров

c) О. Шпенглер d) К. Маркс

 

17. Историцизм – это …

a) направление, в рамках которого утверждается существование общеисторических законов

b) понятие, введенное Ч. Ломброзо

c) отрицание общеисторических законов

d) метод исторической науки

 

18. «Толпа» в социологии Г. Тарда возникает на основе факторов …

a) фетишистского сознания и массового потребления

b) заражения и подражания

c) слабоволия и апатии

d) жертвенности и открытости лидеров

 

19. Главным фактором революционных социальных изменений является…

a) конфликт между большими социальными группами, имеющими различный доступ к экономическим ресурсам

b) реформа

c) девиантность

d) дифференциация

 

20. Под социальным изменением принято понимать…

a) процесс возникновения новых явлений и структур в различных социальных системах в ходе их взаимодействия

b) взаимодействие различных социальных групп и индивидов

c) перемещение индивида с одной социальной позиции на другую

d) изменение количества социальных систем

 

21. Основным параметром в процессе социальных изменений выступает…

a) существенный характер новаций b) наличие новаций

c) изменение индивида d) социальный аспект изменений

 

22. Основная идея теории социальной эволюции отражена в…

a) резком увеличении численности населения

b) кризисе цивилизационного пути развития

c) постепенном переходе общества от аграрных форм к индустриальным

d) захвате соседних территорий

 

23. Представителем эволюционной теории социальных изменений является…

a) О. Конт b) В. Ленин

c) Ч. Кули d) К. Маркс

 

24. Причиной фундаментальных социальных изменений в теории К. Маркса является…

a) развитие науки b) классовый конфликт

c) развитие рынка труда d) распространение демократии

 

25. Циклическая теория социальных изменений развивалась в работах…

a) О. Конта b) Г. Спенсера

c) К. Маркса d) П. Сорокина

 

26. Основным источником социальных изменений в циклической теории П. Сорокина выступают __________________________ факторы

a) духовные b) социальные

c) экономические d) политические

 

27. Глобальными революциями, которые привели к коренному изменению технологий, являются…

a) аграрная, индустриальная, информационная

b) коммунистические революции в России и Восточной Европе

c) научно-технические революции в США и Европе

d) буржуазные революции во Франции, Англии, Германии

 

28. Представителем революционной теории социальных изменений является…

a) О. Конт b) П. Сорокин

c) Ч. Кули d) К. Маркс

 

29. Утверждение: «Рабочие – агенты производства при частной собственности и контроле капитала» описывает в теории К. Маркса ___________ формацию

a) коммунистическую b) феодальную

c) первобытную d) капиталистическую

 

 

7.2. Концепция социального прогресса.
Критерии общественного прогресса

 

Справочная информация

Социальный прогресс – направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе к более предпочтительному, лучшему состоянию (по мнению большинства исследователей – к реализации определенных ценностей этического порядка: счастью, свободе, процветанию, знаниям).

Идея прогресса лежит в фундаментальной особенности человеческого бытия – противоречии между реальностью и желаниями, жизнью и мечтами. Концепция прогресса смягчает возникающее при этом напряжение, порождая надежду на лучший мир в будущем и уверяя, что его приход гарантирован или, по крайней мере, возможен («Мир сегодня верит в прогресс, потому что единственной альтернативой будет всеобщее отчаяние» (С. Поллард)).

Современное толкование социального прогресса основывается на нескольких фундаментальных идеях: 1) о необратимом времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим); 2) о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется; 3) о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем; 4) о различии между типичными, необходимыми стадиями, которые проходит процесс; 5) об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса; 6) о признании неизбежного, необходимого, естественного характера процесса, который не может быть остановлен или отвергнут; 7) об улучшении, усовершенствовании, отражающими тот факт, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.

Кульминацией прогресса должна стать полная реализация таких ценностей, как счастье, изобилие, свобода, справедливость, равенство. Отсюда следует, что прогресс – ценностная категория. И каждая историческая эпоха оценивает его исходя из своего понимания ценностей (в XIX в. критериями прогресса были индустриализация, урбанизация, модернизация; в начале XXI в. они таковыми уже не считаются).

В ХХ в. социальные процессы шли крайне противоречиво, их оценка исследователями и общественным мнением была амбивалентной (как позитивной, так и негативной). В конце концов, это привело к кризису идеи социального прогресса.

Проявления кризиса идеи прогресса: 1) идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом в образе дегенерации, разрушения и упадка; 2) идея о необходимости постоянного экономического и технологического роста сменилась идеей пределов роста; 3) вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма; 4) утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения; 5) крушение идей утопизма (окончательный удар по утопическому мышлению нанесло падение коммунистической системы); 6) лейтмотивом конца ХХ – начала XXI в. стало повсеместное распространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматривать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления.

Однако не все исследователи настроены столь пессимистично. По мнению П. Штомпки, в современном обществе существуют реальные возможности и условия для обеспечения социального прогресса сегодня и в обозримом будущем. Для этого есть все необходимые предпосылки: 1) наличие в обществе творческих, независимых, адекватно осознающих реальность деятелей; 2) богатые и гибкие общественные структуры; 3) благоприятные и активно воспринимаемые естественные условия; 4) долгая и уважаемая традиция; 5) оптимистичный, долгосрочный взгляд на будущее и его планирование.

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса – развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы).

С позиций социологии позитивизма одним из основных критериев общественного прогресса является повышение уровня интеграции в обществе.

Современные социологи считают, что критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.

Революция – это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Примером социальной революции может служить «революция менеджеров» (Дж. Бернхейм, Т. Парсонс, П. Сорокин, Д. Белл), согласно к-рой новый класс наемных работников-управляющих все более вытесняет капиталистов-собственников и начинает играть решающую роль в развитии современного западного общества.

Реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

Регресс – направление развития сложных систем, для которого характерен переход от сложных форм к более простым и менее совершенным. В результате регрессивного развития: уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы (например, в индуизме преобладает теория социального регресса). Как показывает анализ исторического процесса, развитие общества характеризуется многонаправленностью. Такое развитие предполагает прогрессивные, регрессивные, одноплоскостные и круговые изменения.

 

 

Обучающий тест

1. Общество можно характеризовать как развивающиеся прогрессивно, если…

a) изменяются все стороны жизни личности

b) происходят позитивные социальные изменения

c) социальные изменения оптимально решают определенную социальную задачу

d) значительно понижается уровень производительности труда

 

2. С позиций марксизма одним из основных критериев общественного прогресса является …

a) повышение уровня производительности труда

b) обогащение духовной жизни общества

c) развитие этнической интеграции

d) постепенное изменение всех сторон жизни

 

3. С позиций социологии позитивизма одним из основных критериев общественного прогресса является …

a) развитие этнической интеграции

b) углубление социальных конфликтов

c) повышение уровня интеграции общества

d) совершенствование производственных отношений

 

4. Социальный процесс, который предполагает качественное преобразование всей системы общественных отношений, вплоть до ломки сложившихся порядков и формирования новых − это …

a) революция b) реформа

c) стагнация d) стабилизация

 

5. Социальный процесс, который осуществляется по инициативе властей и предполагает внесение определенных инноваций в общественную систему с целью повышения ее жизнеспособности − это …

a) реформа b) революция

c) стагнация d) стабилизация

 

6. Процесс постепенных изменений в обществе − это …

a) революция b) кризис

c) депрессия d) эволюция

7. Процесс, который осуществляется по инициативе властей и направлен на то, чтобы придать устойчивость, восстановить равновесие социальной системы − это …

a) эволюция b) стабилизация

c) систематизация d) революция

 

8. Социальная ситуация, характеризующаяся отсутствием экономического развития и застоем во всех сферах жизни страны − это …

a) реформа b) революция

c) стабилизация d) стагнация

 

9. Согласно концепции Д. Белла, содержанием «революции менеджеров» является …

a) процесс формирования парламента страны из менеджеров

b) организация политической жизни под руководством менеджеров

c) процесс вытеснения из сферы организации производства капиталистов-собственников наемными работниками-управляющими

d) переход к индустриальному обществу

 

10. Содержанием «сексуальной революции» в западных странах в середине XX века является …

a) легализация полигамии в западных странах

b) радикальная ломка гендерных стереотипов

c) радикальная ломка норм и запретов в сфере сексуальных отношений

d) легализация нетрадиционных сексуальных ориентаций

 

11. Период «Хрущевской оттепели» в России, можно отнести к такой форме социального прогресса, как …

a) стагнация b) реформа

c) революция d) кризис

 

12. Социальные изменения в России в период 1917-1922 годов, можно отнести к такой форме социального процесса, как …

a) реформа b) революция

c) стабилизация d) эволюция

 

13. Социальные изменения в России в период 1975-1985 годов, можно отнести к такой форме социального процесса, как …

a) реформа b) революция

c) стагнация d) переворот

 

14. Примером неоднозначности общественного прогресса является …

a) развитие генной инженерии и повышение урожайности сельскохозяйственных культур

b) развитие микробиологии и создание новых лекарственных препаратов

c) увеличение добычи углеводородного сырья и расширение объемов производства бытовой техники

d) компьютеризация трудовой и досуговой деятельности людей и рост заболеваний опорно-двигательного аппарата

 

15. Фактор, с которым связывался социальный прогресс в теоретической социологии Х1Х века –…

a) развитие частной собственности b) экология

c) личное обогащение d) индустриализация

 

16. В историческом материализме К. Маркса главным критерием общественного прогресса является…

a) уровень развития личности b) культура

c) уровень развития техники d) способ производства

 

17. Э. Дюркгейм социальный прогресс связывает с развитием…

a) эксплуатации b) конфликтов

c) противоречий d) разделения труда

 

18. Если бы критерием общественного прогресса была продолжительность жизни, первое место заняла бы …

a) Россия b) Япония

c) Италия d) США

 

19. В какой из предложенного списка доктрине вместо идеи прогресса развивается идея регресса, деградации, инволюции…

a) в позитивной социологии b) в теории постиндустриального общества

c) в социальной доктрине индуизма d) в марксизме

 

20. Основная характеристика прогресса заключается в…

a) появлении чего-либо нового

b) изменении социального положения различных слоев населения

c) глобальном процессе восхождения человеческого общества

d) развитии науки

 

21. Главное отличие прогресса от регресса заключается в…

a) направлении изменений b) сфере изменений

c) субъектах изменений d) количестве изменений

 

22. Быстрое и существенное изменение основ существующего общества называется…

a) интеграцией b) революцией

c) дифференциацией d) реформой

 

23. Социальной реформой называется…

a) частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни

b) развитие научной картины мира

c) переход от состояния дикости к цивилизации

d) скачкообразный процесс социальных изменений

 

24. Критерий общественного прогресса, связанный с развитием науки и совершенствованием техники, называется…

a) общественным b) социальным

c) гуманистическим d) технологическим

 

25. К экономическим факторам общественного прогресса относятся изменения, касающиеся…

a) производства, распределения, потребления

b) государственных органов, власти, правительства

c) культуры, науки, образования

d) армии, права, церкви

 

26. Основная проблема современного исследования общественного прогресса – это…

a) его неоднозначность b) его линейность

c) его направленность d) его цикличность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.164 сек.