Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьего условия я не буду касаться, так как относительно его мы не имеем 7 страница




"изумление есть внезапно наступившее состояние души, заставляющее ее

рассматривать со вниманием предметы, которые кажутся ей редкими и

необыкновенными. Таким образом, оно вызвано, во-первых, уже существующим в мозгу

впечатлением, представляющим предмет редким и, следовательно, достойным

тщательного изучения, затем движением душевных сил, которые под влиянием этого

впечатления тяготеют с большею силою к той части мозга, где оно локализируется,

чтобы сохранить и укрепить его в ней. Точно так же это впечатление способствует

передаче указанных душевных движений мускулам, служащим для удержания органов

чувств в неизменном положении, для того чтобы впечатление поддерживалось и

укреплялось в этих органах, если оно образовалось при их участии". Над этим

отрывком стоит задуматься. Читая его, мы находим -если исключим некоторое

различие в способе выражения,-что здесь ясно перечислены все те элементы,

участие которых в непроизвольном внимании мы старались доказать: увеличение

нервной работы вследствие впечатления, отведение части этой работы в мускулы с

целью "удер-

жать" и "укрепить". Заметим между прочим, что прием Декарта есть прием

физиологической психологии, а никак не спиритуалистической, которая рекламирует

себя его именем.

Чувство неожиданности, или в более резкой форме изумление, есть толчок,

вызванный чем-либо новым и непредвиденным: так, внезапное появление в моей

квартире человека, известного мне за домоседа, которого я воображал у себя дома,

в двухстах милях от меня, вызовет во мне чувство изумления.

Как о процессе мыслительном, об изумлении мало что можно сказать. Оно

принадлежит к группе душевных движений (эмоций); в усиленной же форме

соответствует потрясению. Собственно говоря, это не столько состояние сознания,

сколько промежуток между двумя состояниями, внезапный перерыв, пробел, зияние. В

момент толчка предшествовавший полиидеизм сразу останавливается, так как новое

состояние, подобно гиганту, врывается в борьбу за существование, происходящую

между различными состояниями сознания. Мало-помалу новое состояние сознания

классифицируется, вступает во взаимную связь с другими, уже имеющимися налицо;

все стремится прийти в равновесие; но как только прошло чувство неожиданности,

за ним непосредственно следует внимание, т. е. приноровленный моно-идеизм;

приспособление успело совершиться. Мыслительный элемент берет перевес над

элементом эмоциональным. Очень возможно, что в состоянии изумления мы плохо

познаем, потому что чувствуем слишком сильно.

В физическом отношении симптомы изумления те же, что и для непроизвольного

внимания, но в форме преувеличенной, то есть более резкой. "Мы видели, что

внимание обнаруживается легким при-поднятием бровей. Когда внимание переходит в

чувство неожиданности, то поднятие бровей становится энергичнее, глаза и рот

сильно раскрываются... Степень раскрытия этих двух органов соответствует

интенсивности чувства неожиданности"16. Такое приподнятие бровей, представляя

собою инстинктивный акт, встречается также у слепорожденных и способствует

весьма быстрому раскрытию глаз. Что же касается раскрытия рта, то оно облегчает

глубокое и сильное вдыхание, которое предшествует у нас всякому большому усилию.

Мы сказали, что чувство неожиданности есть не что иное, как непроизвольное

внимание в преувеличенной форме. Это положение я считаю доказанным. Наблюдая

чувство неожиданности, мы находим ясные указания на то, что причина

непроизвольного внима-

16 Дарвин, см. сноску № 10, гл. XII. В ней говорится о возможном

происхождении этих движений.

ния лежит в аффективных состояниях, так как существует незаметная градация от

непроизвольного внимания к чувству неожиданности, изумлению, оцепенению, испугу

и ужасу, которые представляют очень интенсивные аффективные состояния.

Рассуждение наше привело нас обратно к точке отправления и показало, что

происхождение внимания весьма скромно, так как простые формы его связаны с

наиболее настоятельными условиями животной жизни и вначале внимание имело

значение только биологическое. Но благодаря привычке психологов заниматься

исключительно произвольным вниманием и даже высшими его проявлениями

происхождение это до сих пор оставалось скрытым.

Можно сказать a priori, что если внимание вызывается аффективными состояниями,

причина которых лежит в стремлениях, потребностях, вожделениях, то, анализируя

до конца, мы найдем, что оно связано с самой глубокой сутью каждого индивидуума

- инстинктом самосохранения.

Беглый обзор фактов яснее покажет нам, что способность быть внимательным

составляла преимущество первой важности в борьбе за жизнь; но здесь необходимо

от человека спуститься ниже, весьма низко, в среду животных. Я оставляю без

внимания зачаточные формы психической жизни, которые представляют слишком

обширное поле догадкам и уклонениям в сторону. Чтобы возникло внимание,

необходимо по крайней мере развитие некоторых из пяти чувств, несколько

определенных восприятий и в достаточной степени развитый двигательный аппарат.

Риккарди в вышеупомянутом сочинении находит первые ясные признаки внимания у

суставчатых.

Животное, устроенное таким образом, чтобы все впечатления внешнего мира были

равносильны для него и располагались бы все на одном и том же плане в сознании,

причем ни одно из них не господствовало бы над другими и не вызывало к

деятельности приноровленного двигательного приспособления, оказалось бы весьма

плохо вооруженным для самосохранения. Не стану говорить о крайнем случае, в

котором господство и приспособленность были бы распределены в пользу впечатлений

вредных, ибо таким образом организованное животное безусловно должно погибнуть,

представляя из себя организм нелогичный, воплощенное противоречие. Остается

рассмотреть обыкновенный случай, или господство ощущений полезных, т. е.

связанных с питанием животного, его защитой от врагов, распространением его

породы. Впечатления погони за добычей, бегства от врага, оплодотворения самки

утверждаются в

сознании животного вместе с приспособленными движениями. Внимание находится к

услугам потребности и в зависимости от нее; оно всегда связано с деятельностью

наиболее совершенного органа чувств и бывает осязательным, зрительным, слуховым

или обонятельным, смотря по породе животного. Здесь оно является во всей своей

простоте и в этой форме легче всего поддается изучению. Необходимо было

спуститься до этих первобытных форм, чтобы постигнуть причину его могущественной

силы -оно составляет условие жизни и сохраняет тот же характер и в высших

формах, где, переставая служить фактором приспособления к физической среде,

становится фактором приспособления к среде социальной, что мы и увидим дальше.

Во всех формах внимания, начиная с низшей и кончая высшей, существует единство

состава.

Впрочем, даже у высших животных внимание теряет свой ограниченный и материальный

характер. Существование громадного большинства животных видов замкнуто в

следующий тесный круг: питание, самозащита, размножение, сон; этим тесным кругом

исчерпывается вся их деятельность. Наиболее смышленые из них имеют еще одну

форму деятельности, проявляющуюся в способности играть; это проявление так

важно, что многие писатели смотрят на него как на зародыш, из которого

развивается искусство. Этой потребности, являющейся уже роскошью, соответствует

и род внимания, также составляющий роскошь. Собака, с которой хозяин ее имеет

привычку играть известным образом, становится внимательной, как только замечает,

что он приготовляется к игре. Сикорский, хороший наблюдатель детских нравов,

показал, что способность к деятельности и внимание наиболее развивается у них во

время игр17.

ГЛАВА ВТОРАЯ

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ

Внимание произвольное, или искусственное, есть продукт искусства воспитания,

дрессировки, увлечения чем-либо. Оно привито ко вниманию непроизвольному или

естественному и из него черпает условия для своего существования, подобно тому

как привитая ветвь питается на счет ствола растения. В непроизвольном внимании

объект действует с помощью внутренних присущих ему свойств; в произвольном же

внимании субъект действует с помощью внешних, т. е. добавочных, сил. Здесь цель

является не в силу случайности или

17 Revue philosophique, avril 1885. 316

обстоятельств; она составляет предмет желания или выбора, ее принимают или по

крайней мере ей подчиняются; необходимо приспособиться к этой цели, найти

средство для поддержания внимания, вследствие чего состояние это всегда

сопровождается чувством некоторого усилия. Максимумы внимания непроизвольного и

произвольного представляют две совершенные антитезы: в одном случае требуется

наибольшее притяжение, в другом - наибольшее сопротивление. Это два

противоположных полюса, между которыми лежат всевозможные ступени до точки, где,

по крайней мере в теории, обе формы сливаются друг

с другом.

Хотя произвольное внимание служило почти исключительно предметом изучения для

психологов, и для многих из них им только и исчерпывается весь вопрос о

внимании, тем не менее механизм его исследован недостаточно. Чтобы познакомиться

с ним, мы намерены проследить, каким путем образуется внимание, начертать его

генезис; затем мы займемся изучением связанного с ним чувства усилия и наконец

явлений задержки, которые, по нашему мнению, играют капитальную роль в механизме

внимания.

Процесс, с помощью которого составляется произвольное внимание, сводится к

следующей единственной формуле: искусственно сделать привлекательным то, что по

природе непривлекательно, придать искусственный интерес вещам, которые сами по

себе неинтересны. Слово "интерес" я употребляю в смысле вульгарном,

соответствующем перифразе: то, что побуждает ум к деятельности. Но ум

побуждается к деятельности только приятным, неприятным или смешанным

воздействием на него предметов, то есть аффектами. Только здесь чувства,

поддерживающие внимание, приобретены, добавлены и не могут быть названы

непроизвольными, как в первоначальных проявлениях внимания. Все сводится к

отысканию действительных двигателей: если они отсутствуют, то произвольное

внимание не может состояться.

Таков процесс в общих чертах, но на практике он видоизменяется до бесконечности.

Наиболее понятным является генезис внимания при изучении детей и высших

животных. Лучшими примерами будут наиболее простые.

В первый период своей жизни ребенок способен лишь к непроизвольному вниманию.

Его глаза останавливаются только на блестящих предметах, на лице матери или

кормилицы. К концу третьего месяца он исследует поле зрения, постепенно

останавливая свой взгляд на предметах менее и менее интересных (Прейер). То же

происходит и с остальными чувствами; переход совершается от предметов, наиболее

ему близких, к предметам, наименее его касающимся. Остановка взгляда,

переходящая впоследствии в интенсивное внимание, проявляется во внешности более

резко выраженным сокращением некоторых мускулов. Внимание сопровождается

известным аффектом, который Прейер называет "эмоцией удивления". На высшей своей

ступени это состояние производит временную неподвижность мускулов. По мнению

доктора Сикорского, "удивление или скорее эмоция, сопровождающая психический

процесс внимания, наиболее характеризуется временной задержкой дыхания; явление

это бросается в глаза человеку, привыкшему к ускоренному дыханию детей"18. Нет

почти возможности указать момент первого появления воли. Прейер думает, что он

совпадает с пятым месяцем, являясь в форме импульса; как задерживающая

способность, воля проявляется значительно позже.

Пока психическая жизнь остается еще в периоде попыток (periode d'essai),

внимание, т. е. переход мысли от одного предмета к другому, определяется только

их притягательной силой. Зарождение произвольного внимания, состоящего в

способности удерживать мысль на предметах непривлекательных, может быть вызвано

лишь насильственно, под влиянием воспитания, все равно -исходит ли оно от людей

или от вещей. Воспитание, привитое людьми, более заметно, но существует не одно

оно.

Ребенок отказывается учиться читать; он не в состоянии сосредоточить свой ум на

буквах, для него непривлекательных, но он жадно всматривается в картинки,

которые находит в книге. "Что изображают эти картинки?" На это отец отвечает:

"Когда ты научишься читать, книга тебе об этом скажет". После нескольких

подобных разговоров ребенок покоряется; сначала он вяло берется за дело, потом

привыкает и наконец проявляет усердие, которое приходится уже умерять. Это

пример генезиса произвольного внимания. К желанию естественному, прямому

пришлось привить желание искусственное и косвенное. Чтение есть процесс, не

имеющий непосредственного интереса; но оно имеет интерес посредствующий; этого

достаточно - ребенок втянулся в работу, первый шаг сделан. Другой пример я

заимствую у Переца19. "Однажды шестилетний ребенок, обыкновенно крайне

рассеянный, уселся по собственному побуждению за рояль, чтобы проиграть мотив,

нравящийся его матери; упражнение его продолжалось более часа. Тот же ребенок,

когда

Sikorslti. Le developpement psychiquc de I'enfant (Revue phil, avril 1885).

Регсг В. L' Enfant de trois a sept ans, стр. 108.

ему было семь лет, видя, что брат его занят исполнением каникулярных работ, сел

в кабинете отца. "Что вы делаете здесь?"- спросила няня, удивленная, что застала

его в этой комнате. "Я пишу страницу по-немецки, - отвечал ребенок,-правда, это

не особенно весело, но мне хочется сделать приятный сюрприз маме". Еще пример

генезиса произвольного внимания, привитого на этот раз к чувству симпатии, а не

эгоизма, как в первом примере. Ни рояль, ни урок немецкого языка не возбуждают

внимания непроизвольного, они вызывают внимание и приковывают его к себе с

помощью заимствованной силы.

Везде при возникновении произвольного внимания замечается с бесчисленными

вариациями все тот же механизм, приводящий к полному успеху, к успеху

половинному или же к неудаче: берутся естественные двигатели, отклоняются от

прямой их цели и употребляются (если возможно) для достижения другой цели.

Искусство пользуется природными силами для осуществления своих задач, и в этом-

то смысле я называю такую форму внимания искусственной.

Не задаваясь перечислением различных двигателей, которыми пользуются

искусственно, чтобы вызвать и упрочить произвольное внимание, то есть, как уже

сказано, придать намеченной цели деятельную силу, не присущую ей самой, я должен

отметить в образовании произвольного внимания три последовательных периода.

В первом периоде влияние воспитателя простирается только на простейшие чувства:

он действует на чувство страха во всех его формах, на эгоистические стремления,

пользуется привлекательностью наград и влияет на нежные и симпатичные эмоции, на

врожденную любознательность, составляющую как бы умственный аппетит,

встречающийся у всех в известной, хотя бы и слабой степени.

Во втором периоде искусственное внимание вызывается и поддерживается чувствами

вторичного образования: самолюбием, соревнованием, честолюбием, интересом в

практическом смысле, чувством долга и т. д.

Третий период -период организованного внимания: внимание вызывается и

поддерживается привычкой. Так, ученик, сидящий в классной комнате, работник,

трудящийся в мастерской, чиновник, занимающийся в канцелярии, купец, стоящий за

прилавком, по большей части охотно выбрали бы для себя иное местопребывание; но

под влиянием самолюбия, честолюбия, интереса у них создалось прочное влечение к

указанным занятиям. Выработавшееся внимание стало второю натурою; задача

искусства выполнена. Достаточно очутиться в известных условиях, в известной

среде, чтобы все остальное последовало само собой; внимание вызывается не

столько при-

чинами, принадлежащими настоящей минуте, сколько накоплением причин

предшествовавших. Первичным двигателям сообщилась сила двигателей естественных.

Субъекты, не поддающиеся воспитанию и дрессировке, никогда не достигают этого

третьего периода; у них произвольное внимание является редко, урывками и не

может войти в привычку.

Нет надобности подробно доказывать, что у животных переход от внимания

непроизвольного к произвольному происходит точно так же под влиянием воспитания,

дрессировки; но здесь воспитатель располагает для воздействия только

ограниченным числом простых средств. Он действует с помощью устрашения, лишения

пищи, насилия, кротости, ласки и таким образом достигает того, что у животного

являются привычки, и оно с помощью искусственных средств становится

внимательным. Между животными, точно так же как и между людьми, есть способные к

воспитанию и строптивые.

"Воспитатель обезьян,- говорит Дарвин, покупавший их в зоологическом обществе по

пятидесяти рублей за экземпляр, -предлагал двойную плату за право удерживать

обезьян в течение нескольких дней у себя, чтобы сделать из них выбор.

Когда его спросили, каким образом он узнает в такой короткий срок, будет ли

данная обезьяна хорошим актером, он отвечал, что все зависит от способности их

ко вниманию. Если в то время, когда говорят с обезьяной или объясняют ей что-

либо, внимание ее легко развлекается мухой, сидящей на стене, или каким-нибудь

другим пустяком, то такое животное вполне безнадежно в смысле дрессировки. Когда

пытались с помощью наказания заставить невнимательную обезьяну повиноваться, она

становилась норовистою, между тем как напротив внимательная обезьяна всегда

оказывается способною к дрессировке"20.

Резюмируя сказанное, мы видим, что нашли в корне внимания лишь аффективные

состояния, притягательные или отталкиватель-ные стремления. Для непроизвольной

формы не существует других причин. Для формы произвольной причины те же, но

чувства более сложны, более позднего образования, опытные производные от

первоначальных стремлений. Попробуйте в то время, когда произвольное внимание

находится еще в периоде генезиса, пока оно еще не организовалось, не утвердилось

под влиянием привычки, отнять у ученика самолюбие, соревнование, страх

наказания; попробуйте обогатить коммерсанта и рабочего, дайте чиновнику пенсию с

первых дней его карьеры, и все внимание их к непривлекательной работе

Дарвин. Происхождение человека, т. I.

исчезнет, потому что нет более того, что вызывало и поддерживало его. Я

согласен, что этот генезис очень сложен, но он соответствует действительности.

Если верить большинству психологов, можно подумать, что произвольное внимание -

единственно для них существующее, хотя и представляющее форму производную и

приобретенную - устанавливается сразу. "Оно подчиняется мною высшему авторитету.

Я даю его или отнимаю по желанию, я направляю его поочередно на различные точки,

я сосредоточиваю его на одном пункте так долго, как только может продолжаться

усилие моей воли"21. Коли это описание не условно и не фантастично, если автор

вывел его из собственного опыта, я могу только восхищаться им. Но, по правде

говоря, надобно быть лишенным всякой наблюдательности или же ослепленным

предрассудками, чтобы не видеть, что произвольное внимание в своей устойчивой

форме есть состояние трудно сохраняемое и что многим не удается достигнуть его.

Тем не менее, если, как мы старались это доказать, высшая форма внимания есть

дело воспитания, полученного нами от наших родителей, учителей, от окружающей

нас среды, дело того воспитания, которое мы впоследствии даем себе сами,

подражая полученному нами от других, то объяснение это только отодвигает дальше

затруднение; ведь наши воспитатели ограничивались тем, что действовали на нас,

как раньше действовали на них другие, и т. д. из поколения в поколение;

следовательно, это нисколько не объясняет нам первоначального генезиса

произвольного внимания.

Каким образом возникло оно? Оно возникло в силу необходимости, под давлением

потребности и рядом с успехами умственного развития. Это усовершенствованный

аппарат, продукт цивилизации. Тот же прогресс, который заставил человека в

нравственном строе своем заменить господство инстинктов господством интереса или

долга; в строе социальном перейти от первобытной дикости в состояние

организованного общества; в строе политическом -от почти абсолютного

индивидуализма к образованию государства; тот же прогресс в области умственного

развития заставил человека перейти от господства непроизвольного внимания к

господству внимания произвольного. Последнее служит одновременно следствием и

причиною цивилизации.

В предыдущей главе мы заметили, что в естественном состоянии как для животного,

так и для человека возможность непроизвольного внимания служит фактором первой

важности в борьбе за жизнь. Как только под влиянием тех или других причин,

выступивших впе-

IN

21 Diet. Scient. phil., 2-е издание, статья: Attention.

11. Гиппенрейтер "Психология внимания*

;

ред, человек вышел из дикого состояния (недостаток дичи, скученность населения,

бесплодность почвы, соседство лучше вооруженных племен) и явилась необходимость

погибнуть или приспособиться к более сложным условиям жизни, т. е. работать,

внимание произвольное стало в свою очередь фактором первой важности в этой новой

форме борьбы за жизнь. Как только у человека явилась способность отдаться труду,

по существу своему непривлекательному, но необходимому, как средство к жизни,

явилось на свет и внимание произвольное. Следовательно, оно возникло под

давлением необходимости и воспитания, даваемого внешними предметами.

Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание не

существовало или появлялось на мгновение, как мимолетное сверкание молнии.

Леность дикарей известна: это подтверждают все путешественники и этнологи;

примеры так многочисленны, что приводить их нет надобности. Дикарь со страстью

предается охоте, войне, игре, он страстный любитель всего непредвиденного,

неизвестного, случайного во всех возможных формах; но постоянного труда он не

знает или презирает его. Любовь к труду есть чувство вторичного образования,

развивающееся параллельно с цивилизацией. Заметим, что труд составляет наиболее

резкую конкретную форму внимания. Даже полуцивилизованные племена чувствуют

отвращение к последовательному труду. Дарвин спросил у гаучей, преданных

пьянству, игре и воровству, почему они не работают. Один из них ответил: "Дни

слишком длинны"22. "Жизнь первобытного человека,-говорит Герберт Спенсер, -почти

вся проходит в преследовании зверей, птиц и рыб, которое доставляет ему приятное

возбуждение; для человека цивилизованного охота хотя и служит удовольствием, но

далеко не таким постоянным и распространенным... Наоборот, очень слабо развитая

у первобытного человека способность к продолжительному, непрерывному вниманию

сделалась у нас очень значительной. Правда, большинство людей трудится по

необходимости, но среди общества существуют и такие люди, для которых активное

занятие составляет потребность настолько сильную, что они беспокоятся, когда им

нечего делать, и чувствуют себя несчастными, если случайно принуждены отказаться

от труда; встречаются люди, для которых предмет их исследования настолько

привлекателен, что они предаются ему в течение целых годов, почти не давая себе

необходимого для их здоровья отдыха".

Так как даже в несложном быте дикарей является все-таки иногда необходимость

заняться скучной работой, чтобы поддержать свое су-

22 Voyage d'un naturaliste autour du globe, стр. 167.

ществование, то эта обязанность возлагается на долю женщин; опасаясь побоев, они

работают, пока мужчины спят. Возможно допустить поэтому -несмотря на кажущуюся

парадоксальность такого взгляда,-что произвольное внимание появилось на свет

через посредство женщин.

Даже у народов, культура которых насчитывает многие столетия, существует

категория людей, неспособных к правильному труду; таковы бродяги, воры по

профессии, проститутки. Итальянские криминалисты новой школы вкривь и вкось

принимают их за случаи атавизма. Громадное большинство цивилизованных людей

достаточным образом применилось к требованиям общественной жизни; они в

известной степени способны к произвольному вниманию. Но весьма незначительно

число таких, о которых говорит Спенсер, что они чувствуют в нем потребность;

очень редки люди, исповедующие и применяющие на практике Stantem oportet mori23.

Произвольное внимание-явление социологическое. Рассматривая его как таковое, мы

лучше поймем его генезис и непрочность.

Нам удалось, думаем мы, доказать, что произвольное внимание есть приспособление

к условиям высшей социальной жизни, что это дисциплина, привычка, подражание

естественному вниманию, служащему ему одновременно точкой опоры и точкой

отправления.

II

До сих пор в механизме внимания мы рассматривали только то внешнее давление

причин и среды, которое обусловливает переход его из одной формы в другую.

Теперь мы приступаем к вопросу гораздо более темному, именно к изучению

внутреннего механизма, который усиленно поддерживает известное состояние

сознания, несмотря на психологическую борьбу за существование, постоянно

стремящуюся к его уничтожению. Этот относительный моно-идеизм, состоящий в

господстве известного числа внутренних состояний, приспособленных к одной цели и

исключающих всякие другие, не нуждается в объяснениях для внимания

непроизвольного. Одно какое-нибудь состояние (или группа состояний) преобладает

в сознании, потому что оно много сильнее остальных, а много сильнее оно потому,

что, как мы уже говорили, все стремления индивидуума действуют сообща в его

пользу. В произвольном внимании, особенно в наиболее искусственных его формах,

замечается противоположное. Каким же механизмом удерживается это состояние?

21 Нужно умереть на ногах. 11*

Нет надобности разыскивать, каким образом вызывается произвольное внимание в

текущей жизни. Оно возникает по требованию обстоятельств, как и всякое другое

состояние сознания; отличие его от последнего заключается в том, что оно может

быть удержано. Если ученик, не интересующийся математикой, вспоминает, что ему

надобно решить задачу, то это известное состояние сознания; если же он садится

за работу и продолжает ее -здесь является состояние произвольного внимания.

Чтобы устранить всякие недоразумения, я повторяю: вся задача заключается в этой

возможности задержки.

Каким образом можем мы произвести задержку? Здесь мы приступаем к вопросу,

весьма мало обработанному в физиологии и почти не исследованному в психологии.

Опыт на каждом шагу показывает нам, что во многих случаях в нашей власти

остановить движение различных частей нашего тела. Но как происходит

соответствующий процесс этой приостановки в области духовной? Если бы механизм

задержки был лучше изучен в физиологии, мы, вероятно, могли бы дать менее

туманный ответ. Итак, просим читателя смотреть на последующие рассуждения как на

опыт, исполненный пробелов.

Основное свойство нервной системы состоит в переходе первичного возбуждения в

движение. Это акт рефлективный, типичная форма нервной деятельности. Но известно

также, что некоторые возбуждения могут помешать движению, замедлить или

уничтожить его. Наиболее известный случай состоит в приостановке движений сердца

вследствие раздражения блуждающего нерва. Со времени этого открытия, сделанного

братьями Вебер в 1845 г., физиологи с большим рвением изучали случаи, где




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.