Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды жизненного цикла товаров




Маркетинговая классификация товаров

В самом общем виде принято делить все товары на следующие две группы:

1. Индивидуального потребления (личного пользования).

2. Производственного назначения (термин «промышленного назначения» менее пред­почтителен, т.к. промышленность — лишь часть экономики).

Товары индивидуального потребления в свою очередь делят:

a) Товары длительного пользования – их приобретают редко (это материальные изделия, выдерживающие многократное использование: мебель, холодильники, телевизоры и пр.)

b) Товары кратковременного пользования – изделия, потребляемые полностью за один или несколько циклов (продукты питания, косметика, моющие средства...)

c) Услуги – объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворении.

d) Товары эксклюзивного ассортимента. (Если этот товар отсутствует, покупатель ждет, пока он появится в продаже, если такого не находит, другой товар-заменитель не покупает вообще).

 

Широко применяется для товаров индивидуального потребления классификация на основе покупательских привычек:

1. Товары повседневного спроса – потребитель обычно приобретает часто, без раз­думий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой.

¨ Основные товары постоянного спроса (люди покупают регулярно) Например: хлеб, молоко, кетчуп...

¨ Товары импульсивной покупки (без предварительного выбора). Обычно продаются во всех местах и их специально не ищут. Например: шоколад, журналы, пакеты...

¨ Товары для экстренных случаев (приобретаются при возникновении острой нужды в них)

2. Товары предварительного выбора – покупатель в процессе покупки сравнивает данные товары по показателям пригодности, качества, цены и внешнего вида (ме­бель, одежда, электроприборы...)

¨ Схожие – одинаковые по качеству, но различные по цене.

¨ Несхожие – основное значение имеет цвет, фасон, габариты...

3. Товары особого спроса – с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия.

4. Товары пассивного спроса – которых потребитель не знает или знает, но не задумывается об их приобретении.

 

Товары производственного назначения классифицируют на следующие основные категории:

1. Основное оборудование.

2. Вспомогательное оборудование.

3. Узлы и агрегаты.

4. Основные материалы.

5. Вспомогательные материалы и сырье.

 

Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любое изделие, ка­кими бы великолепными потребительскими свойствами оно не обладало, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. Могут быть то­вары–долгожители, могут быть товары-однодневки, но нет и не может быть «вечного» товара, т.к. рано или поздно получаемая от его реализации прибыль настолько уменьшится из-за падения спроса, что дальнейшая торговля данным това­ром становится экономически невыгодной.

Фазы ЖЦТ делят обычно на внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение и спад (рис.1.).

Цель фазы внедрения – создать рынок для нового товара. Темп роста продаж относительно невелик, их объем незначителен, торговля нередко убыточна, маркетинговые расходы велики (особенно на рекламу). Влияние элементов маркетинговой политики на объём продаж таково (по уровню расходов и значимости): качество, реклама, снижение цены, улучшение сервиса.

Фаза роста – это признание покупателем товара и быстрое увеличение спроса на него. Объём продаж растёт, а за ним и прибыльность. Расходы на рекламу несколько стабилизируются.

Зрелость – характеризуется тем, что большинство покупателей уже приобрело товар. Поэтому темпы роста продаж падают, новый товар переходит в разряд традиционных. При этом достигает максимума продаж, но существенно снижаются темпы роста в целом по отрасли. Продвижение товара приобретает остроконку­рентный характер.

Фаза насыщения – прекращение роста при некотором росте прибыльности, если достигается значительное снижение издержек производства. В торговых точках имеется полная ассортиментная группа товаров с разными уровнями цен.

Фаза спада (упадка) – у производителя происходит устойчивое снижение спроса, объёма продаж и прибыли. Потребитель теряет интерес к товару, основная масса покупателей – «консерваторы» с низкой платежеспособностью. У изготовителя (продавца) есть три варианта альтернативных направлений деятельности на этой фазе: сократить маркетинговые программы; оживить продукт, изменив его поло­жение на рынке или упаковку; прекратить выпуск продукции.

 

Рис.1. Традиционная кривая жизненного цикла товара

 

 

Виды ЖЦТ (рис.2):

a) Традиционная кривая включает отчётливые периоды внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада.

b) Классическая кривая (бум) описывает чрезвычайно популярный продукт со ста­бильным сбытом на протяжении долгого периода времени.

c) Кривая увеличения описывает товар, который получает быстрый взлет и падение популярности.

d) Продолжительное увеличение проявляется также, за исключением того, что «остаточный» продолжается в размерах, составляющих незначительную долю от преж­него объёма реализации.

e) Сезонная кривая (или кривая моды) имеет место, когда товар хорошо прода­ётся в течение периодов, разнесённых во времени.

f) Кривая возобновления (или «ностальгии») описывает товар, который, казалось бы, устарел, но вновь получил популярность.

g) Кривая провала характеризует продукт, который вообще не имел успеха.

 

Рис.2. Виды жизненного цикла товара

 

 

В дополнение к вышеизложенному относительно ЖЦТ отметим также следующие важные моменты:

1. Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более продолжительный жизненный цикл, готовые изделия – более короткий, а наиболее технически оснащенные товары – очень короткий (менее 1 года).

2. Жизненный цикл одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков. На российском нетребовательном рынке он значительно более длительный, чем, на­пример, в США, Японии, Германии с их развитым конкурентным рынком.

3. С помощью средств маркетинга ЖЦТ на целевом рынке может быть как про­длен, так и сокращен.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 5414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.