Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система рыцарского воспитания. Особенности женского воспитания. Вклад средневековых философов и теологов в развитие теории и методики обучения и воспитания




Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры, типология, содержание образования, методы обучения в церковных школах.

Тема 3.2. Школа и педагогическая мысль в средние века.

476 год, год распада Римской (Западной) империи стал точкой отсчёта европейского средневековья, завершившегося в XVII веке. Одним из важнейших факторов, определявших специфику школы и воспитания этого временного периода, являлась христианская традиция. Вторым не менее важным фактором стало влияние античной традиции, отразившееся на гуманистических идеалах воспитания, содержании школьных программ и др. Также ментальность личности в эпоху средневековья нельзя представить без варварской, дохристианской традиции, которая в противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию основывалась на концепции интеграции человека в определённый клан. Особенно ярко это было заметно в эпоху раннего средневековья. Ей активно противоборствовала христианская церковь.

К началу XI века в Европе складывается особая трёхчленная система разделения труда: духовенство, светские феодалы, горожане и крестьяне. В XIII веке сословная структура становится еще более дифференцированной. Представители каждого из сословий стараются поддерживать собственный престиж в глазах остального общества. Так главным достоинством духовенства считалось благочестие, лучшей чертой аристократии – доблесть, добродетелью городских ремесленников и крестьянства – трудолюбие. Средневековое общество представляло собой симбиоз социально-культурных типов, содействовать формированию которых призвана была система образования. Представители каждого сословия видели своё предназначение в передаче опыта следующему поколению. Исходя из сложившейся социокультурной ситуации, ученичество становится универсальной педагогической и практической идеей средневековой Европы.

Главную цель воспитания философы и педагоги средневековья видели в спасении души, а основой воспитания признавалось Божественное начало. В связи с этим в раннесредневековой Европе сложились три типа церковных учебных заведений: приходская школа, епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы. Изначально они были доступны детям из высших сословий, готовили служителей культа (внутренние) или обучали мирян (внешние). Учебные заведения элементарного образования, школы, открывавшиеся при церковных приходах, именовались малыми школами, а учебные заведения, дающие повышенный уровень образования, – большими школами. Учились в них только мальчики и юноши (в малых школах – 7–10-летние дети, в больших – старше 10 лет). В малых школах один учитель (схоласт, дидаскал, магнискола) обучал всем предметам. По мере увеличения количества учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах, кроме учителей, за порядком надзирали циркаторы. Епископальные (кафедральные) школы до IX века являлись церковными учебными заведениями основного типа. Наиболее известными были школы в Сен-Дени, Сен-Жермене, Туре, Фонтенеле (Франция), Утрехте (Нидерланды), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и др.

Серьёзную конкуренцию им составляли учебные заведения при монастырях, или монастырские школы. Среди создателей первых монастырских школ средневековой Европы выделяется имя Кассиодора. В монастыре, настоятелем которого он был, при школе функционировала библиотека. Заметно выделялись уровнем обучения монастырские школы Англии и Ирландии: многие современники называли их «островом учёных). Ирландские и английские монахи создали довольно обширную учебную литературу по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе. Они также принимали активное участие в школьных реформах континентальной Европы.

Среди наиболее крупных и известных монастырских школ Европы периода средневековья следует отметить школы ордена анахоретов (создатель ордена – монах Бенедикт Нурсийский), школы бенедиктинцев (в конце VIII века существовало до 15 тысяч монастырей святого Бенедикта, при каждом из которых действовала школа), школы ордена капуцинов – францисканцев (создан в 1212 г.) и ордена доминиканцев (создан в 1216 г.). Например, у капуцинов обучались преимущественно дети из высших сословий. Во главе учебных заведений ордена стояли видные богословы: Роджер Бэкон (ок. 1214 – 1292 гг.), Фома Аквинский (1225 (26) – 1274 гг.).

Церковные школы являлись важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. В школах повышенного типа, руководствуясь установками христианского аскетизма и благочестия, изучали произведения Сенеки, а не Цицерона. По тем же причинам практически не уделялось внимания физическому воспитанию, так как христианский догмат гласил: «Тело – враг души». В школах царили жестокие наказания: лишение еды, карцер, избиения. Название популярного в то время учебника по грамматике «Берегущая спину», как бы предупреждало нерадивых учеников о неотвратимости наказания.

Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтирь. Абецедарием называлось пособие, написанное на латыни, напоминавшее современный букварь, приобщавшее учеников к основам христианской веры. Псалтирь (книгу псалмов) сначала заучивали наизусть и лишь затем (после усвоения алфавита) читали.

В церковных школах повышенного типа обучали по программе семи свободных искусств: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, география, астрономия, музыка). Главным учебным предметом считалась грамматика, после изучения которой переходили к литературе. Выбор текстов был ограничен древнеримскими авторами. Диалектику и риторику изучали одновременно: первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства, вторая – правильно строить фразы, искусству красноречия. Астрономия носила прежде всего прикладной характер и была связана с вычислениями череды церковных праздников. В музыкальном образовании главным считалось знакомство с духовной и светской музыкой как источником гармонии между природой, человеком, обществом и Богом. Программа по арифметике предусматривала, в первую очередь, мистическое усвоение цифр, так как считалось, что мир устроен Богом с помощью чисел, которым приписывались чудесные свойства. Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов.

3.2.2. Появление светских учебных заведений (IX – XVI вв.). Городские школы. Система ученичества. Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.

В период с XII по XV вв. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это выразилось в появлении городских школ и университетов. Появление светских учебных заведений было связано с ростом городов, усилением экономических связей между государствами, укреплением социальных позиций горожан, нуждавшихся в более практическом, приближенном к жизни образовании.

Первые городские школы появились во второй половине XII – начале XIII вв. в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Гамбурге и др. Осуществлялось это различными путями, например, путём трансформации приходских школ. Так были основаны в Париже в конце XII века малые школы. Преподавание в них вели светские лица. Эти учебные заведения просуществовали около ста лет. В 1292 году насчитывалось 12 таких школ, в том числе одна для девочек; в 1380 – 63 школы, включая 22 женских. В них учились дети представителей высших сословий. К окончанию курса обучения они приобретали умения читать, писать и считать, небольшие знания из латинской грамматики. Выпускники получали звание клирика, что давало им возможность в дальнейшем стать учителем или священнослужителем.

Городские школы открывались и из системы ученичества, из цеховых и гильдейских (гильдиевых) школ, а также школ счёта для детей торговцев и ремесленников. Возникшие в XIII – XIV вв.цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку (письмо, чтение, счёт, элементы геометрии и естествознания). Обучение осуществлялось на родном языке. Сходное содержание программы было и в гильдейских школах, возникших в то же время. Также в этот период открываются городские школы, где преподавание ведётся одновременно на латинском и родном языках, появляются аналогичные учебные заведения для девочек.

Первым городским школам пришлось преодолевать жесткое сопротивление со стороны церкви, которая справедливо видела в этих учебных заведениях конкурентов церковному образованию. Изначально городские школы находились под контролем церкви, но постепенно избавлялись от подобной опеки, отвоёвывали право самостоятельно определять содержание программы обучения, назначать преподавателей. Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого часто именовали ректором. Ректор сам подбирал себе помощников. Учителями становились поначалу прежде всего духовники, позже – бывшие студенты университетов. Программа городских школ, по сравнению с программой церковных школ, носила более прикладной характер. Кроме латыни, изучались арифметика, основы делопроизводства, география, техника, естественные науки.

Постепенно происходила определённая дифференциация городских школ. Часть из них, например, школы счёта, давали элементарное образование и готовили к поступлению в латинские (городские) школы. Латинские школы и ряд других учебных заведений в свою очередь давали образование повышенного типа. В частности, к ним относились возникшие в XIV – XV вв. коллегии. Это были светские учебные заведения, служившие связующим звеном между начальным и высшим образованием. До середины XV века в коллегиях учились дети малоимущих слоёв населения. В дальнейшем они становятся заведениями для учебных занятий при университетах. Ученики, или школяры, жили в самых бедных районах города, часто за счёт пожертвований. Позднее коллегии становятся землячествами университетов и колледжами – учебными заведениями общего образования.

Важной вехой в развитии образования и науки становится создание университетов. Первые университеты создавались на базе церковных школ. Так в конце XI начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы становятся крупными учебными центрами, которые затем трансформируются в университеты. Таким образом возникает Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны – богословской школы при Нотр-Даме и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным образом возникли и такие европейские университеты, как: Оксфорд (1206), Кембридж (1231), Лиссабонский университет (1290) и др.

Однако открытие университета могло быть утверждено и светской властью. Так старейший университет Европы в Болонье был основан в конце XII века (1181) на базе нотариальной конторы (1088), которая была открыта и содержалась на средства местных нотариусов, испытывавших острую нехватку квалифицированных кадров.

Рождение и права университетов подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, присуждение учёных степеней, освобождение от службы в армии и др.). Сеть университетов достаточно быстро расширялась. И если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то уже в следующем столетии к ним добавились еще 25 (Анжерский, Орлеанский, Пизанский, Гейдельбергский, Кёльнский, Венский, Краковский, Пражский и др.).

Рост университетского образования отвечал новым веяниям времени. Магистрат мог обратиться с просьбой к правителю государства об открытии в городе университета в связи с необходимость возрождения после каких-либо социальных катаклизмов: войн, опустошительных эпидемий и т.п. – так как это содействовало оживлению общественной жизни, торговли, способствовало увеличению доходов горожан. Например, власти опустошённой войной Флоренции открыли в 1348 году университет, полагая тем самым поправить свои дела.

Церковь стремилась удержать университетское образование под своим контролем и оказывать на него непосредственное влияние. Ватикан был официальным покровителем многих университетов. Главным предметом обучения являлось богословие, преподаватели почти все выходцы из духовного звания. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Непосредственными представителями церкви при университетах называли канцлерами. Но несмотря на все ограничения, университеты по программе, организации и методам обучения представляли собой светскую альтернативу церковному образованию.

Важной чертой университетов являлся их наднациональный, демократический характер. Так, например, в Сорбонне учились люди всех возрастов, из разных стран. Рядом могли оказаться кардинал и политический изгнанник, поэт (итальянский поэт Данте Алигьери учился в Сорбонне). Для открытия университета не требовалось больших затрат, иногда слушатели могли располагаться даже на соломе, и лишь преподаватель находиться под небольшой крышей. Обучение было платными многим было недоступным. К XIV веку сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно переходили из одного университета в другой не имея возможности заплатить за обучение. Старинный студенческий гимн «Из вагантов» повествует о жизни средневекового странствующего студента:

На французской стороне, на чужой планете

Предстоит учиться мне в университете.

До чего тоскую я, не сказать словами,

Плачут милые друзья горькими слезами.

На прощание пожмём мы друг другу руки,

И покинет отчий дом мученик науки.

Вот стою, держу весло, через миг – отчалю,

Сердце бедного свело скорбью и печалью.

Первые университеты были весьма мобильны: если в окрестностях начиналась эпидемия, война и т.п., университет мог перебраться в другой город или даже страну. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Со второй половины XIII века в университетах появляются факультеты, или колледжи. Эти названия соответствовали тем или иным учебным подразделениям, а также корпорациям студентов и преподавателей этих подразделений. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета – ректора.

Когда юноша 13 – 14 лет приходил в университет, ему необходимо было записаться на курс к какому-либо профессору. Обучение длилось от 3 до 7 лет, при успешном завершении курса присваивалась степень бакалавра. Вначале она рассматривалась лишь как ступень к учёной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал в проведении занятий, т. е. являлся своеобразным подмастерьем. В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал научную студию (штудию), защищая её перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты, в зависимости от представленной диссертации, бакалавр получал учёную степень магистра, доктора или лиценциата.

Средневековые университеты традиционно имели 4 факультета: подготовительный (артистический), богословский, юридический, медицинский.

Подготовительный факультет предназначался для всех студентов. Срок обучения составлял 6 – 7 лет, и при успешном окончании присваивалась степень магистра искусств. Срок обучения на остальных факультетах составлял 5 – 6 лет, и при успешном окончании присваивалась степень доктора наук.

Благодаря университетам научный и духовный мир средневековой Европы стал намного богаче. История первых университетов тесно связана с творчеством многих мыслителей, внесших большой вклад в развитие культуры, науки и просвещения: Ф. Бэкон, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка и др.

Воспитание для детей феодалов в эпоху средневековья было представлено системой подготовки будущих рыцарей. В рыцарском воспитании были заложены идеи жертвенности, послушания и одновременно личной свободы, а также элементы превосходства над остальными сословиями. Старшие сыновья феодала изучали в замке сюзерена (высшего по рангу феодала) систему военно-физического рыцарского воспитания, содержание которого включало в себя семь рыцарских добродетелей: верховая езда; фехтование; плавание; владение копьём, щитом, мечом; игра в шахматы; умение сочинять стихи и петь серенады; светские манеры – а также весь круг необходимых в жизни знаний и умений. Прежде всего юношей обучали военному искусству. К сожалению, грамотность в число рыцарских добродетелей не входила (в феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции), поэтому, многие стихи содержали в себе большое число грамматических и синтаксических ошибок.

Педагогами обычно были представители дворцовой челяди. Для обучения часто приглашались музыканты и поэты (трубадуры, менестрели, мейстерзингеры). С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, исполняя обязанности пажей при супруге сюзерена и её придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину замка и становились оруженосцами при рыцарях, которые должны были являться для них образцом нравственности, мужества, образованности. Пажи и оруженосцы должны были освоить «основные начала любви, войны и религии». К «началам любви» относились: вежливость, доброта, великодушие, знание этикета, благородные манеры, умение слагать стихи, воздержанность в гневе, еде и т.п. «Началами войны» назывались воинские профессиональные умения. Ближе к окончанию службы оруженосца на первый план выдвигались «начала религии». В конце эпохи средневековья обязательным для изучения становится французский язык – язык придворных кругов.

В 21 год происходил обряд посвящения в рыцари, представлявший собой достаточно сложный, сложившийся десятилетиями ритуал, предварявшийся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах, поединках, пирах др. В присутствии капеллана замка и многочисленных гостей юношу благословляли освящённым мечом. После прохождения данного обряда юноши становились рыцарями.

Младшие сыновья феодала изучали религию у капеллана замка или при дворе епископа, готовясь впоследствии занять высшие церковные должности. Женщины-дворянки получали образование в замках или закрытых пансионах при монастырях, где их учили чтению, письму, латинскому и французскому языкам, поэзии, музыке, рукоделию и др.

С течением времени рыцарское сословие приходит в упадок. Но несмотря на то, что традиции рыцарского воспитания утрачивались, отдельные его элементы существовали еще довольно долго. Так, например, кодекс чести рыцаря, идеи эстетического и физического развития переступили узкую сословную границу и послужили образцом для идеалов гуманистической педагогики эпохи Возрождения.

3.2.4. Культура и наука в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Педагогическая триада эпохи Возрождения – классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения.

Движение гуманизма и Ренессанса возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь, учившая, что человек все свои надежды должен связывать только с Богом. В центре нового мировоззрения оказался «человек разумный», думающий и возлагающий надежды не только на бога, но и на свои силы. В философско-педагогической мысли в обновлённом виде появился идеал духовно и физически развитой личности, наполненный историческим содержанием. Педагогический гуманизм проявлялся в условиях пробуждения национального самосознания во многих государствах. Подъём педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием, науки, искусства, литературы. Само понимание и восприятие мира после вели ких географических открытий XV – XVI веков становится для европейца более широким и многоцветным. Распространению образования также способствовало изобретённое в середине XV века книгопечатание.

Время требовало новых путей и подходов, и педагоги-гуманисты всячески содействовали формированию общественно полезной личности. В результате педагогическая триада эпохи Возрождения: классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание – базировалась на трёх основных слагаемых: античности, средневековье и гуманистических идеях.

Родиной европейского Возрождения становится Италия. Итальянские педагоги-гуманисты в своих трудах поднимали вопросы формирования такого члена общества, которому будет чужд христианский аскетизм, но который будет воспитан в труде, развит телесно и духовно. Наилучшим путём воспитания считалось освоение классической греко-римской культуры.

Среди итальянских гуманистов эпохи Ренессанса выделяется имя Томазо Кампанеллы (1568 – 1639), написавшего ряд трактатов, в том числе и наиболее знаменитый «Город солнца». Жанр этого произведения определён как утопия – несбыточность, нереальность, фантастика. В произведении создан образец общества экономического и политического равенства. В нём также сформулированы педагогические идеи, заключающиеся в отрицании слепого подражания, в возврате человека к природе, в отказе от узкой специализации, в стремлении к энциклопедизму и универсальности знания. Жители города, солярии, свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, ложь. Основой общественного блага является забота об «улучшении породы людей». Всячески поощряются занятия наукой, изучение истории, народных обычаев; прививается любовь к искусству, к естественной красоте человека. Главой государства выбирается наиболее образованный гражданин. Солярии воспитываются в духе религии как «закона природы». Их Богом являются Солнце и природа. Каждый сам вправе выбирать вероисповедание.

Идеи Возрождения из Италии проникают в соседнюю Францию. Парижский университет (Сорбонна) становится средоточием гуманистических воззрений. Затем гуманистическое мировоззрение распространяется на Центральную и Северную Европу. Среди представителей французского Возрождения, оказавших наибольшее влияние на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются имена Франсуа Рабле (1494 – 1553), Мишеля Монтеня (1533 – 1592) и др.

Франсуа Рабле в своем знаменитом произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» остроумно обличает пороки средневекового воспитания и обучения, одновременно рисуя идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и физическое развитие личности. Критикуя несуразность и неэффективность обучения в средневековой школке, которое строилось на догматическом изучении религиозных текстов, автор излагает свою систему воспитания. Герой романа – Гаргантюа – изучает латынь, арифметику, геометрию, музыку, астрономию. Освоение наук происходит, преимущественно, в игровой форме, например, счёту учатся во время игры в карты. Умственные занятия чередуются с физическими упражнениями на свежем воздухе, гимнастикой, занятиями верховой ездой, борьбой, плаванием и т.п. Вечерами воспитанник и учитель рассматривают звёздное небо, в дождливые дни - пилят дрова, молотят хлеб, посещают ремесленников и купцов, слушаю беседы мудрецов.

В философском труде Мишеля Монтеня «Опыты» человек рассматривается как наивысшая ценность. Автор верит в неисчерпаемые возможности человека и с большой долей скепсиса относится к беспрекословному соблюдению церковных догм. В ребёнке он видит не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а индивидуальность, творение природы. По его мнению, ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем уничтожает развращённое пороками общество. Ребёнок превращается в личность не только благодаря полученным знаниям, утверждает автор, сколько развив способность к критическим суждениям. Мишель Монтень советовал воспитывать у учащихся привычку исследовать окружающий мир; устанавливать разнообразные связи с окружающими людьми: знатоками наук, умными и благожелательными друзьями; знакомить с духовными ценностями, которые прежде всего заключаются в античном наследии.

Из Италии и Франции педагогическое гуманистическое движение распространяется на другие европейские страны. Среди представителей этого движения выделяются имена Эразма Роттердамского 1467 – 1536), Томаса Мора (1478 – 1533), Иоганна Веселя (1420 – 1489), Александра Гегиуса (1468 – 1498), Якоба Вимпфелинга (1450 – 1522), Ульриха фон Гуттена (1488 – 1523) и др. Каждый из них внёс значительный вклад в развитие школы и педагогики.

Александр Гегиус возглавлял «школы братьев общей жизни» в Германии. Ректор Гейдельбергского университета Якоб Вимпфелинг сформулировал концепцию национального воспитания, реализовывавшуюся передовыми учебными заведениями эпохи Ренессанса. Ульрих фон Гуттен отстаивал благородные традиции рыцарского воспитания.

Томас Мор в своем знаменитом трактате «Утопия» утверждает, что человек имеет право на всестороннее гармоничное развитие. Воспроизводя образец идеального общества, учёный сформулировал идеалы образования и воспитания. Цель социальных учреждений, по его мнению, заключается в том, чтобы каждый мог развивать «свои духовные силы, заниматься изучением наук и искусства». В деятельности личности автор выделяет общественные и индивидуальные стороны, которые проявляются в любви к труду, скромности, добродетели и отзывчивости. Нравственное воспитание Томас Мор строил на началах религии, рассматривая как первостепенную задачу общества. Он считал, что следует воспитывать ребёнка в духе морали, отвечающей интересам общества и каждого человека в отдельности. Однако он был далёк от религиозного фанатизма, предлагая каждому самому выбирать вероисповедание. Полагая, что разум способен руководить человеком в течение всей жизни, Т. Мор ищет пути для вооружения разума знанием.

Особое внимание Т. Мор уделил проблеме женского образования. Он ценил в женщине учёность в сочетании с присущими ей добродетелями. Мужчины и женщины в «Утопии» равны в образовании, «ибо природа одинаково благоволит ко всем».

3.2.5. Реформация и её политика в области воспитания и образования. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.

В XVI веке в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви.

Реформация выдвигала своё понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от идей гуманистов эпохи Возрождения и взглядов ортодоксальных представителей католической церкви. Религиозный антропологизм реформаторских учений шёл вразрез со светским гуманизмом педагогики Ренессанса. В отличие от римско-католической церкви, исповедовавшей истины как неизменное отражение божественного провидения, Реформация намеревалась дополнить божественные по происхождению истины. Был провозглашен принцип индивидуальности, «самости человека, несущего личную ответственность перед Богом. В центр воспитания реформаторы стремились поставить личность человека, приобщать подрастающее поколение к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность. Всё это имело важнейшие последствия для последующего развития школы и педагогики.

В становлении педагогических теорий Реформации особую роль сыграли следующие мыслители: Жан Кальвин (1509 – 1564), Мартин Лютер (1483 – 1546) и др.

Жан Кальвин остался в истории одним из главных идеологов Реформации. На первое место в вероучении он ставил смирение и покорность Богу, выступая с проповедью «светского аскетизма». Им была переведена на французский язык Библия, являвшаяся важнейшим пособием для воспитания и образования подрастающего поколения. Пуритане – последователи кальвинистского учения в Англии – перевели Библию на английский язык.

Представитель движения Реформации в Германии, Мартин Лютер, признавал важность и необходимость преобразований в духе эпохи Возрождения. При его непосредственном участии светские власти Германии открыли в стране протестантские школы. По мнению Лютера, научная подготовка, знание классических древних языков и литературы необходимо как светским, так и духовным властям. Из этого следовало, что полноценное образование необходимо лишь привилегированной части общества: будущим священникам, учителям, судьям и т.п. Остальное население должно было ограничиваться элементарным образованием. В своём трактате «О желательности посылать детей в школу» (1530) Лютер оставлял за властями право принуждать родителей еженедельно на 1 – 2 часа отправлять детей в школу. Основным учебным пособием для народной школы являлся Катехизис, переведённый на немецкий язык самим Лютером.

Римско-католическая церковь справедливо видела в реформации угрозу своему влиянию в Европе. Тридентский вселенский собор (1545 – 1565 гг.) в качестве основных средств борьбы с Реформацией определил инквизицию и воспитание. Контрреформацию возглавил орден иезуитов, созданный в 1534 году монахом Игнатием Лойолой. Главными способами борьбы с ересью, как было отражено в законах ордена, являлись «проповедь, исповедь и воспитание». Иезуиты претендовали на роль носителей «католического гуманизма», при создании которого ими были использованы идеи Возрождения и Реформации, трактовавшиеся, однако, с консервативных позиций. Они подвергались переформулировке и подгонялись для воспитания беспринципных, сильных телом и духом служителей католической церкви.

В тесной связи с происходившими в Западной Европе в XV – первой трети XVII века социальными, политическими, экономическими и педагогическими процессами в обществе осуществлялось развитие школы. Формировалось новое индустриальное общество, которому требовалось образование нового уровня. Учебные заведения данного периода классифицируют по трём основным типам: элементарного образования, повышенного общего высшего образования.

Наиболее распространенными были школы элементарного (начального) обучения. Крупнейшие представители Реформации подчёркивали важность увеличения числа начальных школ как средства влияния и распространения протестантизма. И Кальвин, и Лютер провозгласили идею всеобщего обучения детей горожан Катехизису на родном языке. Для того, чтобы облегчить данную задачу для учителей, в 1529 году Лютер составляет «малый Катехизис». Таким же образом поступили представители Реформации во Франции. Программа протестантских начальных школ чаще всего ограничивалась чтением Катехизиса, иногда в неё включали письмо и церковное пение, а к воскресному дню обучения был добавлен ещё один день.

Протестанты открывали низшие городские школы на базе прежних учебных учреждений элементарного образования. Школы для мальчиков и девочек были раздельными. Изучались религия по протестантскому «школьному Катехизису», латынь (чтение, пи с ьмо, грамматика), ежедневно занимались церковным пением. В католических приходских воскресных школах обучали чтению библии. Этим же занимался ряд католических конгрегаций: пиаристы, лазариты, урсулинки и др., создававшие т.н. «школы для бедных», «благочестивые школы» и т.п. В католических и протестантских странах растет число городских школ начального обучения, организуемых властями и общинами. Во Франции, например, – это малые школы, в Германии – угловые школы. Воспитание в учебных заведениях элементарного образования проходило в рамках религиозных догматов (римско-католических или протестантских).

Учебные заведения повышенного общего образования по содержанию учебных программ, принципам и методам преподавания были тесно связаны с предшествовавшими им городскими и церковными школами.

В соответствии с активными требованиями развивающейся торгово-промышленной европейской цивилизации открываются городские (латинские) школы. К XV веку городские школы открылись во всех крупных городах Западной Европы. В XVI – XVII вв. их сеть продолжает расти. По сравнению с прежними учебными заведениями программа обучения в них носила более светский характер. Постепенно городские школы выходят из-под управления церкви и начинают подчиняться местным и государственным властям. Однако церкви удаётся сохранить своё влияние в том, что характер воспитания продолжает строиться на религиозной основе. Также многие представитель церкви возглавляли или преподавали в школах. М Лютером в 1527 году в Эйслебене были учреждены низшая и высшая латинские школы. В течение двадцати лет в Германии открываются ещё 60 протестантских городских школ. Программа высшего отделения включала изучение «школьного Катехизиса», церковное пение, латинскую грамматику и литературу, изучение сочинений древнегреческих авторов, беседы на «мирские темы».

В городских школах были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали расширению культуры и эстетическому воспитанию учащихся. В качестве литературного материала использовались классические тексты древнеримских и древнегреческих авторов и сочинения национальных писателей.

Также в этот период в Центральной и Западной Европе открываются учебные заведения повышенного общего образования: гимназии, грамматические и публичные школы, коллежи, школы иеронимитов, дворянские (дворцовые) школы, школы иезуитов.

Первые гимназии появились на территории Германии. Программа в них основывалась на изучении латинской грамматики. И уже в 20-х годах XVI века многие немецкие школы были преобразованы в гимназии. Этими учебными заведениями был представлен практически лучший тип общего образования того времени. Программа обучения в них включала классическую латынь, литературу, математику, древнегреческий язык. На фоне царившей суровой «палочной» педагогики воспитание в некоторых гимназиях носило нетрадиционный, новаторский характер. Например, в одной из гимназий Гельдейберга существовало подобие ученического самоуправления. Ученики жили «республикой», выбирая «сенат», «консулов», «трибунов», «цензоров». Глава гимназии носил титул «несменяемого диктатора». Провинившиеся гимназисты несли ответ перед представителями «республики».

Грамматические школы и их разновидность – публичные школы – в Англии относились к тому же типу учебных заведений, что и городские школы и гимназии. Они открывались за счёт частных пожертвований или королевских субсидий. Заметную роль в укреплении гуманистического образования сыграла созданная в 1512 году, при участии Эразма Роттердамского, Лондонская публичная школа. В программу обучения входили следующие предметы: «Катехизис» на английском языке, изучение классической латинской и древнегреческой литературы.

В середине XV века во Франции возникают коллежи. Эти учебные заведения берут своё начало с постоялых дворов для неимущих студентов и стипендиатов. Первые из них появились при Сорбонне и Наваррском университете. Статусом 1452 года ученикам коллежей вменялось публично экзаменоваться на факультетах университетов. Ученики изучали частично или полностью курс наук соответствующего университета. Постепенно коллежи становятся самостоятельными учебными заведениями повышенного уровня образования.

Школы иеронимитов (братьев общей жизни) учреждались религиозными общинами того же названия. К середине XVI века в Германии, Нидерландах, во Франции и ряде других стран насчитывалось до 150 школ иеронимитов. Среди выпускников этих школ были известные представители эпохи Возрождения: Эразм Роттердамский, Якоб Вимпфелинг и др. школы возглавляли педагоги-гуманисты. Обучались в них дети всех сословий, неимущие могли рассчитывать на бесплатное образование. Программа обучения была сходна с программой городских школ и гимназий. Преподавались латинский и древнегреческий языки, основы математики и юриспруденции, логика, риторика, этика, философия.

Особое место в системе западноевропейского школьного образования XV – начала XVII вв. занимали традиционные учебные заведения для дворян – дворцовые школы. В качестве реакции на новые веяния в педагогической теории и практике в программе обучения в них (была объёмнее гимназической, приближалась к университетской) своеобразно сочетались враждебность к новой образованности и следование идеям Ренессанса. Учащихся готовили к деятельности на государственном, военном и церковном поприщах. Известный гуманист эпохи Возрождения Витторино да Фельтре был приглашён в дворцовую школу в Мантую для воспитания детей герцога Гонзаго. Так появилось учебно-воспитательное учреждение «Дом счастья». По мнению преподавателя, воспитание должно было содействовать гармоническому развитию «тела, ума и сердца». Дети в школе много и постоянно упражнялись физически: занимались верховой ездой, спортивной борьбой, фехтованием, стрельбой из лука, бегом, плаванием, Девизом умственного образования являлись слова Витторино да Фельтре: «Я хочу научить учеников мыслить, а не болтать вздор». Основой учебной программы являлись классические языки и литература. Кроме того изучались математика, логика, живопись, музыка, правила этикета, искусство танца. Педагогическим новшеством было совместное обучение мальчиков и девочек. Важное место занимало нравственное воспитание, окрашенное христианской религией. Руководитель «Дома счастья» избегал телесных наказаний. Особое значение придавалось пробуждению у учеников стремления к самосовершенствованию, «умственному честолюбию».

В XVI – XVII вв. прочные позиции в сфере повышенного образования заняли школы иезуитов. Орден иезуитов стремился занять господствующие позиции в деле воспитания правящих классов и тем самым оказывать непосредственное влияние на политическую и общественную жизнь Европы. Первые коллежи иезуитов были открыты в европейских столицах: Вене (1551), Риме (1552), Париже (1561). Обычно плату за обучение не брали, поэтому в школах могли учиться талантливые выходцы из низов. К 1600 году в Европе уже насчитывалось до 200 коллежей иезуитов. В этих школах обучался цвет католического дворянства. Английский философ Френсис Бэкон утверждал: «Следует брать пример со школ иезуитов, ибо ничего не может быть лучше их». Среди воспитанников этих школ было немало крупных учёных, философов, писателей, политиков: Ж. Боссюэ, Р. Декарт, П. Корнель, Ж.-Б. Мольер и др. Правда, позднее некоторые из учеников отозвались негативно об образовании, полученном у иезуитов.

В свой образовательной системе иезуитам удавалось сочетать реакционные педагогические установки и сравнительно эффективные приёмы и методы воспитания. В связи с тем, что иезуиты стремились к тому, чтобы дети отдалились от своих родителей и полностью перешли под влияние ордена, многие учебные заведения И. Лойолы были интернатами. Главным принципом жизни в интернате было слепое подчинение авторитету наставника. Чтобы приобрести такой авторитет, предлагались три способа действий: заслужить доверие, заслужить любовь, заставить бояться. Необходимо было заставить ребёнка понять, что любой его поступок будет известен и наказан. В коллежах иезуитов особое внимание уделялось физическому воспитанию. В учебную программу, рассчитанную на 5 лет обучения, входили латинский и греческий языки, античная литература, «Катехизис» на латинском языке, элементы истории, географии, математики, естествознания.

В XV – XVI вв. продолжался рост сети университетов. Если в XVI веке в Европе насчитывалось около 80 университетов, то в XVI в. – уже около 180. Многократно увеличилось и число студентов. Например, в университете города Саламанка (Италия) в 1600-х годах насчитывалось ежегодно более 6 тысяч студентов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.