Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование необходимости реформы воспитательной системы в трудах Ж.-Ж. Руссо. Влияние Ж.-Ж. Руссо на развитие теории и практики образования в XIX и XX столетиях




В ряду деятелей французского Просвещения выделяется имя Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), философа, писателя, композитора, педагога. Судьба не была к нему снисходительной. Сын часовщика из Женевы перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравёра, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя музыки. Не получивший систематического образования, но обладавший огромной страстью к самосовершенствованию, Ж.-Ж. Руссо стал одним из наиболее просвещённых людей своего времени. Познакомившись в Париже с авторами «Энциклопедии» Д. Дидро, П. Гольбахом, К. Гельвецием, Руссо пишет для их издания статьи, посвящённые музыке и политической экономии. В 1794 году за работу «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?» Руссо получает премию Дижонской академии. В работах «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) и «Общественный договор» автор доказывает, что неравенство возникает и растет вместе с цивилизацией, что власть короля не безгранична.

Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путём искоренения предрассудков и посредством воспитания, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен. Педагогические воззрения и размышления о справедливом устройстве общества находятся в органичной взаимосвязи. Центральным пунктом педагогической программы Ж.-Ж. Руссо является естественное воспитание.

В 1758 году Ж.-Ж. Руссо завершает роман «Юлия, или новая Элоиза», в котором осуждает пороки и предрассудки общественного устройства и высказывает интересные соображения относительно воспитания чувств человека. В романе сформулирована программа так называемой сентиментальной педагогики. Поскольку герои «Новой Элоизы» обсуждают и педагогические проблемы, роман превращается в трактат о воспитании на началах гуманизма, бережного отношения к природе человека. «Новая Элоиза» и «Общественный договор» становятся прологом к главному педагогическому труду Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании» (1762), который предстал как своеобразная расшифровка других произведений автора, в которых также затрагивались педагогические проблемы.

Роман «Эмиль, или о воспитании» отразил общие взгляды философа и педагога на окружающий мир. Автор освоил, осмыслил и критически переработал достижения французской педагогики и педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с античности и заканчивая эпохой Просвещения. (Сократ, Платон, Сенека, Дж. Локк, Ф. Рабле, М. Монтень и др.). В романе Руссо подверг острой критике общепризнанную в тот период практику организованного воспитания, показал ограниченность, неестественность и антигуманность воспитания и обучения в сословных школах. Одновременно, в духе своей теории естественного права, автор предложил проект воспитания нового человека.

Герой романа Эмиль – некий символ, носитель прогрессивной идеи. Парадоксальные ситуации, в которые он попадает по воле автора, помогают Руссо наиболее чётко изложить свои собственные педагогические взгляды. Полагая, что естественное состояние человека является для него идеальным, Руссо предлагает сделать воспитание естественным, или природосообразным. Он выдвигает идею свободного воспитания, которое следует за природой и помогает ей, так как главным естественным правом человека педагог считает право на свободу. Средством нового воспитания также являлась свобода, или жизнь в гармонии с природой вдали от искусственно созданной культуры. Главное и наиболее сложное искусство наставника - умение ничего не делать с ребёнком. Он должен лишь терпеливо следить, как «созревает» новый человек.

Руссо считал, что на ребёнка воздействуют 3 фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из этих факторов играет собственную роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт – все вместе они обеспечивают естественное гармоничное развитие. Задача воспитателя заключается в том, чтобы привести в гармонию действие этих трёх факторов.

По мнению просветителя, воспитание должно превратиться в естественный активный процесс, когда ребёнок живёт в радости, самостоятельно наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя свою жажду познания. Под естественным воспитанием Руссо понимал развитие ребёнка с учетом возраста на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При таком воспитании не возникает слепого повиновения, отпадает необходимость в наказаниях. На смену наказаниям приходят естественные последствия неверных поступков ребёнка. Внутренней мотивацией такого педагогического процесса становится стремление ребёнка к самосовершенствованию.

В основные задачи воспитания Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности, считая, что сенсорика нуждается в постоянных упражнениях, начиная с раннего детства. Особое внимание философ-гуманист отводил физическому воспитанию, видел в нём средство для установления гармонии между человеком, природой и социальным окружением; необходимым для формирования нравственно чистых идеалов и помыслов, для развития всего организма. Физическое закаливание советуется осуществлять с самого раннего возраста.

Идеи Руссо о трудовом воспитании и обучении также носили новаторский характер. Ручной труд (огородничество, ремесло) провозглашался им незаменимым средством воспитания. Педагог был глубоко убеждён, что любой человек может обеспечить себе свободу и независимость прежде всего собственным трудом.

В романе была сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека до его совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них, осуществить возрастную периодизацию.

Первый период – от рождения до 2 лет (появление речи) – это время, когда в центре внимания должно находиться физическое воспитание детей. Вскармливать младенца мать должна самостоятельно, но не сковывая его свободы тугим пеленанием.

Второй период – от 2 до 12 лет – время «сна разума», когда, по мнению Руссо, ребёнок ещё не может рассуждать и логически мыслить. Следовательно, в это время знания приобретаются им при помощи органов чувств. Педагог предлагал комплекс упражнений для развития зрения, слуха, осязания. Поскольку Руссо считал, что в этот период ребёнок ещё не сможет приобрести какое-либо систематическое образование, обучать его необходимо без использования книг. Автор отвергал чтение детьми книг в этом возрасте, делая исключение только для «Робинзона Крузо» Даниэля Дэфо, так как с его точки зрения, герой романа представлял собой идеал человека, достигшего всего собственным трудом, которому также удалось создать особую гармонию в общении с природой.

Главную задачу нравственного воспитания в это время Руссо видел в том, чтобы не допускать ситуаций, провоцирующих детскую ложь. Преждевременные попытки нравственного поучения и наставления, пока нравственность не стала жизненной потребностью, вынуждает ребёнка лишь механически подражать старшим, лицемерить.

Третий период – от 12 до 15 лет. Это время, по мнению Руссо, является наилучшим для умственного развития, так как дети полны сил и энергии для перехода к систематическому обучению. Особое внимание следует уделять изучению природоведения и математики. Эмиль должен на практике освоить элементы различных естественных и точных знаний. Процесс обучения должен строиться на основе личного опыта, приобретённого до этого при помощи органов чувств.

Четвёртый период – с 15 лет до совершеннолетия (25 лет) – период «бурь и страстей», когда на первое место выдвигается нравственное воспитание. Педагог учит Эмиля любить всех людей, формулируя три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. «Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя; он будет видеть и добрые примеры. Не моральные рассуждения, а реальные дела воспитают в нем добрые чувства». Воспитание добрых суждений осуществляется, по мнению Руссо, путём изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли сформируется лишь при совершении добрых дел.

Руссо считал, что до 17 – 18 лет с юношей не следует говорить о религии. Но он был убеждён, что постепенно Эмиль сам придёт к познанию божественного начала. «Настоящая религия, подчёркивал просветитель, - это религия сердца». Н считал, что размышляя о мудром устройстве вселенной, ребёнок сам придёт к мысли о её творце.

Педагогический роман Руссо «Эмиль, или о воспитании» провозгласил неизбежную гибель старой системы обучения и воспитания, чем вызвал ярость у представителей церкви, особенно глава, в которой автор выступает против догматов любых религий. Имя Ж.-Ж. Руссо было предано анафеме, а книга сожжена. Просветитель вынужден был бежать, найдя временное прибежище в Англии. Лишь в 1767 году ему удалось вернуться во Францию, где в изданных им трудах он снова размышлял над особенностями воспитания и возрастными особенностями детства.

Ж.-Ж. Руссо разработал программу формирования личности, предусматривавшую естественное физическое, умственное, нравственное, трудовое воспитание. Педагогическая теория, предложенная им, была необычна для своего времени. Педагог-просветитель выступил с решительной критикой сословной системы воспитания, подавлявшей личность ребёнка. Он являлся сторонником развития у детей самостоятельности мышления, а его педагогические идеи проникнуты духом гуманизма.

Взгляды Ж.-Ж. Руссо сыграли важную роль в развитии педагогических идей Просвещения. Роман «Эмиль, или о воспитании» вызвал небывалый интерес к проблемам воспитания. Во Франции за 25 лет после выхода романа было опубликовано вдвое больше работ по вопросам воспитания и обучения, чем за предшествующие 60 лет. Ещё при жизни просветителя его педагогические идеи сделались предметом пристального изучения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.