Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Просветительская деятельность Ф. Скорины. Педагогические взгляды Н. Гусовского, С. Будного, В. Тяпинского и др




Беларусь в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина XIII – 1569 г.). Монастыри как центры развития культуры и образования. Создание православных школ при церквях. Школы католических орденов: иезуитов, униатов, пиаров. Борьба белорусов за сохранение национальной культуры.

Общая характеристика просвещения и воспитания в древнебелорусских землях. Этнопедагогика и её значение для развития культуры и просвещения. Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском и других белорусских государствах-княжествах. Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского. Основные педагогические памятники: Туровское и Полоцкое Евангелие, берестяные грамоты. Полоцкая и Городенская школы зодчества. Средства, формы и методы художественного, эстетического и трудового воспитания детей в западных землях.

Во второй половине первого тысячелетия территорию современной Беларуси заселяли три больших восточнославянских союза племён – кривичи, дреговичи и радимичи. В «Повести временных лет» про расселение этих славянских племён говорится следующее: «…съдоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи»; вторая, самая многочисленная этнографическая группа восточных славян, кривичи пришли «…на верхъ Волги, и наверхъ Двины и Днепра», а племя, которое возглавлял Радим, поселилось на реке Сож. Долгое время этим племенным союзам удавалось сохранять собственные «княжества», но позднее (в IX – X вв.) они вошли в состав Киевской Руси.

Во времена первобытнообщинного строя в детях необходимо было воспитывать качества, необходимые человеку для осуществления нелёгкой трудовой деятельности, для непрерывной борьбы с силами природы. Первой воспитательницей была мать. Воспитание происходило преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Одной из наиболее распространенных форм являлись специальные ритуалы, среди которых выделялись возрастные инициации, обеспечивавшие усвоение подростками основных знаний, умений, навыков, системы ценностей, правил поведения, принятых в общине. Завершались инициации обычно обрядовым посвящением юношей и девушек во взрослые члены рода.

Различия в воспитании детей определялись их полом. Мальчиков готовили к мужским видам деятельности: охоте, изготовлению орудий труда и др., а девочек к женским – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми. Уже в первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер: община в лице старейшин, умудренных опытом, хорошо знавших традиции, выступала в качестве совокупного воспитателя.

В VI – IX вв. воспитание у восточных славян претерпевает значительные изменения. В связи с формированием раннеклассового общества происходит общественное разделение труда. Зарождается имущественное и социальное неравенство, общины делятся на семьи, что приводит к превращению воспитания в семейно-сословное. Главные функции воспитания, его цели, содержание и формы всё более различаются для разных социальных групп населения. Инициации постепенно утрачивают свой всеобщий характер и становятся привилегией знати. К VI – IX вв. у восточных славян сформировались четыре социальных слоя: общинники-земледельцы, ремесленники, феодальная знать и языческие жрецы. Воспитание представителей каждой группы имело свои специфические черты.

Согласно многочисленным археологическим свидетельствам, письменность в восточнославянских землях существовала ещё за несколько десятилетий до принятия Русью христианства. Позднее, благодаря связям с Византией, откуда приходит христианская религия, письменность, культура и просвещение расширяются. Просветители Кирилл и Мефодий на основе греческого алфавита с учетом особенностей родного языка создают славянскую азбуку. В этот период центрами культуры и просвещения становятся города, где важнейшую роль в деле распространения грамотности играют священники, монахи, некоторые князья.

Этнопедагогика белорусов внесла свой большой вклад в сокровищницу восточнославянского народного педагогического творчества. Песни, сказки, былины, предания, пословицы и поговорки содержат в себе бесценную информацию на все случаи жизни, отражая опыт, наблюдательность человека труда, кормильца и защитника родной земли. Исторической основой и лейтмотивом восточнославянского эпоса была борьба за справедливость, защита Отечества. Народ наделял своих любимых былинных героев лучшими духовными и физическими качествами, рисуя их заступниками вдов, сирот, простого народа, как воинов-патриотов, стражей границ, единства и мощи родной земли. Многие исследователи обращают внимание на то, что в обществе того времени существовала такая система воспитания и педагогических взглядов, в основе которой находилась мудрость народной дидактики. Вместе с народными обычаями и традициями она оказывала решающее значение на воспитание детей, формируя необходимые отношения к природе, земледельческому труду, народным ремёслам, прививая законы гостеприимства, правила пристойного поведения и т. п.

Нравственным каноном белорусов в тот период являлся культ труда, осознание человеком своего места в окружающем мире, восславление героизма, таланта и красоты. В связи с тем, что в это время большинство детей не посещали школы, народная педагогика играла главную роль в их воспитании. Детям прививались те личностные качества, которые народ хотел видеть в своём будущем поколении. Элементы народной педагогики передавались из поколения в поколение. Особенно они доминировали в социально-экономической жизни общества, в трудовом обучении разнообразным ремёслам, в овладении основами земледелия. Например, основными единицами измерения для определения веса, количества и т. п. являлись части тела человека или расстояния между ними: локоть, ступня, пядь, шаг, сажень. Такими же понятными были приспособления для измерения длины: лыко, прут, шнур, топорище, «полёт стрелы», след, соха; для определения сыпучих и жидких веществ – бочка, ведро, горшок, дежа, кадка, колода, корзина и др. Благодаря сохранённой в народной педагогике информативной памяти, мы, спустя многие поколения, до настоящего времени пользуемся этими определениями.

В IX – XIII вв. в западной Руси создаются крупные независимые княжества (Полоцкое, Турово-Пинское), а также более мелкие – Минское, Друцкое, Гродненское и др. Часть западнорусских земель (будущие белорусские) находились в составе Смоленского, Черниговского, Киевского и Волынского княжеств.

Педагогика народов, которые проживали на территории сегодняшней Беларуси в IX – XIII вв., зарождалась и развивалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных славян и христианской культуры, распространившейся в стране с принятием новой официальной государственной религии князем Владимиром (988 г.).

Значительное место в воспитательной практике славян занимала языческая религия. Древние славяне присваивали разным объектам и явлениям, которые обладали непонятной силой, имя «Бог», что буквально означало «сильный», «могущественный». Затем утвердилось понятие «Боги». Как и у других народов, они первоначально разделялись на добрых (свет) и злых (тьма).

Распространению письменности среди славян способствовало христианство. С 324 г. Христианство было объявлено государственной религией Римской империи, а в 864 г. Собор в Константинополе осуществил первый раздел церкви, в результате которого образовались западная и восточная церкви. Восточная византийская церковь получила в наследство многие черты античной культуры.

К концу IX века усиливается политическая и экономическая роль Полоцкого княжества. Грамоты в Полоцке писались ещё в конце Х века. Около 1000 года в Полоцке была основана епископская кафедра. Распространению грамоты в те времена содействовали «мастера грамоты» – дьячки и мирские люди, занимавшиеся обучением детей. В X – XI вв. на территории современной Беларуси (в городах Турове, Пинске, Полоцке, Слуцке, Мозыре, Минске) начинается обучение детей, складывающееся постепенно по типу школьного, и переписывание книг.

В Больших городах (Полоцке, Турове, Минске, Новогрудке и др.) школы открывались при княжеских дворах, церковных приходах и монастырях. Изучались там не только церковнославянский, греческий и латынь, но и некоторые «свободные науки»: риторика, диалектика, грамматика. Наибольшую известность получают Спасо-Ефросиньевский и Бельчицкий монастыри, а также Софийский собор в Полоцке.

Софийский собор (третий на Руси после Киева и Новгорода) был построен в середине XI века (период правления князя Всеслава Чародлея) в центре Полоцка на самом красивом и возвышенном месте – так называемом «Верхнем замке». Этот храм «о седми версех», окружённый грандиозной галереей, был построен византийскими и местными мастерами. После завершения строительства, на печати города была сделана надпись: «Печать Полочьская и Святой Софии». В Полоцкой Софии были заложены основы первой на территории Беларуси библиотеки, где имелось множество книг на разных языках, велось летописание, переписывались и распространялись книги, существовала школа. К сожалению, бесценная и широко известная в средние века библиотека, а также летописи были уничтожены во время ливонской войны (1563 – 1579 гг.).

В Полоцком, Туровском, Новогрудском и других белорусских княжествах школьное обучение складывалось в целом как и в Киевской Руси. Детей из знатных семей учили чтению, письму, цифири (основам математики), церковным песнопениям. Грамотой овладевали по церковным книгам: «Псалтырю», «Часослову», «Апостолу». В рукописном тексте часто сливались слова и предложения, что вызывало у учеников дополнительные трудности, да и знаков препинания тогда не существовало. Сложным для детей являлся процесс обучения грамоте, который осуществлялся букво-слагательным методом, где необходимо было заучить название каждой буквы и научиться складывать их.

 

 

Говоря о просвещении на Полоцкой земле, нельзя не упомянуть о подвижнической деятельности Ефросиньи Полоцкой (1101? – 1173). Предслава (её светское имя) рано уходит в монастырь, но это не отгораживает бывшую княжну от светских забот. Будучи хорошо образованным для своего времени человеком, наделённая даром проповедничества и мастерства писателя, она собрала в Полоцке многих талантливых людей, показывая своей деятельностью пример подвижничества на ниве просвещения. Ефросинья Полоцкая поселилась в Софийском соборе и «…нача книги писати своими руками». Это был тяжелый. непростой труд, которым в то время занимались исключительно мужчины. Дело переписывания и создания книг ширилось. Понимая, что для расширения просвещения необходимы грамотные люди, Ефросинья Полоцкая на свои средства построила две церкви в Полоцке, основала женский и мужской монастыри. В школах при монастырях расширенная учебная программа включала греческий, латинский языки, основы природоведения, историю, риторику, медицину. Также в монастырях действовали библиотеки, училища, скриптории, гостиницы и странноприимницы.

Став игуменьей монастыря св. Спаса в Полоцке подвижница практически положила начало осуществлению широкого образования народа Беларуси, с её именем связано возникновение на белорусской земле первых школ и училищ. Она не только выдвинула идею всеобщего образования женщин, но и предприняла практические действия по её реализации – сделала обучение грамоте одной из главных обязанностей монахинь. Грамоте обучали не только будущих монахинь, но и всех девочек, желающих учиться.

Исключительно важное место и значение в жизни белорусской просветительницы занимала педагогическая деятельность. Она не только сама учила юных белорусов читать и писать, но и стремилась воспитывать у своих подопечных культуру поведения и лучшие нравственные качества: «…юныя же учаше чистотъ душевней…слову благочестному, мудрейших послушати, много разумъти».

В конце XII – начале XIII вв. неизвестным автором было создано «Житие Ефросиньи Полоцкой», в котором он неоднократно делает акцент на её просветительской деятельности, с гордостью называя княжну просветительницей Полоцкой земли. Содержание «Жития…» сводится к проповеди грамотности, просвещения, педагогики.

В настоящее время имя Ефросиньи Полоцкой причислено православной церковью к лику святых. День её памяти отмечается 5 июня.

Княжне-просветительнице удалось привлечь к своей деятельности многих выдающихся талантливых людей того времени. Одним из наиболее известных является имя Лазаря Богшы – полоцкого ювелира, создателя знаменитого креста Ефросиньи Полоцкой),

Туровское княжество также является одной из древнейших колыбелей просвещения на землях восточных славян. В Турове, так же как и в Полоцке, около 1000-го года была основана епископская кафедра. Тут возникли и начали свою деятельность два старейших монастыря, где велось летописание, переписывались книги. О распространенности письменности среди жителей Туровского княжества свидетельствуют найденные при археологических раскопках не только в Турове, но и в Пинске, Слуцке, Берестье писала.

Отсюда берёт начало знаменитое «Туровское Евангелие» – одни из самых редких и древних памятников восточнославянской письменности, относящийся к середине XI века. «Евангелие» написано на пергаменте, заголовки и начальные буквы синего, зеленого и красного цвета. К XII веку Туров являлся центром мощного княжества. При дворе туровского князя, женой которого была греческая принцесса, служили высокообразованные греки, принимавшие активное участие в местной культурной жизни. К середине XI века в Турове были созданы скриптории, или школы, при монастырях, в которых изучали языки и риторику, читали книги.

В таком окружении сформировался и раскрылся талант одного из виднейших проповедников, писателей второй половины XII века – Кирилла Туровского (ок. 1113 – 1190). За поэтическое дарование и деятельность проповедника его называли вторым Златоустом (Туровским Златословом). Многочисленные «Слова, поучения, молитвы, каноны Кирилла Туровского получили широкое международное звучание и признание. Большую педагогическую ценность представляют собой его «Поучения» о воспитании у человека основополагающих жизненных ценностей. Произведения Туровского имели большое значение для развития педагогической мысли в Беларуси. Хотя проповедник не создал собственной педагогической системы, его мысли о воспитании и обучении подрастающего поколения присутствуют «золотыми зёрнами» в различных произведениях, имеющих воспитательное значение. Его произведения направлены против людских пороков: лжи, жадности, лени и др. Кирилл Туровский всячески стремился приобщить своих соотечественников к «книжному учению» и знаниям: в искреннем стремлении к этому он даёт ряд интересных советов, указывающих на талантливое понимание им психологии чтения. Он указывает но то, что люди часто не понимают прочитанного, так как читают редко: «Приложи почитанью книжному и Господь бог даст разум». Глубокое понимание Кириллом Туровским процесса чтения и его дидактические советы о том, как читать книги, до настоящего времени не утратили своей актуальности и имеют практическое значение. Имя Кирилла Туровского причислено православной церковью к лику святых. Ему поставлены памятники в Турове, Гомеле и Минске, его имя носит Минская духовная академия.

В XIII веке на политической карте мира возникает новое образование Великое Княжество Литовское (ВКЛ) – государство, объединившее народы современной Беларуси и Литвы, а впоследствии – части России и Украины. Образование этого союза было обусловлено важным обстоятельством: защитой от угрозы монгольского ига и агрессии крестоносцев. В это время стремительно развивается культура белорусов. Государственные акты и грамоты ВКЛ в XIV – XVI вв. были написаны «кириллицей», белорусский язык фактически являлся государственным. Такие города, как Вильно, Витебск, Полоцк, Менск, Берестье, Городня и др. стремительно развиваются и становятся центрами культуры и образования; здесь возникают первые школы.

В первое столетие существования ВКЛ Беларусь уже имеет развитую книжную письменность. Большую часть всей белорусской и книжнославянской письменности в XIII – XVI вв. составляет церковная и богослужебная литература. Кроме священного писания и рукописей литургии, в белорусской письменности XIV – XVI вв. были широко представлены комментарии к книгам Библии и постановлениям церковных соборов, проповеди, поучения, торжественные речи и т. п. В описях двух древнейших библиотек – слуцкого Троицкого (1494) и Супрасльского (1557) монастырей – называется свыше 40 книг отцов церкви: Григория Двоеслова, Василия Великого, Иоанна Дамаскина и др. Концентрация книжного рукописного дела при церквях и монастырях позволяла духовенству осуществлять непосредственный контроль за деятельностью переписчиков, переводчиков и авторов оригинальных произведений. Но в качестве альтернативы самостоятельно работали светские переписчики, писцы, писатели, которые учитывали растущий интерес общества к книгам разнообразного содержания. Отличительной чертой белорусской литературы XV – XVI вв. было расширение исторических произведений, развитие белорусско-литовского летописания.

Дальнейшая эволюция этого жанра, который постепенно приближался к светской конкретно-исторической и политической беллетристике, нашла яркое отражение в важнейшем памятнике белорусского летописания XV – XVI вв. «Хроники Быховца».

Развитие рукописного дела в Беларуси содействовало созданию частных, светских и церковно-монастырских библиотек. Монастырские библиотеки Литвы, Беларуси, Украины обменивались рукописями (для копирования), необходимая литература поступала также с Московской Руси, Польши, греческих православных монастырей, из Сербии и Болгарии.

В период ВКЛ на территории Беларуси существовали разные по своей идейной и религиозной направленности школы: православные, католические, позже (конец XVII – начало XVIII вв.) – протестантские. Каждая конфессия стремилась открывать свои школы с целью обучения и воспитания верующих.

Православные школы. Среди православных школ, существовавших на территории Беларуси, выделяют церковноприходские и монастырские (открывались духовенством, содержались за счет церкви и находились под покровительством митрополита и епископов). В таких школа в основном обучались дети духовенства и зажиточных граждан. Школьники обучались письму, счету, чтению, пению, умению произносить проповеди, а в некоторых школах – греческому языку. Частные школы, школы при княжеских дворах готовили обучающихся для хозяйственной и общественной деятельности. В школах преподавали чтение, письмо, счет, в некоторых – греческий и латинский языки. Существовали также школы домашнего обучения, ремесленное ученичество (параллельно с обучением ремеслу дети получали и элементарные навыки по письму, счету), индивидуальное обучение (его осуществляли «мастера грамоты»); чаще всего такое обучение ограничивалось письмом, чтением, пением молитв, счетом.

Католические школы. Распространение католицизма в Беларуси начинается с середины XIII века. В конце XIV века католицизм становится «государственной» религией, что упрочивало отношения с соседней Польшей. В это время на территории Беларуси открывается множество католических учебных заведений. Это были в основном соборные или кафедральные школы. Открывались они при костелах. Первой кафедральной школой на территории Беларуси былаВиленская (1387 г.). Она была ведущей по отношению к другим кафедральным школам. Позднее кафедральные школы открываются в Полоцке, Витебске, Бресте, Минске, Могилеве и др. городах. Эти школы включали 3 класса, а руководил школой схоластик. Кроме изучения латыни, чтения, письма, счета, грамматики, польского и греческого языков, музыки, арифметики, сентенций древних философов, в некоторых средних школах изучались и семь свободных искусств.

Помимо вышеперечисленных школ существовали и фундушевые школы (открываемые за счет личных средств). Программа обучения в них соответствовала программе соборных школ.

Парафиальные школы (начальные католические школы при католических приходах) позволяли детям получить элементарное образование (письмо, чтение, иногда счёт).

В епархиальных школах (распространение получили в XVI веке) основное внимание уделялось чтению, письму, основами арифметики, латинскому языку, основам учений древних философов. Хотя эти школы и подчинялись костелам, тем не менее они сами устанавливали свой распорядок и руководствовались не только религиозными целями.

Немалое значение в организации школьного дела на территории Беларуси сыграл Краковский университет. В нем прошли обучение Ф. Скорина, С. Будный и др. известные деятели того времени. В 1612 году университет разработал единый учебный план для городских и сельских школ, согласно которому предполагалось изучение латинского, греческого, польского, белорусского языков, катехизиса, риторики, поэзии, истории, музыки, арифметики, коротких нравственных поучений и афоризмов. После обеда проводились диспуты, практиковалось общение на латыни. Ученики делились по классам в зависимости от способностей и старания. Каждый класс имел свое расписание занятий. Преподавание могло осуществляться на польском или белорусском языке в зависимости от того, каким языком лучше владел сам педагог.

В 1569 г ВКЛ и Польское королевство заключили Люблинскую унию и объединились в новое государственное образование – Речь Посполитую. Данное решение было продиктовано сложившимися политическими обстоятельствами: на востоке свои политические и экономические позиции укрепляла Русь, ощущалось тяжелое положение в результате неудач в Ливонской войне и угроз потери независимости ВКЛ, Кроме этого, литовско-белорус-ская шляхта в союзе с Польшей видела возможность получить польские «золотые шляхетские вольности» (участвовать в работе сейма, выбирать короля). Во многом события, имевшие место в новом государственном образовании (Брестская церковная уния, Реформация, Контрреформация), непосредственным образом повлияли и на развитие просвещения в Речи Посполитой.

Об особенностях развития просвещения и образования на белорусских землях в это время свидетельствуют различные сохранившиеся рукописные памятники: «Пинская грамота», «Оршанское рукописное Евангелие», а также становление и развитие книгопечатания. Становление книгопечатания в Беларуси определило социально-экономическое, политическое и культурное развитие белорусских земель в конце XV – первой половине XVI вв., вызвавшее рост потребности общества в книгах. Возникновение его было связано с деятельностью гуманиста и просветителя, первопечатника Франциска Скорины. Последователями дела первопечатника станут Сымон Будный, Василий Тяпинский и многие другие; будут открыты типографии в Несвиже, Ивье, Берестье и др. Книгопечатание оказало огромное воздействие на развитие всех сфер духовной культуры Беларуси.

Франциск Скорина (ок. 1490 – ок. 1551) родился в Полоцке в семье купца. Учился на философском факультете Краковского университета, после окончания которого получил степень бакалавра философии. В 1501 – 1511 гг. работал и продолжал учиться в Западной Европе. В 1512 году получил степень доктора медицины в Падуанском университете в Италии. В 1517 году издал свою первую печатную книгу «Псалтырь» на старобелорусском языке. За два года (с 1517 по 1519 гг.) издал и прокомментировал 22 книги Библии. В 1522 году Скорина создаёт в Вильно издательство; издаёт «малую подорожную книжицу» (ок. 1522 г.), «Апостол» (1525 г.). В 1535 году Франциск Скорина выезжает в Прагу, где работает королевским ботаником.

В предисловиях и послесловиях к издаваемым книгам просветитель учил «народ паспалiты» любить свою родину. Цель человеческого существования он видел в развитии духовности, самовоспитании нравственности. Основой всех добродетелей, подчёркивает Скорина, - человеколюбие, любовь к ближнему. Идеалом человека великий гуманист считал личность мыслящую, интеллектуальную, целенаправленную.

Ф. Скорина был хорошо знаком с западноевропейской системой образования того времени, основанной на цикле «семи свободных искусств». И свои издания он рассматривал как учебники, «помощники» по овладению этими науками. Свою просветительскую деятельность он начал с «Псалтыря», который трактует как книгу, содействующую нравственному самосовершенствованию человека. А сама Библия в целом рассматривалась учёным как важнейший учебник по изучению расширенных к тому времени «семи свободных искусств», о чём он недвусмысленно говорит в предисловии к ней: «В сей книзе вси законы и права, ими же люде на земли справоватися имають, пописаны суть».

Николай Гусовский (ок. 1470 – ок. 1533 гг.) – белорусский поэт-гуманист эпохи Возрождения, представитель новолатинской поэзии. По неуточненным данным, был выходцем из семьи крестьянина-охотника из деревни Усы (Усово) в центральной Беларуси. Образование получал в Беларуси, Польше, Италии. Современные документальные источники указывают на то, что поэт имел духовный сан, а также иногда исполнял обязанности нотариуса. В 1520 – 1522 годах Н. Гусовский в составе дипломатической миссии попадает в Рим. В Италии окончательно сформировались его творческая индивидуальность и литературное кредо. Выполняя заказ для папы Льва Х, который хотел услышать правдивое поэтическое повествование про прекрасную восточную страну, Гусовский в 1522 году в Риме написал одно из лучших своих произведений – «Песню про статность, дикость зубра и охоту на него». В 1523 году поэт принимает решение вернуться в родные края. В поэтическом сборнике «Песня про зубра», вышедшем в Кракове, было также размещено посвящение, обращенное к королеве Бонне, в котором поэт просил её взять на себя государственную заботу над талантливыми и «опытными в науке и искусстве» людьми.

Центральным мотивом произведений Н. Гусовского становится патриотизм, любовь к Отечеству, который, по мнению просветителя, является самым прекрасным и возвышенным чувством, а Родина – это «начало начал», «смысл жизни и чувства святого». Важнейшая заслуга Гусовского как поэта-гуманиста, мыслителя – постановка проблемы охраны природы, родного края. Природа для него – не только естественная среда обитания, первооснова физического и морального здоровья человека, красоты, но и народное достояние, национальное богатство.

Сымон Будный (ок. 1539 – 1593 гг.) – талантливый учёный, педагог, деятель белорусской культуры, один из подвижников реформационного движения в Беларуси. В 1562 году в Несвиже был напечатан учебник по социологии на белорусском языке «Катехизис», автором которого был С. Будный. Выход в свет этой книги стал значительным событием в истории белорусской культуры. Это был первый школьный учебник на белорусском языке и первая печатная книга на территории Беларуси. По этому учебнику ученики протестантских школ изучали белорусский язык и кальвинистское вероучение. На страницах «Катехизиса» Будный выступает как представитель гуманистической педагогики. Автор требует просвещения для всего народа, а не только для привилегированных слоев населения. Настаивая на том, что детей необходимо не только учить читать и писать, но и дать им всестороннее образование, гуманист стремится убедить феодалов не жалеть средств на народное образование, открывать школы, училища. С. Будный ставил перед собой цель: добиться того, чтобы народное просвещение стало делом всего общества, государства.

Являясь сторонником и борцом за всестороннее развитие личности, просветитель считал, что учеников необходимо учить рассуждать, доказывать, делать выводы, обобщать. Именно поэтому он выступал против иезуитских методов обучения и воспитания, которые, по его мнению, «вели к отупению». Автор «Катехизиса» рекомендовал всем, кто хочет безошибочно понять «Священное писание», глубоко осмыслить значение каждого слова, внимательно рассматривать связь между словами, систему терминов и только затем определять содержание текста. С. Будный давал пояснение к каждому непонятному термину, выражению, встречающемуся на страницах его произведений.

Основой воспитания, по мнению педагога-гуманиста, является труд, без которого невозможно представить себе жизнь человека, совершенствующегося и воспитывающегося в процессе труда. Сам процесс воспитания личности в труде, как важнейший принцип формирования человека, был теоретически обоснован просветителем. С. Будный также широко развивал идею об обучении на родном языке, считая, что произведения на нем способствуют воспитанию гражданских чувств и нравственных качеств; мысли о необходимости формировать чувство самосознания путём просвещения. С целью популяризации своих идей он занимался активной издательской деятельностью. Одним из наиболее известных соратников и последователей С. Будного являлся Ян Лициний Намысловский, ректор арианской школы в Ивье (конец XVI века), педагог-гуманист, просветитель.

Василий Тяпинский (ок. 1540 – ок. 1603 гг.) родился в небогатой семье недалеко от Лепеля. Образование получил самостоятельно. Его последующая переводческая деятельность свидетельствует о том, что он был высокообразованным человеком, знал несколько языков. С целью распространения просвещения среди народа В. Тяпинский занимался переводами «Священного писания», «Евангелия» на белорусский язык.

С горечь он пишет о неуважении к родному языку, о невежестве многих простых белорусов. Считая заботу о развитии народного образования и пробуждение национальной гордости и самосознания одним из надёжных средств спасения Родины, В. Тяпинский отразил это в своих педагогических взглядах. Он глубоко был убеждён в том, что если закон Божий изучать в школе на родном языке, то это будет служит ь важным средством для единения всех слоёв общества.

Продолжая гуманистические и культурно-просветительские традиции Ф. Скорины, В. Тяпинский в своих трудах пошёл дальше, развивая мысль о значении просвещения на родном языке и поднимая вопрос об организации школ для детей из простого народа.

Многие известные белорусские просветители: Лаврентий и Стефан Зизании (братья Тустановские), Спиридон Соболь, Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий и многие другие – внесли значительный вклад в развитие культуры и просвещения народа Беларуси.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 7386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.