Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движение Просвещения во Франции (середина XVIII в.) как продолжение гуманистических традиций эпохи Возрождения




В XVIII веке в недрах феодализма ускорилось формирование иных общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы и разработке новых педагогических идей принадлежала представителям возникшего в XVIII веке движения Просвещения. В этот период появляется большое количество педагогических трактатов, в которых было выражено стремление сделать личность свободной посредством воспитания и образования, обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать закономерности педагогического процесса.

Средоточием идей эпохи Просвещения становится Франция. Предшественниками такого педагогического течения, как филантропизм во французской педагогике были прежде всего Ф. Фенелон (1651 – 1715) и Ш. Роллен (1661 – 1741).

Франсуа Фенелон, автор педагогического романа «Телемак», отвергал в воспитании авторитарность и считал необходимым обеспечивать естественное, свободное развитие ребёнка. Ф. Фенелон был одним из первых педагогов Нового времени, кто ставил вопрос о женском образовании. Он полагал необходимым не только давать женщине образование, но и воспитывать её нравственно как будущую мать, на которую лягут заботы по воспитанию детей. Отвергая жёсткость в воспитании, автор указывал, что в отношении детей следует умело сочетать нежность и ласку и одновременно приучать ребёнка к терпению.

Одним из главных недостатков традиционного обучения Ф. Фенелон считал отсутствие в нём привлекательности для детей. Исходя из этого, он предлагал чередовать игру и учёбу, избегая чрезмерной назидательности в обучении. В нравственном воспитании главной задачей считалось приучить детей к честности и искренности.

Выпускник философского факультета Парижского университета Шарль Роллен преподавал в коллежах латынь и риторику. Дважды избирался ректором Сорбонны, в 1696 году серьёзно реформировал программу обучения знаменитого университета. Ш. Роллену удалось в известной мере обобщить накопленный позитивный опыт школьного образования. Его творчество оказалось важным источником педагогических идей эпохи Просвещения. В основном труде Ш. Роллена «Трактат об образовании» (1728) им были разработаны параметры школьного обучения и воспитания. Он допускал совместное воспитание детей до 6 – 7-летнего возраста. Затем для девочек предназначалась особая программа занятий: французский язык, четыре правила арифметики, домоводство, уроки религии, светский манер и краткий курс отечественной истории.

Главное место в программе обучения отводилось родному языку. Обучение в начальных школах для бедняков предлагалось начинать с уроков французского языка. В коллеже предусматривалось продолжение знакомства с французским языком и литературой, изучение античных языков и литературы, основ естествознания и математики, для того, чтобы выпускник коллежа приобрёл «способность действовать». Ведущая роль в воспитании отводилась наставнику, который должен был воспитывать учащихся посредством морализаторских бесед с использованием примеров из биографий известных людей.

Одной из сторон деятельности представителей французского Просвещения была борьба с феодальными идеями и институтами образования и воспитания. Её начало связано с публикацией в 1748 году «Духа законов» Шарля Луи Монтескье (1689 – 1755), в котором он выдвинул следующую программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятия деспотизма абсолютной монархии; замена сословной школы системой демократического национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.

Французское Просвещение дало миру знаменитую «Энциклопедию» - свод знаний эпохи, имевший большой просветительский и педагогический смысл. Этот труд предназначался для воспитания молодого поколения в духе новых идеалов. Энциклопедисты по-новому определяли цели и содержание обучения и воспитания, верили в природные силы человека, стремились формировать его в полезном для общества направлении, развивать индивидуальные способности каждого. Общая идея, которой придерживались энциклопедисты, заключалась в том, чтобы догматическое, оторванное от жизни образование воспитанием нового человека. Исходя из принципа равенства представителей всех слоёв общества, они предлагали планы просвещения представителей третьего сословия.

Французские просветители признавали решающую роль воспитания и образования в становлении личности. Дени Дидро (1713 – 1784), размышляя об этом, рассматривал воспитание и образование как равнодействующую силу между индивидуальным и социальным, а Клод Анри Гельвеций (1705 – 1771) называл ребёнка материалом для лепки задуманного воспитателем. Гельвеций стремился перестроить образование в демократическом духе, в первую очередь, посредством индивидуализации обучения. Франсуа Вольтер (1694 – 1778) писал, что «человек всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, который в его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления». Этьен Кондильяк (1715 – 1780) полагал, что содержание школьного образования должно следовать «историческому порядку открытий человечества». Ученик, будучи максимально самостоятельным и инициативным, должен мысленно пройти тот же путь, который прошло человечество.

Возлагая большие надежды на общественное образование, французские энциклопедисты объявляли его главным приоритетом социального прогресса. Они планировали создать благоприятную учебно-воспитательную среду, обеспечив для решения педагогических задач сотрудничество школы и общественности. Предусматривалось внести соответствующие изменения в содержание учебных программ и принципы обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.