Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология больших групп




Изучение больших групп имеет важное значение для понимания психологических характеристик исторического процесса. Первые попытки изучения психологических явлений в больших социальных группах были предприняты во второй половине ХIХ века. Исследованию этнопсихологии, души народа, поведению толпы посвящали свои труды М. Лацарус и Г. Штейнталь в Германии, Г. Тард и Г. Лебон во Франции, С. Сигеле в Италии, Н.К. Михайловский в России.

Каждый человек в социуме обязательно включен в различные социальные группы, которые принято делить на большие и малые. Причем количественный критерий, то есть количество людей, входящих в группу, не является ключевым при определении категории группы; наиболее важными являются качественные характеристики групп.

Для больших социальных групп характерны следующие общие признаки (качественные характеристики):

1. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это – нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.

2. Образ жизни группы является другой важной характеристикой больших групп. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.

3. Наличие специфического языка – третья важная характеристика больших групп. Для этнических групп – это само собой разумеющаяся характеристика, для других больших групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный многим профессиональным группам, или такой возрастной группе, как молодежь [2].

Все большие группы разделяются на два вида: неорганизованные и организованные группы.

Неорганизованные группы называют так же стихийными, поскольку они возникают случайно и существуют достаточно кратковременно. К таким группам относятся толпа, масса и публика.

Выделяют следующие виды неорганизованных (стихийных) групп:

· Толпа – кратковременная и самая разнородная по составу неорганизованная группа; чаще всего образуется на улице по поводу различных событий, например, в связи с ДТП.

· Масса – более стабильное и более организованное образование, чем толпа. Масса характеризуется нечеткими границами; она собирается достаточно сознательно (например, манифестация и митинг), и, как следствие, она менее разнородна, чем толпа.

· Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В замкнутых помещениях публику именуют аудиторией. Например, публикой является общность людей, собравшихся на народные гуляния по поводу масленицы или салюта; аудиторией – общность людей, пришедших на футбольный матч, проходящий на стадионе, или пришедших в театр на спектакль, концерт.

При изучении неорганизованных больших групп исследователями было уделено особое внимания поведению человека в толпе. Г. Лебон [по 13] в работе «Психология народов и масс» отмечал, что в толпе всегда преобладает бессознательное – «Измененные чувства могут быть лучше или хуже тех, которые присущи отдельным индивидам, составляющим вместе толпу. – Толпа так же легко становится героичной, как и преступной «В толпе при определенных условиях собрание людей приобретает совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется «коллективная душа», имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты. Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении – главные черты, характеризующие явление, именуемое «трансформация личности в толпе «Для людей, подвергшихся трансформации личности в толпе, характерно:

· необыкновенная податливость внушению,

· уверенность в безнаказанности, тем более сильная, чем многочисленнее толпа,

· еще большее увеличение силы чувств толпы как результат отсутствия ответственности,

· осознание значительного, хотя и временного могущества, доставляемого численностью толпы.

Все перечисленные характеристики приводят к тому, что люди, включенные в толпу, проявляют такие чувства и совершают такие действия, которые были бы невозможны для каждого отдельного человека.

Организованные группы являются действительно социальными, поскольку складываются в ходе социально-исторического, экономического, культурного процесса, они – результат развития общества.Основные характеристики таких групп – долговременность и устойчивость существования, они занимают определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества. К этому виду групп относятся социальные классы, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Социальная психология изучает следующие структурные явления психологии большой социальной группы: менталитет, профессиональную мораль, национальный характер, нравы, обычаи и традиции.

Менталитет это интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира.

Профессиональная мораль – это система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятых определенным видом деятельности [8].

Национальный характер – совокупность наиболее устойчивых психологических качеств, сформированных у представителей нации в определенных природных, исторических, экономических и социально-культурных условиях ее развития.

Нравы – относительно устойчивые способы поведения, преобладающие в конкретном обществе или в социальной группе и воспринимаемые как правильные и обязательные.

Традиции (от лат. traditio – передача, повествование) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.

Обычаи – унаследованная стереотипизированная форма социальной регуляции деятельности, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для их членов; один из способов реализации традиции [12].

Одно из динамично развивающихся современных направлений в изучении больших групп, получившее особую известность в связи с изучением массового сознания, – концепция социальных представлений С. Московичи [11]. Социальные представления – основной элемент группового сознания, в них выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. Поэтому социальное представление выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена группы, класса, культуры. Структура социального представления состоит их трех компонентов: информации (знание об объекте), поля представления (образный и смысловой аспект) и установки (отношение, оценка объекта). Для изучения

Многие исследователи выделяют две составные части в структуре психологии больших групп: психический склад (как более устойчивое образование, к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и эмоциональная сфера (как более подвижное динамическое образование, в которое входят потребности, интересы, настроения) [2].

Другое направление в изучении больших групп – исследование социальных стереотипов. Проблематика социальных стереотипов развивалась в связи с изучением межэтнических отношений.

Социальный стереотип – это схематизированный эмоционально окрашенный образ какой-либо социальной группы, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

Выделяют следующие функции стереотипа:

· Негативная – искажение реального образа человека, группы, явления;

· Позитивная – обеспечивает быстроту и скорость ориентации в социальных группах и делает наше поведение более мобильным.

Г. Теджфел [по 2] суммировал главные выводы в области исследования социальных стереотипов:

· Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.

· Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного времени.

· Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических, экономических изменений, но это происходит крайне медленно.

· Социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.

· Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

· Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в групповых отношениях.

По мнению известного исследователя стереотипов О. Клайнберга, сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний; однако, в силу своей большой обобщенности, значительной информации они не содержат.

Область исследования социальных стереотипов больших групп уделяет особое внимание вопросу межэтнических отношений. Механизмом межэтнического восприятия является этноцентризм.

Этноцентризм – это склонность воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Таким образом, это сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам, хотя этот оттенок может возникнуть при определенных обстоятельствах.

Существует так называемая гипотеза контактов: непосредственное взаимодействие между представителями различных групп снижает этноцентризм и стереотипность оценок и суждений, создавая климат взаимопонимания и доверия и способствуя, таким образом, общему улучшению отношений между группами.

Однако, проблема значительно сложнее. Специальные исследования показали, что далеко не все и не всякие контакты между представителями различных групп ведут к улучшению отношений. В ряде случаев предшествующая напряженность в отношениях, недостаток информации друг о друге, отрицательные установки, наполненные этноцентризмом и предубежденностью, могут привести к прямо противоположному результату – к усилению антагонизма и враждебности [2].

Методы изучения больших групп во многом заимствованы в других научных дисциплинах. Поскольку типичные черты психологии больших групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальные психологи для изучения больших групп используют методы этнографии, связанные с анализом продуктов культуры. Одна из современных форм таких методов – межкультурные исследования, под которыми, по сути, понимаются сравнительные исследования, причем сравниваются не обязательно различные культуры, но и социальные группы.

Могут применяться и методы, традиционные для социологии, включающие различные приемы статистического анализа. Широко применяют методы опроса, от массового анкетирования до индивидуального глубинного интервью. Так же возможен тип корреляционного исследования в социальной психологии.

Дополнительно к названным методам исследователи больших групп используют приемы, принятые в языкознании, поскольку здесь приходится иметь дело с анализом знаковых систем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 7553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.