Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Линейное программирование




3.4. Симплексный метод с искусственным базисом
(М-метод)

При решении задач линейного программирования симплексным методом иногда бывает достаточно сложно найти исходное опорное решение (в задачах, ограничения которых заданы неравенствами типа «≥» или равенствами). В этом случае применяют метод искусственного базиса (М-метод), который позволяет избежать затруднений, связанных с нахождением исходного опорного решения.

Алгоритм метода искусственного базиса

Шаг 1. Привести задачу линейного программирования к каноническому виду.

Шаг 2. Построить М-задачу. Для этого в каждое уравнение системы ограничений, не имеющее естественную базисную переменную, необходимо ввести искусственную переменную с коэффициентом 1, не меняя знак равенства. Искусственные переменные также вводятся и в целевую функцию с коэффициентом - М (если решается задача на максимум) или +М (если решается задача на минимум), где М - сколь угодно большое число.

Шаг 3. Выписать исходное опорное решение.

Шаг 4. Заполнить первую симплексную таблицу. При применении к М-задаче симплекс-метода оценки Dj теперь будут зависеть от «буквы М».

Шаг 5. Решить М-задачу симплексным методом. Критерий оптимальности проверяется по индексной строке так же, как и в обычном симплекс-методе. При сравнения оценок нужно помнить, что М - достаточно большое положительное число, поэтому из базиса в первую очередь будут выводиться искусственные переменные.

Учесть следующие возможные случаи:

а) если в оптимальном решении М-задачи все искусственные переменные равны 0, то соответствующее решение исходной задачи являет оптимальным;

б) если в оптимальном решении М-задачи хотя бы одна из искусственных переменных не равна 0, то исходная задача не имеет оптимального решения из-за несовместности системы ограничений;

в) если М-задача не имеет оптимального решения, то исходная задача также не имеет оптимального решения.

Если искусственная переменная выводится из базиса, то в дальнейших расчетах она не участвует, то есть соответствующий ей столбец не пересчитывается.

Шаг 6. Когда все искусственные переменные будут выведены из базиса, а в индексной строке Dj не будет «буквыМ», завершить решение задачи обычным симплексным методом.

Пример. Решить задачу линейного программирования:

Приведем задачу к каноническому виду:

Для нахождения исходного опорного плана переходим к М-задаче:

В качестве базисных переменных возьмем z1, z2, х5, тогда небазисные – х1, х2, х3, х4.

Полагаем х1 = х2= х3= х4= 0, тогда х5 =1, z1 =3, z2 =2.

1-я итерация.

Дальнейшее решение проводим в симплексных таблицах. Составляем первую симплексную таблицу, соответствующую исходному опорному решению (таблица 3.2):

.

 

 

Таблица 3.2

ci БП - 10         - M - M bi
x1 x2 x3 x4 x5 z1 z2
- M z1   - 1 - 1          
- M z2       - 1        
  x5 - 1 - 2            
  Dj -3M+10 - 5 M M       - 5M

 

Все строки таблицы, за исключением индексной, заполняем по данным системы ограничений и целевой функции. Элементы последней строки рассчитываем:

,

и т.д.

В числе базисных переменных есть искусственные переменные, значит, найденное решение не является оптимальным и его можно улучшить. В качестве разрешающего столбца следует принять столбец переменной х1:

, т.е. k =1.

За разрешающую строку принимаем строку переменной х7:

, т.е. s =1.

Разрешающим является элемент а11 =2, т.е. вводим в базис переменную х1, выводим z1.

2-я итерация.

Формируем следующую симплексную таблицу (таблица 3.3).

 

ci БП - 10         - M - M bi
x1 x2 x3 x4 x5 z1 z2
- 10 х1   -1/2 -1/2         3/2
- M z2   3/2 1/2 -1       1/2
  x5   -5/2 -1/2         5/2
  Dj   -3М/2 -М/2+5 М       -М/2-15

 

Из таблицы 3.3 находим опорный план:

.

В числе базисных переменных есть искусственные переменные, значит, найденное решение не является оптимальным и его можно улучшить. Разрешающим элементом является а22 =3/2.

3-я итерация.

Формируем следующую симплексную таблицу (таблица 3.4).

 

ci БП - 10         - M - M bi
x1 x2 x3 x4 x5 z1 z2
- 10 х1     -1/3 -1/3       5/3
  х2     1/3 -2/3       1/3
  x5       -5/3       10/3
  Dj               -15

В третьей симплекс-таблице получен опорный план исходной задачи ЛП:

, .

Поскольку все оценки , то это решение является и оптимальным, т.е. х1 =5/3, х2 =1/3 (основные переменные), х3 =0, х4 =0, х5 =10/3 (дополнительные переменные), при этом




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.