Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика художественного конструирования




Этапы художественного конструирования.

Тема. Художественно-конструкторские задачи

Гармония человека и предметной среды - это основная задача, которой подчинены все стороны дизайнерского творчества.

В целом процесс художественного конструирования можно разделить на четыре этапа.

Первый этап – исследовательский. Он начинается с технического задания, содержащего информацию о функциональном назначении и условиях эксплуатации проектируемого изделия, основные технические данные (габариты, материалы и пр.).

На исследовательском этапе проводится сбор материала на основе отечественной и зарубежной информации (литературы, фотоснимки, проспекты, техно-конструктивные характеристики и т.п.) и его анализ, изучение аналогичных образцов изделий (в натуре или по литературным источникам).

Таким образом, исследовательский этап образует основу процесса дизайнерского проектирования, в ходе которого главную цель художника-конструктора составляет форма изделия, её связь с функцией и конструкцией, её приспособление к человеку и материальной среде.

Второй этап – поисковый, во время которого дизайнер с помощью эскизов (графических и объёмных) находит принципиальное художественно-конструкторское решение. После анализа возможных вариантов решения выбирается наиболее оптимальный вариант.

Третий этап – проектный, когда в определённых масштабах выполняются чертежи в ортогональных и перспективных проекциях. Удобно разрабатывать чертежи и выбирать технологию изготовления по изготовленному на втором этапе объёмному макету в масштабе или в натуральную величину.

На четвёртом этапе – рабочего проектирования – выполняются чертежи общего вида изделия, его конструкции, шаблонов, рабочая модель изделия (если требуется) и составляются технологические карты на изготовление по операциям.

При предполагаемом серийном выпуске данного вида изделия возможен этап натурных испытаний образца или образцов.

 

Решение художественно-конструкторских задач – основной этап создания нового предмета, творческого поиска и окончательного представления. При этом необходимо владеть мастерством композиции, знать её законы и средства.

Композиция – это совокупность отдельных закономерно расположенных и взаимосвязанных частей в едином гармоническом целом. Закон гармонического единства содержания и формы любого архитектурного или художественного произведения – один из основных законов теории и композиции.

К основным средствам композиции относятся: пропорция, ритм, статичность и динамичность, симметричность и асимметричность, объёмно-пространственная структура, тектоника, масштабность, фактура, цвет.

При помощи различных композиционных средств идёт поиск и уточнение формы изделия или элемента интерьера, его пропорций, цветового соотношения, выбор рациональной конструкции, материала и отделки, решение общей архитектурно-планировочной композиции, взаимосвязь отдельных предметов и окружающей среды.

В зависимости от пространственного расположения форм при проектировании интерьера применяется три вида композиции: фронтальная, объёмная и объёмно-пространственная.

Фронтальная композиция характеризуется двухмерным расположением элементов по вертикали и горизонтали. Она может быть симметричной и асимметричной, иметь композиционный центр и пространственные связи с окружающей средой.

Объёмная композиция характеризуется решением элементов по трём координатам пространства, отличается объёмной, относительно замкнутой поверхностью и рассчитана на восприятие со всех сторон.

В объёмно-пространственной композиции различные пространственные формы располагаются по трем координатам и рассчитаны на восприятие комплекса форм при движении человека в глубину.

Фронтальная композиция характерна для построения плоскостных форм, например, пристенной корпусной мебели, объёмная – для форм с изолированным объёмом, глубинная – для проектирования ансамбля интерьера или экстерьера и организации пространственных связей.

Художник-конструктор, дизайнер должен знать методику анализа: типологического, функционального, экономического, визуального, психофизиологического, хорошо владеть методикой синтеза в творческом процессе, приёмами и средствами гармонизации формы изделий и их комплексов, интеграцией аналитических элементов и, наконец, методикой модельного проектирования.

Практическая деятельность художника-конструктора требует также системы знаний в области антропометрии, инженерной психологии, физиологии и гигиены, т.е. комплекса знаний, объединённых понятием эргономика.

Эргономика даёт комплексный взгляд на отношение человека к технике и учит использованию психофизиологических характеристик человека при конструировании. Она способствует правильной разработке структуры изделия и интерьера.

 

Для художника-конструктора наиболее важны следующие разделы эргономики:

- особенности зрительного восприятия человека;

- антропометрия;

- основные гигиенические требования;

- основные закономерности моторики человека (биомеханика).

Требования эргономики показывают, что полный учёт «человеческих факторов» является неотъемлемой частью всего процесса художественного конструирования, в результате чего обеспечивается удобство пользования предметами и оборудованием, максимальное соответствие условиям эксплуатации и, в конечном счете, оптимизации условий человеческой жизни.

Эскизы интерьеров и элементов их оборудования, малых архитектурных форм выполняются в виде рисунков и чертежей в чёрно- белых и цветных вариантах. В них предлагаются целесообразные объёмно- компоновочные схемы оборудования и основных его элементов, конструктивные узлы и варианты использования тех или иных материалов и видов отделки.

Первые эскизы выполняются без масштаба, выявляя в основном идею, а последующие – в масштабе 1: 10 или 1:5.

Одновременно с разработкой эскиза обычно ведётся поиск объёмно-пространственного решения с помощью макетирования. В процессе макетирования автор получает наиболее полное представление о форме, пропорциях проектируемого объекта в целом и соотношениях деталей.

В проектировании используют объёмные макеты отдельных изделий, групп, интерьеров и элементов оборудования. В зависимости от масштаба (1:1; 1:2,5; 1:5; 1:10), степени проработки и этапа художественного проектирования макеты выполняют в условных материалах, в сочетании их с натуральными или имитацией в материалах, предусмотренных проектом.

По характеру выполнения макеты бывают рабочими и демонстрационными.Рабочий (поисковый) макет предназначен для авторской проверки композиционных решений. Демонстрационный макет изготовляют, когда практически решён композиционный замысел и нет кардинальных изменений. Его выполняют более качественно, детализируют.

Существуют также демонстрационные макеты интерьеров и мебели, используемые на выставках. Они отличаются более высоким качеством изготовления, с возможной трансформацией отдельных элементов и др.

Готовые макеты можно использовать для получения фотографий и фоточертежей, помогающих выявлению композиционно-объёмного и планировочного замысла. Лучше получаются снимки с объёмных макетов из непрозрачного материала на контрастном фоне, с интерьеров - при наличии прозрачных стен. Для выявления масштабности при фотографировании используют фигурки людей.

В настоящее время широко используется компьютерная графика, позволяющая получить наиболее полные демонстрационные материалы.

Художественно-конструкторский, или дизайнерский, проект выполняется после утверждения эскизного проекта.

В состав проекта, определяемого назначением предмета, входят:

1. планировка помещения или площадки;

2. общие виды изделия;

3. разрезы;

4. компоновочные схемы;

5. перспектива;

6. макет;

7. пояснительная записка.

Планировка помещения (горизонтальное его сечение, вид сверху), с расстановкой мебели и оборудования, рабочих мест с определением функциональных зон, проходов, выполняется различными способами художественно-графического оформления в масштабах 1:50; 1:25; 1:20; 1:10.

Общие виды проектируемого оборудования вычерчивают в ортогональных проекциях в масштабе 1:10; 1:5; 1:2,5; 1:1. В зависимости от содержания ортогональные проекции подразделяются на виды спереди (фасад), боковой вид (фасад) и план. Их дополняют основной и, в случае необходимости, дополнительный разрезы, сечения, узлы. Перспективное изображение помогает иллюстрировать общее объёмно-пространственное решение интерьера и его деталей.

Раздел 2. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕБЕЛИ

Тема. Классификация мебели




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.