Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.2. Функциональные основы проектирования мебели




Номенклатура мебели определяется планировкой того или иного помещения, назначением, трудовыми или бытовыми процессами, количественным или профессиональным составом людей, тщательным изучением функциональных и пространственных связей человека, оборудования и среды, анализом существующих конструкций изделий, их функционирования, ёмкостью и характером заполнения объёмов. Номенклатура, так же как и формы и конструкции мебели, постоянно обновляется.

Общность конструктивных, композиционных и декоративно-художественных средств, применяемых в различных произведениях искусства и обусловленных комплексом определённых (социальных, экономических, технологических) условий, вызывала появление и развитие того или иного стиля в искусстве.

Особый вид искусства - искусство интерьера, с которым тесно связано искусство создания мебели и её эстетика. Архитектурно-художественное решение мебели в значительной мере определяет комфортабельность и художественные качества помещения, бытовые условия людей и влияет на их самочувствие и настроение. Мебель формирует внутреннее пространство зданий различного назначения.

Древесина – основной материал для изготовления мебели – одной из главных групп изделий прикладного искусства. Именно в мебели лучше всего проявляются как технологические и конструктивные, так и художественные свойства древесины.

Основные художественные требования к современной мебели исходят из того, что, во-первых, она, как всякий продукт человеческого труда, создаётся для удовлетворения практических нужд человека. Во-вторых, её создание, проектирование и изготовление определяются целым комплексом требований: социально-экономических, функциональных, производственно-технологических, эргонометрических, конструктивных и эстетических, которые действуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом, определяя рациональную форму того или иного мебельного изделия или группы изделий.

Основные требования к мебельным изделиям, которые обеспечивают их гармоничное включение во внутреннюю предметную среду архитектурных сооружений, следующие: удобство размещения мебельных изделий и их набора в помещении определённого назначения, соответствие мебели размерам помещений, а также единство стилевой направленности решения интерьера и мебели.

Мебельные формы органически связаны с архитектурой определённых периодов и стилей. Произведения художественной мебели, которые вошли в историю искусства, были принадлежностью замков, дворцов, жилищ высших слоёв общества и поэтому имеют элитарный характер. Начиная со второй половины XIX века, мебель преимущественно создавалась для средних слоёв общества и её формы выражают всё более демократический характер. Это проявляется в меньшей декоративности изделий, более дешёвых материалах, обращении к формам традиционной народной мебели.

В современной отечественной и зарубежной практике продолжается создание мебели в традиционных и народных формах. Это образцы не массового производства, а индивидуального изготовления. Отдельные группы мебельных изделий, отличающиеся фольклорным характером, находят применение, как в жилом интерьере, так и в массовых общественных зданиях.

Создание оригинальных образцов мебели является сферой деятельности архитекторов и дизайнеров. Часто оригинальность решения интерьера определяется совершенством и неповторимостью разработанных для него элементов меблировки и отделки.

Мебель классифицируется по следующим основным признакам:

1. эксплуатационным (по целевому назначению);

2. функциональным, т.е. по характеру использования человеком;

3. художественно-конструктивным, определяющим форму изделий, конструкцию, взаимосвязь их между собой и окружающей средой;

4. технологическим, определяющим метод изготовления, применяемые материалы;

5. качественным, характеризующим требования к процессу художественного конструирования, производства и эксплуатации.

Формы мебели издавна выводились из художественных решений формообразования зданий. Мебель значит больше, чем просто функциональные элементы. И хотя она служит, в первую очередь, удовлетворению практических потребностей – лежанию, сидению, работе, размещению предметов и т.п., одновременно предметы мебели имеют особое значение как элементы формообразования интерьера (схема 1).

Схема 1.

По функциональным признакам можно выделить следующие группы мебели:

1. для лежания;

2. для сидения;

3. мебель-подставка;

4. мебель-хранилище;

5. комбинированная.

Каждая группа характеризуется своими специфическими особенностями, обусловленными рядом названных выше признаков (схема 2).

Схема 2.

Художественно-конструкторская сторона мебели определяется характером пространственной организации формы, взаимосвязью основных конструктивных элементов между собой и архитектурно-компоновочными приёмами.

В зависимости от характера связи основных конструктивных элементов различают мебель:

1. неразборную;

2. разборную;

3. складную;

4. складируемую;

5. трансформируемую.

В зависимости от художественно-композиционных задач, определяемых характером пространственной организации интерьера и приёмами компоновки, мебель бывает передвижного типа в виде отдельных изделий или секций, гарнитуров или наборов и встроенного типа в виде встроенных шкафов и шкафных перегородок.

Технология производства мебели в первую очередь определяется применяемыми материалами и способами их обработки (схема 3).

Схема 3.

В процессе конструирования мебели учитывается весь процесс функционирования изделия в интерьере по отдельным этапам и стадиям в связи с назначением и использованием его человеком. Определяются рациональные размеры, степень обеспечения необходимых удобств, устанавливаются оптимальные объёмы ёмкостей, взаимосвязь изделий в общем ансамбле.

Комплекс функциональных требований базируется на данных антропометрии, физиологии и гигиены, инженерной психологии.

Размерообразование мебели требует знания габаритов и пропорций тела физически нормально развитого человека, размеров частей тела в различных положениях, в покое и в движении.

Основные антропометрические признаки детей дошкольного возраста приведены на рис.1 и соответственно в табл. 1. Аналогичные данные для взрослых приведены на рис.2 и табл.2.

Рис. 1 Основные антропометрические данные детей дошкольного возраста (3-7 лет)

 

Таблица 1

Основные антропометрические данные детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Обо значе ние наименование Размеры в зависимости от возраста, мм
3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
  Рост стоя          
  Высота плеча          
  Ширина плеч          
  Длина руки          
  Длина кисти          
  Длина ноги          
  Размер стопы       - -
  Рост сидя       -  
  Длина плеча - -      
  Длина предплечья - -      
  Длина голени - -      
  Длина бедра - -      
  Пальцевая точка       - -
  Высота до глаз          
  Высота до локтя          
  Высота до стола          
  Высота поднятой руки          
  Раскинутые руки          
  Высота до перил          

Таблица 2

Основные антропометрические данные взрослых

 

обозначение наименование Размеры, мм
М Ж
  Рост стоя    
  Высота до глаз    
  Ширина плеч    
  Длина руки    
  Рост с поднятой рукой    
  Длина тела    
  Высота бедра    
  Длина бедра    
  Длина ноги    
  Высота колена    

 

Пространство, необходимое человеку при различных положениях тела, зависит не только от размеров тела, но и от характера совершаемых действий, размеров и формы окружающего оборудования и планировочных параметров помещения. Примерные размеры человеческой фигуры при различных положениях и занимаемое человеком пространство показаны на рис.3.

Рис. 3 Занимаемое человеком пространство при различных положениях тела в процессе труда и отдыха

Для проектирования удобной в функциональном отношении мебели и назначения размеров элементов конструкций нужно учитывать также биомеханические возможности человека, отвечающие физиологическим, гигиеническим и психологическим особенностям его организма. Положение тела оказывает влияние на деятельность всех органов человека, поэтому основными вопросами физиологии и гигиены труда, которые необходимо учитывать при проектировании мебели, являются обеспечение удобного и устойчивого положения тела, определение функциональных рабочих зон, траектории движения конечностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.