Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В экономике




Роль малых, средних и крупных фирм

Многообразие существующих форм организации биз­неса, основные из которых мы рассмотрели в предыдущем парагра­фе, порождает широкий спектр возможностей для реализации пред­принимательской функции в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповтори­мой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность класси­фицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно-правовых форм. Наиболее распространенный подход к классифика­ции фирм - разделение их на м алые, с редн и е или крупные. Следу­ет выделить два основных метода классификации фирм - количе­ственный и качественный.

Согласно наиболее известному методу классификации фирм - ко­личественному, - предприятие определяется как малое, среднее или круп­ное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся ко­личество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (вало­вая выручка за год).

В мировой практике встречаются весьма разнообразные варианты использования количественного метода в целях классификации фирм. Так, Администрация малого бизнеса (АМБ), учрежденная при правитель­стве США в 1953 г., разработала классификацию малых фирм для США. Ее структуру можно определить как двухступенчатую. Сначала формируется граница размера фирмы по отраслевому принципу (см. табл. 9.1).


 




Глава 9


Теория фирмы и организационные формы бизнеса


 


Таблица 9.1 Определен и е м алых ф и р м по кла с с и ф и кац ии Ко мит е т а по дела м м алого б и знеса пр и прав ит ель ст ве США

Оборот (млн. долл.)
Количество занятых

Отрасль

от 2,0 до 8,0 от 9,5 до 22,0 от 1,0 до 9,5 до 1,0
до 1500

Розничная торговля

Оптовая торговля Строительство Промышленность

Сельское хозяйство

 

Источник: Barrow С. The Essence of Small Business (2nd ed). Prentice Hall Europe, 1998. P. 3.

 

Вторая ступень классификации предусматривает более детальную разбивку по величине торгового оборота или количеству занятых внутри отрасли в зависимости от конкретного вида основной деятель­ности фирмы.

В менее крупных странах, таких, например, как Дания или Ирлан­дия, пороговые значения критерия количества занятых ниже, чем в США. Так, в Дании применяется следующая классификация: до 49 за­нятых - малая фирма; от 50 до 199 занятых - средняя фирма; свы­ше 200 занятых - крупная фирма.1 В Дании даже под такое «занижен­ное» определение крупной фирмы подпадают лишь около 400 компа­ний, а если бы здесь применялась классификация, принятая в США, то таких фирм практически бы не было.

Варианты качественных классификаций фирм базируются на крите­риях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический ста­тус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятель­ности. Такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт исследователей, но при этом делается акцент на отличия, внут­ренне присущие компаниям того или иного размера.

1 Barrow С. The Essence of Small Business (2nd ed). Prentice Hall Europe, 1998. P. 5.

В последние несколько десятилетий широкое распространение по­лучила также теория жизненного цикла (или этапов роста) фирмы, по­явившаяся в результате исследований в области организационных наук и в области маркетинга - науке о продви­жении товара на рынок. Предполагается, что продукт, выпускаемый фирмой, про­ходит несколько этапов с точки зрения его появления и ухода с рынка:


0) этап разработки нового продукта 1)этап внедрения на рынок 2)этап роста 3)этап зрелости

4) этап насыщения

5) этап упадка.

Этот подход, впервые разработанный американским экономистом - маркетологом Т. Левиттом в 1965 г., также способствовал распрост­ранению качественных определений размера фирмы на основе выде­ления характерных этапов ее развития. Один из вариантов данной теории фокусирует внимание на стратегии развития продукта как ин­дикаторе этапа роста фирмы. При этом фирмы рассматриваются в динамическом плане, как развивающиеся, начиная от малой, ориен­тированной на производство одного продукта, до крупной, диверси­фицирующей свою деятельность по товарному и отраслевому прин­ципу. Для характеристики этапа развития продукта используется коэф­фициент специализации, равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.

Эти классификации помогают ответить на вопрос о том, стоит ли перед государством задача поддержки тех или иных групп фирм для со­здания благоприятной среды в национальной экономике. Известная фраза «что хорошо для «Дженерал Моторз», то хорошо для Америки», отражает точку зрения, в соответствии с которой государство должно ставить своей целью всемерную поддержку крупных фирм, занимающих передовые позиции в национальной экономике.

Другая точка зрения основана на том, что в самом механизме конку­ренции заложена «мина замедленного действия»: со временем с рынка выдавливаются небольшие фирмы, а крупные в таких условиях имеют меньшие стимулы для интенсивного развития. Следовательно, госу­дарство должно поддерживать конкурентную среду в экономике, с одной стороны, предоставляя льготы малым фирмам, а с другой -сдерживая ограничительную деловую практику1 строгим антимоно­польным законодательством. В современной экономической политике развитых стран преобладает именно последняя позиция.

Крупную фирму вряд ли сметут с рынка неожиданные колебания процентных ставок или курсов валют: ее Деятельность, как правило, диверсифи­цирована по различным отраслям и

Даже странам. Эти субъекты рынка об- ' Напомним. что ограничь

тельная деловая практика - это

ладают значительными преимущества- стратегия фирм, подрывающая

ми перед малыми и средними компани- свободную конкуренцию


 

Теория фирмы и организационные формы бизнеса

Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Различие тех задач, которые решают­ся ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.

Глава 9

ями с точки зрения возможностей использования эффекта масштаба, тем самым неся значительно меньшие удельные издержки (издержки на единицу продукции) по сравнению со своими «меньшими братьями».

Помимо этого очевидного «плюса» крупных и крупнейших фирм, лег­ко привести и другие причины их успеха в конкурентной борьбе. Выда­ющийся австрийский экономист Йозеф Шумпетер еще в начале прошло­го века высказал мнение о том, что прогресс в производстве благ под силу лишь крупным субъектам экономического процесса, способным концентрировать большой коллектив ученых и разработчиков новых технологий. Шумпетер считал, что крупные монополистические ком­пании, имеющие превосходство над малыми и средними фирмами в возможностях концентрации научных, производственных и финансо­вых ресурсов, постепенно вытеснят более слабых конкурентов, при­чем доля малого бизнеса будет неуклонно сокращаться с ростом тем­пов научного прогресса. Утверждение Шумпетера о том, что крупные фирмы будут определять экономическую динамику, особенно в новых наукоемких и капиталоемких отраслях, также разделяет американский экономист, видный представитель институциональной школы Джон Гэл-брейт. Он выделяет следующие причины превосходства крупного бизне­са: во-первых, высокая стоимость научных исследований, и, во-вторых, длительные сроки их реализации и окупаемости.

Однако, действительные проблемы, с которыми может столкнуться корпорация, весьма похожи на те, с которыми столкнулся, в прямом смысле этого слова, огромный океанский лайнер «Титаник», одноимен­ный фильм о трагедии которого прогремел на весь мир. Как мы уже говорили ранее, в силу возрастания трансакционных издержек адми­нистративного контроля по мере увеличения размера фирмы, степень ее управляемости и скорость реагирования на рыночные изменения имеют тенденцию к снижению. Таким образом, «синдром Титаника», из-за действия которого крупная фирма не сможет вовремя увернуть­ся от «айсберга» изменившихся рыночных условий, способен пустить даже такого гиганта ко дну.

Обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъ­юнктуру рынка, малые фирмы способны не только удовлетворять посто­янно меняющиеся запросы потребителей, но и дают уникальные воз­можности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы, как показала практика послевоенных десятилетий, легче идут на риск ново­введений, что получило отражение и в названии таких фирм - «венч у р­ные» (от англ. venture - рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают ре­шать проблемы занятости населения.


Основные понятия:

Неоклассическая теория фирмы Институциональная теория фирмы

Фирма

Проблема «принципал-агент»

Отлынивание

Активы

Общие активы

Специфические активы

Интерспецифические активы

Контракт

Классический контракт

Неоклассический контракт

Отношенческий контракт

Индивидуальное владение

Партнерство

Корпорация

Диверсификация

Акция

Дивиденд


neoclassical theory of the firm

institutional theory of the firm

firm

principal-agent problem

shirking

assets

common assets

specific assets

interspecific assets

contract

classical contract

neoclassical contract

relational contract

individual proprietorship

partnership

corporation

diversification

stock, share

dividend



Глава 10


Теория производства и предельной производительности факторов


 


Глава 10. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ФАКТОРОВ

«Подобно тому, как цен­ность зависит от предель­ной полезности, так и доли в распределении зависят от предельной производитель­ности».

Джон Б. Кларк

В предыдущих главах мы изучали ценообразование на рынках конечных товаров и услуг. Теперь мы приступаем к изучению большого раздела микроэкономики - рынков факторов производ­ства и особенностей ценообразования на них. Используемые в про­изводстве ресурсы, как отмечалось в гл. 3, принято называть факто­рами производства, главными из которых являются труд, капитал, земля и предпринимательство.

Механизм функционирования рынков факторов производства осно­ван на тех же принципах, что и механизм функционирования рынков конечных товаров и услуг. Как и при изучении товарных рынков, мы бу­дем широко использовать предельные величины при анализе рынков факторов.

В настоящей главе будут выяснены законо м ерно сти с про с а на ре су р с ы в их самом общем в и де. Специфические особенности спроса на рынках труда, капитала, земли, так же, как и их предложе­ние, будут рассмотрены в гл. 11-14. Исследование механизма функ­ционирования рынков факторов мы начинаем с детального рассмотре­ния теории производства.

§ 1. Производственная функция

Теория производства изучает зависимость между коли­чеством используемых ресурсов и объемами выпускаемой продукции. В основе этой теории лежит концепция производственной функции.

Про и звод ст венная ф у нкц и я определяе т м ак сим альный о б ъе м вып ус ка прод у кц ии пр и каждо м заданно м кол и че ст ве ре су р с ов. Эта функция описывает зависимость между затратами ресурсов и выпуском


продукции, позволяя определить максимально возможный объем выпус­ка продукции при каждом заданном количестве ресурсов, или мини­мально возможное количество ресурсов для обеспечения заданного объема выпуска продукции. Производственная функция суммирует толь­ко технологически эффективные приемы комбинирования ресурсов для обеспечения максимального выпуска продукции. Любое усовершенство­вание в технологии производства, способствующее росту производи­тельности труда, обусловливает новую производственную функцию.

Производственный процесс представляет собой способ соединения факторов производства с целью их превращения в конечные товары и услуги. Мы исходим из предположения, что главной целью фирмы явля­ется максимизация прибыли. Для того, чтобы быть конкурентоспособ­ной, фирма должна применять такой производственный процесс, кото­рый наиболее эффективно использует имеющиеся ресурсы. Иначе го­воря, для производства заданного объема продукции используется ми­нимальное количество ресурсов. Это - главная составляющая любой функционирующей фирмы, максимизирующей прибыль. Производствен­ные методы считаются технологически неэффективными, если для вы­пуска заданного объема продукции они используют больше ресурсов, чем другие методы, обеспечивающие те же объемы выпуска.

Рассмотрим условный пример. Имеются два варианта возможного сочетания факторов при производстве телевизоров. В первом варианте для сборки одного телевизора используется 3 ед. труда и 1 ед. капита­ла. Во втором варианте требуется 2 ед. труда и 1 ед. капитала. Очевид­но, что второй вариант является технологически более эффективным, так как при том же количестве единиц капитала используется меньшее количество единиц труда. Следовательно, производственная функция не будет учитывать первый, технологически неэффективный, вариант производства. Причем, не только сами ресурсы должны использоваться наиболее эффективно, но и создаваемая в результате продукция долж­на отвечать требованиям потребителей и по цене, и по качеству. Фирма должна одновременно и обеспечивать потребности покупателей, и при­менять наиболее эффективные технологические и экономические спо­собы производства. Если фирма не выполняет эти условия, то она не­избежно утратит свою конкурентоспособность.

Базисные пропорции производственной функции могут быть иссле­дованы на примере простой двухфакторной системы: 2 вида ресурсов -1 вид конечной продукции. Рассмотрим производственный процесс, при котором различные количества труда (/.) и капитала (К) могут быть ис­пользованы для производства телевизоров (О). Производственная фун­кция для такой системы будет иметь следующий вид:

Q = f(L,K) (1)


 




Глава 10

Таблица 10.1 Аль т ерна ти вные способы про и звод ст ва прод у кц ии ( т елев и зоры, ш т .)

 

      Труд количество единиц (фактор ц    
Капитал,                    
единиц                    
(фактор К)                    
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Данные, характеризующие нашу производственную функцию, пред­ставлены в таблице 10.1.

Из таблицы 10.1 мы видим, что существуют определенные комбина­ции различных факторов для производства максимального объема кон­кретного вида продукции. Анализ таблицы позволяет сделать два важ­ных вывода.

Во-первых, производственная функция показывает максимальное количество товара, которое может быть произведено при различных со­четаниях факторов L и К. Например, сочетание 2 ед. труда и 3 ед. капи­тала обеспечивает выпуск 48 ед. продукции, 4 ед. труда в сочетании с 6 ед. капитала дает в результате 90 ед. продукции и т. д.

Во-вторых, производственная функция показывает альтернативные возможности, при которых различные комбинации факторов обеспечи­вают один и тот же объем выпуска продукции. Например, объем выпус­ка продукции, равный 106 ед. (выделен жирным шрифтом), может быть получен при следующих сочетаниях факторов: 6 ед. труда и 6 ед. капи­тала; 8 ед. труда и 5 ед. капитала.

При изучении производственной функции необходимо подробнее рассмотреть известные нам категории эффек т а масштаба про и звод­ ст ва и о т дачи о т фак т ора.

Масштаб производства задается производственной функцией. В на­шем примере производственная функция выпуска телевизоров описы­вается уравнением (1). Если фирма принимает решение об одновремен-


Теория производства и предельной производительности факторов

ном и пропорциональном изменении количества всех применяемых фак­торов, то налицо - изменение масштаба производства.

Предположим, что фирма, имеющая первоначально объем выпуска продукции Qv принимает решение об увеличении масштаба производ­ства в п раз. В этом случае заданная производственная функция при­мет следующий вид: Q2- f(nL, nK), где Q2- объем выпуска телевизоров после изменения масштаба производства.

Вза и мо с вязь м ежду и з м енение м м ас шт а б а производ ст ва и соот­ветствующим и з м енен и е м в о б ъе м е вып ус ка прод у кц ии называе т­с я о т дачей о т м а с шта б а. Отдачу от масштаба можно измерить путем сравнения процентного изменения в выпуске продукции с процентным изменением в количестве всех применяемых факторов.

Принято различать постоянную, возрастающую и убывающую отда­чу от масштаба.

По ст оянная о т дача о т масштаба. Если при пропорциональном уве­личении количества факторов в п раз, объем производства тоже возра­стет в п раз, то имеет место постоянная отдача от масштаба, т. е. Q2 = nQ1 (где Q, - первоначальный объем производства). Например, фирма столкнется с ситуацией постоянной отдачи от масштаба, если при пропорциональном удвоении количества всех ресурсов объем про­изводства тоже удвоится.

Возра ст ающая о т дача о т масштаба. В случае, когда пропорцио­нальное увеличение количества всех применяемых факторов в п раз вызовет рост объема производства больше, чем в п раз, наблюдается возрастающая отдача от масштаба, т. е. Q2> nQr

Обратимся к данным таблицы 10.1. Предположим, что фирма для производства 34 телевизоров использует следующее сочетание факто­ров: 1 ед. труда и 3 ед. капитала. В случае пропорционального удвое­ния всех факторов их комбинация будет выглядеть следующим образом: 2 ед. труда и 6 ед. капитала. Такое сочетание факторов обеспечит объем производства, равный 71 телевизору. Это означает, что увеличе­ние количества факторов производства на 100% привело к росту объе­ма выпуска продукции почти на 109%. В данном случае производствен­ная функция демонстрирует возрастающую отдачу от масштаба.

Но каковы источники возрастающей отдачи? Важнейшими из них яв­ляются специализации в рамках фирмы и используемая технология. Увеличение масштабов производства может позволить фирме нанимать специалистов в той или иной области производственной и сбытовой Деятельности. Действительно, маленькая обувная фабрика или «кус-тарь-одиночка» по пошиву обуви вряд ли будут привлекать отдельного


 




 


Глава 10


производства и предельной производительности факторов


 


 

§2-

специалиста по дизайну продукции, рекламе, работе с персоналом и т. п. Разделение труда на крупной фабрике позволяют рабочим специа­лизироваться на отдельных операциях (один клеит подошвы, другой из­готавливает шнурки и т. п.) Крупная фирма может себе позволить такие расходы, которые, изменяя внутреннюю организацию производства, в итоге и приведут к более чем пропорциональному увеличению выпуска по сравнению с затратами. Технология же позволяет использовать круп­ные капиталоемкие производственные мощности, которые более произ­водительны в расчете на единицу готовой продукции. Так, в мелком фермерском хозяйстве его владелец может позволить себе вместо од­ного холодильника установить два. Но мощный рефрижератор на круп­ной ферме окажется более производительным, так как в расчете на еди­ницу замороженной продукции он окажется дешевле, чем два небольших и более дешевых холодильника мелкого фермера.

У м ень ш аю щ ая с я о т дача о т масштаба. Когда пропорциональное увеличение всех применяемых факторов в л раз вызывает рост объема производства меньше, чем в п раз, имеет место убывающая отдача от масштаба, т. е. Q2< nQr

Вернемся к данным таблицы 10.1 и рассмотрим ситуацию, когда фирма принимает решение о пропорциональном увеличении на 50% факторов, используемых в следующей комбинации: 2 ед. труда и 6 ед. капитала. При таком изменении масштаба производства фирма будет применять 3 ед. труда и 9 ед. капитала. Соответствующий данной ком­бинации факторов объем выпускаемой продукции составит 86 телеви­зоров. Видно, что рост объема производства по сравнению с первона­чальным объемом (71 телевизор) составляет всего 21%, в то время как рост количества применяемых факторов - 50%. В данном случае фир­ма сталкивается с ситуацией убывающей отдачи от масштаба. Причи­нами уменьшающейся отдачи от масштаба чаще всего бывают растущие бюрократические, или иерархические, издержки внутреннего управле­ния разросшейся фирмы. Распоряжения «сверху-вниз» проходят через все большее количество инстанций, административные расходы возра­стают в большей степени, нежели выпуск готовой продукции. В целом это ведет к снижению эффективности производства.

О т дача о т фак т ора показывает зависимость м ежд у о б ъе м о м вып ус кае м ой прод у кц ии и и з м енен и я ми в кол и че ст ве одного фак­ т ора пр и не и з м енно м кол и че ст ве др у гого. По мере наращивания од­ного переменного фактора начинает проявляться тенденция, известная как закон убывающей предельной производительности, или убывающей предельной доходности фактора производства, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.


Теория предельной производительности факторов

Анализ теории предельной производительности факто­ров требует рассмотрения таких понятий, как о бщи й, предельный и средний прод у кт переменного фактора производства. Общий прод у к т (ТР) - э т о сумм арный о б ъе м вып ус ка прод у кц и и, полученный в ра м ках заданной про и звод ст венной ф у нкц ии, и и з м еренный в ф и­ з и че с к и х ед и н и цах.

Понятие общего продукта позволяет выявить зависимость между объемом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного ресурса при неизменном количестве других.

Предположим, что фирма использует 2 ед. капитала.Тогда производ­ственная функция будет представлена данными, содержащимися во второй строке таблицы 10.1. Как видно из ее данных, при использова­нии 2 ед. капитала общий объем производства будет зависеть от коли­чества используемых единиц труда. Таким образом, общий продукт пе­ременного фактора L может быть описан следующей производственной функцией:

(2)

Q- f (L), при К - const.

Это уравнение выражает отношение между общим выпуском продук­ции и количеством фактора L, при условии, что количество фактора К постоянно и равно 2 ед. Графически данная производственная функция будет иметь следующий вид:

 

 

 


Глава 10


производства и предельной производительности факторов


 


Кривая производственной функции построена на основе данных таб­лицы 10.1. и показывает зависимость между объемом выпускаемой про­дукции и затратами одного переменного фактора L при неизменном ко­личестве фактора К (К= 2). Очевидно, что, если количество используе­мого фактора К будет зафиксировано на другом уровне, то производ­ственная функция, описывающая общий объем выпуска фактора L, бу­дет иметь иной вид.

Рассмотрев понятия общего продукта фактора, мы можем легко вы­вести понятие предельного и среднего продукта фактора.

Предельный продук т фак т ора про и зводс т ва (MPJ, и с численный в физиче с ких ед и н и цах, показывае т из м енение в о б ъе м е выпу с ка прод у кц ии, вызванное ис пользован и е м дополн ит ельной ед и н и цы данного фак т ора (L) пр и не и з м енно м кол и чес т ве в с ех о ст альных. Предельный продукт фактора может быть исчислен следующим образом:

MPL = AQ /AL (3)

где MPL - предельный продукт фактора L, ДО - изменение общего объема выпуска продукции, AL - изменение количества фактора L.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.