Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товарный рынок




Общие положения статистики товарных рынков

 

Товарный рынок представляет собой систему отношений купли-продажи со своей иерархией и структурой.

В отношения купли-продажи вступают субъекты рынка - продавцы и покупатели. Отношения субъектов рынка обеспечиваются его инфраструктурой. Объектом отношений купли-продажи является товар.

Роль государства в формировании и развитии товарных рынков сводится к осуществлению минимально необходимых мер по законодательному и нормативному регулированию рыночной деятельности, а также - к защите экономических прав и свобод субъектов рынка и интересов общества и государства.

Элементами товарного рынка являются товарное предложение, цена и спрос. Взаимосвязь элементов рынка приведена на рис. 3.2.1.

 

 

 

Рис. 3.2.1. Взаимосвязь товара, цены и спроса.

Продавцами товаров могут быть производители, реализующие свою продукцию, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям.

Покупателями товара могут быть конечные потребители, оптовые, мелкооптовые и розничные торговые посредники, а также производители, приобретающие товары для производственного потребления.

В зависимости от типа покупателя товарные рынки делятся:

· на оптовый рынок, где покупателями являются производители и массовые потребители;

· на торгово-посреднический рынок, где покупателями являются торговые предприятия, приобретающие товар для последующей продажи;

· на розничный (потребительский) рынок, где покупателями выступают конечные потребители, приобретающие товар для личного потребления и для домашних хозяйств.

Оптовая и мелкооптовая продажа товаров, как правило, оплачивается по безналичному расчету, хотя, например, известен способ оптовой продажи под названием “плати и забирай” (сarri-and-cash), который заключается в оперативном заключении сделки, оплате наличными деньгами и немедленном вывозе товара (при этом обычно делается скидка с оптовой цены).

Момент фактического отпуска товара и момент уплаты денег могут не совпадать, что создает некоторые трудности в учете товарооборота. Так, при продаже в кредит при отпуске товара уплачивается лишь часть денег, но в товарооборот включается вся стоимость проданного товара. При продаже по подписке, наоборот, вносится вся сумма, а товар доставляется в установленные соглашением сроки.

В розничной торговле покупатель преимущественно расплачивается наличными деньгами, однако расширение продаж по каталогам и образцам, торговля в кредит, а также внедрение кредитных пластиковых карточек приводят к увеличению доли безналичных расчетов в розничной торговле.

В системе товарных рынков особое место занимает биржевой рынок товаров, выступающий не только посредником между продавцом и покупателем, но и организатором процесса купли-продажи, механизма, сводящего владельца товара и владельца денег, инструмента формирования и прогнозирования цен.

В соответствии с товарно-отраслевыми признаками товарный рынок можно классифицировать на рынки готовых изделий, рынки сырья и полуфабрикатов, рынки услуг (рис. 3.2.2).

 

Товарные рынки     Рынки готовых изделий       Рынки машин и оборудования
    Рынки бытовых промышленных изделий
    Рынки прочих готовых изделий
       
    Рынки сырья и полуфабрикатов   Рынки топлива
    Рынки промышленного сырья
    Рынки сельскохозяйственных и лесных товаров
       
    Рынки услуг   Рынки научных изобретений
    Рынки транспортных услуг
      Рынки прочих услуг

Рис. 3.2.2. Товарно-отраслевая классификация товарных рынков

При изучении товарного рынка, его разбивают на рынки отдельных товаров. Например, рынок промышленного сырья включает рынки стали, никеля, драгоценных металлов, алмазов, химикатов, пластмасс и др. На рынке топлива особое место занимает рынок нефти и нефтепродуктов, а на рынке сельскохозяйственных товаров - рынок зерна, так как эти продукты являются биржевыми товарами.

В формировании структуры товарного рынка важнейшую роль играют степень монополизации рынка. Ее основными вариантами являются:

· монополия (один продавец и неограниченное число покупателей);

· монопсония (один покупатель и неограниченное число продавцов);

· олигополия (несколько продавцов и неограниченное число покупателей):

· олигопсония (несколько покупателей и неограниченное число продавцов);

· полиполия и полипсония, приближающиеся к состоянию неограниченной конкуренции.

Поэтому различают следующие виды рынка:

· монополистический рынок, характеризующийся доминированием одного поставщика;

· олигополистический рынок, характеризующийся доминированием группы крупнейших продавцов.

Подобное разграничение товарных рынков абстрактно, так как даже однотипные рынки имеют различную степень монополизации.

На рис. 3.2.3 приведены основные секторы и сегменты товарного рынка.

 

Товарный рынок       Закрытый сектор       Внутрифирменные поставки
    Долгосрочные коммерческие сделки
    Субпоставки
    Специальная торговля
    Встречная торговля
       
    Открытый рынок   Краткосрочные сделки
    Розничная и оптовая торговля
    Нелегальная торговля

Рис. 3.2.3. Основные секторы и сегменты товарного рынка

Закрытый сектор товарного рынка представляет часть рынка, в которой продавцы и покупатели взаимодействуют посредством отношений, не имеющих коммерческого характера. К основным сегментам закрытого рынка относятся:

· внутрифирменные поставки товаров;

· долгосрочные коммерческие сделки;

· субпоставки товаров - поставки мелких и средних фирм, выступающих подрядчиками крупных монополий;

· специальная торговля - поставки товаров по программам помощи и особым межправительственным соглашениям;

· встречная торговля, охватывающая взаимообусловленные операции.

Открытый сектор товарного рынка - это совокупность сегментов, для которых характерны операции коммерческого характера. К основным сегментам открытого сектора относятся:

· краткосрочные сделки;

· розничная и оптовая торговля;

· нелегальная торговля.

Методология статистической оценки товарных рынков (федерального, регионального, местного) разработана на базе Концепции развития товарных рынков в Российской Федерации.

Статистические исследования товарных рынков целесообразно проводить дифференцированно, разделяя рынки на сектора по видам товаров. Кроме того, надо исследовать рынки предприятий различных форм собственности, а также рынки организованной и неорганизованной торговли. Такие исследования позволяют выделить:

· разные источники формирования ресурсов;

· механизм ценообразования;

· разные каналы товародвижения;

· различные типы покупателей;

· специфику формирования и распределения прибылей.

Главной целью статистического изучения товарных рынков является получение информации, необходимой для функционирования рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.