Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ масштаба и потенциала рынка




Анализ рыночной конъюнктуры следует начинать с характеристики масштаба и типа рынка. Масштаб рынка определяется объемом продаж товаров, числом и размерами фирм, выступающих на нем в качестве продавцов, торговых посредников или реализующих свой товар. Объем продаж определяется количеством сделок и товарооборотом.

Тип рынка определяется степенью его сбалансированности, назначением товара, интенсивность конкуренции, организационной структурой, территориальными характеристиками, маркетинговой деятельностью и др.

Оценка масштаба и типа рынка дополняется характеристикой потенциала рынка, определяющего возможности товарного предложения и покупательского спроса, т.е. сколько товаров при определенных условиях может быть выставлено на рынок и сколько товаров рынок сможет продать.

Потенциал рынка подразделяется на производственный и потребительский. Производственный потенциал определяет предельные возможности товарного предложения. Наиболее простая модель производственного потенциала рынка товара Х имеет вид:

, (3.3.1)

где – запланированный объем поставки товара Х на рынок i -м производственным предприятием в соответствии с портфелем заказа;

– цепной прирост цены единицы товара Х;

– коэффициент эластичности предложения от цены;

n – число предприятий.

Пример 3.3.2. На предприятии запланирована поставка 1000 ед. продукции. Коэффициент эластичности равен 3, т.е. при увеличении цены на 1% предложение вырастет на 3%, а при снижении цены сократится на 3%. Цена снизилась на 10%. Производственный потенциал рынка, на котором единственным поставщиком является это предприятие, составит:

ед.

Таким образом, предприятие может сократить поставку на 30% и отгрузить всего 700 ед. продукции.

Емкость рынка - максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен. Емкость рынка показывает, сколько и каких товаров необходимо иметь на рынке, чтобы наиболее полно удовлетворить существующие и возможные потребности покупателей.

В методических рекомендациях по маркетингу емкость рынка приравнивается к объему реализации, исчисляемому по балансовой формуле:

V=Q + Z + J- E, (3.3.2)

где V - емкость рынка; Q - производство товаров; Z - остатки товарных запасов; J - импорт товаров; Е - экспорт товаров. И. К. Беляевский [2] считает, что расчет емкости рынка по формуле (3.3.2) неточен, так как объем производства должен базироваться на оценке емкости рынка. Емкость рынка j -го товара производственного потребления, на котором участвует предприятие, производящее этот товар, по методике Беляевского может быть рассчитана по формуле:

, (3.3.3)

где – емкость рынка j -го товара производственного потребления;

– количество единиц i -го товара производственного назначения;

– удельный расход j -го товара производственного потребления на изготовление единицы i -го товара производственного назначения с учетом нормативных потерь и возможных изменений в технологии;

– средний размер изменения товарных запасов j -го товара производственного потребления;

– часть емкости рынка j -го товара производственного потребления, приходящаяся на долю конкурентов, в том числе импортеров;

n – число видов товаров производственного назначения.

Пример 3.3.2. В регионе выпускается 1000 единиц первого вида и 500 единиц второго вида товаров производственного назначения. По нормативам на изготовление единицы товара первого и второго вида требуется соответственно 0,8 т и 0,6 т металла. Запасы металла увеличились до 10 т. Импорт металла составляет 100 т.

Рассчитаем емкость рынка металла по формуле (3.3.3):

т.

Упражнение 3.3.1. На предприятии выпускается 100 единиц первого вида, 120 единиц второго вида и 75 единиц третьего вида товаров производственного назначения. По нормативам на изготовление единицы товара первого, второго и третьего вида требуется соответственно 0,05 т, 0,07 и 0,03 т пластмассы. Запасы пластмассы уменьшились до 5 т. Импорт пластмассы составляет 10 т.

Рассчитайте емкость рынка пластмассы.

Емкость однотоварного потребительского рынка Беляевский предлагает рассчитывать, учитывая потребление товара по каждой группе потребителей:

, (3.3.4)

где – емкость рынка данного товара;

– численность потребителей i -ой группы;

– потребление товара на единицу i -ой группы;

– стимулированный спрос товара у потребителей i -ой группы;

– наличие товара у потребителей i -ой группы (насыщенность рынка);

– процент износа товара (морального и физического) у потребителей i -ой группы;

– процент нерыночного потребления товара у потребителей i -ой группы;

С – часть емкости рынка товара, приходящаяся на долю конкурентов, в том числе импортеров;

n – число групп потребителей.

Пример 3.3.3. Определим емкость рынка товара Х поданным табл. 3.3.1 при условии, что в текущем периоде цены возрастут на 20%, а доходы у высокообеспеченных, среднеобеспеченных и малообеспеченных семей увеличатся соответственно на 30%, 10% и 2%.

Таблица 3.3.1

Факторы емкости рынка товара Х

    Группы семей по доходу     Число семей, тыс. Потребление товара Х в базисном периоде, ед./семья Коэффициент элластичности, %   Наличие товара Х, ед./семья Износ товара Х в % от наличия Нерыночное потребле-ние в % от наличия
по цене по доходу физи-ческий мора-ральный
Высокообес-печенные     8,2   -0,6   1,2        
Среднеобес-печенные     3,4   -1,4   2,5        
Малообеспеченные     1,5   -3,0   3,4        

Сначала для каждой группы семей определим потребление в текущем периоде:

ед./семья,

ед./семья,

ед./семья.

Емкость рынка товара Х вычислим по формуле (3.3.4):

 

 

=2388,4 тыс. ед.

Удельные веса рассмотренных групп семей в общей емкости рынка составляют соответственно 30,52%, 48,04% и 21,44%.

Упражнение 3.3.2. Определите емкость рынка товара Х поданным табл. 3.3.1 при условии, что в текущем периоде цены возрастут на 10%, а доходы у высокообеспеченных, среднеобеспеченных и малообеспеченных семей увеличатся соответственно на 20%, 5% и 1%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.