Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каталожная и аукционная цена произведения




Авторская цена произведения искусства

Себестоимость произведения искусства

Формирование стоимости произведения изобразительного искусства и особенности оформления заказных работ

В себестоимость произведения искусства входят: стоимость материа­лов (Сч), из которых оно изготовлено, стоимость вложенного труда (ко­торая определяется объемом затраченного труда Т и его квалификацией А:) и накладные расходы R. Таким образом, себестоимость можно пред­ставить в виде формулы

Себестоимость произведений меняется в широких пределах в зависи­мости от вида искусства. Наиболее высокой себестоимостью обладают в среднем произведения монументальной скульптуры. Для различных ма­териалов (камень, бронза, бетон, дерево и т.д.), размеров произведения и техники его изготовления себестоимость может меняться в масштабах до десятков миллионов рублей. Сопоставимая по масштабу себестоимость ювелирных изделий в некоторых случаях обусловлена высокой ценой на исходные материалы — драгоценные металлы и камни.

Наименьшей себестоимостью в среднем обладает графика. Здесь се­бестоимость отдельного произведения (например, оттиска линогравюры) иногда не превышает 5—7 руб.

Расчет себестоимости производится обычно самим автором произве­дения в каждом конкретном случае.

Авторской ценой называется та цена, по которой данное произведение искусства продается его автором. Существующие сборники нормативов для определения расценок на авторские (уникальные) произведения обыч­но предлагают диапазон цен, где нижняя граница совпадает с себестои­мостью произведения, а верхняя превышает ее в 3—5 раз.

Превышение величины авторской цены над себестоимостью произ­ведения определяется уровнем мастерства автора. Точное определение уровня мастерства, как правило, затруднительно. Речь может идти толь­ко о приблизительном, ориентировочном значении этого параметра. Тем не менее общий уровень произведения искусства поддается измерению по двум составляющим.

1. Технический уровень мастерства определяется тем, в какой степени автор произведения владеет данной изобразительной техникой. Уверен­ное владение техническими навыками в первую очередь сказывается на


Глава 41. Маркетинг произведений изобразительных искусств 419

долговечности произведения. Например, недостаточное знание правил сочетаемости красок может привести к тому, что произведение масляной живописи почернеет в течение нескольких лет. Акварельная живопись, написанная с нарушениями технологии, может полностью выцвести за несколько недель. (При мастерском использовании классическая техни­ка масляной живописи гарантирует сохранение облика произведения в течение 500 лет и более. Современные полиакриловые художественные краски имеют фирменную гарантию сохранения цвета на 300 лет. Но в любом случае прочность и «жизнеспособность» произведения главным образом определяется техническим мастерством автора).

Если стоимость произведения невелика или уровень технического мастерства гарантируется именем мастера, этот уровень может быть опре­делен при визуальном обследовании, «на глаз». В более сложных случаях экспертиза проводится приборными методами в специализированных лабораториях.

2. Уровень художественного мастерства определяется как цельность, точность и продуманность образа, воплощенного в данном произведении.

Основные составляющие визуального образа таковы:

• композиция и пропорция (относительные размеры и взаимное рас­положение деталей произведения относительно друг друга);

• цветовое решение произведения;

• фактурный ключ произведения (характер поверхности произведе­ния, реальный или иллюзорный);

• знаково-символический ряд произведения.

Для мастерского произведения характерна связность образа, т.е. взаи­модополняющие, взамоусиливающие отношения между компонентами. Выбор композиционной структуры, соотношение красок, гладкая или шероховатая поверхность, характер красочного мазка, использованные знаки и символы — все это не случайно, а продумано и подчинено обще­му замыслу. Произведение настоящего мастера построено так, что ни при­бавить, ни отнять от него нельзя ни одной детали — без того, чтобы образ не оказался нарушен.

Анализ образной структуры произведения выполняют эксперты-ис­кусствоведы. Чем оригинальнее, своеобразнее и уникальнее произведе­ние, тем более высокая квалификация требуется для его оценки.

Основная масса произведений изобразительных искусств переходит от автора к постоянному владельцу опосредованно, через руки торговцев (маршанов, галеристов, аукционеров). В сферу совместной деятельности художников и посредников входит формирование и распространение ка­талогов.


420 Раздел XI МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Каталог — это сборник сведений о произведениях изобразительных искусств, объединенных по признаку общего автора, участия в выставке, аукционе или галерее. Соответственно, каталоги могут быть персональ­ными, выставочными и т.д. О каждом произведении, помещенном в ка­талог, обычно имеется следующая информация: техника исполнения, размеры по горизонтали и вертикали, год исполнения и каталожная цена.

Каталожной ценой называется цена, по которой данное произведение можно приобрести через посредство издателя каталога. В случае если из­дателем каталога является сам автор произведения, каталожная цена со­впадает с авторской. В других случаях она складывается из авторской цены и гонорара посредника. Если на момент составления каталога собствен­ником произведения является не автор, то авторская цена заменяется на цену, назначенную собственником.

Формирование каталожной цены является сложным, многофактор­ным процессом. На ее величину влияют такие трудноуловимые парамет­ры, как мода на стиль, жанр или имя художника, относительная мера престижности, связанные с данным произведением исторические собы­тия и лица. Например, документально подтвержденная принадлежность ювелирного изделия (табакерка, перстень) Наполеону Бонапарту увели­чивает каталожную цену изделия в сотни раз. В некоторых случаях исто­рическая ценность произведения оказывает решающее влияние на цену произведения. Например, в 1979 г. при распродаже личных вещей Элвиса Пресли поклонники «Короля рок-н-ролла» купили пыль со сцены Аль­берт Холл Палас, на которой несколько раз выступал певец.

Аукционная цена формируется в результате аукциона — открытого со­ревнования предложений о приобретении данного произведения. В ходе аукциона на конечный уровень цены влияет ряд факторов социально-психологического характера: соперничество и честолюбие коллекционе­ров, личные пристрастия галеристов и экспертов, искусство аукционера. Значительные по масштабу аукционы, как правило, объявляются за не­сколько месяцев. Издается каталог произведений, выставляемых на аук­цион. Однако аукционные цены могут в конечном итоге значительно превысить каталожные. Так, например, картина В. Ван Гога «Ирисы» была продана аукционом Кристи в 1986 г. за 47 млн дол. при каталожной цене почти в три раза меньше.

На формирование каталожной и аукционных цен большое влияние оказывает имидж автора, произведения или стиля. Формированием имид­жа профессионально занимаются художественные критики. Используя средства массовой информации, критика может как способствовать, так и препятствовать продвижению данной группы произведений на рынок. Историческими примерами такого влияния могут служить биографии


Глава 41 Маркетинг произведений изобразительных искусств 421

художников Рубенса и его современника Рембрандта. При сопоставимом уровне личного мастерства и художественной ценности произведений Рубенс оказался гораздо успешнее в отношениях с рынком. Талантливый дипломат, обаятельный и общительный аристократ, он сумел создать себе имидж блистательного художника. К концу жизни Рубенс составил одно из крупнейших состояний тогдашней Европы. Рембрандт, нелюдимый и дурно воспитанный «сумрачный гений», большую часть своих работ был вынужден продавать по минимальным ценам и умер в нищете.

Более современным примером служит история жизни и творчества Сальвадора Дали. При всей несомненной значительности его художе­ственного творчества коммерческий его успех во многом определяется имиджем скандальной известности. Самореклама, которой Дали увлечен­но занимался всю жизнь, определила высокие цены на его произведения в сравнении с другими мастерами сюрреализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.