Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация маркетинга и инфраструктура рынка труда




Значение маркетинга на рынке труда можно подчеркнуть следующи­ми моментами:

• люди так или иначе связаны с рынком труда — работают и/или на­нимают рабочую силу, а маркетинг позволяет им стать более ин­формированными, избирательными и результативными в трудовых отношениях;

• маркетинг улучшает регулирование процессов формирования и распределения (перераспределения) трудовых ресурсов за счет изу­чения конъюнктуры рынка труда, сбора и анализа информации о возможных объемах и структуре необходимых профессий и специ­альностей, стимулирования распределения труда, организации со­ответствующей рекламы;

• маркетинг влияет на воззрения персонала и образ жизни людей — растут требования работодателей к нанимаемому работнику (ло­яльность, высокая профессиональная компетентность, делови-



Раздел XII НЕКОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ


тость, предприимчивость, инициативность, организованность и пунктуальность, здоровый образ жизни, знание иностранного язы­ка, уровень культуры и пр), а у работников формируются свои до­полнительные требования к рабочему месту (соответствующая затратам труда заработная плата, хорошие условия труда, устраи­вающий работника распорядок рабочего дня, перспективность про­фессии, корпоративная культура и т.д.); • маркетинг содействует улучшению качества жизни, так как все пе­речисленные выше пункты в совокупности создают работнику, фирме и государству условия для продуктивного использования трудового потенциала и, следовательно, для максимального удов­летворения потребности всех субъектов трудовых отношений. Как уже говорилось, маркетинг на рынке труда осуществляется раз­ными агентами, преследующими собственные цели. Особую роль играет государство, функцией которого является регулирование рынка труда — процесс целенаправленного воздействия на условия использования ра­бочей силы через систему экономических, правовых, административных, организационных мер.

Можно говорить о различных уровнях рынка труда, каждому из кото­рых присущи своя система интересов, свои задачи, своя инфраструктура. На общегосударственном уровне регулирование рынка труда осуществ­ляется преимущественно государственными органами. В России это Ко­митет Государственной думы РФ по труду и социальной политике, Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба по труду и занятости, Рост-рудинспекция, Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. В организации рынка труда участвуют также профсоюзы и научные учреждения (НИИ труда, Институт проблем занятости РАН, различные социологические организации и т.д.).

На этом уровне решаются задачи как прогнозно-исследовательские: ранняя диагностика предотвращения будущих структурных дисбалансов в сфере труда, выявление тенденций формирования и межрегионального распределения рабочей силы, прогнозирование изменений отраслевой и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, опре­деление тенденций динамики цены рабочей силы, — так и администра­тивные: установление трудовых нормативов, законодательство о трудовых отношениях, о миграции и др.

В частности, содержание деятельности Федеральной государственной службы занятости населения — органа, в наибольшей степени связанно­го с рынком труда, согласно ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», составляют:


Глава 43. Маркетинг на рынке труда



• оценка состояния и прогнозирование развития занятости населе­ния, информирование о положении на рынке труда;

• разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ со­действия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытываю­щих трудности в поиске работы;

• содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодате­лям, — в подборе необходимых работников;

• организация при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения ква­лификации безработных граждан;

• осуществление социальных выплат в виде пособия по безработи­це, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их со­держании.

Определенное влияние на национальный рынок труда оказывают институты наднационального уровня. Наиболее авторитетным из них является Международная организация труда (МОТ) — специализированное учреж­дение ООН.

В ее задачи входят:

• улучшение существующих условий труда;

• регламентация рабочего времени (в том числе установление мак­симальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели), регламентация набора рабочей силы;

• установление гарантий заработной платы, обеспечивающей удов­летворительные условия жизни, и др.

Нормативы, установленные МОТ, должны соблюдаться всеми стра­нами, входящими в ее состав.

МОТ предполагает трехстороннее представительство: каждая страна представлена в ней независимыми друг от друга делегатами правитель­ства, наемных работников и предпринимателей.

Задача формирования единой политики на рынке труда в постсоветском пространстве осуществляется Межпарламентской Ассамблеей (МПА) го­сударств—участников СНГ. Этой организацией приняты Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств и рекомендательный акт «О миграции трудовых ресурсов в странах СНГ», регламентирующий права трудовых мигрантов и закладывающий основы межгосударствен­ного регулирования трудовой миграции. Постоянная комиссия МПА по



Раздел XII. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ


социальной политике и правам человека видит свою задачу в разработке единого модельного трудового кодекса и иных рекомендательных актов, как-то: «О занятости населения в странах СНГ», «Об охране труда», «О коллективных договорах и соглашениях», «Об ответственности нанима­теля за нарушения законодательства о труде», «О государственном соци­альном страховании» и др.

Дальнейших прорывов в этой сфере можно ожидать в результате создания Единого экономического пространства (Россия, Украина, Бе­лоруссия и Казахстан), предполагающего, в частности, свободное пере­мещение рабочей силы.

В 1990-х годах осуществлялась беспрецедентная программа Европей­ского союза TACIS, направленная на массовую переподготовку россий­ских (а также украинских) офицеров, увольняемых в запас.

На региональном уровне инфраструктура рынка труда представлена, во-первых, областными департаментами Федеральной службы по труду и занятости и иными административными учреждениями содействия за­нятости, во-вторых, государственными и частными кадровыми агентствами.

Задачи регулирования рынка труда на региональном уровне — под­держание соответствия спроса и предложения рабочей силы в конкрет­ных условиях территории, формирование трудового потенциала, соответствующего требованиям экономики региона с учетом менталите­та и социо культурных ценностей населения, обеспечение организаций необходимыми кадрами из различных источников, в том числе за счет межрегионального перераспределения, обеспечение эффективной и ди­намичной занятости населения (обучение, переобучение, трудоустрой­ство высвобождаемых работников и незанятых граждан).

Основными направлениями деятельности областного департамента Федеральной службы по труду и занятости являются:

• анализ положения на территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению и сокращению негативных социально-эко­номических последствий массового высвобождения работников;

• разработка территориальной программы содействия занятости на­селения;

• организация работы в центрах занятости населения и координа­ция их деятельности по профессиональной ориентации и психо­логической поддержке, профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных граждан и незанято­го населения, по развитию и поддержке малого бизнеса, организа­ции предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости, возрождению народных промыслов и прикладного ис­кусства;


Глава 43 Маркетинг на рынке труда



определение основных направлений профессиональной подготов­ки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом потребностей рынка труда и сложившегося рын­ка рабочей силы, формирование или использование имеющейся учебно-производственной базы для реализации указанных целей, содействие в опережающем профессиональном обучении высво­божденных работников;

• создание территориального банка данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных учебных мест для профессионально­го обучения по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда;

• организация информационного обслуживания населения о воз­можностях трудоустройства, втом числе с переездом в другую мест­ность, проведение межтерриториального перераспределения трудовых ресурсов совместно с заинтересованными организация­ми;

• контрольза исполнением работодателями независимо от форм соб­ственности законов и других нормативных правовых актов по воп­росам, входящим в компетенцию органов службы занятости.

На государственные службы занятости (аналог биржи труда, существу­ющей во многих странах) возложены две группы функций: администра­тивные и оказание услуг. Сюда входят регистрация ищущих работу, признание или непризнание их в качестве безработных, назначение по­собий по безработице, контроль за безработными, профилактика безра­ботицы, организация общественных работ, тестирование лиц, желающих получить работу, профессиональная ориентация и переподготовка, изу­чение конъюнктуры рынка труда, лицензирование деятельности частных кадровых агентств, посредничество между работодателем и ищущим ра­боту, психологическая помощь, информационные услуги и т.д.

С 2003 г. услуги работодателям могут быть платными.

С конца 1980-х годов в России стал развиваться новый институт — частные агентства содействия занятости населения (кадровые агентства).

По функциональному признаку выделяются различные виды агентств:

• платные бюро по трудоустройству, чья деятельность аналогична по содержанию деятельности государственных служб;

• агентства по поиску и подбору специалистов по заказам работода­телей — как правило, специалистов высококвалифицированных, причем чаще из лиц, уже имеющих работу; эта деятельность среди специалистов называется «рекрутмент», или рекрутинг, а соответ­ствующая профессия — рекрутер (от англ. recruit — вербовать);



Раздел XII. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ


• разновидность рекрутинговых агентств — хедхантинговые агентства (от англ. headhunting — охота за головами) специализирующиеся на поиске особо редких специалистов, например, высших менеджеров;

• специализированные агентства (например, агентство «Мэри Поп­лине» в г. Омске занимается трудоустройством нянь, сиделок, гу­вернанток, поваров, домработниц и т.д. и предоставлением услуг для бизнесменов и бизнеследи, не имеющих достаточно времени для занятий с детьми и ведения домашнего хозяйства);

• агентства по трудоустройству за границей или по найму иностран­ных граждан;

• центры профессиональной подготовки и переподготовки;

• агентства по временному трудоустройству и по временному пре­доставлению рабочей силы (после августовского 1998 г. кризиса, когда российские фирмы оказались в целом в более выгодном положе­нии, чем иностранные, возникла новая услуга—лизинг персонала);

• комплексные агентства, сочетающие различные функции.

В некоторых регионах при государственных службах занятости или в кадровых агентствах создаются клубы ищущих работу, где обучают искус­ству ведения переговоров с работодателем, составлению резюме и жизне­описания (CV), основам бизнес-этикета.

К региональной инфраструктуре относятся и специализированные га­зеты, например «Естьработа!» (Иркутск), «Биржа труда», «Хочу работать» (Омск); «Вестник службы занятости» (Брест); «Ключ Биржа труда» (Са­мара) и др., с объявлениями о вакансиях и данных ищущих работу, а так­же аналитическими статьями, в том числе собственных экспертов, по проблемам занятости и безработицы.

На микроуровне (уровень предприятия) маркетинг осуществляется отделом кадров. Его задача — максимально эффективное с точки зрения работодателя использование рабочей силы.

В функции отдела кадров (отдела персонала) наряду с подбором но­вых сотрудников часто входит также и последующая работа с ними — адап­тация, мотивация, обучение, а также увольнение. Кадровые службы крупных корпораций реализуют программы по непрерывному повыше­нию квалификации персонала, по повышению мотивации занятых.

На этот отдел возлагается маркетинговая задача двоякого рода: с од­ной стороны, служить исполнительным органом в системе менеджмента персонала в организации, анализировать кадровые проблемы предприя­тия, находящиеся в его компетенции, вырабатывать рекомендации и ме­тоды решения проблем маркетинговых подходов на внутрифирменном рынке труда; с другой стороны, являться связующим звеном в системе


Глава 43. Маркетинг на рынке труда



региональной системы маркетингового управления трудом, участвовать в маркетинговых исследованиях в данной области на региональном уровне и в отраслевом разрезе.

Во многих странах значительную роль на данном уровне играют также профсоюзные организации, защищающие работников от увольнения и кон­куренции; в зависимости от сложившихся традиций они могут рассмат­ривать в качестве своих «клиентов» либо всех работников данной организации независимо от членства в профсоюзе, либо всех членов дан­ного профсоюза в противовес нечленам. У нас в стране роль профсоюзов, к сожалению, фактически ничтожна.

Наконец, существует еще персональный уровень, осуществляемый са­мими работниками с помощью или без помощи тех или иных инфраструктур­ных организаций. Содержание маркетинга здесь — это самостоятельные исследования спроса на рынке, повышение качества своей рабочей силы (повышение квалификации, а также поддержание здоровья), выработка умения себя преподнести (самопрезентация, самомаркетинг). Последний аспект будет рассмотрен отдельно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.