КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие хозяйственного портфеля фирмы
Каждая фирма изготовляет и продает самые разнообразные товары, которые на отдельных зарубежных рынках могут находиться на различных этапах жизненного цикла. Это необходимо учитывать, и следует определить, сколько и каких товаров на каждом из этапов жизненного цикла целесообразно иметь, чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность как в рассматриваемый период, так и в перспективе. Совокупность всех производимых товаров и оказываемых услуг и предлагаемых для продажи на внешних рынках определяет содержимое глобального хозяйственного портфеля фирмы. В этом портфеле можно выделить отдельные товары одной или нескольких ассортиментных позиций, предназначенных для определенного зарубежного рынка или его сегмента. Подразделения, изготовляющие такие товары, можно рассматривать в качестве стратегических бизнес-единиц, что позволяет провести анализ глобального хозяйственного портфеля, учитывая взаимные связи отдельных элементов портфеля по странам или регионам. Для обоснования наиболее приемлемого варианта развития отдельных СБЕ существует несколько методов, основными из которых являются: * модель BCG («Boston Consulting Group» - Бостонской * модель GE\McKinsey (Мак-Кинси); * модель Хофера - Шенделя; * модель ADL\LC (Артура Д. Литтла). Модель Бостонской консультационной группы (БКГ) Модель БКГ была разработана в начале 70-х гг. прошлого столетия одной из ведущих компаний управленческого консалтинга Boston Consulting Group. В этой модели рассматриваются четыре вида стратегических бизнес-единиц (СБЕ), определяемых производством четырех видов товара: «звезды», «трудные дети», «дойные коровы» и «собаки». К «звездам» относятся СБЕ, товары которых занимают значительную долю на быстро растущих рынках. Такие СБЕ получают значительную прибыль. Однако для поддержания и закрепления их лидирующих позиций необходимы существенные финансовые ресурсы. Вложение таких ресурсов является оправданным. В дальнейшем при стабилизации целевого рынка «звезды» превратятся в «дойных коров».
СБЕ «трудные дети» имеют низкую долю на рынке и высокие темпы роста продаж. Доминирующее положение на рынке занимают конкуренты. Поэтому для сохранения или усиления позиций на рынке такие СБЕ имеют значительные потребности в финансовых ресурсах. Прежде чем вкладывать какие-либо средства, фирма должна определить, насколько целесообразно это делать. В зависимости от наличия свободных финансовых ресурсов у фирмы, у СБЕ «трудные дети» имеется возможность сохранить или завоевать новые позиции на рынке. Следует также учитывать возможное поведение конкурентов. Если по каким-то причинам положение таких СБЕ не удастся сохранить или улучшить, то они могут превратиться в потребляющих ресурсы «собак». К «собакам» относятся СБЕ, товары которых имеют небольшую долю на медленно растущих рынках. Такие СБЕ, как правило, убыточны, и для сохранения их позиций на целевых рынках требуются значительные финансовые ресурсы. Поэтому необходим анализ деятельности таких СБЕ и постепенное изъятие средств для использования их на более перспективных целевых рынках. К «дойным коровам» относятся СБЕ, имеющие высокую долю рынка, темпы роста которого хотя и сохраняются, однако являются несущественными. Для таких СБЕ нет потребности в значительных финансовых ресурсах. Вместе с тем, сохраняя достаточно большую долю рынка, «дойные коровы» имеют высокий уровень прибыли, которая может быть аккумулирована и использована для развития СБЕ, осуществляющих свою деятельность на быстро растущих рынках. После этого каждая из СБЕ находит свое отображение на матрице «рост рынка - доля рынка» (рис. 10.4).
Рис. 10.4. Матрица БКГ «Рост рынка» характеризует темпы роста соответствующего товара, а «доля рынка» определяет относительную долю товара фирмы на исследуемом рынке. Указанные параметры характеризуют каждую из СБЕ, которая отображается окружностью на матрице. Центр каждой из таких окружностей имеет координаты, определяемые соответствующими величинами темпа роста рынка и относительной доли фирмы на рассматриваемом рынке. Величина окружности пропорциональна общему размеру всего рынка. Анализ построенной матрицы предполагает разработку конкретных предложений по развитию бизнеса, учитывая целесообразность: * сохранения или увеличения доли «звезд» на рынке обусловленного ими бизнеса; 4 сохранения, увеличения или уменьшения бизнеса, обусловленного производством «вопросительных знаков»; * сохранения или увеличения доли «дойных коров» на * сохранения, сокращения или ликвидации бизнеса, Рассматриваемой модели присущ ряд недостатков. Одним из основных таких недостатков является предположение о том, что более высокая доля рынка обеспечивает получение более высокой прибыли. На самом деле это не всегда так. И как уже подчеркивалось выше, имея незначительную долю рынка, фирма может иметь высокий уровень прибыли. Вторым серьезным недостатком модели является предположение о том, что чем выше темпы роста рынка, тем больше возможности развития и самой фирмы. На самом деле это не совсем верно, поскольку на маркетинговые возможности фирмы оказывает влияние целый ряд и других факторов. Модель Мак-Кинси Успешное использование модели Бостонской консультационной группы явилось стимулом для проведения дальнейших исследований в этой области. В результате были разработаны многие модели, подобные модели БКГ. Одной из таких моделей и является модель, совместно разработанная компанией «Дженерал электрик» (General Electric) и консалтинговой фирмой «Мак-Кинси и Ко». В модели Мак-Кинси используется матрица, содержащая девять квадрантов, используемых для отображения и сравнительного анализа стратегических позиций и возможностей развития отдельных СБЕ (рис. 10.5).
Определяющими факторами в модели являются привлекательность рынка и наличие преимуществ в конкуренции. Привлекательность рынка или отрасли определяется на основе анализа таких факторов, как: * темпы роста рынка; * рентабельность отрасли; * уровень конкуренции; * поведение потребителей; * отношение потребителей к торговой марке; * другие. Рис. 10.5. Матрица Мак-Кинси При определении конкурентных позиций анализируются такие факторы, как: * относительная доля рынка; * наличие каналов распределения; * эффективность каналов распределения; 4 квалификация менеджеров и сотрудников; 4 имидж фирмы; * технологические преимущества фирмы; * возможности реализации маркетинга; С учетом указанных факторов, а также других факторов, важных для конкретной фирмы, строится матрица 10.5. Использование этой матрицы предполагает, что фирма должна в первую очередь осуществлять инвестиции и стремиться к развитию тех СБЕ, которые имеют сильные позиции, а рынок создает для них наиболее привлекательные возможности. В этой матрице в правом верхнем углу расположены СБЕ, имеющие первостепенное значение для развития бизнеса фирмой. Для таких СБЕ и следует, прежде всего, предусмотреть дополнительные инвестиции. Для СБЕ, находящихся в трех клетках в нижнем левом углу матрицы, дополнительные инвестиции, как правило, должны быть ограничены или вовсе сокращены. Что касается СБЕ, находящихся в трех клетках, расположенных по диагонали матрицы, то по отношению к ним могут быть приняты решения как о дальнейшем развитии данного бизнеса, так и о его свертывании. Все зависит от конкретной сложившейся ситуации. Преимуществом модели Мак-Кинси является то, что ее применение предполагает использование как объективных, так и субъективных факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие бизнеса. Вместе с тем применение значительного числа факторов требует сбора и обработки большого количества информации. Анализ факторов является довольно трудоемким, и различные исследователи могут по-разному оценить отдельные СБЕ.
Модель Shell/DPM Модель Shell/DPM была разработана в 1975 г. британско-голландской химической компанией Shell и использована в собственной практике стратегического анализа и планирования, получила название «матрица направленной политики» (DPM - Direct Policy Matrix). В основе модели Shell/DPM положена матрица 3x3 (рис. 10.6), описывающая привлекательность отрасли и конкурентоспособность бизнеса. Рис. 10.6. Матрица Shell/DPM Для оценки привлекательности отрасли обычно используются такие характеристики, как: * темпы роста отрасли; * отраслевая норма прибыли; * уровень конкуренции; * степень государственного регулирования; * уровень цен; 4 приверженность покупателя торговой марке. При оценке конкурентных позиций бизнеса используются такие характеристики, как: * доля рынка; * темпы роста; * отношение покупателей; * уровень прибыли; * эффективность существующей системы распределе * уровень реализации маркетинга; * эффективность производства и др. Менеджер, проводящий анализ деятельности СБЕ, выбирает из возможного списка наиболее подходящие показатели, характеризующие привлекательность отрасли и конкурентные позиции, определяет степень их влияния на деятельность СБЕ и выводит суммарную оценку. Считается, что фирма должна осуществлять инвестиции в те СБЕ, которые имеют сильные позиции на рынке, а рынок создает для них наиболее привлекательные возможности. Для СБЕ, находящихся в девяти полученных квадрантах матрицы, обычно даются следующие рекомендации: 1.СБЕ, соответствующие первому квадранту, следует 2. СБЕ, соответствующие второму квадранту, достаточ
3. СБЕ, находящиеся в первом квадранте «Лидер», 4. Для СБЕ, принадлежащих четвертому квадранту, тельны. Поэтому бизнес постепенно следует сокращать, передавая ресурсы другим СБЕ. 5. Осуществляя инвестирование СБЕ, соответствую 6. Для СБЕ, относящихся к растущим лидерам, необхо 7. Бизнес, осуществляемый СБЕ, соответствующих 8. Для СБЕ, находящихся в восьмом квадранте, ника 9. СБЕ, соответствующие девятому квадранту, должны Модель Хофера - Шенделя Первоначальный вариант модели Хофера — Шенделя был разработан Чарльзом Хофером и предназначался для анализа бизнеса, который только начинает свой рост. Впоследствии эта модель была несколько переработана и опубликована в соавторстве с профессором Деном Шенделем. В основу модели Хофера - Шенделя положена матрица 4x4. По горизонтали отображается относительная конкурентная позиция бизнеса в рамках отрасли. При этом выделяется четыре позиции: сильная, средняя, слабая, худшая (рис. 10.7). По вертикали отображаются стадии эволюции рынка. Обычно рассматривается пять таких стадий. Это: * вытеснение с рынка старого товара; * развитие рынка; * рост; * зрелость; Рис. 10.7. Матрица Хофера - Шенделя Стадия спада делится на три части - насыщение, спад и застой (рис. 10.7). Положение каждой СБЕ определяется соответственно степенью развития его рынка и относительной конкурентной позицией. В соответствии с таким положением и определяются маркетинговые стратегии. Из рис. 10.7 видно, что существуют три типа бизнеса: * широкий диапазон выбора маркетинговых стратегий; * осторожное, селективное развитие СБЕ; * уход в рыночную нишу, отказ от рынка или ликвида Модель Артура Д. Литтла (АДЬ/LC) Модель АДЬ/LC была разработана в консалтинговой компании Arthur D. Little («Артур Д. Литтл»). Данная модель предназначалась для анализа портфельных стратегий в целях выработки обоснованных рекомендаций по диверсификации деятельности многоотраслевой корпорации. Рис. 10.8. Матрица Артура Д. Литтла В основе модели АДЬ/LC положена матрица, состоящая из 20 ячеек (рис. 10.8). Положения СБЕ в этой матрице определяются срактора-ми, обусловленными стадиями жизненного цикла отрасли и конкурентными позициями СБЕ. При этом СБЕ может занимать одну из пяти конкурентных позиций: доминирующую, сильную, благоприятную, прочную и слабую. Что касается стадий жизненного цикла отрасли, то в модели предполагается, что она в своем развитии последовательно проходит четыре стадии: зарождение, рост, зрелость, спад. Как и в ранее рассмотренных моделях, с каждой из клеток матрицы 10.8 ассоциируются соответствующие СБЕ. При этом для каждой клетки: * характерны определенная степень прибыльности и * существует соответствующее стратегическое решение * существует определенная область выбора и ряд уточненных
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |