Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 1 страница. Статьи определяют статус крестьян-собственников: их зе­мельные права, условия перехода из одного сельского общества в другое




I

Статьи 156—179

О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ КРЕСТЬЯН-СОБСТВЕННИКОВ

Статьи определяют статус крестьян-собственников: их зе­мельные права, условия перехода из одного сельского общества в другое, а также условия перечисления в другие сословные группы.

Прекращение всех обязательных поземельных отношений крестьян с помещиками, о чем говорится в статьях 156—158, окончательно отделяло крестьянское хозяйство от помещичьего. Однако переход крестьян на выкуп не менял их администра­тивно-правового статуса: крестьяне продолжали управляться тем же порядком и под наблюдением того же волостного и сельского начальства, как и до выкупа (ст. 157), продолжали нести, как и прежде, все казенные, мирские денежные и нату­ральные повинности (ст. 158). Даже выкупивший досрочно на­дел отдельный крестьянский двор, до тех пор пока он не выхо­дил из общины, подчинялся тем же самым правилам. Примеча­ние к ст. 157 допускало для части дворов в общине, которые приобрели в собственность земли, составить свое особое сель­ское общество.

Хотя с момента перехода временнообязанных крестьян на выкуп они формально получали наименование крестьян-соб­ственников, полными собственниками они становились тогда, когда вносили всю выкупную сумму и проценты по ней. Статьи 160—163 предоставляли крестьянам право немедленно выку­пать свои наделы и сразу превращаться в полных собственни­ков, освобожденных от дальнейшего внесения выкупных плате­жей и могущих свободно распоряжаться своими наделами, а ст. 165 давала такое же право отдельным крестьянам, кото­рые могли сразу внести всю выкупную сумму и требовать от общины выдела земли в одном месте. Однако подавляющая масса крестьян была не в состоянии воспользоваться этим правом.

Статьи 163, 164, 166—171 регламентируют условия распоря­жения перешедших на выкуп крестьян своими наделами до прекращения уплаты ими выкупных платежей, т. е. в течение 49 лет со времени заключения выкупной сделки. Статья 165 стимулировала досрочный выкуп надела отдельными домохо­зяевами, предоставляя им право выхода из общины. Однако

порядок выдачи данных на владение выкупленными досрочно в собственность наделами по ст. 165 еще не был определен. По этому поводу 23 февраля 1869 г. был издан разъяснительный циркуляр Министерства внутренних дел, а 8 марта 1871 г. ут­верждено мнение Государственного совета «О применении пра­вил Положения о нотариальной части и выдаче «данных» на приобретение земли и о порядке ввода во владение этими зем-

лями».

Статьей 165 в первую очередь воспользовались богатые кре­стьяне. По данным Государственного банка, на 1 января 1882 г. по статье 165 только крестьянами 29-ти великороссийских гу­берний было выкуплено досрочно в полную собственность 44 229 наделов, за которые было внесено 5,1 млн. руб., а всего по 45 губерниям, на которые распространялись Положения 19 февраля 1861г., было внесено таких платежей 6,9 млн. руб.53. Стимулирование индивидуального выкупа на­делов и выхода из общины способствовало социальной диффе­ренциации деревни. Для кулаков это была не только возмож­ность выхода из общины и освобождения от круговой поруки, но и путь к увеличению своего землевладения за счет кабаль­ной помощи беднякам для выкупа наделов. Так, в 1880 году симбирский губернатор писал в своем отчете: «За последнее время развилась спекуляция на крестьянские наделы со сторо­ны местных кулаков, которые вносят за обедневшего случайно или разорившегося по своей вине крестьянина от его имени вы­куп и укрепляют за собою законным порядком выкупленную землю, а обедневший и уже безземельный крестьянин ложится тяжким бременем на сельское общество, которое обязано отве­чать за него платежом всех повинностей, за исключением выку­па, а затем, когда он не будет в состоянии работать, то общест­во обязано призревать его в силу закона». Поэтому ст. 165 Положения о выкупе в начале 1880-х годов стала предметом оживленного обсуждения в официальных сферах, которые, ис­ходя из фискальных интересов казны, требовали «воспрепят­ствовать расхищению» общинных земель, «предупредить про­летаризацию» деревни. Впоследствии, хотя ст. 165 формально и не была отменена, применение ее на практике было сильно ограничено.

Статьи второй главы раздела вносят существенные ограниче­ния в распоряжение наделом до окончательного погашения за него выкупных платежей: запрет отчуждать в течение 9 лет после утверждения Положений приобретенные в собственность наделы (ст. 161), требование согласия общины на передачу права пользования наделом постороннему лицу, т. е. не члену данного сельского общества (ст. 164), запрет дробить наделы при переходе их по наследству, отчуждении и пр. (ст. 167), за­прет закладывать надельную землю казне или частным лицам (ст. 170), наложение санкций правительством на аренду или Другие частные сделки, связанные с наделом в случае неис­правности во взносе выкупных платежей (ст. 171). Изданный ■4 Декабря 1893 г. закон «О неотчуждаемости крестьянских на-

Положение о выкупе

ПСЗ 2-е, т. XLVI, № 49335.

53 См.:

Дружинин Н. М. Указ. соч., с. 72.

Цит. по:

Ходский Л. В.

Указ. соч., т. 2,

с. 69.

Документы

крестьянской

реформы

55 ПСЗ 3-е,

т.ХШ, №10151.

Чернуха В. Г. Крестьянский

вопрос в

правительственной политике России (60—70-е годы

XIX века). Л., 1972, с. 65.

Там же, с. 170.

делов» еще более стеснял для крестьян-собственников ра­споряжение своими наделами (разрешалась только сдача наде­лов в аренду, да и то в пределах своей общины).

Статьи 172—179 допускают возможность перехода кресть­ян-собственников из одной общины в другую, а также и пере­числение в другие сословия, однако со многими ограниче­ниями.

Стеснительные условия выхода из общины, предусмотренные ст. 173, должны были служить препятствием к нежелательным в то время передвижениям крестьянского населения, а также диктовались опасениями за исправное поступление выкупных платежей. Правительство прекрасно понимало, что тяжелые ус­ловия выкупа вызовут стремление крестьян к выходу из общи­ны, а переложение платежей на наделы остававшихся в общине крестьян вызовет их разорение. Министр внутренних дел А. Е. Тимашев в 1869 году объяснял, что данная статья Поло­жения о выкупе имела целью «устранить возможность накопле­ния на обществе выкупного долга, несоразмерного с его числен­ным составом и его платежными силами»56. Постановлением Главного комитета об устройстве сельского состояния от 14 ап­реля 1869 г. действие этой статьи закона было ограничено. 29 апреля 1869 г. последовало постановление (оно не было опу­бликовано) об изменении статьи 173 Положения о выкупе в сторону облегчения выхода крестьян из общины. 9 декабря 1872 г. постановление было циркулярно сообщено губернато­рам. 4 января 1875 г. было издано новое правило о выходе крестьян из общины с оставлением в общине надела, если об­щина принимала на себя обязательство внести выкупную сум­му за этот надел, но с условием, чтобы Губернское по кресть­янским делам присутствие удостоверилось в состоятельности общины к исправному взносу выкупных платежей. Исследовав­шая судьбу данной статьи В. Г. Чернуха приходит к выводу: «К 1875 году статья 173 Положения о выкупе подверглась столь радикальному изменению, что можно говорить о почти полной ее отмене»57. Формально она не была отменена, но практически утратила свою силу.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГУБЕРНСКИХ ПО КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕЛАМ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Правительство придавало большое значение учреждениям, на которые были возложены обязанности по проведению крестьянской реформы на местах. Этим было продиктовано из­дание специального законодательного акта, в котором детально были разработаны структура и функции указанных учреж­дений.

Первым звеном в этой системе были мировые посредники; вторым, утверждавшим решения мировых посредников и рас­сматривавшим поступавшие на них жалобы, — уездный съезд мировых посредников. Третьим звеном, утверждавшим реше-

ния мировых съездов, рассматривавшим жалобы на действия первых двух звеньев, а также разрешавшим все другие вопро­сы, связанные с проведением реформы в жизнь, выступало гу­бернское по крестьянским делам присутствие, возглавляемое губернатором. Высшее наблюдение над деятельностью этих уч­реждений и вообще над проведением реформы было возложено на Главный комитет об устройстве сельского состояния, образо­ванный одновременно с утверждением Положений 19 февраля 1861 г. и заменивший собой Главный комитет по крестьянско­му делу, на который была возложена подготовка крестьянской реформы. Главный комитет об устройстве сельского состояния числился при Государственном совете под непосредственным наблюдением императора. В состав Комитета назначались по личному выбору императора руководители ведомств, непосред­ственно связанные с подготовкой и проведением крестьянской реформы: министры внутренних дел, юстиции, финансов, госу­дарственных имуществ, императорского двора, начальники II и III отделений Собственной его императорского величества кан­целярии.

Первостепенное значение придавалось институту мировых посредников. Из 132 статей данного Положения 122 трактуют о порядке назначения, компетенции и ответственности этих должностных лиц.

Текст Введение

1. Для разбора недоразумений, споров и жалоб, могущих возникать из обязательных поземельных отношений между по­мещиками и временнообязанными крестьянами, и для заведо­вания особыми, указанными в настоящем Положении делами крестьян, вышедших из крепостной зависимости, учреждаются: мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия. Настоящее Положение опре­деляет состав, образование, предметы ведомства, пределы вла­сти и порядок действий всех сих учреждений.

Примечание 1-е. На мировых посредников сверх означенных обязанностей возлагаются некоторые особенные, связанные с сельскохозяйственным бытом, дела по судебно-полицейскому разбирательству.

Примечание 2-е. Положение сие распространяется на губер­нии: Астраханскую, Виленскую, Витебскую, Владимирскую, Вологодскую, Волынскую, Воронежскую, Вятскую, Гроднен­скую, Екатеринославскую, Казанскую, Калужскую, Киев­скую, Ковенскую, Костромскую, Курскую, Минскую, Моги-левскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Оло­нецкую, Оренбургскую, Орловскую, Пензенскую, Пермскую, Подольскую, Полтавскую, Псковскую, Рязанскую, Самар­скую, С.-Петербургскую, Симбирскую, Смоленскую, Таври­ческую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Харьковскую, Херсонскую, Черниговскую и Ярославскую. В губернии Ста-

Положение

о губернских

по крестьянским

делам учреждениях

Документы

крестьянской

реформы

вропольской, Земле Войска Донского и Сибири сие Положе­ние применяется порядком, указанным в дополнительных для сих местностей правилах.

Глава первая О мировых посредниках

Отделение первое

О МИРОВЫХ УЧАСТКАХ

И ОБ ИЗБРАНИИ МИРОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ

I. Об образовании мировых участков

2. Имения, в коих водворены вышедшие из крепостной зави­симости крестьяне, распределяются на мировые участки. Число участков и селения, в состав их входящие, определяются со­образно действительной надобности уездным дворянским со­бранием и подлежат утверждению начальника губернии.

3. Тем же порядком изменяется установленное число участ­ков, если бы это впоследствии оказалось необходимым.

4. При распределении селений на мировые участки наблюда­ется, чтобы волости не дробились между двумя или нескольки­ми участками.

5. В каждом участке полагается один мировой посредник, из­бираемый в порядке, ниже изложенном.

II. О лицах, имеющих право быть избранными в мировые посредники

6. В должность мировых посредников избираются местные потомственные дворяне-помещики, которые кроме условий, поименованных в пунктах 1 и 3-м ст. 34-й Уст. о служ. по выб. (Свод Зак., т. III, изд. 1857 года), соединяют еще в себе одно из следующих условий:

1) или владеют, хотя бы в разных губерниях, удобною зем­лею, как в непосредственном распоряжении находящеюся, так и отданною в пользование крестьянам, в количестве не менее пя­тисот десятин;

2) или, владея меньшим количеством земли, но никак не ме­нее ста пятидесяти десятин, окончили курс наук в учебных за­ведениях с правом на чин XII класса или оному соответ­ственный;

3) или, по существующим ныне законам, имеют право изби­рательного голоса в губернском дворянском собрании.

7. Если в уезде не окажется двадцати по крайней мере лиц, которые удовлетворяют одному из условий, означенных в предыдущей статье, то в должность посредников могут быть избираемы и все не имеющие аттестатов высших учеб­ных заведений потомственные дворяне, за которыми числится показанное в пункте 2-м предыдущей статьи количество земли.

8. В мировые посредники могут быть избираемы потомствен-

ные дворяне, еще не внесенные в дворянскую родословную книгу, если они соединяют в себе все прочие условия, постано­вленные в настоящем Положении.

9. За недостатком потомственных дворян-помещиков, за ко­торыми числится земля в определенном статьею 6-ю размере, избираются личные дворяне, владеющие землею в двойном ко­личестве против размера, означенного в ст. 6-й.

10. Во всех случаях, которые поименованы в статьях 6,7 и 8-й, правом на избрание в мировые посредники по количеству находящейся во владении земли, пользуются мужья и совер­шеннолетние сыновья, если жены первых и родители вторых владеют положенным количеством земли.

11. Звание посредника может быть соединено с другими, не требующими постоянных занятий, должностями.

III. О порядке избрания и утверждения

мировых посредников и о временном замещении их должностей

12. Для выбора мировых посредников по каждому уезду уездный предводитель дворянства заблаговременно составляет списки всем помещикам и другим лицам, кои на вышеизложен­ных в ст. 611-й основаниях имеют право быть избираемы в мировые посредники.

13. Списки сии предъявляются первоначально уездному дво­рянскому собранию, которое удостоверяется в правильности их составления и при этом исключает из списков по уведомлению губернского начальства те лица, кои опорочены по суду или со­стоят под судом и следствием. Затем списки сии передаются на дальнейшее распоряжение начальнику губернии.

14. На первые три года по утверждении сего Положения из­брание из списков (ст. 12 и 13) для каждого участка как миро­вого посредника, так и одного или двух лиц, кои в случае от­сутствия или болезни посредника должны исполнять его обя­занности, предоставляется начальникам губерний по совеща-. нию с губернским и уездными предводителями дворянства. Мировые посредники, в этом порядке изб ранные, утверждают­ся в должностях указами Правительствующего сената. Пред­ставления о том начальников губерний восходят в Сенат от них непосредственно.

15. Порядок избрания мировых посредников по истечении трех лет будет определен особыми правилами.

16. По получении от губернатора уведомления об утвержде­нии мировой посредник немедленно вступает в должность, о чем сообщает губернатору, уездному предводителю дворянства и исправнику.

17. В принятии должности посредника и в отказах от нее из­бранные лица подчиняются общему правилу, постановленному на сей предмет в ст. 95-й Уст. о служ. по выб., Св. Зак., изд. 1857 г., т. III.

18. Каждый раз, когда посредник по болезни или другим за-

Положение

о губернских

по крестьянским

делам учреждениях

Документы

крестьянской

реформы

конным причинам принужден будет сдать на некоторое время должность, он обязан передать оную старшему из наличных кандидатов, который о вступлении своем в должность сообщает губернатору, уездному предводителю дворянства и исправнику. Если кандидатов в участке налицо не окажется, то впредь до прибытия их или (буде прибытия вовсе нельзя ожидать) до распоряжения губернатора о временном замещении вакантного места исправление должности принимает на себя по приглаше­нию уездного предводителя дворянства как председателя миро­вого съезда один из прочих мировых посредников в уезде.

19. В случаях, когда должность посредника по недостатку лиц, имевших право на поступление в оную, или по случаю от­каза избранных в эту должность, или по другим причинам не может быть замещена порядком, определенным в 1215-й статьях, губернатор поступает на основании 375-й ст. Общ. Губ. Учр., Св. Зак., т. П., изд. 1857 г.

20. В тех уездах и губерниях (из числа поименованных в примечании 2-м к ст. 1-й настоящего Положения), где по мало­му числу помещиков нет дворянских выборов, начальнику гу­бернии предоставляется образовать мировые участки и назна­чить мировых посредников, руководствуясь правилами, изло­женными в ст. 611-й сего Положения. При образовании уча­стков в означенных уездах и губерниях волости, лежащие в од­ном или разных уездах, могут быть соединены в один участок по совещанию губернатора с приглашенными помещиками.

IV. О служебных преимуществах мировых посредников

и о назначении им суммы на расходы по отправлению должности

21. Должность мировых посредников особенного класса не присваивается, но в правах служебных и в порядке взысканий по службе они состоят в равной степени с уездными предводи­телями дворянства (Свод. Зак., изд. 1857 г., т. III, Уст. о служб, по выб., ст. 236, 269 и др.).

22. На содержание канцелярии, наем рассыльных и другие издержки по отправлению должности каждому из мировых по­средников назначается в безотчетное распоряжение тысяча ПЯТЬСОТ рублей ежегодно; затем никакого другого оклада жало­ванья они не получают. Расход на этот предмет вносится об-, щим порядком в сметы частных земских повинностей и разла­гается по числу десятин на земли помещиков, как состоящие в непосредственном их распоряжении, так и предоставленные а пользование вышедших из крепостной зависимости крестьян, а, также на земли, приобретенные сими крестьянами в собствен- ( ность.

Примечание. Избранные для замещения должности мировых посредников лица (кандидаты) во всех случаях, когда они исполняют обязанности посредников, получают суточные деньги по 2 руб. 50 коп. в сутки из того же источника, из коего производится содержание мировым посредникам.

Отделение второе О ПРЕДМЕТАХ ВЕДОМСТВА

И ПРЕДЕЛАХ ВЛАСТИ МИРОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ

23. К делам, подлежащим ведомству мировых посредников, относятся: во-первых, споры, жалобы и недоразумения между помещиками и временнообязанными крестьянами или дворовы­ми людьми, возникающие из обязательных их отношений, а также жалобы крестьян и обществ на волостные сходы и на сельские и волостные должностные лица; во-вторых, засвиде­тельствование разных актов, совершаемых помещиками с вре­меннообязанными крестьянами и дворовыми; в-третьих, неко­торые распорядительные действия по крестьянским делам, осо­бо поименованные в Положениях о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и в-четвертых, некоторые особенные, ниже перечисленные, дела по судебно-полицейскому разбира­тельству.

24. К делам по спорам, жалобам и недоразумениям, подле­жащим ведению мировых посредников, принадлежат разбор и разрешение:

1) исков, споров и жалоб, возникающих из поземельных от­ношений между помещиками и временнообязанными крестья­нами или крестьянскими обществами со времени обнародова­ния Положений о крестьянах;

2) жалоб помещика: а) на действия мест и лиц обще­ственного крестьянского управления в случае нарушения прав помещика или неисполнения его законных требова­ний, относящихся до целого общества или отдельных лиц; б) на допущение старостою или старшиною беспорядков в исполнении полицейских обязанностей и в отношении неис­правного отправления крестьянами установленных повинно­стей;

3) жалоб временнообязанных крестьян и дворовых людей, как отдельных лиц, так и в составе крестьянских обществ, на действия помещика;

4) жалоб посторонних лиц, если они обратятся к посредни­ку, на крестьянские общества и общественные управления;

5) жалоб на действия сельских должностных лиц.

25. Жалобы, принесенные на волостные сходы и на волост­ных должностных лиц, мировой посредник передает на рассмо­трение уездного мирового съезда с своими по оным заключе­ниями.

26. К предметам ведомства мировых посредников по засвиде­тельствованию разного рода актов относятся:

1) удостоверение в правильности составления и засвидетель­ствование добровольных условий, заключаемых между помещи­ками и временнообязанными крестьянами: об уменьшении установленного размера крестьянского надела, о всех изменени­ях в составе крестьянского надела при отводе оного, о развер-стании угодий, о перенесении крестьянских усадеб на новые ме­ста, о выкупе крестьянских усадебных и полевых земель и уго-

Положение

о губернских

по крестьянским

делам учреждениях

Документы

крестьянской

реформы

дий, о размере повинностей, о прекращении круговой ответ­ственности в отбывании повинностей и проч.;

2) засвидетельствование добровольных соглашений об отпу­ске крестьянам топлива и об определении платы за оное;

3) засвидетельствование увольнительных от обязательных отношений актов, выдаваемых помещиками дворовым людям;

4) засвидетельствование доверенностей временнообязанных крестьян и дворовых людей на ходатайство по их делам и

5) удостоверение в правильности составления и засвидетель­ствование добровольных условий, заключаемых между помещи­ками и временнообязанными крестьянами по делам, которые могут возникнуть между ними.

27. К. распорядительным действиям мировых посредников в пределах власти, указанных изданными о крестьянах Положе­ниями и Правилами, принадлежат:

I. По отношениям поземельным между помещиками и временнообязанными крестьянами:

1) дела по составлению уставных грамот;

2) по применению к отдельным имениям размера надела, установленного для другой ближайшей местности;

3) дела по возвышению и понижению повинностей против установленных размеров;

4) по распределению усадеб на разряды;

5) по отводу угодий, обязательному разверстанию оных, пе­ренесению крестьянских усадеб и обмену земель;

6) по выкупу на основании особого Положения крестьянских земель и угодий;

7) по взысканию с крестьян недоимок по повинностям их в пользу помещика;

8) по предоставлению мирской земли во временное распоря­жение помещика;

9) по приему и увольнению из общества крестьян в некото­рых особенных случаях, местными положениями указанных;

10) по отпуску крестьянам топлива, если по сему предмету не состоится добровольных соглашений;

11) по увольнению дворовых людей независимо от воли по­мещиков в случаях, указанных в Положении о дворовых лю­дях, и

12) дела по некоторым другим предметам, подробно исчи­сленным в Положениях и Правилах о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости.

П. По общественному крестьянскому управлению:

1 ) утверждение волостного старшины в сей должности и во­обще все дела по избранию должностных лиц сельского и воло­стного управлений;

2) по взысканию с должностных лиц сельского и волостного управлений вследствие жалоб на них или вообще нарушения ими служебных обязанностей;

3) по удалению крестьян из общества мирскими приговора­ми и

4) дела по некоторым другим предметам, подробно поимено­ванным в Положениях и Правилах о крестьянах.

28. Обязанности мировых посредников по приведению в дей­ствие Положений о крестьянах и по выкупу крестьянами уса­дебной оседлости и приобретению ими в собственность полевых угодий с содействием правительства подробно исчислены в осо­бых по сим Правилах и Положении.

29. Мировой посредник в делах между помещиками и вре­меннообязанными крестьянами о причинении убытков присуж­дает потерпевшему убыток вознаграждение и налагает на ви­новных определенный в Положениях о крестьянах штраф, а в делах по проступкам подвергает виновных взысканиям в тех размерах, какие определены в ст. 32-й.

30. По некоторым родам дел, особо поименованным в По­ложениях о крестьянах и дворовых людях, мировой посред­ник:

1) виновных должностных лиц сельского и волостного упра­влений за маловажные проступки по должности присуждает к замечаниям, выговорам, денежному штрафу до пяти рублей и аресту до семи дней;

2) сельского старосту и помощников волостного старшины в случаях более важных нарушений по их должностям присужда­ет к временному удалению или же окончательному отрешению от должности и с утверждения начальника губернии, испраши­ваемого установленным для того порядком, окончательному от оной отрешению;

3) в обществах, не исправных к отправлению повинностей, сменяет по ходатайству помещика, на основании Общего и ме­стных положений о крестьянах, избранных крестьянами долж­ностных лиц сельского управления и назначает новых по свое­му усмотрению и

4) присуждает виновных к некоторым другим взысканиям, поименованным в Положениях.

31. К делам судебно-полицейского разбирательства, возла­гаемым на мировых посредников, принадлежит лишь разбор споров: по найму землевладельцами людей в разные работы, в услужение и в хозяйственные должности (в том числе упра­вляющих), по отдаче в наем земель, по потравам полей, лугов и других угодий и по порубкам во владельческих лесах.

32. Из дел, поименованных в предыдущей 31-й статье, миро­вой посредник окончательно решит те, по коим цена не превы­шает тридцати рублей. Соответственно роду дела или свойству проступка мировой посредник присуждает:

1) лиц всех сословийлибо к имущественному вознаграж­дению сообразно причиненному ущербу, либо к денежному взысканию до пяти рублей;

2) лиц податного состоянияк общественным работам до Шести дней или аресту до семи дней, либо к наказанию розга­ми до двадцати ударов.

Положение

о губернских

по крестьянским

делам учреждениях

Документы

крестьянской

реформы

Примечание. Цена иска определяется по показанию истца.

33. Мировой посредник не входит в разбор дел, подлежащих рассмотрению крестьянских властей на основании Общего по­ложения о крестьянах; равно не принимает к рассмотрению своему и дела, подлежащие ведомству общих уездных и гу­бернских установлений, кроме дел и случаев, упомянутых в ст. 31 и 35-й.

34. Мировой посредник в случае отвода его одною из сторон, не может рассматривать дела, к которым он прикосновен лично или по имуществу; равно дела, возникшие по имениям род­ственников по прямой нисходящей и восходящей линиям, его жены, родных братьев и сестер и всех лиц, состоящих с ним в свойстве до второй степени, а также усыновленных им приемы­шей и находящихся у него в опеке или попечительстве лиц. В этих случаях дело передается на рассмотрение и разрешение его кандидата или мирового посредника ближайшего участка.

35. Кроме дел, поименованных в ст. 24, 26, 27 и 31-й, миро­вой посредник может принять к своему рассмотрению всякий спор и иск гражданский, если обе спорящие стороны будут просить его о решении их дела по совести (ст. 72).

Отделение третье

ОБ ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ МИРОВОГО ПОСРЕДНИКА

36. Мировому посреднику предоставляется разбирать дела как на месте своего жительства, так и в других селениях своего участка, по его усмотрению; но он, объявив заблаговременно, где именно и в какие дни недели будет находиться для рассмо­трения и разбора дел, обязан держаться установленного поряд­ка. В необходимых случаях он разбирает дела на месте, уведо­мив заранее прикосновенных к делу лиц и свидетелей о време­ни своего прибытия.

Примечание. Во всяком случае дело разбирается на месте, ес­ли необходимо допросить в одном селении значительное чис­ло людей.

37. Просьбы приносятся мировому посреднику везде и во всякое время письменно или словесно, лично или че­рез доверенное лицо; для просьб не устанавливается осо­бых, определенных форм; просьбы пишутся и дела про­изводятся на простой бумаге. Дела, в коих участвуют более десяти лиц, а также дела, производимые от целого мирского общества или волости, должны быть поручаемы одному или двум поверенным. В случае назначения двух поверенных они должны действовать совокупно. Поверен­ный, не участвовавший по какому-либо случаю в дей­ствиях своего товарища, не вправе оспаривать его дей­ствия.

38. Для назначения поверенного не требуется формальной доверенности. Лица, обращающиеся по своим делам к мирово­му посреднику, могут об избранных ими поверенных уведомить




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.