Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях. «многоплановый процесс организации, ус­тановления и развития коммуникации, вза­имопонимания и взаимодействия между пе­дагогами и учащимися




ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - ЭТО

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

«...многоплановый процесс организации, ус­тановления и развития коммуникации, вза­имопонимания и взаимодействия между пе­дагогами и учащимися, порождаемый це­лями и содержанием их совместной дея­тельности^

(Как видно из приведенного определения, в педагоги­ческом процессе реализуются коммуникативная, интерак­тивная и перцептивная функции, т.е. оно несет в себе ос­новные черты человеческого общения.)

ЧТОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ БЫЛО ЭФФЕКТИВНЫМ,

ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

• закономерности общения141;

• структуру общения, особенности реализации комму­никативной, интерактивной и перцептивной функций общения;

140 Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1998. — С. 393.

141 См.; Государственный образовательный стандарт высшего професси­онального (педагогического) образования. Раздел 2.2.3.

методику изучения общения и межлич­ностных отношений;

основные психолого-педагогические требования, предъявляемые к органи­зации педагогического и в целом меж­личностного общения.

ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

• передавать информацию, используя при этом весь арсенал коммуникатив­ных средств, методов и приемов;

• организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности;

• понимать актуальное эмоционально-психологическое состояние, адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качество и пове­дение человека, с которым он вступает в общение;

корректно и педагогически целесообразно воздейство­вать на партнеров по общению;

управлять собственным психическим состоянием и по­ведением.

• задания

На этот раз мы будем выполнять задания для самостоятельной работы в особой форме — мы займемся законотворчеством, или, вернее, нормотворчеством, поскольку закон - это, по­жалуй, слишком жестко и авторитарно.

К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ   НОРМА (от лат. norma) - узако­ненное установление, признанный обязательным порядок чего-либо142.  

 

«Творить нормы» мы будем следующим образом: вооб­разим, что каждый из участников действа является чле­ном законодательного органа (допустим, что это будет пар­ламент), созданного волей педагогического сообщества (учителей и детей), а преподаватель кооптировал себя в состав этого парламента, разумеется, в роли его спикера. Граждане сообщества, в известной мере удовлетворен­ные реализацией прежних требований «Panem et circenses!» (Хлеба и зрелищ!) и «Liberte, Egalite, Fraternite» (Свобо­да, Равенство, Братство), выдвигают новые требования, в которых все настойчивее звучат слова LEX (Закон) и NORMA (Порядок).

Члены парламента (студенты вашей академической группы, ваши коллеги), ознакомившись с перечнем пред­лагаемых к разработке норм, самостоятельно готовят свои версии, обсуждают их в малых группах (во фракциях) и принимают по результатам дискуссии на пленарном за­седании общее решение. Одна существенная норма, ко­торой вы будете руководствоваться в работе - каждый

i42 Современный словарь иностранных слов. — Спб., 1994. — С. 414. 186

нормативный акт должен включать в себя ровно 5 пунк­тов, каждая позиция в этом документе должна быть вы­ражена лаконично, конкретно, недвусмысленно, тактич­но. Итак, за работу.

1. «Исповедуя принцип гуманизма, мы утверждаем, что любая внешняя деятельность, в которую вовлекаются дети, может быть направлена только на их пользу и потому дол­жна отвечать следующим требованиям...»

2. «Исходя из того, что педагог, организуя любую дея­тельность, прежде всего стремится использовать ее по­тенциал как фактор разностороннего развития человека, мы убеждены, что содержание и способы осуществления деятельности должны отвечать следующим требованиям...»

3. «Сознавая, что участие личности в любой деятельно­сти должно быть мотивированным, педагог как организа­тор учебной деятельности призван выполнять следующие правила...»

4. «Учитывая, что внешний контроль и оценка деятель­ности являются, с одной стороны, необходимым атрибу­том, условием и стимулом обеспечения ее эффективнос­ти, а с другой - могут вызывать внутренний протест ре­бенка, неудовлетворенность собой, утрату оптимизма, веры в свои возможности, мы устанавливаем следующие правила организации контроля и оценивания деятельнос­ти детей...»

5. «Руководствуясь интересами ребенка, мы устанавли­ваем пять табу (категорических «нельзя») в организации деятельности, нарушение которых считаем несовмести­мым с высоким званием Педагога и педагогической дея­тельностью...»

6. «Отдавая себе отчет в том, что результаты деятельно­сти во многом обусловлены индивидуальными и половоз­растными особенностями ее участников, мы предлагаем начинающему педагогу руководствоваться при организа­ции коллективного дела:

а) в группе, где только девочки;

б) в группе, где только мальчики;

в) в группе со смешанным составом участников следу­ющими рекомендациями...»

(По каждой позиции желательно сформулировать от­дельные рекомендации.)

7. «Рассматривая общение как важный фактор социа­лизации личности и сознавая, что его потенциал исполь­зуется в недостаточной степени, мы вводим в практику педагогической деятельности следующие нормы, призван­ные обеспечить реализацию коммуникативной, интерактив­ной и перцептивной функций общения:...»

(По каждой функции желательно разработать отдель­ный свод правил.)

8. «Высоко оценивая «Заповеди педагогического обще­ния», которые предлагает начинающим учителям В.А. Кан-Калик143 (см.: раздел «Проблемно-аналитический матери­ал»), мы считаем, что по форме — это, скорее, не запове­ди, а размышления («заповедь» определяется как «изре­чение, содержащее...предписание», «правило, положе­ние, служащее руководящим указанием для кого-либо»144) и потому берем на себя смелость представить эти запове­ди в редакции, сокращенной и несколько измененной в плане логики и стиля (здесь можно отступить от приня­того решения, предусматривающего право включать в нор­мативный акт не более пяти пунктов)...»

9. «Убедившись на основе анализа психолого-педагоги­ческой литературы и собственного опыта, что индивиду­альная беседа в паре «учитель-ученик» (один из важных методов воспитания) будет эффективной и откровенной при условии соблюдения определенных условий и требо­ваний, мы декларируем эти условия и требования в фор­ме следующих правил...»

143 См.: Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения //Учителю о педа­гогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987. — С. 14—48.

144 См.: Ожегов С.Н. Словарь русского языка. — 19-е изд., испр. — М., 1987.-С.176.

10. «Полагая, что умение слушать и выслушать челове­ка не менее важно, чем умение убедительно говорить (до­кажите этот тезис), мы считаем целесообразным исполь­зование педагогами следующих рекомендаций...»

11. И вновь табу на то, что недопустимо в общении:

а) в целом,

б) в общении педагога с ребенком.

В перерыве между заседаниями вашего парламента по­пытайтесь выполнить следующие задания:

12. Для того, чтобы достичь успеха в общении и взаимо­действии с другими людьми, вы должны владеть перцеп­тивными умениями, т.е. должны уметь «прочитать» партне­ра по общению, определить его отношение к вам. Попро­буйте охарактеризовать представление о вас, сложившееся:

а) у преподавателя педагогики;

б) куратора группы, старосты группы;

в) у близких друзей (подруг);

г) тех, кто относится к вам равнодушно.

13. В практике своей работы каждый педагог неизбежно сталкивается с проблемой самооценки своих профессио­нально значимых личностных качеств. При этом ему необ­ходимо проанализировать представление о нем, сложив­шееся у учеников и коллег. В этой связи предлагаем вам следующее: составьте схему опросного листа, включив в него из предлагаемого перечня 8—10 качеств, которые вы считаете наиболее важными, заполните этот опросный лист сами, предложите заполнить его своим партнерам по об­щению, сверьте полученные результаты.

Выполнение задания следует начать с группировки и ранжирования перечисленных ниже в алфавитном поряд­ке качеств и лишь затем переходить к определению соста­ва качеств (решение о включении тех или иных качеств в опросный лист целесообразно принимать совместно) и ра­боте с опросными листами. Итак, приступаем:

Внешние данные (кстати, имеют ли они значение в пе­дагогической деятельности и если имеют, то какое? —этот вопрос адресован всем и, естественно, не предполагает вклю­чения ответа на него в характеристику):

Аккуратность

Аналитические способности

Воля

Желание руководить другими

Зависимость от других

Индивидуальность (степень выраженности)

Исполнительность • •"

Карьеризм

Коммуникабельность (готовность к общению, умение

общаться)

Конфликтность

Направленность интересов

Настойчивость

Общественная активность

Обязательность

Особенности кинетического и паралингвистического

общения, как и в чем они выражаются

Особенности мышления: преобладающий тип (конк­ретно-образное, абстрактно-логическое), самостоятель­ность, гибкость, быстрота мышления

Отношение к самому себе

Отношение к своей внешности, вкус, умение адекват­но «подать себя» Политическая информированность и компетентность;

Предприимчивость

Преобладающее настроение Пунктуальность

Речевые особенности (желательно описать их) Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная) Самостоятельность в суждениях, решениях, действиях Скромность

Состояние здоровья (хорошее, удовлетворительное, не­удовлетворительное

Социально-нравственные качества

Способности к организаторской деятельности

Способность генерировать оригинальные идеи

Творческие способности

Темперамент

Терпение (нетерпеливость)

Тщеславие

Удовлетворенность собой

Уравновешенность

Характер и формы взаимоотношений с другими людь­ми

Честолюбие

Чувства (долга, ответственности, справедливости, так­та, гармонии, юмора)

Широта интересов Широта кругозора.

14. Теперь вернемся на заседание парламента и прове­дем дискуссию в продолжение той, «стенограмма» кото­рой представлена во фрагменте книги А. Б. Добровича «По­чему прежде люди были общительнее, чем теперь?» (см.:

раздел «Проблемно-аналитический материал»). Предлагай­те свои суждения и аргументы по теме дискуссии. Вопрос и в самом деле важный и интересный. Не так ли?

15. Подготовьте рецензию на фрагмент статьи Ш.А. Амо-нашвили «Что такое педагогическое общение» (см.: «Про­блемно-аналитический материал»).

16. Труд (учебный, производительный, художественно-творческий и т.д.) является важнейшим видом человечес­кой деятельности и одним из главных факторов формиро­вания человеческой личности. Это вроде бы бесспорно. Однако в последние годы наметилась тенденция к умале­нию роли труда и трудового воспитания в системе общего образования. Об этом свидетельствует, в частности, рез­кое сокращение объема времени, выделяемого на трудо-

вое обучение, в базисном учебном плане общеобразова­тельной школы.

В качестве задания предлагаем вам выступить с декла­рацией (индивидуальной и /или коллективной), в кото­рой вы в краткой и энергичной форме выразите свое мне­ние о роли трудового обучения и воспитания и (если вы признаете их необходимость) о том, как следует строить социально-образовательную политику в данном направ­лении. Учтите мнение К.Д. Ушинского, изложенное в выдержке из статьи «Труд в его психическом и воспита­тельном значении» (см.: «Проблемно-аналитический ма­териал»).

• ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)

Ш.А. Амонашвили,

академик, психолог, педагог

Что такое педагогическое общение (1984 г.)

«Китов, которые держат на себе воспитание, возмож­но, чуть больше тех, которые по мифическим представ­лениям древних давились под тяжестью якобы плоской Земли. Но сколько бы их ни было, один, по моему убеж­дению, был и останется главным. Таким главным Китом воспитания я считаю общение.

Общение часто считают диалогом или подразумевают под ним передачу информации. Встречаются попытки объяснить общение как условие благоприятного психоло­гического климата в коллективе.

Действительный же смысл общения остается за преде­лами всех перечисленных мною внешних черт. Люди не только взаимовлияют друг на друга, не только обменива­ются информацией, не только упорядочивают отношения между собой - все эти элементы еще не определяют са­мой сути. А суть в том, что в общении люди реализуют свою человечность, свою индивидуальность и неповтори­мость, то есть живут. Каждый завершенный акт общений — это клеточка развивающейся человеческой жизни — лич­ной и общественной.

Широкое философское понимание общения позволя­ет мне выдвинуть формулу, которой я приписываю черты педагогической аксиомы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.