Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология форм государства




Принципы, на которых происходит становление госу­дарства и из которых вытекает его сущность, выражают­ся в форме государства. Она представляет собой способ организации и устройства государства, который включа­ет прежде всего организацию верховной государственной власти, ее органов (т.е. форму правления), реализующих общезначимые интересы. Одна из ранних типологий форм правления была предложена Аристотелем, который строил свою типологию, исходя из двух критериев: 1) количественного (какова численность тех, в чьих руках находится власть) и 2) качественного (как они ее используют — служат общему благу, интересам всех или же частным интересам). На этой основе он выделял три правильные формы, где власть используется на общее благо: царство (монархию), аристократию, политию (рее публику), и три неправильные формы, в которых прави­тели преследуют корыстные интересы: тиранию, олигар­хию, демократию.

Позже, основываясь на аристотелевской типологии, Н.Макиавелли выдвинул концепцию циклического развития государственных форм. Она построена на идее взаимообращения добра и зла. Природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Так и государства, достигнув предела совершенства и утратив возможность дальнейшего развития, начинают двигаться в обратном на правлении — к регрессу. В истории постоянно чередуются состояния упадка и подъема государств. Формы государства легко превращаются друг в друга. Согласно Н. Маки­авелли, существует три хорошие (основные) формы прав­ления (монархия, аристократия и народное правление) и три плохие (извращенные) формы правления (тирания, олигархия и анархия). Они настолько похожи, что легко переходят одна в другую: монархия превращается в тира­нию, демократия — в анархию, аристократия — в олигархию и т.д. Основатель любой из трех хороших форм правления способен установить ее лишь на малое время, ибо никакое средство не удержит ее от превращения и свою противоположность из-за подобия.

 

(?) Какие подходы к типологии форм государства существуют в политической мысли?

 

Среди современных форм правления выделяются мо­нархия и республика. Различия между ними состоят в способах формирования институтов высшей власти.

Монархия предполагает передачу власти по наследству и назначение на государственные должности, осу­ществляемое самим монархом.

Республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу Монархии бывают абсолютными, если государственную власть единолично осуществляет монарх, не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти (например, монархии в Саудовской Аравии, Омане) Однако монархии могут быть и ограниченными, конституционными, парламентскими, если власть монарха ограничена каким-либо представительным органом, действующим на основе конституции (как, например, в Великобритании).

Республики подразделяются на президентские и парла­ментские.

(?) 1. В чем отличия монархии от республики? Приведите примеры современных монархических государств.

2. Чем различаются президентские и парламентские рес­публики?

 

Форма государства включает форму территориально-политического устройства, т.е. те принципы и механизмы, на основе которых распределяется власть на территории государства, осуществляется взаимодействие между цент­ральными и местными органами государственной власти. Поскольку государство объединяет разнородные в этни­ческом, религиозном, языковом, культурном отношениях социальные общности, возникает потребность в определе­нии конкретных принципов и механизмов, обеспечиваю­щих взаимодействие этих общностей и целостность госу­дарства.

Принцип унитаризма означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Оно представляет собой единое государство, которое может делиться только на админи­стративно-территориальные части, не обладающие сувере­нитетом. На их территории действуют государственные органы, подчиненные центральным органам государства. В унитарном государстве действуют единая конституция и гражданство, единая система высших государственных органов, права и суда (как, например, в Италии, Фран­ции, Великобритании и т.д.).

Принцип федерализма (фр. fe'deralisme — от лат. foedus — союз, верность союзу) предполагает такую фор­му политической организации, которая включает не­сколько национальных сообществ, бывших независимы­ми, но решивших объединиться в единое политическое образование. Вырастающая на этом принципе форма тер­риториально-политического устройства — федерация — представляет собой объединение нескольких государств, являющихся ее равноправными членами. Наряду с общи­ми для всех членов федерации высшими (федеральными) органами государственной власти и управления в каждом государстве, входящем в федерацию, имеются аналогич­ные органы. Соотношение функций и полномочий между высшими органами власти и управления федерации и высшими органами власти и управления каждого субъек­та федерации определяется на основе договора. Примера­ми федеративного устройства государства являются Авст­рия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Германия и некоторые дру­гие. Принцип федерализма сказывается на структуре высших органов законодательной власти, обычно пред­ставляющих собой две равноправные палаты. Каждая из палат выражает соответственно интересы территорий (верх­няя) и интересы населения определенных округов (нижняя палата).

Принцип конфедерализма объединяет самостоятель­ные государства, которые, строго говоря, не являются государствами. Это временные объединения, создающие­ся для решения каких-либо актуальных проблем (фи­нансовых, военных, энергетических и т.д.). Центральное правительство зависит от правительств независимых го­сударств, поскольку содержится на их средства. Такие объединения обычно нежизнеспособны и либо распада­ются вовсе, либо трансформируются в федерации. По крайней мере, на это указывает опыт США, которые с момента образования в 1776 г. были конфедерацией 13 штатов, но затем трансформировались в федерацию (в 1789 г.). Аналогичная ситуация имела место и в Швейцарии.

 

(?) 1. Назовите признаки унитарного, федеративного и конфе­деративного государств.

 

5. Функции государства

Социальное назначение государства выражается в его функциях, т.е. главных направлениях его деятельности по осуществлению актуальных задач. Обычно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции обеспечивают удовлетворение разно­образных интересов населения страны. К ним относятся экономическая, социальная, экологическая функции, а также функции охраны правопорядка, финансового кон­троля. Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, куль­турно-технического, экологического и военного сотрудни­чества с другими государствами, на обеспечение обороно­способности страны.

 

(?) 1. Современные конституционные государства Запада про­шли в своем развитии четыре стадии:

1) установление внутреннего мира и достижение госу­дарственного суверенитета — независимости и верховенства государственной власти (т.е. создание государства как инсти­тута);

2) конституционное государство: разделение властей, га­рантии неотчуждаемых прав и прав человека, принцип пар­ламентского большинства

3) осуществление принципа суверенитета народа, введе­ние всеобщего избирательного права, политической демокра­тии создают государство правовое, демократическое;

4) социальное государство: развитая функция социальной защиты всех граждан.

Урок № 13. Тема: Политические партии и партийные системы.

1. Партия как разновидность политических сил: эволюция

представлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.