Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие зоны ближайшего развития и ее использование в развивающем обучении




Обучение играет ведущую роль в развитии. При этом, как указывал Л.С. Выготский, обучение должно «забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой, а не плестись в хвосте развития» и оно должно согласовываться с уровнем развития ребенка. Психологией установлено, что развитие идет неравномерно. Каждый ученик имеет свои индивидуальные особенности, т.е. свои уровни в продвижении вперед по стезе присвоения социального опыта в форме конкретных знаний, умений и навыков. Все это зависит от многих факторов: от различий типов высшей нервной деятельности, как известно, ими обусловлены свойства и качества темперамента; от неравномерности развития психологических функций. У одних, допустим, доминирует наглядно-образное запоминание, у других – абстрактное, логическое мышление и запоминание. Естественно, в таком случае одинаково учить тех и других, требовать от них, чтобы они показывали равномерные успехи в одном и том же предмете, – это полностью игнорировать их индивидуальное развитие. От ребенка со слабой памяти нельзя требовать того, что выполняет другой с сильной памятью. С теоретическим складом ума ребенок будет чувствовать себя совершено свободно в суждениях и рассуждениях, нежели в практическом применении предмета обсуждения. Видимо, упрекать его в этом, тем более снижать качество знаний будет непедагогично. В таком случае необходим другой путь решения проблемы. Им является идея Л.С. Выготского о двух уровнях развития детей: уровне актуального развития и зоне ближайшего развития. Уровень актуального развития – это уже достигнутое ребенком на сегодняшний день развитие. Данный цикл развития становится основой его движения вперед по новому циклу – зоне ближайшего развития. Определение задач прохождения нового пути – это главное для достижения ребенком уровня в зоне ближайшего развития. По мнению Л.С. Выготского, то, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития... Таким образом, зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития (3).

Для более четкой визуализации целостной картины теории Выготского о двух уровнях развития проиллюстрируем ее следующими структурно-логическими схемами 1,2,3: уровни психического (умственного) развития; показатели уровня актуального развития; показатели зоны ближайшего развития.

Диагностика умственного развития – это скорее открытие потенциальных возможностей ребенка учиться, вселение в него веру в свои силы, таким образом, она помогает дать стимул для успешной учебы не только сильным, но и слабым. Развивающее обучение способствует общему развитию личности. Под общим развитием авторы тех или иных концепций образования прежде всего понимают умственное развитие (памяти, мышления). Уровень умственного развития определяется не только по совокупности знаний, умений и навыков, но и усвоенных при этом умственных действий, которыми субъект владеет и свободно оперирует в процессе усвоения новых знаний и умений.

Как мы видели выше, у каждой концепции психологии обучения свой подход к идее Выготского об уровнях развития. Однако это не нарушает основы развивающего обучения – обучение и развитие не тождественны, но обучение в развитии играет ведущую роль, при этом усвоение учебного материала в процессе обучения проходит через определенные этапы овладения действиями, входящими в деятельность учения.

Усвоение материала идет не по какому-то строго определенному способу. Так, в контексте развивающего обучения широко внедряются в практику такие современные теории как: поэтапное формирование умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной; создание и решение задач проблемных ситуаций А.М. Матюшкина; формирование теоретического мышления путем продвижения в поисках решения от абстрактного к конкретному, с приоритетом первого над вторым Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Теория развивающего обучения, независимо от того, кто ее разработал и экспериментально доказал состоятельность тех или иных своих научных положений, направлена на подготовку подлинно образованных людей, которые прежде всего должны отличаться высоким уровнем развития теоретико-разумного мышления. А развивать его можно с младшего школьного возраста в условиях широкого формирующего эксперимента. А пока в процессе обучения привычно практикуется эмперико-рассудительное мышление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.