Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование научных понятий




Усвоение знаний в широком значении – это приобретение индивидном социально-исторического опыта человечества. В учебной деятельности усвоение знаний в совокупности с умениями и навыками ориентировано на отдельные научные дисциплины – исторические, математические, биологические и т.д. В любой области знаний усвоение начинается с формирования понятий. Понятие формируется преимущественно в процессах таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, отвлечение (абстрагирование), обобщение. Методически правильному использованию операций мышления в учебном процессе способствуют умственные действия, которые, в свою очередь, должны следовать, прежде всего, по пути:

– раскрытия цели обучения – для чего организуется обучение;

– определения содержания обучения – чему надо учить;

– правильного выбора методов, приемов обучения – как учить.

Как выше говорилось, ответы на эти вопросы наиболее полно можно получить в современных теориях обучения Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.

В свете теорий развивающего обучения П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова мы рассмотрим процесс формирования научных понятий. Так, согласно П.Я. Гальперину, начиная с 1 класса школьнику необходимо дать значительный объем теоретических сведений по всем предметам. В частности, по грамматике первоклассники знакомятся с терминами и определениями таких частей речи, как имя существительное (категория числа и рода, изменение по вопросам в предложении); глагол (некоторые его формы: настоящее, прошедшее и будущее сложное время); имя прилагательное (изменение по родам и числам). Кроме того, вводится ряд других грамматических понятий: корень слова и однокоренные слова, речь, текст, предлоги, приставки и т.д. В усвоении понятий главная роль отводится сравнению (сравнение сходных понятий; выделение при этом существенных признаков, раскрывающих содержание понятия и т.д.).

Показатель истинного усвоения понятий – их применение в новых условиях. Данное положение наглядно подтверждается экспериментальным материалом П.Я. Гальперина и его сотрудников. Они «использовали такой прием: признаки понятия были выписаны на карточку, которой ученик пользовался на первом этапе применения нового понятия. При этом в карточку включались только признаки, необходимые и достаточные для такого применения понятия, которое требуется на данной ступени обучения. Например, для понятия «подлежащее» в работе с учащимися 3 класса в качестве таких признаков были выделены следующие: подлежащее – это слово, отвечающее на вопросы кто?, что?, стоящее в именительном падеже.

Задача ученика заключалась в том, чтобы, опираясь на данные признаки понятия, решить вопрос, к каким словам в предложении они применимы (давались разнообразные предложения, где подлежащее было выражено различными частями речи). Первоначально учащийся пользовался карточкой, потом выполнял задачу без карточки, называя признаки вслух, затем про себя мысленно. Такое формирование понятий названо П.Я. Гальпериным «поэтапным».

Н.Ф. Талызина, один из авторов теории поэтапного формирования умственных действий, в учебном пособии «Педагогическая психология» подробно останавливается на этапах процесса усвоения понятий. Приведем характеристику их из данного источника (23).

Мотивационный этап – этап, на котором рекомендуется ввести проблемные ситуации. Они вызывают у детей желание найти решение. Если этот мотив не удается закрепить у ребенка во внутреннем плане, то у учителя остается возможность поддержать соревновательную мотивацию (кто быстрее найдет ответ, кто самый находчивый и т.д.). На первом этапе усвоения знаний обязательно должна быть поддержана познавательная мотивация к учению.

Этапы процесса усвоения:

I. Этап составления схемы ориентировочной основы действий. На данном этапе ключевыми моментами являются составление схемы – как решать соответствующие задачи и фиксация выделенного содержания деятельности. Например, по понятию «перпендикулярные прямые». Составляется следующая схема усвоения понятия:

1. Признаки перпендикулярных линий: обе линии прямые; пересекаются; при пересечении образуют прямой угол.

2. Логическое правило работы с признаками:

Если все признаки «+», ответ «+».

1. +

2. + +

3. +

3. Если хотя бы один признак «?» и нет признаков «–», ответ «?»

1. +

2.??

3. +

4. Предписание по выполнению задания:

а) Прочтите задание.

б) Выделите условие и вопрос задания.

в) Прочтите первый признак понятия.

г) Проверьте, есть ли он у данного объекта.

д) Отметьте результат с помощью знаков «+», «–», «?».

е) Проделайте то же самое с последующими признаками.

ж) Сравните полученные результаты с логическим правилом.

з) Запишите ответ с помощью «+», «–», «?».

Таким образом, составленные схемы по усвоению любого понятия должны в дальнейшем находиться в распоряжении учащихся. Они постоянно работают над схемами понятий, данными в системе.

II. Этап выполнения формируемой деятельности учащимися. Данный этап, в свою очередь, включает в себя еще четыре этапа:

– этап выполнения действий в материализованной (материальной) форме;

– этап внеречевых действий;

– этап выполнения действия во внешней речи про себя;

– этап умственных действий на этапе материализованной формы (схемы-карточки): дети действуют фактически «руками», со всеми признаками понятия, работают «развернуто», проговаривают, готовится перевод их в речевую форму. Действие приобретает обобщенный характер.

III. Этап внешне речевых действий. Здесь учащимися называются все признаки понятия вслух по памяти. Для анализа его теперь действуют не наглядные модели-схемы, а их описания. Рассуждение идет по логическим правилам подведения к решению задачи. Затем следует доказательство правильности ответа. Аналогичным образом учащиеся выполняют еще несколько заданий, на которых учатся рассуждать логически вслух, доказывать верность выбора пути своего решения. Следующим шагом работы учащихся над понятиями – это этап внешней речи про себя с постепенным переходом к последнему этапу: этапу умственных действий – это итог работы познавательной деятельности детей поочередно на всех предыдущих этапах.

По В.В. Давыдову, задача учителя – прежде всего формирование теоретического обобщения. Ученик усвоение материала начинает с анализа одной задачи (модели) проблемы. При этом он выделяет существенные признаки как основу понятия, которая в дальнейшем применяется как способ решения других познавательных задач. Такая организация усвоения знаний или восхождение к конкретным знаниям позволяет школьникам:

– первоначально усвоить основные понятия, составляющие теорию данного предмета, на основе анализа выделить общие признаки предмета;

– в процессе усвоения понятий раскрыть частные и конкретные факты из соответствующей области знаний. При этом установить, что частные знания выводятся из всеобщих и представляются как конкретное проявление всеобщего (абстрактного) закона;

– при изучении понятий обнаружить «генетически» исходную, всеобщую связь, определяющую содержание и структуру всего объекта данных понятий (например, для объекта всех понятий традиционной школьной математики такой всеобщей основой выступают общие отношения величин; для объекта понятий школьной грамматики – связи и отношения, характеризующие язык как определенную структуру;

– при установлении связи и отношения в содержании обучения опираться больше на принцип моделирования.

В настоящее время уже накоплен некоторый опыт экспериментального воплощения новых принципов по­строения учебных предметов или их отдельных разделов. Перечислим эти принципы:

1) все понятия, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, должны усваиваться детьми путем рассмотрения предметно-материальных ус­ловий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми (иными словами, понятия не дают­ся как «готовое знание»);

2) усвоение знаний общего и абстрактного характера предшествует знакомству с более частными и конкретны­ми знаниями, последние должны быть выведены из первых как из своей единой основы – этот принцип вытекает из установки на выяснение происхождения поня­тий и соответствует требованиям восхождения от аб­страктного к конкретному;

3) при изучении предметно-материальных источников тех или иных понятий ученики, прежде всего, должны об­наружить генетически исходную, всеобщую связь, опреде­ляющую содержание и структуру всего объекта данных понятий (например, для объекта всех понятий традиционной школьной математики такой всеобщей основой выступают общие отношения величин; для объекта поня­тий школьной грамматики – отношения формы и значе­ния в слове);

4) эту связь необходимо воспроизвести в особых пред­метных, графических или знаковых моделях, позволяю­щих изучать ее свойства «в чистом виде» (например, об­щие отношения величин дети могут изобразить в виде буквенных формул, удобных для дальнейшего изучения свойств этих отношений: внутреннее строение слова мож­но изобразить с помощью особых графических схем);

5) у школьников нужно специально сформировать та­кие предметные действия, посредством которых они могут в учебном материале выявить и в моделях воспроизвести существенную связь объекта, а затем изучать ее свойства (например, для выявления связи, лежащей в основе по­нятий целых, дробных и действительных чисел, у детей необходимо сформировать действие по определению крат­ного отношения величин с целью их опосредствованного сравнения);

6) учащиеся должны постепенно и своевременно пе­реходить от предметных действий к их выполнению в ум­ственном плане.

Такое построение учебных предметов позволяет орга­низовать преподавание, в процессе которого уже млад­шие школьники полноценно овладевают понятиями и уме­ниями, обычно относимыми к более старшему возрасту. Усвоение этого учебного материала способствует форми­рованию теоретического мышления у детей.

Задача ближайшего будущего состоит в том, чтобы путем комплексных логических, психологических, ди­дактических и методических исследований всесторонне разработать конкретные приемы построения учебных предметов на основе содержательных обобщений мате­риала и теоретических понятий о нем. Эти исследования должны проходить при неразрывном единстве экспери­ментального обучения и изучения закономерностей раз­вития мышления у школьников.

Характеристику степени обученности учащихся или продвижение их в умственном развитии, например, можно оценить по следующим критериям:

Показатель 1.Различение, узнавание

Характеризует низшую степень обученности. Школьник лишь может констатировать, что материал учитель объяснял, но воспроизвести материал устно или письменно не может. Ответы учащихся односложны, наблюдаются попытки правильный ответ.

Показатель 2. Запоминание

Учащийся может рассказать содержание определенного текста, правила, однако до конца не понимает его сути, т.е. характеризует количество информации, а не смысловую ее сторону. Усвоение материала на основе заучивания. Опора на заучивание – это одна из причин формализма в обучении.

Показатель 3. Понимание

Нахождение признаков, связей, анализ, синтез. Применение правил логического умозаключения. Учащийся умеет воспроизвести учебный материал, объяснить, привести примеры, сделать вывод. Имеет собственное суждение об объекте, может воспроизвести знание на практике.

Показатель 4. Элементарные знания и умения

Отработаны элементарные умения использованию теоретических знаний на практике. Учащийся умеет реализовать свой багаж знаний, решает задачи, применяя усвоенные законы правила.

Показатель 5. Перенос ЗУН (знания, умения и навыки) в новые ситуации

Учащийся умеет творчески применять полученные знания в нестандартной ситуации. Школьник дает ответ на любой вопрос, решает любую задачу; констатирует новые способы деятельности и часто находит оригинальные подходы к решению поставленной задачи.

Переход к мониторингу результатов исследования с учетом определенных показателей знаменует новый этап в развитии педагогической психологии. До самого последнего времени она являлась по преимущест­ву наукой описательной, констатирующей эмпири­ческие особенности той или иной уже исторически сло­жившейся системы обучения и воспитания де­тей. Опытные материалы имели большое познаватель­ное значение, но не раскрывали подлинные механизмы усвоения знаний и умственного развития школьников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.