Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы управления и контроля в учебном процессе




Управление и контроль в учебном процессе обусловлены основными положениями современных теорий обучения, рассмотренных нами выше. Наиболее подробно этот вопрос мы изложим в свете поэтапного формирования умственных действий.

Управление и контроль в учебной деятельности, по Гальперину, осуществляется также поэтапно:

– на этапе составления ориентировочной основы действия, на котором осуществляется предварительный контроль на предмет установления исходного состояния познавательной деятельности;

– на этапе предметной «материальной» деятельности (работа моделями) в сочетании с речевой, на котором идет систематический текущий контроль («обратная связь»);

– на этапе формирования действия как внешне речевого, на котором обычно применяется многоуровневый итоговый контроль (уровень узнавания, уровень воспроизведения, уровень применения знаний в привычных условиях и уровень применения в новых условиях, т.е. творческое применение знаний).

В повседневной практике не всегда учитываются эти особенности поэтапного подхода к управлению и контролю в учебном процессе. До сих пор ориентировка на «некоего» усредненного ученика является весьма распространенным вариантом организационно-управленческой деятельности педагогов. И контроль знаний, умений и навыков ограничивается зачастую отметкой, а не оценкой. Оценить – значит установить уровень, степень или качество учебных успехов школьников, т.е. объективно выразить качественное состояние подготовленности учащегося, тогда как отметка дает лишь количественную характеристику. Отметка выражается баллом, как показатель оценки успехов в учении.

При предварительном контроле знаний необходимо учитывать не только исходный уровень познавательной деятельности каждого отдельного учащегося, но и устойчивые личностные индивидуальные особенности. У шестилеток или семилеток учитываются их физические возможности, мотивационная – потребностная готовность (желание занять новую для них позицию – стать учеником, учиться хорошо и отлично), интеллектуальная готовность ребенка к школе (здесь главное – не знания, а уровни развития основных психических функций: восприятия, памяти, внимания, воли и т.д.), социально-психологическая готовность (уровень сформированности вне ситуативного – личностного общения, сопереживания, взаимопонимания и т.д.).

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь в учебном процессе одно из главных условий успешного протекания учебного процесса. Обычно повседневный опрос учащихся на уроке по пройденным учебным материалам фиксирует зачастую «сумму» знаний. На самом деле текущий контроль должен осуществляться с целью установления содержание формируемых действий. Как известно, каждое действие состоит из отдельных операций. При контроле необходимо проверить правильность последовательного применения этих операций (единиц действия). Например, действие сложение содержит четыре операции: образование первого слагаемого, образование второго слагаемого, их сложение, расчет.

Такой способ текущего контроля заранее предупреждает ошибки, регулирует процесс усвоения, помогает учащимся планомерно переходить с одного этапа процесса усвоения на последующий. Причину отставания ребенка в учебе, прежде всего, нужно искать в проблемах усвоения умственных действий при прохождении учебного материала.

По Н.Ф. Талызиной, «обратная связь должна нести следующую информацию: выполняет ли обучаемый то действие, которое намечено; правильно ли его выполняет; соответствует ли форма действия данному этапу усвоения; формируется ли действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д.» (22.С.140).

И последнее, на какие требования должен отвечать текущий контроль?

«1. На первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным. 2. В начале материального (материализованного) и внешнего этапов внешний контроль должен быть эпизодическим по требованию обучаемости или при наличии у него систематических ошибок» (22.С.143).

Объективно и своевременно осуществляемый контроль стимулирует самооценку, самоорганизацию, что уже является надежным механизмом формирования потребности в познаниях и закрепления положительной учебной мотивации – быть всегда готовым к умственному напряжению.

Итоговый контроль кроме своей педагогической функции (прослеживать по темам, разделам учебных предметов качество усвоения знаний учащимися, применение их на практике посредством приобретенных ими умений и навыков) имеет отношение к определению уровня обучаемости и психологических вопросов успеваемости.

Ученики согласно своему индивидуальному развитию проявляют свой уровень восприимчивости к усвоению знаний, что обозначается термином «обучаемость». Обучаемость означает способность (общую или специальную) к учению и усвоению с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями. Этим она отличается от способности к самостоятельному познанию и, следовательно, от умственного развития, показателями которого являются запас знаний и степень их систематизации, владение рациональными приемами умственных действий и т.д. Таким образом, при итоговом контроле знаний необходимо еще (кроме успеваемости) рассматривать «обучаемость» с точки зрения потенциальных возможностей развития ученика.

Как показывает школьная практика, уровень обучаемости учащегося часто не совпадает с его успеваемостью. Успеваемость – оценка учебных достижений ребенка, выраженная в пятибалльной системе оценок. Другими словами, он насколько успешно решил цели и задачи обучения (для чего ученику нужны эти знания; при этом какие действия он выполняет; какими качествами эти действия должны отличаться и т.д.).

Так, цели обучения должны содержать систему задач, которым соответствует система познавательных умений. Итоговый контроль выявляет эту систему познавательных умений. Уровень усвоенности содержания этих познавательных умений, можно сказать, есть показатель итоговой успеваемости учащихся.

На этапе итогового контроля успеваемости, видимо, нужно широко практиковать применение научно обоснованных диагностических методик – тестов. Тесты отечественными психологами рассматриваются не как самоцель, а как инструмент определения заранее установленного норматива содержательной формы учебной деятельности ученика, предполагающей то или иное качественное своеобразное состояние его знаний и умений. Иначе говоря, прежде чем производить тестирование, нужно иметь такой норматив, или содержательную модель деятельности, которую умеют или не умеют выполнять учащиеся.

Таким образом, результаты теста не только объективно показывают уровень усвоения знаний, умений и навыков, но и используются для коррекционной работы, для определения содержания и методов обучения каждого данного школьника и для прогнозирования (предсказания) его дальнейших шагов по пути продвижения в своем развитии в процессе обучения.

 

Вопросы и задания:

1. Что побудило в 60-80 гг. к поиску новых концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей?

2. Кто из психологов и по каким проблемам учебной деятельности разрабатывал современную теорию развивающего обучения?

3. В чем сущность теории формирования научных понятий у школьников (взгляды Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова)?

4. В чем сущность теории поэтапного формирования знаний, умений, умственных действий (взгляды П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной)?

5. Каковы взгляды Л.С.Выготского на уровни развития детей и их использование в развивающем обучении?

6. Раскройте структуру учебной деятельности с точки зрения учения и обучения.

7. Охарактеризуйте развитие мотивов и постановки целей учения.

8. Осветите особенности учебных действий и формирования учебно-познавательных понятий, умений и навыков.

9. Раскройте особенности управления и контроля учебным процессом в условиях развивающего обучения.

Темы для самостоятельной работы:

1. Составить понятийно-терминологический словарь по современным концепциям психологии обучения.

2. Проанализировать психологические проблемы и условия оптимизации развивающего обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.