Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Учебные действия




Б. Учебные задачи

Как мы выше видели, за любой целью учения стоят потребности и мотив. Они побуждают к началу целенаправленной деятельности. Цель, как главное звено мотивации, направлена на учение и представлена в учении в виде системы задач. Успех решения обучающимся заданных учебных задач, т.е. усвоения знаний, умений и навыков, зависит от способа построения процесса усвоения образовательных, теоретических знаний. Суть учебной задачи, пишет В.В. Давыдов, состоит в том, что при ее решении посредством действий школьники раскрывают происхождение «клеточки» некоторого целостного объекта и используют эту «клеточку» для мысленного воспроизведения этого объекта. Тем самым школьники осуществляют некоторый цикл восхождения от абстрактного к конкретному как путь усвоения теоретических знаний (7).

Согласно В.В. Давыдову, мысль школьников при этом движется от общего к частному, способ усвоения по эмпирическому общему неэффективен для усвоения теоретических знаний, требует много тренировок в течение длительного времени. Кстати, последний способ усвоения знаний является более распространенным в традиционной школьной практике.

Примерные этапы решения учебной задачи представлены в схеме 6.

Учебные действия имеют свои правила и приемы, знание и применение которых – условие успешно организованной познавательной деятельности или основа умения учиться.

Все действия, входящие в деятельность учения, делятся на: общие (не специфические); специфические.

Общие (общие приемы) применимы к любым знаниям. Это, например, умение планировать, контролировать, отслеживать результаты учебной деятельности, умение пользоваться мыслительными операциями: сравнением, анализом, синтезом, систематизацией, классификацией и т.д.; умение быть наблюдательным, внимательным; умение оперировать формами мышления, суждениями, понятиями, умозаключениями.

Специфические приемы слагаются с учетом особенностей изучаемых предметов и применяются в области только данных знаний (языковые, математические и т.д.). Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, любое действие имеет ориентировочную и исполнительскую часть. Ориентировочную часть действия, видимо, можно представить как подготовку к действию, т.е. к исполнению его. На этапе подготовки устанавливается общая картина обстоятельств (условия действия), намечаются план выполнения действия, формы контроля и способы проверки правильности исполнения. Эти умственные приемы мыслительного процесса считаются главными для первоначального знакомства с предметом познания. Затем с опорой на них следует исполнительская часть, т.е. выполняется само действие во внешнем плане с реальными предметами. Закрепление этих умственных действий в первое время обычно оформляется в громкой речи (воспроизводится выполнение действия по порядку), затем – в плане речи «про себя», и, наконец, в плане внутренней речи. Вот истинный психологический смысл умственного действия. Более подробно формирование умственных действий, входящих в деятельность учения по теории П.Я. Гальперина, впервые подробно изложено в учебнике Н.Ф. Талызиной «Педагогическая психология» (23).

Виды и этапы усвоения учебных действий показаны в схеме 7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.