Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные проблемы российского общества 1 страница




Экономическое развитие Российской Федерации в начале ХХI в.

 

Достижения современной России. Благодаря конкретным шагам по модернизации государственного управления, экономики, правовой системы Россия за первое десятилетие ХХI в. добилась заметных результатов. Увеличены доходы государственного и региональных бюджетов, накоплены значительные золотовалютные резервы, создан многотриллионный Стабилизационный фонд, почти полностью выплачен государственный долг, существенно сократилось количество бедных и т.д.

Российская Федерация – одна из самых богатых стран в мире по природным ресурсам и полезным ископаемым. Она лидирует в мире по запасам нефти и газа, угля и железной руды, леса, а также по запасам пресной воды и т.д. Эти показатели в 5 раз превышают аналогичные показатели Норвегии и Канады, в 6 раз – США, в 20 раз – таких европейских стран, как Германия, Великобритания и Франция, в 38 раз – Японии и в 80 раз – Китая. Доля России составляет почти 40% разведанных природных ресурсов нашей планеты, а численность ее населения – около 3% населения Земли. Такое соотношение убедительно свидетельствует о том, что россияне могут стать самыми богатыми гражданами мира. Задача состоит в том, чтобы по-государственному, правильно и рационально распорядиться этими кладовыми для роста экономики страны, повышения благосостояния каждого гражданина России.

Президент РФ В.В. Путин настойчиво добивался удвоения валового внутреннего продукта (ВВП) России за 10 лет, называя это одной из первоочередных общенациональных задач. Выполнив указание президента РФ по удвоению ВВП за 10 лет, Российская Федерация достигнет только дореформенных экономических показателей, которые фиксировала госстатистика в 1989 г. Другими словами, в результате непродуманных государственно-правовых и экономических реформ, неудач в период их осуществления наша страна вместо поступательного движения вперед оказалась отброшенной почти на четверть века назад. Но ведь в это время другие страны, опережая Россию в развитии, ушли далеко вперед.

Номинальный ВВП Российской Федерации (основной экономический показатель) достиг максимального значения в 2008 г. – 41,43 трлн рублей (или $1,27 трлн). Это меньше, чем ВВП Италии, Канады, Испании и даже Бразилии. По номинальному ВВП наша страна занимала в 2008 г. 10-е место в мире, отставая от США более чем в 13 раз. По прогнозам Минэкономразвития, ВВП России к 2013 г. сможет увеличиться до 2 трлн долларов США. Но даже в этом случае российский номинальный ВВП по сравнению с Китаем окажется меньше почти в 3 раза, а по паритету покупательной способности – меньше в 10 раз. Таких успехов в экономике наши соседи достигли благодаря тому, что при осуществлении реформ им удалось органично соединить государственное регулирование с рыночными механизмами, заменить устаревшее оборудование и внедрить новые технологии в промышленное производство.

На фоне китайского феномена успехи российской промышленности выглядят более чем скромно. А рост ВВП России достигается не столько стахановским трудом или мудрой политикой правительства, сколько ростом мировых цен на нефть и другие энергоносители. Как только в кризис цены на нефть упали до 40-60 долларов за баррель, так номинальный российский ВВП в 2009 г. снизился до 39,1трлн рублей или на 8,9%.

Проблемы в обрабатывающей промышленности. По уровню развития обрабатывающей промышленности современная Россия значительно отстает от США, Китая, Японии и других развитых стран мира. Доля России в мировом производстве новых станков и кузнечно-прессового оборудования составляет всего 0,33%, что меньше соответствующего показателя Германии в 52 раза, Японии – в 69 раз.

Авиастроение, тракторостроение, станкостроение, приборостроение и другие не сырьевые отрасли за время реформ почти наполовину потеряли свой потенциал и по выпуску своей продукции находятся на уровне 80-х гг. прошлого века. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить показатели базовых отраслей российской экономики – энергетики, нефтяной и газовой промышленности, угледобычи, лесного хозяйства и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, машиностроения, сельского хозяйства – в 1991 и 2006 гг. Если в 1991 г. производилось 500 самолетов, то в 2006 г. всего 32. Производство тракторов сократилось сегодня примерно в 14 раз, металлорежущих станков – в 11, прядильных машин – в 50, а ткацких – в 127 раз. В целом показатели обрабатывающей промышленности России по выпущенной продукции составляли на начало 2007 г. лишь 45% от уровня 1991 г. Другими словами, за полтора десятилетия «развития» ведущие отрасли российской промышленности вдвое сократили свое производство. Российские показатели в обрабатывающих отраслях при В.В. Путине значительно хуже, чем в брежневский период «застоя и стагнации».

Известный российский экономист Николай Шмелев так оценивал влияние «новых методов управления» на экономические показатели России: «За исключением энергосырьевого сектора и отчасти военно-промышленного комплекса, старый, создававшийся десятилетиями экономический потенциал страны разрушен или почти разрушен, в том числе традиционное тяжелое машиностроение, авиационная промышленность, железнодорожное строительство, судостроение, аграрный сектор и т.д.».

Изношенность технологического оборудования большинства российских обрабатывающих предприятий прогрессирует настолько, что достигает, по разным оценкам, от 50 до 75%. По свидетельству бывшего заместителя министра промышленности и энергетики РФ Андрея Реуса, парк механообрабатывающего оборудования, обеспечивающий другие наши отрасли, с 1990 г. сократился на 1 млн единиц. Оставшееся технологическое оборудование сегодня насчитывает около 1,5 млн единиц, однако его средний возраст превышает 20 лет. По утверждению А. Реуса, основные производственные фонды через 6 лет перейдут критическую отметку, соответствующую 100%-ному физическому износу оборудования. Из этого следует, что российская промышленность пользуется большинством станков, морально и физически устаревших, установленных на обрабатывающих предприятиях еще с советских времен. Эти и другие факторы не позволяют российской экономике выйти на европейский уровень и составить серьезную конкуренцию западным производителям.

Вот какую оценку дали западные конкуренты российской экономике: «Достижения российской науки и промышленности ограничиваются узкой сферой военных и авиакосмических технологий, но наладить производство потребительских товаров, которые захотел бы купить кто-нибудь, кроме самих россиян, просто не имеющих другого выбора, они не в состоянии. Вы когда-нибудь слышали, чтобы иностранец по доброй воле сел за руль российской машины или пользовался сделанным в России компьютером? Эта страна неспособна производить тостеры и микроволновые печи, стиральные машины или газовые плиты, которые нашли бы сбыт в любой другой стране». Доля импорта во внутреннем российском потреблении, по данным Минпромэнерго, составляла при втором президенте России уже 87%.

Причины отставания российской экономики от передовых стран были известны В.В. Путину. В послании 2006 г. он констатировал: «В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. Но, к сожалению, большая часть технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия».

Правительство России, понимая сложность ситуации, приняло ряд мер по ее исправлению. Так, в 2007 г. состоялось заседание правительственной комиссии по развитию промышленности, которая прорабатывала вопросы по поддержке отечественного станкостроения. В частности, предлагалось создать холдинг с государственным участием, который объединил бы оставшиеся предприятия отрасли и научно-технический центр на условиях частно-государственного партнерства. В настоящее время этими проблемами занимается госкорпорация «Ростехнологии».

Важную роль в ликвидации отставания российской экономики должна сыграть федеральная целевая программа «Национальная технологическая база», утвержденная правительством РФ на 2007–2011 гг. Для эффективной реализации запланированных мероприятий нужны финансовые и материальные ресурсы, которых выделяется, по утверждению независимых экспертов, явно недостаточно. Между тем хорошо известно, что развитие конкурентоспособной отрасли экономики напрямую зависит от инвестиций, со стороны как государства, так и новых собственников. По данным Минпромэнерго, отечественному машиностроению требовалось около 700 тыс. новых станков и оборудования, однако станкостроительная отрасль в 2005–2007 гг. выпускала всего по 4,8–5 тыс., или в 140 раз меньше. При таких темпах модернизация отрасли растянется даже не на десятилетия, а на век.

Отсталое сельское хозяйство. Из-за многих проблем, в том числе недостатка финансирования, Россия имела отсталое сельское хозяйство. Это утверждение справедливо как в отношении животноводства, так и растениеводства, а также производства мяса, молока, других важнейших продуктов питания. За период реформ с 1990 по 2006 г. поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 2,7 раза. В абсолютных цифрах его численность сократилась с 57 до 21 млн. голов, в том числе коров – с 20 до 9,5 млн голов. В результате резкого снижения поголовья скота производство говядины в 2006 г. составило всего 17,4% к уровню 1990 г., свинины – 29%, баранины – 6%. И только птицеводство на 3% превысило показатели 1990 г.

Стоит ли после этого удивляться, что цены на продукты питания в современной России неуклонно растут, опережая инфляцию, а летом – осенью 2010 г. скачок цен на гречку, подсолнечное масло, мясные, молочные продукты составил от 30 до 100%.

В России 16% мировых посевных площадей, а собранный с них урожай едва достигает 3%. Таким образом, интенсивность российского растениеводства более чем в 5 раз ниже среднемирового уровня. Причины этого широко известны. Согласно госстатистике, в настоящее время в сельском хозяйстве России 35% убыточных хозяйств. В соответствии с действующим законодательством каждый год под банкротство попадают тысячи сельхозпредприятий. В общей сложности в России из 28 тыс. колхозов и совхозов осталось всего 3 тыс. В результате непродуманной аграрной политики брошенными оказались 13 тыс. сел и поселков, а в 47 тыс. сельских населенных пунктах проживает сегодня от 1 до 10 семей. Например, в Вяземском районе Смоленской области сельское население за последние 25 лет сократилось в 10 раз. И подобное положение в других сельских районах России. Всего за время реформ с карты страны исчезло 50 малых городов и более 1500 деревень.

Все это требовало принципиальных изменений в государственной аграрной политике. Кардинальных перемен в российском сельском хозяйстве можно было достичь не только изменением государственного управления в области структурной перестройки агропромышленного комплекса России, но главным образом за счет постоянных крупных инвестиций. И работа в этом плане государством проводилась, в том числе в рамках нацпроекта «Развитие АПК». «Значительные ресурсы в рамках отдельно выделенного национального проекта направлены на развитие сельского хозяйства. Уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе, развивается система кредитования потребительской кооперации, личных подсобных хозяйств и крупных сельхозпроизводств. Мы содействуем закупке очень нужных нашему селу новых технологий и качественной сельхозтехники», – перечислял президент меры по подъему кризисного сельского хозяйства.

С целью подъема сельского хозяйства, в дополнение к национальному приоритетному проекту «Развитие АПК» утверждена программа развития отрасли на 2008–2012 гг. Из федерального бюджета для решения накопившихся проблем на селе будет выделено 551,3 млрд рублей. Из региональных бюджетов планируется инвестировать в сельское хозяйство дополнительно 544,4 млрд рублей. «Аграрный сектор становится приоритетом социально-экономической политики государства», – заявил Алексей Гордеев (в то время министр сельского хозяйства) на заседании правительства РФ, на котором была одобрена государственная программа развития сельского хозяйства.

Однако в 2008 г. в отрасль было направлено всего 76,3 млрд рублей. Разумеется, этих денег не хватило ни на кардинальные шаги по техническому перевооружению отсталого сельского хозяйства, ни на улучшению социального положения крестьян, ни на избавление страны от импорта продовольствия. По данным экономистов, на импорт продовольствия Россия тратит до 800 млрд рублей в год, в 10 раз больше, чем инвестирует в развитие собственного сельского хозяйства.

Не следует забывать, что Россия планирует вступить во Всемирную торговую организацию, принципы которой предусматривают максимальное открытие границ для импорта, снижение государственных преференций и дотаций производителям, что может привести к почти полной потере конкурентоспособности российских сельхозтоваропроизводителей.

Плохие дороги. В России, к сожалению, самые плохие автомобильные дороги в Европе. По данным Министерства транспорта РФ, только 37% федеральных и 24% территориальных дорог соответствуют нормативным требованиям. Состояние российских дорог, построенных еще при социализме, в 60–70-х гг. прошлого века, не выдерживает никакой критики. Плохие дороги, как известно, отрицательно влияют не только на пропускную способность и грузооборот (автомобильный парк России в 2010 г. вплотную приблизился к 40 млн единиц), но и на техническое состояние автомобилей, их эксплуатационные сроки, а также на аварийность и безопасность. По данным члена Совета Федерации, бывшего руководителя российской ГАИ-ГИБДД В. Федорова, до 30% автомобильных аварий, в том числе с человеческими жертвами, происходит по причине плохого состояния российских дорог. Из-за высокой аварийности автодорогу «Москва – Дон» водители прозвали «дорогой смерти».

И только в последние год - два стали выделяться немалые средства на реконструкцию и строительство дорог. У государства либо не было денег на дорожное строительство в нужных масштабах, либо оно было занято другими, более важными проблемами.

Весной 2007 г. правительство РФ рассмотрело вопрос о дорожном строительстве, приведении автодорог в соответствие с нормативами, обеспечивающими безопасность движения и требуемую пропускную способность. Одновременно рассматривались предложения по частным инвестициям в дорожное строительство. В ноябре 2010 г. был подписан закон, регулирующий вопросы использования автодорог России на платной основе. Это означает, что некоторые отрезки шоссейных дорог, построенные не за счет государства, будут платными.

Серьезной реконструкции ожидают дороги юга России в связи с предстоящей зимней олимпиадой в Сочи в 2014 г. Чтобы дороги и другая инфраструктура Сочинской олимпиады соответствовали современным мировым стандартам, по решению президента РФ на эти цели выделяется 2,3 млрд долларов США. Трехлетним бюджетом страны на 2008–2010 гг. предусматривалось комплексное финансирование дорожного строительства. Планировалось построить 9,3 тыс. км и отремонтировать 45,5 тыс. км автодорог. Однако разразившийся финансовый кризис не позволил осуществить грандиозные планы.

Таким образом, уровень развития российской экономики, многочисленные проблемы в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и других отраслях не позволил национальному лидеру кардинально улучшить социальную сферу страны, решить многие острые социальные проблемы.

 

 

Роль приоритетных национальных проектов. Важную роль в снижении остроты социальных проблем сыграли четыре приоритетных национальных проекта, введенных в действие в 2006 г.: «Образование», «Здоровье», «Развитие АПК» и «Достойное и комфортное жилье – гражданам России».

За их реализацию в стране отвечал Д.А. Медведев в ранге вице-премьера правительства. В одном из публичных выступлений он так определил значение нацпроектов: «Мы в какой-то момент объявили приоритетными несколько отраслей социальной жизни и создали национальные проекты. Я считаю, что это не худший опыт. При всех издержках, может быть, половинчатых каких-то решениях, которые мы принимали, мы смогли сдвинуть ситуацию в правильном направлении и в образовании, и в здравоохранении, и на селе, и в жилищной сфере».

С утверждениями Дмитрия Медведева нельзя не согласиться. По официальным данным, только из государственного бюджета на национальные проекты первоначально было выделено 134,5 млрд руб­лей. Из них 21,9 млрд направлялось на проект «Доступное и комфортное жи­лье – гражданам России», 62,6 млрд – на проект «Здоровье», 19,2 млрд – на «Развитие АПК» и 30,8 млрд рублей на реализацию нацпроекта «Образование». Затем ассигнования были увеличены, и за два года (2006–2007) на реализацию нацпроектов государство из федерального бюджета выде­лило уже около 400 млрд руб­лей. И это без учета финансирования со стороны региональных властей.

Значительный рост инвестиций свидетельствовал о повышении внимания государства к социально-экономическим проблемам. В 2008–2010 гг. вложения в социальную сферу продолжались. На это выделялось по 300–350 млрд рублей ежегодно.

Благодаря увеличению финансирования в рамках нацпроекта «Образование» поддержку получили:

· 57 вузов, реализующих инновационные программы;

· 76 учреждений начального и среднего профессионального образования;

· 6 тыс. общеобразовательных учреждений (школ).

В рамках национального проекта укреплялась материально-техническая база образования, осуществлялась компьютеризация школ, увеличивался парк школьных автобусов (в школы поставлено свыше 3,2 тыс. автобусов). Начали работу Южный и Сибирский федеральные университеты. При непосредственном участии бизнеса созданы Московская школа управления «Сколково» и Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге.

Улучшилась оплата труда педагогов. Были выделены гранты 20 тыс. лучших учителей. Для того чтобы поддержать инициативную, способную, талантливую молодежь, планировалось учредить не менее 5 тыс. индивидуальных грантов для школьников, студентов, молодых специалистов. Но из-за недостаточного финансирования это во многом хорошее начинание не было доведено до логического конца.

Кроме того, в рамках нацпроекта около 800 тыс. классных руководителей стали получать ежемесячно вознаграждение до 1 тыс. рублей за воспитательную работу. Предполагалось также учредить ежегодные поощрения в размере 100 тыс. рублей для 10 тыс. лучших учителей страны. В течение 2009 г. правительство России предполагало поэтапно повысить заработную плату учителям на 20%. Однако разразившийся кризис помешал этим планам. В комитетах Госдумы по образованию и науке, труду и социальной политике в настоящее время ведется обсуждение путей повышения зарплаты учителям.

Национальным проектом «Здоровье» предусматривались дополнительные выплаты участковым педиатрам и терапевтам, врачам общей практики и медсестрам участковых служб. В регионах вводились доплаты медперсоналу служб скорой медицинской помощи и фельдшерам сельских фельдшерско-акушерских пунктов.

Главной целью развития здравоохранения стало постепенное сокращение смертности от управляемых причин, в первую очередь от сердечно-сосудистых заболеваний как основной причины смертности населения, а также травм, полученных при дорожно-транспортных происшествиях.

За годы реализации проекта «Здоровье» на 7,7 тыс. человек увеличилась численность участковых врачей, в том числе врачей общей практики. Обновлено около 70% парка автомобилей скорой медицинской помощи. Результатом этих мероприятий стало уменьшение времени прибытия машины скорой помощи с 35 до 25 минут, а также возможность оказания помощи пациенту с первой минуты ее прибытия.

Практически все амбулаторно-поликлинические учреждения страны переоснащены современным рентгенологическим, ультразвуковым, лабораторным и эндоскопическим оборудованием, электрокардиографами. Внедрение современного диагностического оборудования в практическое здравоохранение существенно расширило возможности диагностики и лечения больных. Впервые для миллионов граждан Российской Федерации стало возможным получить полный спектр диагностических исследований. Закономерным следствием повышения доступности и качества диагностических исследований, в том числе в рамках проведенной дополнительной диспансеризации, стало снижение на 18% показателя первичного выхода на инвалидность и на 2% – числа случаев временной нетрудоспособности.

В рамках нацпроекта «Здоровье» продолжилась работа по улучшению условий и охраны труда, направленной на снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве. Впервые в рамках нацпроекта средства федерального бюджета, выделенные на высокотехнологичную медицинскую помощь, поступили в медицинские учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Число учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, вследствие этих мер увеличилось. К 2010 г. планировалось довести удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи до 80%.

В рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» предполагалось увеличение объемов жилищного строительства за счет государственных и частных инвестиций. Намечалась и частично реализована жилищная программа для военнослужащих. Однако, несмотря на действие нацпроекта и государственной жилищной программы, утвержденной правительством в 2002 г., жилищная проблема в стране до сих пор не решена. По данным, приведенным на заседании Госсовета, проходившем в Казани в 2007 г., 60% россиян не обеспечены жильем в соответствии с конституционными принципами. Причина – в недостаточном финансировании жилищного строительства, слабой материально-технической базе строительных организаций. Согласно статистике, сегодня порядка 80% домов и квартир строится на средства граждан.

И все же благодаря реализации национальных приоритетных проектов были сделаны замет­ные шаги в здравоохранении и образовании, развитии агропромышленного комплекса. Поэтому на совещании в Кремле 28 февраля 2008 г. было принято решение о продолжении этой работы. В.В. Путин, подводя итоги разрешения социальных проблем, заявил: «Сегодня можно с полным основанием утверждать, что цели, выбранные нами два года назад, правильные, и впредь они должны стать для нас долгосрочными национальными приоритетами, неотъемлемой частью концепции развития России до 2020 г.».

В соответствии с утвержденным госбюджетом реализация приоритетных национальных проектов в 2009 г. продолжилась. Так, на проект «Образование» было выделено 30,9 млрд рублей, «Здоровье» – 111,9 млрд, «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» – 91,2 млрд и «Развитие АПК» – 120 млрд рублей.

Однако эти четыре нацпроекта, как и другие социальные программы, могли достичь более высоких результатов в улучшении жизни россиян в XXI в., если бы на их осуществление выделялось достаточно средств. Анализ показывает, что социальное государство могло на­править на эти цели значительно больше денег. В 2008 г. совокупные финансовые возможности государства, включая золотовалют­ные резервы, Стабфонд и доходную часть госбюджета, превы­шали 30 трлн рублей (1 трлн долларов США). При желании государство могло направить на создание условий для достойной жизни граждан не менее 10% имевшихся в его распоряжении финансов. А по подсчетам автора*, на все национальные проекты было направлено менее 1% финансовых ресурсов, имевшихся у России в докризисный период, то есть в десять раз меньше.

Подсчитано также, что на реализацию всех приоритетных национальных проектов выделялось в 3 раза мень­шеденег, чем на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. А по сравнению с расходами на оборо­ну – в 5 раз меньше. Совокупные расходы государства, первоначально запланированные по раз­делу «Социальная политика» в кризисном 2009 г., не пре­вышали 3,3% расходной части госбюджета.

Президент Д.А. Медведев** в 2009 г. признал, что денег на решение важнейших социальных проблем государство выделяло недостаточно. «Принятые к реализации с 2006 г. Национальные проекты в сфере здравоохранения, строительства доступного жилья, улучшения качества жизни хотя и будут способствовать созданию условий для смягчения демографического кризиса, однако заложенные в них мероприятия являются недостаточно адекватными остроте проблемы», – констатировал глава государства.

Признавая проводимые в стране социальные мероприятия «недостаточно адекватными остроте проблемы», президент вместе с тем не принимал решительных мер по исправлению ситуации. При ежегодном рассмотрении проекта закона о госбюджете, передаваемого ему на подпись из Федерального Собрания, глава государства не возвращал документ на доработку. Тем самым он соглашался с тем малым объемом финансовых ресурсов, который ему предлагали утвердить на реализацию социальной политики и национальных приоритетных проектов.

Более того, в руках главы государства есть еще один действенный инструмент распределения государственных ресурсов – Бюджетное послание Президента, которое ежегодно определяет приоритеты в расходовании финансов. В этом документе содержатся также первоочередные задачи правительства, Министерства финансов, других ведомств, которые они должны реализовать в предстоящем финансовом году.

Вместо дополнительного финансирования мероприятий социальной политики, создающей условия для достойной жизни граждан, наше го­сударство в ущерб социальным программам выделяет сотни миллиардов рублей на подготовку к саммиту АТЭС 2012 г. По утверждению губернатора Приморья, на этот проект планируется затратить около 800 млрд рублей. Даже в кризисный год на строительство инфраструктуры для приема высоких гостей из АТЭС госбюджет выделил 202 млрд рублей.

Не лучше ли эти огромные средства направить на борьбу с бедностью, на поддержку малоимущих россиян, пострадавших от кризиса? А саммит АТЭС можно было бы с успехом провес­ти в великолепном Константиновском дворце, на берегу Финс­кого залива под Санкт-Петербургом. На его реставрацию и богатое убранство были затрачены огромные бюджетные сред­ства, чтобы достойно принять участников саммита «Большой восьмерки» в 2007 г. Пока же дворец практически простаивает.

В результате финансирования социальной сферы по оста­точному принципу, скупости социального государства в России насчитывается почти 25 млн россиян, живущих за чертой бедности. Это население таких государств, как Беларусь, Молдова, Дания и Швейцария, вместе взятых.

Поэтому не случайно президент Д.А. Медведев, выступая с посланием политической элите 12 ноября 2009 г., констатировал: «Надо признаться, что в предыду­щие годы мы сами недостаточно сделали для решения унас­ледованных от прошлого проблем. Мы так и не избавились от примитивной структуры экономики, от унизительной сырье­вой зависимости, не переориентировали производство на реальные потребности людей».

В качестве иллюстраций к этим словам главы государства приведем ряд аргументов и фактов, подтверждающих, что в области удовлетворения «реальных потребностей людей» в нашем Отечестве сегодня имеется множество нерешенных проблем.

Проблемы в здравоохранении. Из-за слабого оснащения медицинских учреждений современной лечебно-диагностической аппаратурой, низкого уровня лечебного процесса, недостатка лекарств и других причин в России одна из самых высоких в мире смертность граждан, в том числе детская смертность. Двое из каждых трех новорожденных появляются на свет больными. За последние 10 лет уровень заболеваемости детей увеличился на 50%. Фармацевтическая и медицинская промышленность СССР занимала в свое время второе место в мире по производству антибиотиков и тратила на разработку новейших средств внушительные суммы. Теперь же Россия, правопреемница СССР, не производит ни одного подобного препарата.

В результате отечественные предприятия сегодня обеспечивают всего 10% потребностей населения в лекарствах. Остальные 90% покрывает импорт. Поэтому не случайно президент в Послании Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г. поставил задачу: довести выпуск российских лекарств в течение ближайших 5 лет до 25% «Уже через пять лет доля отечественной продукции на лекарственном рынке должна составить не менее четверти, а к 2020 году – более половины всех препаратов. Вот в чём цель».

Право на бесплатную медицинскую помощь, особенно в лечении сердечно-сосудистых и других сложных заболеваний, в основном не реализуется, потому что для рядовых граждан в подобных клиниках с современным оборудованием, по свидетельству известного кардиохирурга Лео Бокерияи других врачей, очень мало мест. В соответствии с программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению страны, утвержденной правительством РФ в начале 2007 г., в среднем на одного пациента в год выделяется около 4 тыс. рублей. По сравнению с развитыми странами это крайне мало. В результате недофинансирования отечественного здравоохранения 600 тыс. пациентам, нуждающимся в высокотехнологичной (читай: дорогостоящей) медицинской помощи, в ближайшее время грозит смерть.

От состояния здравоохранения в стране во многом зависит продолжительность жизни людей, а, следовательно, и демографическая ситуация.

Демографическая проблема. С ее решением напрямую связано сохранение территориальной целостности Российской Федерации, освоение ее огромных территорий и более масштабное вовлечение в экономический оборот природно-сырьевых ресурсов. По мнению ученых, России в соответствии с размером территории необходимо иметь население численностью не менее 500 млн человек. Еще великий Ломоносов говорил, что в «сохранении и размножении российского народа… состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.