Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение полезности. Теория предельной полезности




Поведение индивидуальных потребителей зависит от того, как они удовлетворяют свои потребности в тех или иных товарах, или, другими словами, какую полезность получают от потребления определенного количества благ. Мы исходим из того, что предпочтения потребителей уже сформировались, а цена товара как отдельная категория, очень важная для выбора потребителя, учитывается нами лишь косвенно. Например, потребитель предпочитает пиццу, но купит ватрушку, потому что она дешевле. В данном случае для нас важен окончательный выбор потребителя, а его предпочтением будет считаться именно ватрушка.

Удовлетворение потребностей людей осуществляется с помощью полезности товара или услуги. Полезность – это выгода потребителя, полученная им при потреблении данного количества блага (набора благ). Как любой экономический субъект потребитель в своем выборе руководствуется принципом рационального поведения независимо от того, сознательно или неосознанно он это делает. Иначе говоря, потребитель стремится получить максимум выгод при данных затратах.

Полезность можно определить как удовлетворение, которое дает потребление товара или услуги. Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность (от англ. total utility – TU) – это оценка потребителем суммарной полезности приобретаемого количества товара. Так, общая полезность обеда определяется как суммарная полезность первого, второго и третьего блюд. Общая полезность, как и полезность вообще, – понятие субъективное. Одному посетителю столовой за обедом требуются две порции супа, другому – полпорции, третий вообще обходится без супа или заменяет его салатом. По-разному потребители оценивают и полезность любых других видов продукции при их потреблении.

Общая полезность любого товара возрастает по мере увеличения потребляемых единиц, или порций блага. Возрастание общей полезности по мере потребления дополнительных единиц блага происходит снижающимися темпами, потому что дополнительные единицы блага приносят все меньшее удовлетворение или удовольствие. Потребность данного потребителя в конкретном товаре постепенно насыщается.

Предельная полезность (от англ. marginal utility – MU) – это добавочная, или приростная, полезность, извлекаемая потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Чем большим количеством блага мы располагаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Цена товара определяется не общей, а предельной полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность для потребителя снижается, постольку он купит дополнительное количество этой продукции лишь в том случае, если ее цена понизится.

Экономическая природа цены по-разному определяется сторонниками различных экономических школ. Для представителей трудовой теории стоимости цена товара – это денежное выражение его стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда (живого и овеществленного) на его производство. Основоположниками классической экономической школы стали У. Петти (1623–1687 гг.), А. Смит, Д. Рикардо (1772–1823 гг.), а также К. Маркс, являющийся основателем пролетарской политэкономии. Д. Рикардо общественно необходимыми затратами считал затраты труда производителей, работающих в худших условиях. Для К. Маркса таковыми были затраты на производство при среднем уровне умелости и интенсивности труда, но для обоих направлений трудовой теории стоимости присуще общее понимание цены.

Представители австрийской экономической школы К. Мен-гер (1840–1921 гг.), Ф. Визер (1851–1926 гг.), Е. Бем-Баверк (1851–1914 гг.) считаются основоположниками теории предельной полезности. Они по-иному пытались установить связь между ценой и спросом. Обосновав положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов, представители австрийской школы и их сторонники установили закономерность, согласно которой последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан воды; второй стакан воды принесет ему меньшее удовлетворение, чем первый; третий меньше, чем второй и т.д. Убывание полезности будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана не превратится в нулевую или отрицательную величину, а наш гипотетический потребитель, осознавший этот факт, не прекратит потребление ставшего бесполезным блага.

Зависимость между общей и предельной полезностью можно выразить следующим образом:

где – изменение количества потребляемого блага;

– изменение общей полезности;

– предельная полезность.

То же можно записать следующим образом:

Снижение предельной полезности, связанное с уменьшением субъективной оценки потребителем дополнительной единицы товара, означает действие закона убывающей предельной полезности: по мере насыщения потребности в каком-то товаре удовлетворение от потребления каждой последующей единицы этого блага снижается.

Предположим, что закон убывающей полезности вступает в силу со второго приобретенного банана. Тогда с помощью условных данных мы можем составить табл. 7.1.

Таблица 7.1

Закон убывающей предельной полезности

Продукт, ед. Общая полезность TU Предельная полезность MU
1-й    
2-й    
3-й    
4-й    
5-й   –3

Каждая следующая единица блага приобретает меньшую полезность по мере того, как потребитель приближается к насыщению (и перенасыщению) бананами. Общая полезность бананов определяется путем суммирования показателей предельной полезности. Предельная полезность четвертого банана становится нулевой, а пятого – отрицательной. Можно сказать и так: предельная полезность каждой дополнительной единицы блага находится путем вычитания из общей полезности каждой последующей строки величины общей полезности предыдущей строки (16 – 10 = 6;
18 – 16 = 2; 18 – 18 = 0 и т.д.). Графически это изображено на рис. 7.2.

 
 

 

 


а б

Рис. 7.2. Графики общей (а) и предельной полезности (б)

Следует обратить внимание на то, что предельная величина может иметь отрицательное значение.

Можно ли измерить предельную полезность? Если да, то в каких единицах? На этот счет существуют разные точки зрения. Одна выражена в понятии «кардинализм». Для вычисления предельной полезности кардиналисты вводят специальную единицу измерения – ютиль, с помощью которой можно вести вычисления. Кардиналистский (количественный) подход преобладал на ранних стадиях развития теории предельной полезности.

Другая точка зрения, или ординализм, характеризуется отрицанием возможности измерения предельной полезности, так как это чисто субъективное восприятие или ощущение полезности, которое невозможно измерить количественно. Для выяснения, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя, вводится понятие «ординальной» (порядковой) полезности. С ее помощью можно определить динамику изменения предельной полезности, но невозможно измерить ее в абсолютных величинах. Ординалистский подход дает возможность сравнения и упорядочения товарных наборов с точки зрения их предпочтительности. Он также оставляет возможность присвоения полезностям товарных наборов численных значений.

Ординалистский подход сейчас преобладает. Основные аксиомы теории потребительского поведения, рассмотренные нами в начале главы, отражают именно этот подход.

Каждый потребитель стремится повысить общую полезность используемых благ, т.е. действует исключительно рационально. При этом на его поведение оказывают влияние различные факторы. К наиболее очевидным из них относят:

денежный доход потребителя;

цены на товары и услуги;

предпочтения и вкусы;

стремление потребителя в соответствии с денежным доходом и ценами на товары получить максимальную общую полезность, или максимальное удовлетворение потребностей.

Исходя из этих факторов и основных аксиом теории потребительского поведения, экономисты формулируют правило (принцип) максимизации полезности, содержание которого сводится к следующему: потребитель так расходует свой денежный доход, что последняя денежная единица (рубль или иная другая), затраченная на приобретение каждого вида продуктов, принесет одинаковую предельную полезность. Другими словами, покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.

Математическая запись сформулированного положения имеет вид:

где MUx, MUy – предельная полезность единицы товара x и y;

Px, Py – соответственно цены товаров x и y.

Полученное уравнение считается основным в теории потребительского поведения при условии, что потребитель действует в рамках бюджетного ограничения. Бюджетное ограничение заставляет потребителя самым внимательным образом относиться к цене приобретаемого блага и вольно или невольно оценивать его предельную полезность. Расходуя часть дохода на товар х, потребитель тем самым отказывается от дополнительных единиц блага y, и наоборот. Поэтому каждый раз, делая выбор из двух возможных благ, потребитель вынужден отвечать на вопрос «что лучше?».

Чем большим количеством товара х располагает потребитель, тем ниже для него предельная полезность данного блага. Поэтому при постоянной цене товара х выражение будет сокращаться. Общее выражение примет вид:

Оно означает, что потребитель располагает небольшим количеством товара y, поэтому предельная полезность блага будет выше, чем MUx, и, следовательно, правая часть выражения превысит левую. Равновесие потребителя в этом случае будет нарушено. Для его восстановления потребитель увеличивает потребление товара y либо сокращает потребление товара х.

Уравнение может быть преобразовано в уравнение равновесного спроса отдельного потребителя:

Правая его часть отражает соотношение цен двух товаров. Цены устанавливаются рынком и не зависят от действий отдельного покупателя; левая часть уравнения отражает субъективные оценки покупателя, что подвластно его контролю.

Изменение цен, т.е. изменение их соотношения, вызывает изменение соотношения правой и левой части уравнения, т.е. изменение цен вызывает изменение предпочтений.

Уравнение носит универсальный характер – оно справедливо для групп населения или домохозяйств с различным уровнем дохода. Если доход потребителя и цены на товар y (или все остальные товары) остаются неизменными, то равенство нарушается. При падении цены товара х выражение примет вид:

Чтобы добиться равенства, домохозяйства начнут в больших количествах приобретать товар х, и это приведет к снижению MUx, так как количество товара Qх возрастает. Предельная полезность товара х будет снижаться до тех пор, пока не восстановится равенство. Таким образом, снижение цены товара увеличит величину спроса этого товара для всех потребителей, что объясняет отрицательный наклон кривой спроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.