КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные дидактические принципы обучения в школе
Организационные принципы обучения. Принципы обучения черчению Принципы обучения черчению подразделяются на организационные и дидактические. • Оптимальная программа по учебному курсу. - Существует сложнейший вопрос учебного процесса - определение действительно необходимого объема знаний, которые должен приобрести ученик в процессе обучения. Возможность передачи как можно большего объема информации за ограниченное время требует от учителя постоянного совершенствования методики преподавания. • Программа графических действии и операций - система развития знаний, умений. навыков в работе с различными типами современных чертежных средств для выполнения чертёжно - технической документации. Это эффективная взаимозависимость содержания учебной программы и насыщенности ее графическими и практическими заданиями. Учитель должен соблюдать системный подход в выборе методов и способов оформления чертежей, творчески подходить к своей работе. • Программа обучающей деятельности - Обучаемость - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся усвоения учебной информации, их способности к выполнению учебных заданий, решению задач, выполнению различных типов контрольных работ и тестов и к самоконтролю. Технические приемы, применяемые в учебном процессе - это средства обучения и контроля. Необходимо применять технические средства обучения. Для повышения качества обучения необходимо, чтобы у учащихся на уроках постоянно был учебник, а также справочники в классной библиотеке. Но учебник надо использовать рационально. Очень важно уделять особое внимание контролю за умением учащихся самостоятельно работать с литературой, привитию учащимся навыков планирования и самоконтроля, умения пользоваться оглавлением, сносками, примечаниями, алфавитным и предметным указателями; составлять конспекты.
В современной дидактике выработаны единые основные требования к организации обучения, его содержанию, формам и методам. Эти требования получили название дидактических принципов. Принцип в дидактике - это основное, исходное требование, предъявляемое к процессу обучения с целью рационального и эффективного осуществления. В педагогике прочно установились следующие дидактические принципы: 1) научность; 2) систематичность; 3) связь теории с практикой (в нашем случае политехнический принцип); 4) сознательность и активность учащихся; 5) наглядность; 6) прочность усвоения знаний учащимися; 7) доступность; 8) единство и оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения. Рассмотрим кратко наиболее важные стороны каждого принципа. 1. Ведущим принципом в процессе обучения черчению является политехническая направленность. Это предполагает овладение учащимися специальными техническими знаниями, такими как: • основной терминологии (название измерительных и чертёжных инструментов, изображений, приспособлений, отдельных частей деталей, узлов, машин и механизмов и так далее); - элементарными знаниями по материаловедению (основные механические свойства материалов: пластичность, ковкость и др.) • знание основ технологии изготовления изделий из различных материалов (ковка, литьё, резание, штамповка); • знакомство с конструкцией простейших машин, механизмов, отдельных частей и деталей (их назначение и принцип действия). Кроме того, политехническая направленность обучения черчению предполагает овладение учащимися практическими навыками и умениями, необходимыми для работы на производстве. Учащиеся приобретают навыки обращения с инструментами (линейка, штангенциркуль), умения выполнять геометрические построения, наглядные изображения, простейшие чертежи деталей и так далее. Кроме того, задания на конструирование, моделирование, на применение различных способов преобразований и реконструкций изображений развивают творческие способности.
2. Следующий принцип, характеризующий содержание обучения черчению, является принцип научности, то есть теоретическая основа. Практическое осуществление принципа научности предполагает изучение методов изображений, соответствующий терминологии основных понятий. Важным является знакомство с такими методами, как метод проектирования, художественного конструирования, применение компьютерной техники, машинного моделирования, машинной графики. Особенностью предмета "Черчение" является то, что его усвоение осуществляется через познание признаков и свойств реальных предметов, их взаимосвязи и взаимоотношений. В результате делается заключение об элементарном составе всякого изображения, представляющего собой сочетание плоских геометрических образов; прямых, кривых, ломаных линий и их комбинаций (углы, геометрические фигуры, лекальные кривые и циркульные кривые). В конечном итоге учащиеся смогут сделать вывод том, что все окружающие нас предметы состоят из комбинации геометрических тел, а точка, линия - это элементы изображений. Принцип научности реализуется и в применении условных графических и буквенных обозначений, установленных ГОСТами ЕСКД. Научность в обучении черчению достигается, если учащимся объясняется не только как что-то осуществляется, но и почему, каким способом. 3. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность предполагает установление определённой периодичности учебных занятий,, которая в свою очередь позволяет реализовать другой дидактический принцип - последовательность изучений курса: логику его построения, изучение материала от простого к сложному. Этот принцип предполагает, что учитель подбирает материал в определённой последовательности, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям как отдельных учащихся так и всего класса в целом.
Системность в изложении черчения реализуется через показ элементов черчения в системе других учебных дисциплин: математики, трудового обучения, изобразительного искусства. Последовательность предполагает связь нового с пройденным. Излагая материал по частям, выделяя главное и показывая общую идею можно приобщить учащихся к анализу, обобщению изучаемых фактов. Этот принцип (последовательности и систематичности) требует от учителя умелого подбора чертежей для чтения и деталей для эскизирования графических работ. 4. Принцип сознательности и активности нацеливает учителя на формирование у учащихся сознательного усвоения графических знаний умений и навыков. Этот принцип предполагает такую организацию занятий, чтобы учащиеся активно воспринимали изучаемый материал, анализировали его и обобщали. В процессе обучения необходимо использовать разноплановые задачи, которые 5. Принцип наглядности обеспечивает лучшее усвоение материала учащимися. В настоящее время реализация эго принципа открывает всё большие возможности, На занятиях можно использовать не только таблицы, плакаты, модели, детали, узлы, но и различную проекционную аппаратуру, кино, телевидение, ЭВМ. 6. Принцип прочности усвоения знаний выражается в таком обучении, при котором учащиеся могли бы воспроизвести изученный в своей памяти материал и использовать его как в учебных, так и практических целях. Этот принцип непосредственно связан со всеми перечисленными принципами. Ведь прочность усвоения учащимися знаний по черчению зависит от различных факторов: от методики изложения учебного материала учителем, от активности самих учеников, от их желания преодолеть трудности, возникающие в процессе обучения. В памяти учащихся необходимо восстанавливать те понятия и темы, которые служат основой для усвоения нового материала, который должен быть прочно связан с ранее изученным. Повторение учебного материала не должно быть однообразным, иначе это может привести не к усвоению, а к торможению. Повторение должно быть осмысленным вспоминанием и включать элементы новизны.
7. Принцип доступности обучения, требует, чтобы содержание и методы обучения соответствовали возрастным особенностям учащихся и уровню их развития. Важным здесь является развитие пространственных представлений и умении видеть форму предмета. Необходимо следовать правилам обучения: 1) от легкого к трудному; 2) от известного к неизвестному; 3) от простого к сложному. 8. Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения направлен на учёт индивидуальных особенностей учащихся при коллективной работе на уроках. Индивидуализация учебного процесса позволял регулировать процесс учёбы школьников в зависимости от уровня знаний и способностей каждого из них. В то же время коллективная работа обеспечивает рациональное использование учебных помещений; она усиливает воспитательное значение обучения, формирует коллективные навыки труда. Для успешной реализации этого принципа необходимо использование сборников задач, карточек-заданий с упражнениями различной сложности, а также разнообразные виды деятельности на уроках. При организации учебной деятельности будущему учителю черчения (графики) необходимо знать не только принципы обучения: важным является вопрос о выборе наиболее эффективных методов учебной работы.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 4043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |