Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Происхождение и функции психики




Теоретический материал по теме

 

Вопросы структуры и функции психики неотъемлемы от проблемы ее происхождения. По этому поводу существует несколько точек зрения.

1. Идеалистическая, основанная на божественном происхождении души: психическое (душа) не зависит от биологического (тела, как вместилища души)

2. Дуалистическая, уравнивающая два начала в человеке: психическое (идеальное) и биологическое (материальное), которые развиваются параллельно и в некоторой степени связаны друг с другом

3. Материалистическая, рассматривающая психику как свойство эволюционировавшей высокоорганизованной живой материи.

 

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению по этому поводу, хотя отечественные психологи придерживаются материалистической точки зрения.

Определение понятия «психика» было рассмотрено выше. Из него следует, что:

1) психика – это свойство только живой материи, причем именно высокоорганизованной;

2) главная особенность психики – способность отражать объективный мир в виде собственного (субъективного) образа – психического образа;

3) благодаря психике живая материя способна реагировать на воздействие объектов окружающей среды, то есть, получая информацию из внешней среды, регулировать внутреннюю.

 

Таким образом, основными функциями психики являются отражение и регулирование.

Рис. 3. Основные функции психики

 

Все живые организмы обладают определенными психическими возможностями разного уровня сложности. Выделяют несколько форм активности живого:

1) тропизмы (от греч. «tropos» - поворот, направление) – изменение направления движения частей растений под воздействием биологически значимых раздражителей (света, химических веществ, притяжения земли):

2) таксисы (от греч. «taxis» - порядок, расположение) – врожденная способность к пространственной ориентации живых организмов в сторону жизненно необходимых элементов окружающей среды (положительные таксисы), либо от неблагоприятных (отрицательные таксисы);

3) инстинкты (от лат. «instinctus» – побуждение) - генетически запрограммированные поведенческие акты, характерные для данного биологического вида и проявляющиеся в соответствии с определенными условиями, независимо от изменений окружающей среды;

4) рефлекс (от лат. «reflexus» - отраженный) – ответная реакция живого организма, обусловленная воздействием факторов внешней или внутренней среды на анализатор.

 

Элементарная способность избирательно реагировать на воздействие внешней среды проявляется уже у одноклеточных и у растений и называется раздражимостью. Раздражимость проявляется в виде тропизмов и таксисов.

В результате усложнения условий жизни у живых организмов возникают более сложные анатомические структуры и сложные формы реагирования, называемые чувствительностью. Чувствительность свидетельствует о способности к ощущениям. По мнению А.Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Способность к ощущениям может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление процессов поведения, как нового типа приспособления к окружающей среде. Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды[14].

В процессе отражения и регулирования субъект может проявлять разную степень активности. Поэтому различают активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование. Если субъект осуществляет осознанную, целенаправленную деятельность, то она считается активной. Реактивной является деятельность, при которой волевые усилия не предпринимаются и цели не ставятся, так как она всегда вынужденная, инициированная условиями внешней среды.

У высокоорганизованных животных вырабатывается гибкая программа поведения, соединяющая в себе активные и реактивные формы деятельности с преобладанием первой. Наиболее высокоразвитые животные способны на интеллектуальные действия. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который способен не только реагировать на изменения окружающей среды, но и формировать осознанное целенаправленное поведение. Такая возможность обусловлена наличием у человека сознания.

Таким образом, можно выделить 4 основных уровня развития психики:

1. Раздражимость.

2. Чувствительность (ощущения).

3. Поведение высших животных (внешне обусловленное поведение).

4. Сознание человека.

 

Процесс формирования сознания у каждого человека индивидуален, происходит поэтапно, продолжается на протяжении длительного времени и обусловлен как генетическими, так и социальными факторами.

Основной принцип развития психики – зависимость ее развития от образа жизни живого организма. При этом не только строение определяет функцию, но и функция – строение[15].

В ходе развития возможные для данного индивида формы поведения, его образа жизни зависят от уровня развития мозга. В свою очередь, образ жизни обусловливает строение мозга и его функций. Это означает, что целенаправленная деятельность способна влиять на развитие тех или иных зон мозга, а также его возможностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.