Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод литературно-художественного чтения




Методика воспитательного чтения Ц.П. Балталона.

В начале 20 века возникло одновременно три метода:воспитательное чтение Ц.П. Балталона, литературно-художественное чтение, творческое чтение.

Ц.П. Балталон выступал против объяснительного чтения, считая, что оно противоречит психологии ребенка, которого, прежде всего, интересует целостное содержание, а не части. Прерывая чтение мелкими вопросами разрушается восприятие литературного произведения и ослабевает воспитательное воздействие литературы.

В 1901 году в работе «Воспитательное чтение как основа преподавания русскому языку в семье и школе» он раскрыл принципиальные положения обучения чтению по методу воспитательного чтения:

1. Был против хрестоматий, так как в ней печатались адаптированные тексты, сокращенные, и они не могут оказать воспитательное воздействие, так как разрушен целостный мир, который создал художник слова. Поэтому полезно издавать отдельные брошюры детской художественной и научно-познавательной литературы.

2. Критиковал систему логического чтения и утверждал, что даже плохо читающий восьмилетний ребенок способен слушать «живое чтение учителя» и переживать читаемое. Поэтому по его методу учитель на уроке должен читать произведение, а затем детям давалась возможность сделать письменные заметки по прочитанному, и наметить план рассказа. Затем следовал урок-беседа, на котором учитель и дети делились впечатлениями о прочитанном. Дети воспроизводили основные эпизоды, а учитель давал комментарии. Потом делалась оценка жизненных явлений в тексте, обсуждалось воздействие произведения на учащихся. Уделялось внимание изложению прочитанного в письменной форме, и исправлялись ошибки, слог.

3. Ц.П. Балталон утверждал, что необходимо подбирать произведение соответственно возрасту и развивать детей. Не рекомендовал произведений, содержащих дополнительные исторические знания, утверждал, что дети этого возраста не могут оценивать язык автора, воспринимать образный строй произведения и читательского опыта. Его метод воспитательного чтения не закрепился в школьной практике, так как он не решал всех задач, стоящих перед начальным обучением чтению.

 

В XIX веке появился ещё один метод. Его сторонники ставили целью – эстетическое воспитание, формирование эстетического вкуса, активизация интереса к литературе как искусству слова. В центре этого метода ставилась теория словесности. Авторский коллектив – Н.Л. Бродский, Е.Д. Домашевская, Н.М. Мендельсон, Л.Н. Реформаторский, И.М. Соловьев, Н.П. Сидоров – создал учебную книгу «Наш мир» (1916). Структура книги соответствовала литературоведческим понятиям, с которыми должны были познакомиться дети:

1-й раздел - поэзия и проза; 2-й - образцы сочинений разных типов: описание, повествование, рассуждение; 3-й - пропедевтический, готовящий к изучению главных родов поэзии: эпоса, лирики, драмы; 4-й - эпос; 5-й - лирика; 6-й - драма; 7-й - поэт и поэзия: письма, мемуа­ры, научная проза по литературе. Цель последнего раздела - рас­крыть перед учениками сам процесс литературного творчества, по­казать способы художественного познания мира. Очень тщательно были отобраны произведения для чтения: во-первых, исключались тексты познавательного характера (которые принято обозначать термином деловая статья); во-вторых, предъявлялись образ­цы русской классической литературы - Пушкин, Лермонтов, Го­голь, Толстой и др.; в-третьих, предлагались лучшие произведения поэтов близкой эпохи - К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Блока; нако­нец, в-четвертых, составители хрестоматии сознательно не включали в книгу произведения так называемой «текущей литературы», так как последние еще не прошли проверку временем и не стали объектами, целесообразными для школьного изучения. Подчеркивая ведущую роль теории в системе обучения, представители литературно-худо­жественного направления справедливо считали, что при работе в классе теория должна вырастать из литературных фактов, должна быть обобщающим моментом в деятельности детей с текстами кон­кретных произведений. Некоторые педагоги придавали исключительное значение самостоятельности детей и считали недопустимым любое вмешательство в процесс чтения ребенком худо­жественного произведения. Разъяснения учителем литературных образов расценивалось как навязывание ребенку взрослой точки зрения.

Один из видных представителей литературно-художествен­ного чтения - А.Я. Острогорский - наряду с задачами лите­ратурного образования выдвигал идеи глубокого изучения рус­ского языка, его образной силы, многообразия и красоты. В хрестоматию «Живое Слово» А.Я. Острогорский включил лучшие произведения русской классической литературы, доступные ма­ленькому ребенку по возрасту и развитию, способные «воз­будить в нем добрые чувства» (Острогорский А.Я. Живое Слово: Книга для изучения родного языка. - 4.1. - Пг., 1918. -Предисловие к 1-му изд. - С. V). Все тексты «Живого Слова» представляют собой законченные оригинальные (непереводные) целостные произведения без сокращений и переделок. Руково­дствуясь установкой на изучение языка, автор включил в учеб­ную книгу большое количество словарных упражнений, которые могли помочь детям осознать жизнь слова в конкретных рече­вых ситуациях: пословицах, загадках.

Методисты литературно-художественного чтения в основном ориентировались на младшие классы гимназии, поэтому за рам­ками их внимания остались самые первые годы обучения ребенка чтению, когда он учится озвучиванию и осознанию озвученного текста. Однако А.Я. Острогорский предупреждал: «Ученик, кото­рого в младших классах постоянно держали на мертвом формаль­ном материале грамматических правил и скучного «объяс­нительного чтения», в большинстве случаев не способен уже по­нимать красоты русской речи, в нем трудно возбудить и развить любовь и интерес к литературе» (Там же.- C. IV-V).

В системе литературно-художественного чтения большое зна­чение придавалось активности самих детей (не случайно в хресто­матии «Наш мир» последний раздел приоткрывал детям секреты творческой деятельности писателей). Учащимся предлагались, например, такие задания:

- рассмотреть пословицу с двух сторон: со стороны буквального смысла и поэтического иносказания - Близок локоток, да язык короток;

- определить образы, заключенные в следующих словах: молоко на губах не обсохло; держать ухо востро и т.п.;

- написать сочинение на тему: «Небо днем и ночью», «Наша улица в разные моменты дня», «Смешной случай в моей жизни».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 4716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.