Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные интеллектуальные операции




Зельц вычленяет несколько главных интеллектуальных опера­ций, различные комбинации которых образуют методы решения задач. В зависимости от содержания задачи в этой комбинации ведущее значение может иметь одна из основных операций.

В простых случаях она может даже исчерпывать все содержание метода. Каждая из основных операций в свою очередь состоит из нескольких частных. Одни из этих частных интеллектуальных действий характерны преимущественно для данной главной опе­рации, другие могут входить или необходимо входят в несколько основных операций.

Основными интеллектуальными операциями являются сле­дующие: дополнение комплекса, абстракция и репродукция сход­ства. Однако выделение этих операций в качестве основных не вытекает из всего содержания работ Зельца. Даже принимая во внимание крайнюю специфичность и ограниченность его экспериментального материала, нельзя не заметить, что содержание протоколов и комментарии к ним экспериментатора не уклады­ваются в рамки этих трех операций. В частности, в протоколах решения всех задач обращает на себя внимание обширная ана­лизирующая деятельность испытуемых. Об этом говорит и сам Зельц. Так, решая задачу на нахождение целого, испытуемые постоянно возвращаются к анализу данного предмета или поня­тия. Пытаясь найти соподчиненное или родовое понятие, они анализируют снова исходное понятие. Эта операция анализа ле­жит по необходимости в основе решения задачи на нахождение части. В определенной мере содержание этой операции сливает­ся у Зельца с содержанием действия абстракции, когда Зельц говорит об «абстрактивном анализе». Но тем не менее анализ как таковой не представлен в качестве самостоятельной операции.

У Зельца вообще не фигурирует операция синтеза. Но в то же время нельзя не заметить, что выдвигаемое Зельцем на перед­ний план «дополнение комплекса» является одной из форм син­тетической деятельности.

Протоколы опытов Зельца содержат также большой матери­ал, касающийся процесса обобщения. В частности, решая задачи на родовое понятие, испытуемые создают очень интересные обоб­щения. Не зная названий этих обобщений, они сами конструиру­ют их. Какая-то часть этой операции получает отражение во вво­димой Зельцем третьей основной операции — «репродукции сходства».

Таким образом, Зельц приближается в своей классификации интеллектуальных операций к выделению действительно фундаментальных умственных действий. Но он вычленяет либо наиболее сложные их формы (дополнение комплекса, абстракцию), включающие взаимодействие различных иных операций, либо очень частные (репродукцию сходства).

Рассмотрим отдельно состав и условия функционирования каждой из основных интеллектуальных операций, выделенных Зельцем.

Дополнение комплекса

 

Некоторые общие условия и характеристики этой операции уже были указаны при анализе взглядов Зельца на мышление как ре­шение задач. Напомним, что всякое решение задач Зельц опреде­ляет как дополнение комплекса — схемы с брешью, причем свой­ства этой последней косвенно определяются через отношения и свойства заполненных частей схемы.

Взятое как общая характеристика процесса решения задач дополнение комплекса, включает все три упомянутые выше интеллектуальные операции. Выделяя же дополнение комплекса в качестве частной операции, Зельц ставит вопрос о детальном составе той деятельности, содержание которой составляют по­пытки выйти за пределы известного, непосредственно данного в задаче, связать неизвестное с известным. Действия человека, Подготавливающие эту деятельность и направленные на анализ и абстракцию того, что известно в задаче, образуют лишь фон для рассмотрения операции дополнения комплекса.

В зависимости от конкретного содержания задачи эта опера­ция может выступать как дополнение пространственно-времен­ного и понятийного комплекса. От содержания задачи зависит и состав частных операций, входящих в дополнение комплекса.

В первом случае, где в задаче определяющими являются пространственно-временные отношения, а известные предметы даны в конкретной форме, первой частной операцией Зельц считает «порождение представления», или «визуализацию» данного предмета. Таким образом, согласно взглядам Зельца, представ­ление возникает не просто потому, что между ним и словом-раз­дражителем существует ассоциативная связь. Появление пред­ставления, напротив, является специфической умственной опера­цией, актуализирующейся потому, что в прошлом опыте эта операция помогала решению определенных задач и оказалась связана с ними рефлексоидной связью. После этого следует дей­ствие, которое Зельц описывает как перемещение взгляда за пре­делы представляемого предмета и попытку определить окруже­ние этого предмета, исходя из какой-то его характеристики. Если таким путем не удается дополнить комплекс, происходит возвра­щение к данному предмету и дальнейший анализ его свойств. Согласно выделенным заново качествам, строится новое окруже­ние, из которого делается попытка вычленить завершение комп­лекса. При неудаче включается новая операция анализа пред­мета — вариация точек зрения на предмет. Реконструкцию окру­жения каждый раз по различным признакам предмета Зельц считает конкретным воплощением принципа изменения направ­ления мысли, о котором постоянно говорилось в работах Вюрцбургской школы.

 

Абстракция

 

Этой операции Зельц придает очень большое значение. Она охватывает такие важнейшие процессы, входящие в решение лю­бых задач, как выделение различных характеристик предметов и вычленение отношений между членами комплекса. Эта опера­ция выступает в качестве ведущей при решении задач на нахож­дение родового и определение данного понятия.

Как и предыдущая операция (дополнение комплекса), абст­ракция не является однородным, монолитным процессом: она включает ряд частичных операций и вспомогательных приемов. Содержание этих последних и их последовательность зависятот специфики решаемых задач.

Самым общим вспомогательным средством абстракции яв­ляется привлечение ряда понятий (или предметов), сходных с данным, затем сравнение их, анализ и выделение в результата этого в данном раздражителе нужных признаков.

Заслуживающим внимания обстоятельством является тот факт, что абстракция нужных признаков совершается через син­тетический акт соотнесения данного предмета с другими. Этот факт иллюстрирует важное значение той умственной операции, которая впоследствии была названа анализом через синтез.

С точки зрения Зельца, операция абстракции, как и операция дополнения комплекса, носит творческий, продуктивный харак­тер: в результате нее происходит расчленение на признаки ранее недифференцированных понятий и осознание различных отношений между ними.

Рассмотрение содержания данной операции убеждает в том, что она является более частной, нежели дополнение комплекса и непременно входит в последнюю как ее составная часть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.