Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Философия Древнего Востока




Из всех древних цивилизаций философия зародилась и, не прерываясь, далее развивалась только в Китае и Индии.

В Китае переход от первобытной общины к государству завершился в IV тысячелетии до н. э. Ранняя китайская цивилизация дала возникновение городов, сложную социальную иерархию, иероглифическую письменность, становление логически-рассудочного мышления, сравнительно высокий уровень техники. К VII – VI векам до н. э. двухтысячелетняя империя распалась на несколько государств. Наступила «эпоха враждующих царств». Духовным следствием этой социальной катастрофы был протест тонких умов и душ против массового индивидуализма и рассудочности, приведших к раздробленности страны, складывалось требование более человечной, нравственно-разумной жизни. Возникала некая метафизика мировоззрения и нравственности – она и была первой философией. Лао Цзы (VI век до н. э.) учил жить в соответствии с универсальным законом природы, который он называл Дао. При условии, что так будут жить все, включая императоров и их чиновников, в Поднебесной будет порядок и благоденствие.

Конфуций (551 – 479 до н. э.), ученик, но не последователь Лао Цзы, видел средство достижения порядка в обществе в подчинении всех воле императоров и соблюдении традиций предков. Народ обязан любить тех и других или, во всяком случае, демонстрировать любовь через ритуалы («китайские церемонии»). За вклад Конфуция в китайскую культуру его называли «царем философов». Но одновременно и «философом царей».

Явным продолжением восходящих к мифологии идей социально-про=иродной гармонии была школа Мо Цзы («учителя Мо») – Моизм (V в. До н.э.). Моисты пропагандировали любовь в обществе не только «снизу вверх», от низов к вышестоящим структурам, но и «сверху вниз».

В русле идей служения и подчинения человека обществу в IV в. до н. э. сложилась так называемая школа легистов, или законников. Она требовала подчинения людей юридическим законам, издаваемым государством. Неистовым реализатором этой «философии» был император Цинь Ши Хуан (годы правления: 321 – 310 до н.э.).

Таким образом, первая китайская философия носила ярко выраженный мировоззренческий, нравственно-практический характер.

В Древней Индии философия возникает по схеме, напоминающей китайскую. Во II – I тысячелетиях до н. э. на Индийском субконтиненте складываются первые государственные образования – Мохенджо-Даро, Хараппа и другие. В первой половине II тысячелетия до н.э. их уничтожили белые пришельцы – наши славные арийские предки. Сложилась тысячелетняя брахманская империя (брахманы – жрецы, управлявшие арийскими племенами). Идеология, культура этой эпохи была основана на Ведах – религиозно-бытовых текстах, являвшихся подробными «конституциями» жизни каждого человека. В недрах этих текстов имеются общемировоззренческие, философские моменты. В VII – VI веках до н. э. происходит так называемая кшатрийская революция (кшатрии – сословие воинов в арийском обществе). Сословие воинов оттеснило брахманов от власти, в результате чего образовалось более 20 независимых государств, боровшихся с брахманским наследием. Моментами «идейной революции» этой эпохи является возникновение целого ряда антиведических философско-этических школ. Крупнейшие из них – Буддизм, Джайнизм и Чарвака-локаята.

Буддизм похож на европейский протестантизм XVI века. Буддисты не протестуют против ведической религии, они только против иерархии тунеядцев-брахманов как «посредников» между человеком и миром богов, где душа человека после его смерти может найти освобождение от «земных страданий». С религией сохраняются в буддизме и философские моменты древних Вед. Буддизм – это массовая, низовая, направленная против брахманства идеология. Джайнизм (от слова Джин – победитель) – это явно идеология кшатриев. Она в принципе подобна буддизму, отличаясь от него разве что большей регламентацией поведения индивидуального человека на пути к «спасению» его души от страданий. Чарвака-локаята (в основе учения – «четыре слова»: огонь, вода, земля и воздух) – это идеология, скажем так, продвинутой интеллигенции. Это последовательно материалистическое и атеистическое учение с соответствующими рекомендациями человеческому поведению. Не нужны не только брахманы, но и сама религия вед. Нет и души, которую надо спасать от мучений после смерти человека. Есть только четыре природные стихии, из которых состоит человек, и с его смертью исчезает не только тело, но и душа. На фоне всеобщей мистики потусторонних миров и страха перед смертью чарваки были «единственными трезвыми среди пьяных» (А.Н. Чанышев).

 

В. Философия досократиков

Первых греческих философов называли «физиками», поскольку они пытались понять сущность природы (по греч. – Физис). Представители Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) полагали, что все многообразие вещей и явлений возникает из единой материальной осно­вы (вода, воздух, беспредельное начало – «апейрон»). Гераклит и элеаты исследовали природу движения, приходя при этом к противоположным выводам: у Гераклита движение – главная черта бытия, у элеатов дви­жение – видимость, в своей сущности бытие неподвижно. Пифагор пола­гал, что количественные отношения (числа) являются сущностью вещей, тем самым закладывал основы идеалистического направления в философии.

Таким образом, первые греческие философы стремились выяснить, что существует в действительности, оставаясь неизменным во всех изменчивых формах, а что существует только по видимости.

Уже у первых философов формировалась категория мудрости как сущностного знания и необходимости «любви к ней» - то есть необходимости следовать ей, а не рассудочным «мнениям». Философия с самого своего возникновения претендовала на функцию универсального учительства жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.