Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение процесса подготовки пловцов. ТАБЛИЦА 15.15 Примерный объем тренировочной работы и соревновательной практики на этапе специ­ализированной базовой подготовки (за год)




ЧАСТЬ 4



 


ТАБЛИЦА 15.15 Примерный объем тренировочной работы и соревновательной практики на этапе специ­ализированной базовой подготовки (за год)


 

 

Параметры Мужчины Женщины
50, 100, 200 м 400, 1500 м 50, 100, 200 м 400, 800 м
Общий объем работы, ч 400-700 450-800 400-700 450-800
Объем работы на суше, ч 150-200 150-200 150-200 150-200
Объем работы в воде, ч 300-500 350-700 300-500 350-700
Объем плавания, км 800-1800 1200-2000 1000-1800 1300-2000
Количество 300-450 300-450 300-450 350-500
тренировочных занятии        
Количество соревнова- 30-60 30-40 30-60 30-40
тельных стартов        

Примечание. Нижняя граница характерна для начала этапа, верхняя — для его окончания.


В начале третьего этапа преиму­щественное место еще занимает общая и вспомогательная подготов­ка, а во второй его половине подго­товка в значительной мере специа­лизируется и примерное соотноше­ние ее общего, вспомогательного и специализированного компонентов составляет 20:40:40. На рассматри­ваемом этапе уже, как правило, окончательно определяется специа­лизация пловца.

На этом этапе широко использу­ются средства, позволяющие повы­сить функциональный потенциал организма пловцов без применения большого объема работы, макси­мально приближенной по характе­ру к соревновательной деятельнос­ти, еще больше дифференцируется подготовка пловцов, предрасполо­женных к спринту и длинным дис­танциям. В юношеском возрасте пловцы легко справляются с рабо­той аэробной направленности, в ре­зультате чего у них резко повыша­ются возможности соответствую­щего энергообеспечения и на этой основе спортивные результаты. Од­нако для тех, кто морфофункцио-нально предрасположен к скорост-но-силовой и координационной ра­боте, такая подготовка часто стано­вится непреодолимым барьером на пути к высокому мастерству. Соот­ветствующее препятствие во мно­гом создает перестройка мышечной ткани, в связи с которой повыша­ются способности к работе на вы-


носливость и угнетаются способ­ности к проявлению скоростных качеств. Поэтому функциональная подготовка на рассматриваемом этапе предполагает тщательный учет специализации пловца, что, например, обеспечивает трениро­вочная программа, приведенная в табл. 15.16.

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей. Основное содержание этого этапа — максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать предельную мобилизацию функциональных возможностей организма пловцов. Суммарные ве­личины объема и интенсивности тренировочной работы достигают максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах может достигнуть 15 и более, резко расширяется сорев­новательная практика и объем спе­циальной психической, тактичес­кой и интегральной подготовки.

У большинства пловцов резко возрастает (до 70 % и более) доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной рабо­ты и максимума достигают парамет­ры тренировочной работы и сорев­новательной практики (табл. 15.17).

Еще более выражены различия в тренировке спринтеров и стайе­ров. Следует заметить, что некото­рые пловцы достигли высот мастер­ства при значительно меньших



ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки


ТАБЛИЦА 15.16 Основные характеристики 12-недельных тренировоч­ных программ различной преимущественной направленности (этап специализированной базовой подготовки, юноши)


 

 

Параметр подготовки Программа
спринтерская стайерская
Количество дней занятий    
Количество занятий в воде    
Количество занятий на суше    
Общий объем работы, ч ПО  
в том числе в воде, ч    
Общий объем плавания, км    
в том числе    
аэробной направленности, км аэробно-анаэробной, км анаэробной гликолитической, км анаэробной алактатной, км Общий объем работы на суше, ч 100 (58,8 %) 36 (21,2 %) 22 (12,9 %) 12 (7,1 %) 160 (72,7 %) 40 (18,2 %) 15 (6,8 %) 5 (2,3 %)
в том числе для развития аэробной выносливости (бег, гребля и т.п.), ч 20 (22,2 %) 40 (50 %)
скоростных способностей, ч скоростной силы, ч максимальной силы, ч 8 (8,8 %) 4 (4,4 %) 4 (4,4 %) 2 (2,5 %)
силовой выносливости, ч гибкости, ч координационных возможностей (в ос­новном спортивные и подвижные игры), ч 4 (4,4 %) 20 (22,2 %) 30 (33,3 %) 8 (10,0 %) 20 (25,0 %) Ю (12,5 %)

 


ТАБЛИЦА 15.17 Параметры тренировоч­ной работы и соревнова­тельной практики на этапе максимальной реа­лизации индивидуальных возможностей (по данным опроса 200 сильнейших пловцов мира 1980-2000 гг.)


 

 

Параметр Мужчины Женщины
За неделю За год За неделю За год
Общий объем работы, ч 35-38 1400-1550 36-40 1400-1600
Объем тренировки на суше, ч 8-10 300-350 8-10 300-350
Объем плавания, км 100-120 2900-3200" 100-110 2800-3000х
Объем силовой подготовки, ч 6-8 180-200 5-7 150-170
Количество дней занятий 6-7 290-310 6-7 290-310
Количество тренировочных 15-18 550-600 15-18 550-600
занятии        
Количество соревновательных 6-7 120-150 6-7 120-150
стартов, включая тестовые        
упражнения, выполняемые с        
соревновательной скоростью        

"Указанные величины характерны для специализирующихся на средние и длинные дистанции; у спринтеров максимальный объем плавания составляет 70 — 80 % представленных величин.


нагрузках. Этому способствовало рациональное использование их природных данных и существенное сокращение работы, которая не могла привести к ощутимому росту функциональных возможностей конкретного пловца. Например, чемпион Европы С. Карон (Фран­ция) выполнял в два раза меньший объем тренировочной работы, чем


олимпийские чемпионы М. Бионди (США) и Й. Войте (ГДР), чемпион мира Р. Хенкель существенно мень­ший, чем олимпийский чемпион В.Сальников (рис. 15.17).

Принципиально обеспечение условий, при которых период мак­симальной предрасположенности пловца к достижению наивысших результатов (подготовленный ходом



ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов



Рис. 15.17

Объем тренировочной рабо­ты (за год): 1 — олимпий­ского чемпиона В. Сальнико­ва (результат на 400 м вольным стилем — 3.48,10) и 2 — чемпиона мира Р. Хенкеля (результат 3.48,30)


естественного развития организма и адаптационных преобразований в результате многолетней подготовки) совпадает с периодом наибольших нагрузок.

Продолжительность и особен­ности подготовки на рассматривае­мом этапе во многом зависят от особенностей формирования мас­терства пловцов различного пола и специализации. Мастерство спорт­сменок возрастает несколько быс­трее, чем у спортсменов и при этом у стайеров несколько быстрее, чем у спринтеров, что находит наи­более емкое отражение в упомя­нутых отличиях возраста наивыс­ших достижений.

В каждом отдельном случае продолжительность этапа является основой для выбора стратегии подготовки к высшим достиже­ниям, особенно в тех случаях, где достижению вершин мастерства предшествуют, как правило, че­тырех—пятилетние, а иногда и бо­лее длительные выступления на высоком уровне, и в тех видах, где пловцы нередко в течение двух— трех лет переходят от уровня мас­тера спорта до мировых рекордов и побед в крупнейших соревнова­ниях.

Характеризуя особенности под­готовки пловцов высокого класса в течение года, следует отметить тен­денции ее изменения в 80-е и осо­бенно в 90-е годы.


Прежде всего увеличилось ко­личество макроциклов в течение го­да, а период непосредственной под­готовки к главным соревнованиям года приобрел черты отдельного макроцикла. Существенно сократи­лись подготовительные периоды (в особенности их общеподготови­тельные этапы) и возросла продол­жительность соревновательных. У большинства сильнейших пловцов общая продолжительность соревно­вательных и подготовительных пе­риодов примерно сравнялась. При­чем даже на общеподготовительном этапе подготовительного периода основное место занимают средства вспомогательной и специальной подготовки.

Все чаще сильнейшие пловцы в качестве подготовки к главному старту сезона используют серии со­ревновательных стартов. Большин­ство сильнейших пловцов 80 —90-х годов участвовали за год в 60 — 70 соревнованиях, стартуя при этом от 100 до 140 раз.

На этапе максимальной реали­зации индивидуальных возможнос­тей широко планируются уже ударные микроциклы с особенно большой нагрузкой на организм и серии соревновательных микроцик­лов, в ходе которых пловец практи­чески беспрерывно участвует в сос­тязаниях. Распространенным вари­антом планирования мезоциклов является чередование серий ударных или соревновательных микроциклов с восстановительны­ми, в которых широко применяют­ся средства восстановления и ак­тивного отдыха.

На этом этапе широко реализу­ются всевозможные внетрениро-вочные и внесоревновательные факторы, повышающие эффектив­ность подготовки пловцов — раз­личные средства восстановления и стимуляции работоспособности, в том числе горная подготовка и под­готовка в условиях искусственной гипоксии (ее, в частности, широко использовали сильнейшие пловцы ГДР и СССР и теперь используют


 


ГЛАВА 15





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.