Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ломаная кривая спроса




В условиях высокой степени неопределенности олигополисты ведут себя по-разному.

Одни пытаются игнорировать конкурентов и действовать, как будто в отрасли господствует совершенная конкуренция.

Другие, наоборот, пытаются предвидеть поведение соперников и вниматель­но следят за каждым их шагом.

Наконец, некоторые из них считают наиболее выгодным тайный сговор с фирмами-противниками.

 

В реальной действительности могут одновременно встречаться все эти три варианта рыночного поведения.

Поскольку руководство фирмы должно постоянно принимать множество решений, оно прак­тически не в состоянии предсказывать реакцию конкурентов на каж­дое свое действие.

 

Поэтому по многим тактическим вопросам, каса­ющимся второстепенных аспектов, решения принимаются вполне самостоятельно.

С другой стороны, при выработке стратегических решений фирма ведет работу по оптимизации взаимоотношений с соперниками.

Задача экономической теории — изучить правила ра­ционального выбора, привлекая аппарат теории игр.

Каждый «игрок» ищет такой ход, чтобы максимизировать свою выгоду и одновремен­но ограничить свободу выбора у конкурента.

В поисках наиболее «простого» пути фирмы-соперники могут вступить в прямой сговор, договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т. д.

Последний случай наиболее опасен для общества и, как правило, запрещается нормами антимонопольного законодательства.

 

Первый вариант сводится к совершенной конкуренции, тре­тий — в предельном случае — к чистой монополии.

Он может быть изучен как с учетом теории игр, так и без нее. Обычно изучение олигополистического ценообразования начинают с анализа лома­ной кривой спроса.

 

Допустим, на отраслевом рынке конкурируют три (I, II и Ш) фир­мы.

Рассмотрим реакцию фирм II и III на поведение фирмы I.

Возмож­ны две ситуации: когда она повышает цены и когда она их понижает.

В случае, если фирма I повышает цены выше P0 (рис. 8—7а), её спрос изображается кривой D1 выше линии Р0А.

Конкуренты (фирмы II и III) не будут за ней следовать, и их цены либо останутся неизмен­ными, либо вырастут в гораздо меньшей пропорции, как показыва­ет кривая D2 выше линии Р0А.

 

При понижении фирмой I цены ниже Р0 фирмы II и III будут следовать за ней, что показывает кривая D1 ниже линии Р0А.

 

В результате возникает ломаная кривая спроса D2АD1, высокоэластичная выше уровня текущей цены P0 и мало­эластичная ниже нее (рис. 8—7б).

Кривая предельного дохода при этом не является непрерывной и состоит как бы из двух участков — МR2 выше точки В и МR1 ниже точки С.

 

Предложенная модель объясняет относительную негибкость цен при олигополии.

Дело в том, что в известных пределах любое по­вышение цен ухудшает ситуацию.

Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка конкурентами, которые могут перема­нить прежних покупателей фирмы, сохраняя низкие цены.

Пониже­ние цен в условиях олигополии также может не привести к желаемо­му росту объема продаж, так как конкуренты, точно так же понизив цены, сохранят свои квоты на рынке.

В результате фирма-лидер не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. К тому же понижение цены чревато демпинговой ценовой войной.

 

Предложенная модель хорошо объясняет лишь негибкость цен,
но не позволяет определить первоначальный уровень цен и меха­низм их роста.

Последнее легче объяснить сговором олигополистов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.